г. Москва |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А40-75578/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 января 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Мухина С.М., Кочешковой М.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы Департамента городского имущества г. Москвы и ООО "ЭГЛАС"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.10.2015 по делу N А40-75578/15, принятое судьей Сизовой О.В. (шифр судьи 84-609)
по заявлению ТСЖ "Бурденко 3"
к Департаменту городского имущества г. Москвы
третьи лица: 1) ООО "ЭГЛАС", 2) Управа района Хамовники г.Москвы
о признании незаконным распоряжение от 15.07.2014 N 10379 "О приватизации нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Бурденко, д. 11 А, стр.1, общей площадью 755,9 кв.м и земельного участка площадью 624 кв.м, на котором оно расположено" в части приватизации земель общего пользования, границы и площадь которых установлены Проектом межевания территории квартала N 547 района Хамовники (на Плане участок N 10 площадью 240 кв.м); обязании внести изменения в Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 15.07.2014 N 10379 "О приватизации нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Бурденко, д. 11 А, стр 1, общей площадью 755,9 кв.м и земельного участка площадью 624 кв.м., на котором оно расположено" в виде исключения из приватизированного земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 земельного участка общего пользования, границы и площадь которого установлены Проектом межевания территории квартала N 547 района Хамовники (на плане участок N 10 площадью 240 кв.м.)
при участии:
от заявителя: |
Деринг Б.Ю. по дов. от 01.06.2015, Гараган А.С. по дов. от 15.09.2015; |
от заинтересованного лица: |
Нагорная М.Ю. по дов. от 24.12.2015; |
от третьих лиц: |
1) Васильева Л.А. по дов. от 18.01.2016; 2) Козловская Ю.А. по дов. от 31.08.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ТСЖ "Бурденко 3" (далее - заявитель) обратилось в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением о признании недействительным (незаконным) Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы (далее-ответчик) от 15.07.2014 N 10379 "О приватизации нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул.Бурденко, д. 11 А, стр.1, общей площадью 755,9 кв.м и земельного участка площадью 624 кв.м, на котором оно расположено" в части приватизации земель общего пользования площадью 136 кв.м, расположенных в границах земельного участка общего пользования площадью 240 кв.м, установленных Проектом межевания территории квартала N 547 района Хамовники (участок N10 на Плане межевания территории), утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 08.07.2014 N 9478; обязании Департамент городского имущества города Москвы исключить из приватизируемого земельного участка площадью 624 кв.м с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 земли общего пользования площадью 136 кв.м, расположенные в границах земельного участка общего пользования площадью 240кв.м, установленных Проектом межевания территории квартала N 547 района Хамовники (участок N 10 на Плане межевания территории), утвержденного распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 08.07.2014 N 9478, внести соответствующие изменения в Распоряжение Департамента городского имущества города Москвы от 15.07.2014 N 10379 "О приватизации нежилого здания, расположенного по адресу: г.Москва, ул. Бурденко, д. 11 А, стр.1, общей площадью 755,9 кв.м и земельного участка площадью 624 кв.м, на котором оно расположено".
Решением суда от 14.10.2015 заявленные требования - удовлетворены.
Не согласившись с принятым решением, ответчик и третье лицо - ООО "ЭГЛАС" обратились с апелляционными жалобами, в которых просят решение суда отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции ответчик и третье лицо поддержали доводы своих апелляционных жалоб, просили отменить решение суда первой инстанции, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Представитель третьего лица - Управа района Хамовники г.Москвы представил отзыв на жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Заявитель возражал против изложенных в жалобах доводов, представил письменные пояснения на жалобы, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, считая его законным и обоснованным.
Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст.ст.266, 268 АПК РФ.
Изучив представленные в дело доказательства, заслушав представителей сторон, рассмотрев доводы апелляционных жалоб, отзыва и письменных пояснений на жалобы, суд не находит оснований для отмены или изменения решения суда, принятого в соответствии с законодательством РФ и установленными фактическими обстоятельствами, и удовлетворения апелляционных жалоб, исходя из следующего.
Как усматривается из материалов дела, постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 N 430-ПП "Об утверждении государственной программы города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы" на 2012-2018 годы" была, в частности, утверждена Подпрограмма "Формирование массива информации о городском имуществе".
Согласно положениям названной Подпрограммы, для принятия управленческих решений по способам вовлечения земель под зданиями, строениями, под которыми отсутствуют стоящие на кадастровом учете сформированные земельные участки, в результате инвентаризации должны быть классифицированы по функциональному назначению и по структуре собственников зданий, строений, сооружений, помещений в них. Для многоквартирных домов признано целесообразным выполнить проекты межевания жилых кварталов, которые в дальнейшем могут быть использованы при определении границ земельных участков.
В свою очередь, в рамках Подпрограммы "Управление городским имуществом", утверждённой названным Постановлением, для создания системы эффективного использования земли для реализации социальных задач, городских инфраструктурных проектов в совокупности с увеличением доходов бюджета города Москвы за счет земельных платежей и формирование эффективной системы управления имуществом города Москвы, направленной на надлежащее обеспечение реализации государственных функций и снижение доли участия государства в конкурентных сферах экономики, в числе прочих мероприятий было предусмотрено проведение работ по межеванию кварталов застроенных территорий и актуализации проектов разделения (межевания) земель застроенных территорий города Москвы.
Реализуя положения названного постановления Правительства Москвы, в 2012 г. Департамент земельных ресурсов города Москвы приступил к разработке Проекта межевания территории квартала N 547 района Хамовники, ограниченного улицей Бурденко, Зубовской площадью, Зубовской улицей, проездом Девичьего Поля, Новоконюшенным переулком (далее-Проект межевания).
В целях разработки Проекта межевания Департаментом городского имущества города Москвы (далее - ДГИ, Департамент) был заключён Государственный контракт N 634г от 07.12.2012 с ГУП "ГлавАПУ" Москомархитектуры, который, в свою очередь, согласно Договора N 190/2013-2 от 29.01.2013 поручил разработку Проекта межевания Территориальной архитектурно-планировочной мастерской N 15 "Моспроект-2" им. М.В. Посохина.
Распоряжением Департамента земельных ресурсов г. Москвы от 19.10.2012 N 70826 была утверждена схема расположения земельного участка по адресу г. Москва, ул. Бурденко, вл. ПА, стр. 1 (площадь сформированного земельного участка составила 296 кв.м, что соответствовало габаритам находящегося на нем 2-х этажного нежилого здания), который был включён в Перечень земельных участков, финансирование кадастровых работ по которым должно осуществляться за счёт бюджета города Москвы.
Проект межевания разрабатывался с целью определения границ земельных участков существующей застройки квартала 547 района Хамовники, в том числе, земельного участка по адресу г. Москва, ул. Бурденко, вл. 11 А, стр. 1, земельного участка по адресу г. Москва, ул. Бурденко, д. 3, земельных участков территорий общего пользования и других участков указанного квартала.
Разработанный в марте 2013 года Проект межевания был направлен на согласование в ДГИ, рассматривался там с марта по июль 2013 года, был согласован 31.07.2013, направлен в Префектуру ЦАО г. Москвы для рассмотрения на публичных слушаниях, одобрен (с незначительными корректировками) на организованных Управой района Хамовники г. Москвы и проведенных в октябре 2013 года публичных слушаниях, объявленных в СМИ. Внесенные на публичных слушаниях небольшие корректировки рассматривались окружной комиссией, Департаментом, Москомархитектурой и в результате разработанный по заказу Департамента и согласованный в соответствии с градостроительным и земельным законодательством Проект межевания был утвержден Распоряжением Департамента городского имущества города Москвы от 08.07.2014 N 9478.
Проектом межевания для целей эксплуатации нежилого 2-х этажного здания по адресу: г.Москва, ул. Бурденко, д. 11 А, стр.1 был установлен участок N 6 площадью 488 кв.м, а расположенный между ним и многоквартирным жилым домом N 3 земельный участок N 10 общей площадью 260 кв.м (после публичных слушаний уменьшенный до 240 кв.м) был отнесен к землям общего пользования (на чертежах NN 2, 3 отображены границы установленного участка N 10). Кроме того, Проектом межевания уточнялись границы земельного участка Бурденко, 3 (кадастровый номер 77:01:05003:105), предназначенного для эксплуатации многоквартирного жилого дома N 3 по ул. Бурденко (участок N 1).
В Проекте межевания разработчиками были учтены особенности территории квартала и расположенных в его границах зданий и сооружений, в том числе, как уже существовавшего нежилого 2-х этажного здания N 11А стр. 1 общей площадью 755 кв.м, так и вновь построенного 10-ти этажного многоквартирного жилого N 3 по ул. Бурденко общей площадью 12118 кв.м.
Однако, Департаментом городского имущества было издано Распоряжение N 1417б от 11.03.2013, в соответствии с которым участок, получивший кадастровый номер 77:021:0005003:3767, был поставлен на кадастровый учёт в отсутствие утверждённого Проекта межевания территории, что является нарушением действующего законодательства. Кроме того, указанным Распоряжением в состав земельного участка включен участок N 10, не подлежащий приватизации. При этом не были учтены интересы землепользователей.
Согласно частям 1 - 3 статьи 43 ГрК РФ, регламентирующей порядок подготовки проектов межевания территорий, такая подготовка осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. При этом проекты межевания застроенных территорий устанавливают границы застроенных и незастроенных земельных участков, а проекты межевания подлежащих застройке территорий устанавливают границы незастроенных земельных участков, планируемых для предоставления в целях строительства и для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения. В силу части 4 той же статьи размеры земельных участков в границах застроенных территорий устанавливаются с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки указанных территорий.
Проект межевания территории включает в себя чертежи межевания территории, на которых отображаются: красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории; линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений; границы застроенных земельных участков, в том числе границы земельных участков, на которых расположены линейные объекты; границы формируемых земельных участков, планируемых для предоставления физическим и юридическим лицам для строительства; границы земельных участков, предназначенных для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения; границы территорий объектов культурного наследия; границы зон с особыми условиями использования территорий; границы зон действия публичных сервитутов (часть 5 статьи 43). В составе проектов межевания территорий осуществляется подготовка градостроительных планов земельных участков, подлежащих застройке, и может осуществляться подготовка градостроительных планов застроенных земельных участков (часть 6 статьи 43).
В силу статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46 - 46.2 Градостроительного кодекса Российской Федерации изданные в соответствии с ним нормативные правовые акты должны обеспечивать при осуществлении градостроительной деятельности сбалансированность учета экологических, экономических, социальных и иных факторов, участие в ней граждан и их объединений, обеспечение свободы такого участия. В частности, подготовка проектов межевания осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Кроме того, согласно п. 3.1.14.4 Закона города Москвы от 05.05.2010 N 17 "О Генеральном плане города Москвы", в зонах сохранения и комплексного благоустройства сложившихся территорий, в том числе на не подлежащих реорганизации жилых территориях, реализация первоочередных мероприятий осуществляется посредством разработки проектов межевания и подготовки градостроительных планов земельных участков и включает, в том числе, обоснование границ, характеристик и параметров планируемого развития земельных участков территорий общего пользования, территорий линейных объектов, сохраняемых объектов капитального строительства, планируемых к размещению нормативно необходимых объектов инженерной, транспортной, социальной инфраструктуры, а также жилых домов, предназначенных для улучшения жилищных условий установленных категорий граждан и формирование (создание), резервирование, государственную регистрацию вышеназванных видов земельных участков, обеспеченных документацией по планировке.
Таким образом, федеральное и городское законодательство наделяет Проект межевания статусом основного нормативного градостроительного документа при определении границ земельных участков застроенных территорий.
Работы по разработке и утверждению проектов межевания выполнялись в соответствии с Программой города Москвы "Имущественно-земельная политика города Москвы", утверждённой Постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 N 430-ПП. Таким образом, Проект межевания является неотъемлемой частью единой политики города Москвы в сфере градостроительства и землепользования, неразрывно связанной со множеством иных правовых актов.
Таким образом, действия ДГИ по произвольному изменению границ земельных участков, утверждённых Проектом межевания, не соответствуют утвержденной Правительством Москвы имущественно-земельной политике города, что противоречит целям и задачам деятельности Департамента, предусмотренным Положением о нём.
Существует различие между проектом межевания и проектом планировки территории (по мнению ООО "ЭГЛАС" утвержденный Проект межевания квартала 547 района Хамовники противоречит проекту планировки территории от 16.08.2011). Подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов капитального строительства, в том числе объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения (ч. 1 ст. 42 ГрК РФ), в то время как проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков (ч. 2 ст. 43 ГрК РФ). Проект планировки территории является основой для разработки проектов межевания территорий. Также Проект планировки территории от 16.08.2011 г. не содержит цели межевания квартала 547 района Хамовники, задачи данного проекта планировки указаны в пояснительной записке к нему, перечень которых является четко ограниченным, однако, как следует из приложенных чертежей - сам квартал 547 района Хамовники выделен в отдельную планировочную структуру.
Из приведенных положений следует, что проект планировки территории является более общим документом, не имеющим своей целью подробное описание каждого земельного участка, его границ и площадей. Отнесение участка к землям общего пользования должно быть отражено не на проекте планировки территории, а на проекте межевания, в связи с чем довод ООО "ЭГЛАС" о том, что отсутствие в проекте межевания сведений об отнесении участка N 10 к землям общего пользования препятствует таковому отнесению, несостоятелен и основан на неправильном толковании закона. Кроме того, Проект межевания квартала 547 района Хамовники был утвержден 08.07.2014 самим Департаментом после всех необходимых процедур по его согласованию, и не был оспорен никакими заинтересованными лицами.
Кроме того, формирование земельных участков возможно исключительно в границах, утверждённых Проектом межевания.
По смыслу положений ст. 43 ГрК РФ, границы земельного участка не могут быть утверждены не в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. При этом тот факт, что участок был сформирован и поставлен на кадастровый учёт ранее утверждения Проекта межевания не отменяет необходимости приведения его границ в соответствие с Проектом.
Вступившие в силу изменения в ЗК РФ лишь подтвердили правовой статус Проекта межевания. Так, редакция Кодекса от 13.07.2015 включает в себя ст. 39.28 "Случаи и основания перераспределения земель и(или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности", в которой указывается, что перераспределение земель возможно в целях приведения границ земельных участков в соответствие с утверждённым проектом межевания территории и исключительно в соответствии с этим проектом, причём как для государственных и муниципальных земель, так и для частных. Таким образом, Земельным кодексом РФ закреплено положение о том, что установление границ земельных участков должно осуществляться в строгом соответствии с проектом межевания.
Следовательно, после утверждения Проекта межевания Департамент был обязан внести соответствующие изменения в кадастровый паспорт уже поставленного на кадастровый учет участка по адресу ул. Бурденко, д. ПА, стр. 1 в части уменьшения его площади с 624 кв.м. до 488 кв.м, в своих письмах в ТСЖ "Бурденко 3" и ООО "Новый дом - 94" (застройщик при строительстве дома Бурденко, 3) в январе 2014 г. (от 27.01.2014 N ДГИ-1 -147275/13-1 и от 27.01.2014 N ДГИ-1-73149/13-1) Департамент указывал, что внесение изменений будет осуществлено после утверждения Проекта межевания.
Департамент, не исполнив обязанности по внесению изменений в кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером 77:01:0005003:3767, включающего земли общего пользования, и издав Распоряжение от 15.07.2014 N 10379, фактически осуществил отчуждение части земельного участка общего пользования N 10 в пользу ООО "Эглас" по договору купли-продажи от 25.07.2014.
Приватизация земельного участка, в границах которого находятся земли общего пользования, невозможна в силу закона, что прямо установлено законом и подтверждается позицией ВС РФ.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ и абз. 5 п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Соответствующий запрет установлен в п. 12 ст. 85 ЗК РФ, предусматривающем, что приватизации не подлежат земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами.
Таким образом, земельные участки, в пределах границ которых проходят как существующие, так и планируемые в соответствии с утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией проезды, не могут быть приватизированы в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации.
Указанная позиция содержится, в частности, в Определении ВС РФ от 23.03.2015 N 301-КГ14-8993.
При этом важно отметить, что ни законодатель, ни высшая судебная инстанция не ставят принадлежность проездов к землям общего пользования в зависимость от постановки их на кадастровый учёт или установления разрешённого использования земельного участка.
Принадлежность же земельного участка N 10 (на Проекте межевания) к землям общего пользования признана самим Департаментом, что подтверждается имеющимся в материалах дела ответом Департамента в Прокуратуру ЦАО г. Москвы (исх N ДГИ-1-272273/15-1 от 01.07.2015).
Кроме того, Департамент исполнил данный Проект межевания, внеся все содержащиеся в нем сведения о границах и функциональном назначении земельных участков в градостроительные карты и документы г. Москвы, что следует из информации с официального сайта Департамента http://dgi.mos.ru - где в разделе "Управление городским имуществом", подразделе "Земельные ресурсы" и "Проекты межевания застроенных кварталов Москвы" содержится ссылка на официальный сайт http://eatlas.mos.ru, в котором отображены: участок N 10 площадью 240,47 кв.м - территория общего пользования и участок N 6 площадью 488,49 кв.м -территория нежилых объектов. Это подтверждается прилагаемым составленным нотариусом Протоколом осмотра доказательств.
Таким образом, земельный участок с кадастровым номером 77:01:0005003:3767 не может быть приватизирован, поскольку включает в себя земли общего пользования. Однако, права собственников многоквартирного жилого дома по адресу ул. Бурденко, д. 3, в защиту которых выступает ТСЖ "Бурденко 3", нарушены лишь в части приватизации земель общего пользования площадью 136 кв.м., в связи с чем Распоряжение N 10379 от 15.07.2014 оспаривается Истцом в части, а не в полном объёме.
Ссылка ООО "ЭГЛАС" на то, что земельный участок N 10 не может являться землёй общего пользования, поскольку со всех сторон ограничен металлическим ограждением либо стеной здания не состоятелен, поскольку указанные ограждения, ограничивающие доступ в проезд, были самовольно установлены этой организацией, что подтверждается Актом государственной инспекции по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы от 01.07.2015 N 9016756.
Противоправные действия третьего лица не могут изменить правового статуса земли общего пользования.
Распоряжение ДГИ от 08.07.2014 N 9478, которым был утверждён Проект межевания, является нормативным актом, что прямо следует из статей 2, 41, 42, 43, 44, 45, 46 - 46.2 ГрК РФ и по смыслу Определения ВС РФ от 01.04.2015 г. N 78-АПГ15-5. Нормативный статус этого Распоряжения подразумевает, что никакие ненормативные акты какого-либо органа (а тем более самого Департамента, его издавшего), не могут противоречить ему. В свою очередь, Распоряжение ДЗР от 11.03.2013 N 14176 и Распоряжение ДГИ от 15.07.2014 N 10379 рассчитаны на однократное применение, не определяют значимых градостроительных решений и являются ненормативными актами. Противоречие, возникшее между этими Распоряжениями и Распоряжением от 08.07.2014 N 9478, подлежит разрешению в соответствии с последним.
Утвержденный ДГИ Проект межевания соответствует действующему законодательству, учитывает в полной мере интересы всех землепользователей квартала N 547 района Хамовники, в том числе интересы пользователей земельных участков Бурденко 3 и Бурденко 11А стр. 1. Поскольку по нормативам площадь участка жилого дома N 3 является недостаточной для эксплуатации этого дома и подлежала увеличению, то на публичных слушаниях было согласовано небольшое уменьшение земли общего пользования с 260 кв.м до 240 кв.м в пользу территории жилого дома по ул. Бурденко 3, но при этом Окружная комиссия констатировала, что дальнейшее уменьшение указанного земельного участка недопустимо, поскольку он необходим не только данному жилому дому, но и нежилому зданию по ул. Бурденко, д. 11А, стр. 1.
Несостоятельность довода Департамента о том, что Проект межевания был согласован и утверждён без замечаний вследствие технической ошибки, заключается в следующем. С момента его согласования и утверждения прошёл значительный период времени, в течение которого Департаментом не предпринималось никаких действий, направленных на исправление допущенной ошибки, если такая ошибка имела место быть.
Кроме этого, в ходе публичных слушаний, проводившихся Управой района Хамовники, в которых участвовали также и представители Департамента, вопрос о включении части участка N 10 (136 кв.м) в границы участка под зданием по адресу ул. Бурденко, д. 11А, стр. 1, не ставился.
На официальном сайте Правительства Москвы, Департамента городского имущества города Москвы, в электронном атласе Москвы границы земельных участков N N 1, 6, 10 полностью соответствуют Проекту межевания, что подтверждается прилагаемым Протоколом осмотра доказательств.
В официальном письме Департамента городского имущества города Москвы от 01.07.2015 в адрес Прокуратуры ЦАО все сведения о спорных земельных участках указаны в точном соответствии с Проектом межевания, в том числе: "двухэтажному нежилому зданию по адресу: ул. Бурденко, д. ПА, стр. 1 определен земельный участок N 6 площадью 0,049 га, согласно проекту межевания участок N 10 площадь. 0,024 га является территорией общего пользования.
Подъезд транспорта к многоквартирному жилому дому по адресу ул. Бурденко, д. 3 возможен только через приватизированный проезд, что подтверждается прилагаемым планом местности и материалами фотофиксации. Из-за необходимости выдержать заданные городскими регламентами высоту, плотность, этажность, входная группа для жителей и гостей дома заглублена на 1,8 м относительно уровня земли образуя цокольный этаж. Внутренний двор спроектирован по уровню земли с выходами к блоку технических помещений, включающих в себя: вентиляционную камеру, мусорокамеру, пожарные выходы из жилой части здания, а так же с подземного паркинга, электрощитовую и диспетчерскую. Через внутреннюю территорию здания подходят основные наружные инженерные сети подключаясь к вышеуказанным техническим помещениям. Для обслуживания этих систем и для доступа в данные технические помещения, а так же для подъезда пожарной техники к тыльной стороне здания в соответствии с п.1.ч.1 ст.90 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" проектом было предусмотрено использование проезда общего пользования между данным зданием и зданием на стр.1 с ул. Бурденко образованным в соответствии с исторически сложившейся застройкой.
Все перечисленные особенности проекта многоквартирного жилого дома и сложившейся застройки квартала были учтены в Проекте межевания территории квартала N 547 района Хамовники, разработанном ГУП "ГлавАПУ" в соответствии с государственным контрактом N 634г от 07.12.2012 и утверждённым ДГИ Распоряжением от 08.07.2014 N 9478 без замечаний и предложений.
Принадлежность земельного участка N 10 к землям общего пользования была признана Департаментом в ходе проверки, проводившейся Прокуратурой ЦАО г. Москвы по заявлению ТСЖ "Бурденко 3" (письмо от 01.07.2015 N ДГИ-1-272273/15-1). В названном письме, подписанном заместителем руководителя Департамента М.Ф. Гаманом, указывается следующее: "Согласно проекту межевания жилому дому по адресу: улица Бурденко, д. 3 определен земельный участок N 1 площадью 0,312 га, а двухэтажному зданию по адресу: улица Бурденко, д. 11А, стр. 1 определен земельный участок N 6 площадью 0,049 га. Согласно проекту межевания участок N 10 площадью 0,024 га является территорией общего пользования". Таким образом, ДГИ была признана не только принадлежность земельного участка к землям общего пользования, но и размер участка, определённого для эксплуатации здания по адресу ул. Бурденко, д. ПА, стр. 1 - 0,049 га, а не 0,0624 га. Департамент, фактически, признал действительность утверждённого Проекта межевания и несоответствия ему оспариваемого Распоряжения, что прямо противоречит позиции Ответчика по настоящему делу.
Кроме того, приватизация проезда позволила ООО "ЭГЛАС" прекратить доступ в него путём установки ограждения, которое Управа района была вынуждена демонтировать, однако, ООО "Эглас" продолжает загромождать проезд общего пользования крупногабаритными предметами и ставить машины, что по-прежнему исключает доступ к проезду жителям дома Бурденко, 3. Таким образом, действия Департамента вызвали дестабилизацию отношений землепользователей, создали конфликтную ситуацию и невозможность эксплуатации названного многоквартирного жилого дома, а кроме того, создали угрозу жизни и здоровью жителей дома, поскольку пожарный проезд заблокирован.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказывать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действия (бездействия), возлагается на соответствующий орган или должностное лицо.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В нарушении указанных норм ответчиком не представлены доказательства подтверждающие основания для принятия оспариваемого распоряжения.
Доводы, изложенные в апелляционных жалобах, не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Таким образом, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал обстоятельства дела, что установлено при рассмотрении спора и в апелляционном суде.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства, в связи с чем, основания для удовлетворения апелляционных жалоб отсутствуют.
На основании изложенного и, руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 14.10.2015 по делу N А40-75578/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-75578/2015
Истец: ТСЖ "Бурденко 3", ТСЭ "Бурденко 3"
Ответчик: Департамент городского имущества г. Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ
Третье лицо: ООО Эглас, Управа района Хамовники, Управа района Хамовники г. Москвы
Хронология рассмотрения дела:
14.08.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4290/16
04.05.2017 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15752/17
02.02.2017 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4290/16
21.10.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-47096/16
08.08.2016 Определение Арбитражного суда г.Москвы N А40-75578/15
24.05.2016 Постановление Арбитражного суда Московского округа N Ф05-4290/16
26.01.2016 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-56453/15
14.10.2015 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-75578/15