г. Ессентуки |
|
27 января 2016 г. |
Дело N А63-6078/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 января 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего Параскевовой С.А. (судья-докладчик),
судей: Белова Д.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда по адресу: Ставропольский край, г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу Главного управления МВД России по Ставропольскому краю на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2015 по делу N А63-6078/2015 (судья Филатов В.Е.)
по заявлению федерального государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказское строительное управление" Федеральной службы безопасности России (г. Ессентуки, ИНН 2632019360)
к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Лермонтову Ставропольского края (ИНН 2629000369)
и Главному Управлению МВД России по Ставропольскому краю (г. Ставрополь)
о признании незаконными действий по аннулированию (прекращению) регистрации транспортного средства, об обязании восстановить регистрацию транспортного средства и взыскании расходов по уплате госпошлины в сумме 3 000 руб.,
в судебном заседании участвует представитель федерального государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказское строительное управление" Федеральной службы безопасности России - Беров Н.О. по доверенности N 19/24-54 от 25.01.2016,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Ставропольского края поступило заявление государственного унитарного предприятия "Северо-Кавказское строительное управление" Федеральной службы безопасности России (далее - заявитель, предприятие) к отделу Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Лермонтову Ставропольского края о признании незаконным действий по аннулированию (прекращению) регистрации транспортного средства ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V, тип транспортного средства - автокран, VIN L5E5H3D3XCA035265, модель, N двигателя WP1D/270 1611K236481, шасси L5E5H3D3XCA035265, цвет бело-красный, год выпуска 2012, экологический класс - четвертый, об обязании восстановить регистрацию транспортного средства и взыскании расходов по уплате госпошлины в сумме 3000 руб.
К участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено Главное управление Министерства внутренних дел по Ставропольскому краю (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2015 требования заявителя удовлетворены. Суд первой инстанции пришел к выводу о том, что возложение на заявителя, как добросовестного приобретателя, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению экологического класса транспортного средства является чрезмерным обременением.
Не согласившись с решением, управление подало апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, вынести по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. В обоснование жалобы апеллянт ссылается на то, что действия МРЭО правомерны, осуществлены в рамках имеющихся полномочий в строгом соответствии с действующим законодательством, основания для удовлетворения требований заявителя - отсутствовали.
Заинтересованные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания, не явились, что в соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не препятствует рассмотрению дела в их отсутствие.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд, повторно рассмотрев дело в пределах доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, проверив правильность применения норм материального и процессуального права, учитывая доводы, содержащиеся в апелляционной жалобе, изучив и оценив в совокупности материалы дела, приходит к выводу, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, а апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что предприятием на основании договора купли-продажи А/012/2012 от 11.03.2012 заключенным с ООО "АВ Техснаб", приобретено в собственность для производственных нужд транспортное средство - ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V, тип транспортного средства - автокран, VIN L5E5H3D3XCA035265, модель, N двигателя WP1D/270 1611K236481, шасси L5E5H3D3XCA035265, цвет бело-красный, год выпуска 2012, экологический класс - четвертый.
В соответствии с установленными в Российской Федерации правовыми предписаниями, 15.05.2012 автокран ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V поставлен на регистрационный учёт в МРЭО ГИБДД, г. Лермонтов.
16.05.2012 заявителю выдано свидетельство о регистрации транспортного средства.
17.04.2015 начальником МРЭО ГИБДД г. Лермонтов, в адрес общества направлено уведомление N 1145, в котором сообщалось, что сертификат соответствия (C-CN.AB23.A/09019) на основании которого произведены регистрационные действия транспортного средства ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V признан прекращенным, в связи с чем регистрационные действия с автокраном ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V, VIN L5E5H3D3XCA035265, 2012 года выпуска, государственный регистрационный знак В248ХО26 и ПТС 28ТХ826595, признаны недействительными.
Считая указанные действия незаконными, заявитель обратился в суд с заявлением.
Согласно пунктам 1 и 2 Положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 15.06.1998 N 711, в редакции Указов Президента РФ по состоянию на 27.10.2011 (далее - Положение о ГИБДД), государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Госавтоинспекция) осуществляет федеральный государственный надзор и специальные разрешительные функции в области безопасности дорожного движения.
Госавтоинспекция обеспечивает соблюдение юридическими лицами независимо от формы собственности и иными организациями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее именуются - граждане) законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм (далее именуются - нормативные правовые акты) по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения, проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья и имущества граждан, защиты их прав и законных интересов, а также интересов общества и государства.
Решения, требования и указания должностных лиц Госавтоинспекции по вопросам, относящимся к их компетенции, обязательны для юридических лиц независимо от формы собственности и иных организаций, должностных лиц и граждан.
Согласно ч. 3 ст. 15 Федерального Закона Российской Федерации от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", в редакции Федеральных законов по состоянию на от 13.07.2015 (далее - Закон N196-ФЗ), допуск транспортных средств, предназначенных для участия в дорожном движении на территории Российской Федерации, за исключением транспортных средств, участвующих в международном движении или ввозимых на территорию Российской Федерации на срок не более шести месяцев, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации путем регистрации транспортных средств и выдачи соответствующих документов. Регистрация транспортных средств без документа, удостоверяющего его соответствие установленным требованиям безопасности дорожного движения, запрещается. В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, отдельные действия по регистрации транспортных средств и выдача соответствующих документов осуществляются в том числе в электронной форме.
В соответствии с частью 4 указанного закона, после внесения изменения в конструкцию зарегистрированных транспортных средств, в том числе в конструкцию их составных частей, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, влияющих на обеспечение безопасности дорожного движения, необходимо проведение повторной сертификации или повторного декларирования соответствия.
В силу подпункта "ж" пункта 12 Положения о ГИБДД Госавтоинспекция для выполнения возложенных на нее обязанностей имеет право: запрещать эксплуатацию автомототранспортных средств и прицепов к ним, тракторов и других самоходных машин в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе со снятием государственных регистрационных знаков, до устранения причин, послуживших основанием для такого запрещения, а также при наличии неисправностей и условий, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а эксплуатацию троллейбусов и трамваев - при наличии неисправностей, предусмотренных соответствующими правилами технической эксплуатации; запрещать эксплуатацию транспортных средств, которые имеют скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов либо государственные регистрационные знаки, а равно при несоответствии маркировки транспортных средств данным, указанным в регистрационных документах.
Согласно пункту 3 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденных Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, в редакции Приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации по состоянию на 13.02.2015 (далее - Правила регистрации), пункту 33 Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения функции по регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним", утвержденным Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 24.11.2008 N 1001, в редакции Приказов Министерства внутренних дел Российской Федерации по состоянию на 13.02.2015 (далее - Административный регламент), не подлежат регистрации в Госавтоинспекции и не принимаются к производству регистрационных действий транспортные средства: изготовленные в Российской Федерации, в том числе из составных частей конструкций, предметов дополнительного оборудования, запасных частей и принадлежностей, или ввозимые на её территорию сроком более чем на шесть месяцев, без представления документов, подтверждающих проведение их сертификации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; конструкция которых или внесенные в конструкцию изменения не соответствуют требованиям действующих в Российской Федерации правил, нормативов и стандартов в области обеспечения безопасности дорожного движения или сведениям, указанным в представленных документах; ранее зарегистрированные в подразделениях Госавтоинспекции и не снятые с регистрационного учета по месту регистрации в порядке, установленном настоящими Правилами; при обнаружении признаков подделки, скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортные средства организациями- изготовителями, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также при наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных); при наличии запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 51 Правил регистрации не производятся регистрация, изменение регистрационных данных, снятие с регистрационного учета транспортных средств и иные регистрационные действия до окончания проверок, осуществляемых в установленном порядке органами внутренних дел, а также при невыполнении требований настоящих Правил и Административного регламента либо в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
При установлении органом внутренних дел, проводящим проверку, обстоятельств, указанных в пункте 3 настоящих Правил, регистрация транспортного средства прекращается (аннулируется) регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства.
Прекращение (аннулирование) регистрации не применяется в отношении транспортных средств, с момента регистрации которых на основании документов, признанных впоследствии поддельными (подложными), либо недействительными, прошло более 5 лет (срок давности). В случае аннулирования регистрации по указанным основаниям до вступления в силу настоящего положения, по заявлению собственника проводится восстановление регистрации транспортного средства. В случае устранения причин, установленных правоохранительным органом и явившихся основанием для прекращения регистрации, восстановление регистрационного учета производится с выдачей новых регистрационных документов и регистрационных знаков, а также паспорта транспортного средства.
В случаях неправомерного прекращения (аннулирования) регистрации транспортного средства в связи с истечением сроков давности восстановление регистрации осуществляется регистрационным подразделением на основании решения главного государственного инспектора безопасности дорожного движения по субъекту Российской Федерации, району, городу и иному муниципальному образованию, в том числе по нескольким муниципальным образованиям, его заместителя либо начальника регистрационного подразделения, его заместителя или иного уполномоченного должностного лица по месту прекращения (аннулирования) регистрации транспортных средств.
В иных случаях, при условии соответствия транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, регистрационный учет может быть восстановлен на основании судебных решений.
В соответствии с пунктами 6 и 9 "Положения о паспортах транспортных средств и паспортах шасси транспортных средств", утвержденных Приказом МВД России, Минпромэнерго России, Минэкономразвития России от 23.06.2005 N 496/192/134, в ред. Приказов МВД России, Минпромэнерго России, ФТС России по состоянию на 17.11.2014 (далее - "Положение о ПТС"), таможенными органами, уполномоченными ФТС России, паспорта выдаются на транспортные средства или шасси, ввозимые в Российскую Федерацию после 01.07.1997 года, а на транспортные средства и шасси с электродвигателем - после 07.08.2008 года.
В случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Российской Федерации, паспорта выдаются таможенными органами на транспортные средства при наличии одобрения типа транспортного средства или свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства и на шасси при наличии одобрения типа шасси. Допускается выдача паспортов на основании одобрения типа транспортного средства и Заключения о соответствии шасси предъявляемым требованиям, выданных до вступления в силу Технического регламента о безопасности колесных транспортных средств, сохраняющих свое действие до истечения срока, на который они были выданы.
Наличие паспорта транспортного средства, оформленного в порядке, установленном главой II указанного Положения, является обязательным условием для регистрации транспортных средств и допуска их к участию в дорожном движении. Бланки паспортов изготавливаются в виде одного листа размером 210 х 297 мм, относятся к специальной продукции, подлежащей строгому учету, имеют отличительные коды субъектов Российской Федерации в соответствии с Перечнем цифровых кодов регионов Российской Федерации, применяемых на бланках паспортов транспортных средств и паспортов шасси транспортных средств (приложение N 1 к настоящему Положению), а также учетные серию, номер и полиграфические средства защиты. При изготовлении паспортов их учетные серии и номера одновременно не повторяются.
Паспорта, выдаваемые таможенными органами и имеющие закрепленные за ними учетные серии, не могут выдаваться подразделениями Госавтоинспекции, организациями и предпринимателями.
Согласно пункту 3 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 22.04.2011 N 5-П "По делу о проверке конституционности положения пункта 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" в связи с жалобой гражданки Шикуновой Г.В." обращаясь к вопросу о защите права собственности лиц, лишенных возможности пользоваться и распоряжаться своим имуществом в связи с ограничениями, возлагаемыми на них как собственников федеральным законом. Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал следующие правовые позиции.
Осуществляя регулирование права собственности и связанных с ним отношений по владению, пользованию и распоряжению имуществом (статья 71, пункты "в", "о" Конституции Российской Федерации), федеральный законодатель должен действовать в рамках предоставленных ему Конституцией Российской Федерации дискреционных полномочий и руководствоваться требованиями её статьи 55 (часть 3), согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства; при этом, исходя из фундаментальных принципов верховенства права и юридического равенства, вмешательство государства в отношения собственности не должно быть произвольным и нарушать равновесие между требованиями интересов общества и необходимыми условиями защиты основных прав личности, что предполагает разумную соразмерность между используемыми средствами и преследуемой целью, с тем чтобы обеспечивался баланс конституционно защищаемых ценностей и лицо не подвергалось чрезмерному обременению; ограничения права собственности в силу статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 8, 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 34 и 35 могут вводиться федеральным законом, если только они необходимы для защиты других конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, отвечают требованиям справедливости, разумности и соразмерности (пропорциональности), носят общий и абстрактный характер, не имеют обратной силы и не затрагивают существо данного конституционного права (Постановления от 16 июля 2008 года N 9-П, от 31 января 2011 года N 1-П и др.).
Вытекающее из взаимосвязанных положений статей 7 (часть 1), 8 (часть 2) и 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации требование о необходимости соотнесения принадлежащего лицу права собственности с правами и свободами других лиц означает, что собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, если они не противоречат закону и иным правовым актам и не нарушают права и законные интересы третьих лиц; тем самым право собственности в пределах, определенных Конституцией Российской Федерации, предполагает не только возможность реализации собственником составляющих это право правомочий владения, пользования и распоряжения имуществом, но и несение бремени содержания принадлежащего ему имущества (ст. 210 ГК РФ); регламентируя содержание права собственности и обеспечивая защиту здоровья, прав и законных интересов других лиц посредством возложения на собственников дополнительных обязанностей и обременений, связанных с обладанием имуществом, федеральный законодатель должен учитывать также особые характеристики находящихся в собственности объектов, использование которых связано с повышенной опасностью для окружающих (Постановление от 31.05.2005 N 6-П).
Отнесение к источникам повышенной опасности транспортных средств обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска в эксплуатацию, в частности; именно поэтому п. 3 ст. 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан (определения от 16.10.2007 N 127-О-О, от 16.10.2007 N 825- О-О, от 01.10.2008 N 670-О-О и др.).
Вместе с тем, названное положение п. 3 ст. 15 Закона N 196-ФЗ, по существу предусматривает ограничение правомочий собственника транспортного средства и является аналогичным тем законоположениям, применительно к которым Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал приведенные правовые позиции, признав недопустимым нарушение баланса конституционно защищаемых ценностей и возложение на собственника чрезмерных обременений.
Таким образом, возложение на заявителя, как добросовестного приобретателя, рисков, связанных с компетентностью соответствующих субъектов, имеющих аккредитацию и осуществляющих исполнение обязанностей по определению соответствия транспортных средств требованиям по обеспечению безопасности дорожного движения, является чрезмерным обременением.
Как следует из материалов дела, согласно паспорту транспортного средства 28 ТХ 826595 выданного Благовещенским таможенным постом 16.03.2012 приобретенный обществом автокран ранее принадлежал ООО "АВ Техснаб", а на территорию Российской Федерации был ввезен ООО "Спец-Пауэр".
Согласно сведениям размещённым на официальном сайте Федеральной службы по аккредитации "Росаккредитация" http://fsa.gov.ru, действие сертификата соответствия C-CN.AB23.A/09019 от 15.03.2012 по решению заявителя 17.12.2012 было прекращено.
Однако ни на момент выдачи паспорта транспортного средства 22.09.2011 Благовещенским таможенным постом, ни на момент рассмотрения дела в Арбитражном суде Ставропольского края сертификат соответствия CN.AB23.A/09019 не признан поддельным (подложным) либо необоснованно выданным - п. 72 в ред. Приказа МВД России N 1044, Минпромторга России N 2302, ФТС России N 2210 от 17.11.2014).
Следовательно, паспорт транспортного средства 28 ТХ 826595 на автокран ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V выдан Благовещенским таможенным постом 16.03.2012 на основании действующего сертификата соответствия CN.AB23.A/09019 (номер бланка 1284999) выданного 15.03.2012 (п.3 ст.15 Закона N 196-ФЗ от 10.12.1995 "О безопасности дорожного движения").
Оснований, по которым действие сертификата соответствия прекращено, в материалы дела не представлено.
Заявителем приобретено транспортное средство, которое в установленном законом порядке прошло таможенное оформление, поставлено на регистрационный учет при наличии паспорта транспортного средства, который был выдан на основании действующего сертификата соответствия, в конструкцию автомобиля после его регистрации в органах ГИБДД не было внесено никаких изменений, не имелось сведений о подделке, скрытии, изменении, уничтожении маркировки, нанесенной на автомобиль, подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортного средства и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также сведений о нахождении автомобиля в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных), не имелось запретов и ограничений на совершение регистрационных действий, наложенных в соответствии с законодательством РФ.
Доказательств, подтверждающих несоответствие автокрана ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V требованиям по безопасности дорожного движения и экологическому классу 4, а также, что сертификат соответствия отозван именно по причине несоответствия технического средства указанному в нем классу экологической безопасности, в материалы дела не представлено.
Кроме того, в материалы дела не представлены доказательства о том, что проводился технический осмотр или иные экспертизы и специалистами запрещено использование указанного транспортного средства или его использование является опасным.
В связи с чем, суд первой инстанции правильно отклонил довод управления о несоответствии технического средства экологическому классу безопасности.
Обстоятельства прекращения действия сертификата соответствия CN.AB23.A/09019 возникли независимо от воли собственника автокрана ZOOMLION ZLJ5322JQZ30V ФГУП "Северо-Кавказское строительное управление" Федеральной службы безопасности России не связаны с какими либо его неправомерными и противозаконными действиями, и никак не могли быть устранены либо улучшены собственником транспортного средства, которое допущено к участию в дорожном движении в установленном законом порядке, без каких либо ограничений и условий управомоченным государственным органом на основании действительных и не содержащих признаков подложности и недостоверности необходимых документов.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.
Нарушений норм процессуального права при принятии обжалуемого судебного акта, являющихся безусловным основанием для его отмены, апелляционной инстанцией не установлено.
Вопрос о распределении судебных расходов, понесенных при подаче апелляционной жалобы управлением, не был предметом рассмотрения, поскольку апеллянт в соответствии со статьей 333.17 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь статьями 228, 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.11.2015 по делу N А63-6078/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.А. Параскевова |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-6078/2015
Истец: ФГУП "Северо-Кавказское Строительное Управление" ФСБ России, ФГУП "СК СУ" ФСБ России
Ответчик: Отдел МВД России по г. Лермонтову
Третье лицо: ГУ МВД России по Ставропольскому краю