город Ростов-на-Дону |
|
26 января 2016 г. |
дело N А32-25768/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 января 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Филимоновой С.С., Соловьевой М.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу арбитражного управляющего Литвинова Евгения Анатольевича
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 02.09.2015 по делу N А32-25768/2015
по заявлению Прокурора Приморско-Ахтарского района
к арбитражному управляющему Литвинову Евгению Анатольевичу
о привлечении к административной ответственности,
принятое в составе судьи Гарбовского А.И.,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Приморско-Ахтарского района (далее - прокурор) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением о привлечении арбитражного управляющего Литвинова Евгения Анатольевича (далее - Литвинов Е.А.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ.
Решением суда от 02.09.2015 заявленные требования удовлетворены, Литвинов Е.А. привлечен к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде штрафа в размере 30 000 рублей.
Решение мотивировано доказанностью наличия в действиях арбитражного управляющего состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствием оснований для применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Не согласившись с принятым судебным актом, Литвинов Е.А. подал в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт. Жалоба мотивирована тем, что правонарушение является малозначительным, арбитражный управляющий вину признал, ранее за аналогичное правонарушение не привлекался. В дополнениях к жалобе Литвинов Е.А. ссылается на отсутствие у прокурора полномочий на возбуждение дела об административном правонарушении по ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ.
Прокурор представил отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. Для обоснования оснований проведенной проверки, прокурор представил копию выписки заседания рабочей группы от 27.03.2015, копию требований о выделении специалистов и копию правки Росреестра.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
В соответствии со статьей 18 АПК РФ в составе суда определением председателя четвертого судебного состава административной коллегии произведена замена судьи Сурмаляна Г.А. в связи с нахождением в отпуске на судью Филимонову С.С.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проводится без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, решением Арбитражного суда Краснодарского края от 14.03.2014 по делу N А32-15187/2013 ООО "Ахтарский прудовый комплекс" (далее - должник) признан несостоятельным (банкротом), в отношении должника открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Литвинов Е.А.
Должностным лицом прокуратуры обнаружены данные, указывающие на наличие события административного правонарушения в действиях управляющего при проведении конкурсного производства в отношении должника, а именно:
1. Сообщения о собраниях кредиторов, назначенных на 17.09.2014 и 16.03.2015, опубликованы 08.09.2014 и 04.03.2015, то есть, с нарушением срока, установленного статьей 13 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон N 127-ФЗ).
2. Сообщение о решениях, принятых на собрании кредиторов 17.12.2014 опубликовано только 25.12.2014 с нарушением статьи 12 Закона N 127-ФЗ.
3. Не исполнена обязанность по своевременному опубликованию сообщения о решениях собрания кредиторов, назначенного на 16.03.2015.
4. В журнале регистрации участников собрания кредиторов от 17.09.2014 отсутствуют сведения о времени регистрации, не указаны данные о документе, подтверждающие полномочия ИП Искакова А.С. и представителя ОАО "Кубаньэнергосбыт".
5. В нарушение статьи 13 Закона N 127-ФЗ участникам собрания кредиторов предоставлен срок для ознакомления с материалами собрания кредиторов менее 5 рабочих дней.
По факту выявленного административного правонарушения вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 30.06.2015 по части 3 статьи 14.13 Кодекса, что послужило основанием для обращения в суд с настоящим заявлением.
Прокуратура, ссылаясь на указанные обстоятельства, обратилось в суд с заявлением.
В соответствии со ст. 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии с ч. 3 ст. 14.13 КоАП РФ неисполнение арбитражным управляющим или руководителем временной администрации кредитной организации обязанностей, установленных законодательством о несостоятельности (банкротстве), если такое действие (бездействие) не содержит уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа на арбитражного управляющего или руководителя временной администрации кредитной организации в размере от двадцати пяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от шести месяцев до трех лет.
Из статьи 28 Закона N 127-ФЗ следует обязанность конкурсного управляющего в установленный пунктом 1 статьи 128 названного Закона срок направить соответствующие сведения для опубликования и обеспечить такое опубликование.
Исполнение названной обязанности невозможно без оплаты лицу, публикующему данные сведения (аналогичный подход изложен в постановлении 15 ААС от 12.04.2012 по делу N А32-22351/2009).
В соответствии с пунктом 4 статьи 13 Закона N 127-ФЗ, сообщение о проведении собрания кредиторов подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в порядке, установленном статьей 28 настоящего Федерального закона, не менее чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов.
Как видно из материалов дела, собрания кредиторов должника назначены на 17.09.2014 и 16.03.2015, однако, в нарушение пункта 4 статьи 13 Закона N 127-ФЗ обязанность по размещению соответствующей информации в ЕФРСБ исполнена 08.09.2014 и 04.03.2015, то есть с нарушением установленных названной нормой права сроков.
В соответствии с абзацем 10 пункта 7 статьи 12 Закона N 127-ФЗ сообщение, содержащее сведения о решениях, принятых собранием кредиторов, или сведения о признании собрания кредиторов несостоявшимся, подлежит включению арбитражным управляющим в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве в течение пяти рабочих дней с даты его проведения, а в случае проведения собрания кредиторов иными лицами - в течение трех рабочих дней с даты получения арбитражным управляющим протокола собрания кредиторов.
Сообщение о решениях, принятых на собрании кредиторов 17.12.2014 опубликовано только 25.12.2014, доказательства своевременной оплаты публикации соответствующего сообщения, не представлены.
Сообщение о собрании кредиторов, состоявшегося 16.03.2015, опубликовано в ЕФРСБ 18.06.2015, то есть с нарушением требований абзаца 10 пункта 7 статьи 12 N 127-ФЗ.
Как верно указал суд первой инстанции, то обстоятельство, что согласно распечатке из сайта ЕФРСБ сообщение, опубликованное 04.03.2015, сформировано 02.03.2015, не подтверждает факт оплаты соответствующего сообщения 02.03.2015 (факт исполнения обязанности по опубликованию сведений).
Отсутствие денежных средств у должника не является основанием для освобождения арбитражного управляющего от исполнения обязанностей; более того, управляющий не представил доказательств того, что денежные средства, необходимые для публикации сообщений, отсутствовали, им принимались все возможные меры для поиска источников финансирования.
Доказательства того, что для своевременного опубликования сообщений имелись иные объективные препятствия, не представлены.
Факт нарушения требований законодательства о банкротстве по пятому эпизоду подтверждается сообщением N 620080, опубликованном в ЕФРСБ 27.05.2015, согласно которому, участникам собрания кредиторов, назначенного на 16.06.2015, предоставляется, возможность ознакомиться с материалами собрания с 10.06.2015, то есть, период для ознакомления составил менее 5 рабочих дней, что не соответствует статье 13 Закона N 127-ФЗ.
Относительно четвертого эпизода суд первой инстанции указал, что с учетом того, что в журнале регистрации участников собрания кредиторов от 17.09.2014 указано время начала и окончания регистрации, неуказание в журнале регистрации документа, на основании которого действует представитель/данных документа, идентифицирующих кредитора - предпринимателя, не могло в данном случае повлечь существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, указанные обстоятельства не могут быть положены в основу судебного акта о привлечении к ответственности управляющего.
Однако, допущенные управляющим нарушения по первым трем эпизодам, по пятому эпизоду образуют состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 Кодекса.
В связи с изложенным, оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о доказанности наличия в действиях Литвинова Е.А. состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 14.13 КоАП РФ, у апелляционной коллегии не имеется.
Арбитражный управляющий Литвинов Е.А. имел возможность для соблюдения требований законодательства о банкротстве, однако не принял все зависящие от нее меры по их соблюдению.
Доводы арбитражного управляющего о том, что у прокурора не было полномочий на возбуждение дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.3 ст.14.13 КоАП РФ, отклоняются апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с пунктом 17 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 суду при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности или дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности необходимо проверять соблюдение положений статьи 28.2 Кодекса, направленных на защиту прав лиц, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, имея в виду, что их нарушение может являться основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности в силу части 2 статьи 206 АПК РФ либо для признания незаконным и отмены оспариваемого решения административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ).
В соответствии со статьей 28.4 Кодекса прокурором возбуждаются дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 5.1, 5.7, 5.21, 5.23 - 5.25, 5.39, 5.45, 5.46, 5.48, 5.52, 5.58 - 5.63.1, 6.19, 6.20, 7.24, частью 1 статьи 7.31, статьями 12.35, 13.11, 13.14, 13.19.1, 13.27, 13.28, статьей 14.13 (за исключением случая, если данные правонарушения совершены арбитражными управляющими), частями 1 и 2 статьи 14.25, статьями 14.35, 14.56, частью 1 статьи 15.10, частью 4 статьи 15.27, статьей 15.33.1, частью 3 статьи 19.4, статьями 19.6.1, 19.9, 19.28, 19.29, 19.32, 20.26, 20.28, 20.29 Кодекса. При осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор также вправе возбудить дело о любом другом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Указанная редакция части 1 статьи 28.4 Кодекса введена Федеральным законом от 25.11.2013 N 310-ФЗ, и вступила в силу с 06.12.2013.
Из содержания пункта 1 части 1 статьи 25.11. и части 1 статьи 28.4. Кодекса следует, что при осуществлении надзора за исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, прокурор в пределах своих полномочий вправе возбуждать производство по делу о любом административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации.
Согласно абзацу 9 пункта 2 статьи 1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" (далее - Закон о прокуратуре) одной из функций прокуратуры Российской Федерации является возбуждение дел об административных правонарушениях и проведение административного расследования в соответствии с полномочиями, установленными Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и другими федеральными законами.
Согласно статье 1 Закона о прокуратуре прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В целях осуществления возложенных функций, в том числе предусмотренной абзацем 9 пункта 2 статьи 1 Закона о прокуратуре, на прокурора возложены специальные полномочия, перечисленные в пункте 1 статьи 22 данного Закона.
В соответствии с пунктом 2 статьи 22 Закона о прокуратуре прокурор или его заместитель по основаниям, установленным законом, возбуждает производство об административном правонарушении, требует привлечения лиц, нарушивших закон, к иной установленной законом ответственности, предостерегает о недопустимости нарушения закона.
Первое предложение части 1 статьи 28.4 Кодекса устанавливает исключительную компетенцию прокурора по возбуждению дел об административных правонарушениях. Второе предложение определяет дополнительную компетенцию прокурора, допуская возможность возбуждения прокурором (наряду с другими уполномоченными административными органами) любых дел об административном правонарушении при осуществлении надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
В рамках дополнительной компетенции прокурора возможно возбуждение дел и в отношении арбитражных управляющих, при условии, что сведения о совершенном правонарушении были получены при осуществлении указанного надзора.
Порядок осуществления надзора регламентируется Законом о прокуратуре.
Согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором.
Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 5.2 постановления от 17.02.2015 N 2-П разъяснил, что согласно пункту 2 статьи 21 Закона о прокуратуре проверки исполнения законов проводятся на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором. По смыслу данного законоположения во взаимосвязи со статьей 10 названного Федерального закона, служащая основанием для принятия мер прокурорского реагирования информация о фактах нарушения законов может содержаться как в поступающих в органы прокуратуры заявлениях, жалобах и иных обращениях, рассматриваемых в порядке и сроки, которые установлены федеральным законодательством, прежде всего Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", так и в любых открытых источниках.
С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях.
Такой подход нашел отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.
Таким образом, в действующем правовом регулировании допускается осуществление прокурорского надзора за исполнением законов не только в связи с конкретными обращениями (так называемые инцидентные основания), но и в инициативном порядке.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о прокуратуре одним из полномочий Генерального прокурора Российской Федерации является издание обязательных для исполнения всеми работниками органов и организаций прокуратуры приказов, указаний, распоряжений.
Согласно пункту 6 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 07.12.2007 N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" в качестве повода для прокурорских проверок следует рассматривать материалы уголовных, гражданский, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.
В статье 18 Закона о прокуратуре указано, что к полномочиям прокурора субъекта Российской Федерации относится издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками.
22 апреля 2010 года прокурором Краснодарского края издано указание N 83/7 "Об усилении прокурорского надзора за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве)", согласно пунктов 2.2 и 2.3 которого на территориальных прокуроров возложена обязанность по ведению реестра предприятий, расположенных на поднадзорной территории, в отношении которых введена процедура банкротства. Систематически, не реже 1 раза в квартал, проводить проверки соблюдения законодательства в рассматриваемой сфере отношений, в том числе с привлечением специалистов Управления Росреестра по Краснодарскому краю.
Согласно представленным прокурором апелляционному суду дополнительным сведениям, в данном случае прокурором со специалистами Управления Росреестра по Краснодарскому краю, во исполнение решения заседания рабочей группы по вопросам соблюдения социальных прав граждан прокуратуры Краснодарского края от 27.03.2015 (п.3.1), была проведена проверка соблюдения законодательства о несостоятельности (банкротстве) в деятельности конкурсного управляющего ООО "Ахтарский прудовой комплекс" Литвинова Е.А., по результатам которой выявлены нарушения.
Выявив в действиях арбитражного управляющего нарушение Закона N 127-ФЗ, прокурор, руководствуясь частью 1 статьи 28.4 Кодекса, правомерно возбудил дело об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего.
Учитывая, что вменяемые арбитражному управляющему нарушения законодательства о несостоятельности (банкротстве) при проведении процедуры банкротства в отношении должника были выявлены при осуществления надзора за исполнением законодательства о несостоятельности (банкротстве), а также на основании решения заседания рабочей группы от 27.03.2015, постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении арбитражного управляющего вынесено в пределах предоставленной прокурору компетенции (пункт 2 статьи 21 Закона о прокуратуре и часть 1 статьи 28.4 Кодекса).
Аналогичная позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2015 по делу N А32- 15863/2015.
С учетом характера совершенного правонарушения, суд привлек арбитражного управляющего к административной ответственности по части 3 статьи 14.13 КоАП РФ в виде административного штрафа, предусмотренного санкцией указанной статьи (в размере 30 000 рублей).
Оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о невозможности признания совершенного обществом правонарушения малозначительным у суда апелляционной инстанции не имеется. Литвиновым Е.А. в материалы дела не представлены доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ.
Совершенное арбитражным управляющим правонарушение посягает на обеспечение установленного Законом порядка осуществления процедуры банкротства, являющегося необходимым условием оздоровления экономики, а также защиты прав и законных интересов собственников организаций, должников и кредиторов. В целях соблюдения этого порядка на арбитражных управляющих возложена обязанность действовать добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества.
Ненадлежащее исполнение арбитражным управляющим своих обязанностей повлекло нарушение охраняемых законом общественных интересов, что имеет приоритетную социальную значимость, поскольку нормы законодательства о несостоятельности (банкротстве) призваны обеспечивать экономическую стабильность как государства и общества, так и отдельных хозяйствующих субъектов.
Таким образом, суд первой инстанции вынес законное и обоснованное решение об удовлетворении заявления управления и привлечении Литвинова Е.А. к административной ответственности.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не свидетельствуют о незаконности решения суда, поскольку, не опровергая выводов суда первой инстанции, сводятся лишь к несогласию с оценкой судом первой инстанции установленных обстоятельств по делу и имеющихся в деле доказательств, что не может рассматриваться в качестве основания для отмены судебного акта.
В этой связи, у суда апелляционной инстанции не имеется оснований для отмены решения суда первой инстанции. Апелляционная жалоба арбитражного управляющего Литвинова Е.А. отклоняется.
Нарушения и неправильного применения норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 02.09.2015 по делу N А32-25768/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-25768/2015
Истец: Прокуратура Приморско-Ахтарского района, Прокурор Приморско-Ахтарского района младший советник юстиции А. В.Рыжков
Ответчик: Литвинов Евгений Анатольевич
Третье лицо: Конкурсный управляющий Литвинов Евгений Анатольевич