г. Пермь |
|
26 января 2016 г. |
Дело N А60-41898/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 26 января 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Васевой Е.Е.
судей Грибиниченко О.Г., Риб Л.Х.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания
Безденежных М.К.
при участии:
от заявителя - Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк" (ИНН 7422000795, ОГРН 1027401177209): Бердникова Е.С. по доверенности от 11.03.2015
от заинтересованного лица - Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (ОГРН 1036602648928, ИНН 6658065103): не явились
от третьего лица - Государственной корпорации по атомной энергетики "Росатом": Редких С.В. по доверенности от 30.04.2014
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания ФЛОКК": не явились
от третьего лица - общества с ограниченной ответственностью "СМУ-77": не явились
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу заявителя, Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк",
на решение Арбитражного суда Свердловской области
от 09 ноября 2015 года
по делу N А60-41898/2015
принятое судьей Хачевым И.В.
по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Производственное объединение "Маяк"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
третьи лица: Государственная корпорация по атомной энергетики "Росатом", общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания ФЛОКК", общество с ограниченной ответственностью "СМУ-77"
о признании недействительными ненормативных правовых актов
установил,
Федеральное государственное унитарное предприятие "Производственное объединение "Маяк" (далее - ФГУП "ПО "Маяк", заявитель) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - УФАС по Свердловской области, антимонопольный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконными решения от 15.07.2015 N 3-оз и предписания от 15.07.2015 N 3-оз.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Государственная корпорация по атомной энергетики "Росатом", общество с ограниченной ответственностью "Торгово-производственная компания ФЛОКК", общество с ограниченной ответственностью "СМУ-77".
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 09 ноября 2015 года по делу N А60-41898/2015, принятым судьей Хачевым И.В., в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, заявитель обжаловал его в апелляционном порядке, просит решение суда отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований. В обоснование апелляционной жалобы ссылается на то, что оспариваемые решение и предписание вынесены комиссией, не уполномоченной на рассмотрение жалоб на действие (бездействие) заказчика в сфере государственного оборонного заказа. Представленное в материалы дела письмо от 24.06.2015 N ИА/31562/15 "О полномочиях территориальных органов в сфере ГОЗ" не может являться легитимным способом передачи полномочий в сфере государственного оборонного заказа.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Государственная корпорация по атомной энергетики "Росатом" в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, указывает на то, что Положение о территориальном органе ФАС, в редакции, действующей на момент принятия решения, прямо исключало из сферы полномочия территориальных органом рассмотрение дел в сфере государственного оборонного заказа. Письмо ФАС России от 24.06.2015 N ИА/31562/15 "О полномочиях территориальных органов в сфере ГОЗ" принято с нарушением регламента ФАС России и иных нормативно правовых актов и не могло быть применено при рассмотрении настоящего дела. Передача полномочий посредством издания ненормативного правового акта не предусмотрена действующим законодательством. Представитель третьего лица в судебном заседании поддержал позицию, изложенную в отзыве на апелляционную жалобу.
Представитель антимонопольного органа в судебное заседание не явился, в отзыве просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, ссылается на то, что является уполномоченным органом по осуществлению функций контроля за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа, оснований для признания незаконными оспариваемых актов не имеется, предписание в настоящее время исполнено.
Представители третьих лиц, ООО "Торгово-производственная компания ФЛОКК", ООО "СМУ-77", в судебное заседание не явились, отзывы на апелляционную жалобу не представили.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Как следует из материалов дела, 22.05.2015 на официальном сайте опубликовано извещение о проведении ФГУП "ПО "Маяк" открытого аукциона в электронной форме N 0569100000315000024 на "Изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов - 2 шт." и документация об аукционе.
29.06.2015 аукционной комиссией проведена процедура рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе, по итогам которой установлено, что поступило две заявки на участие в аукционе, обе заявки признаны соответствующими требованиям документации об аукционе.
В соответствии с протоколом подведения итогов электронного аукциона от 08.07.2015 заявка участника - ООО "СМУ-77" признана несоответствующей требованиям документации об аукционе.
ООО "СМУ-77", считая, что заказчиком ФГУП "ПО "Маяк" при проведении закупки в форме электронного аукциона на "Изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов - 2 шт." нарушены положения Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", Федерального Закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", обратилось с соответствующей жалобой в Челябинское УФАС России.
Челябинское УФАС России проанализировав документацию о закупке и п. 1.3 государственного контракта установило, что закупка осуществлена в рамках государственного оборонного заказа. На основании пп. 4 п. 1 письма ФАС России от 24.06.2015 N ИА/31562/15 "О полномочиях территориальных органов в сфере ГОЗ" жалоба была направлена в Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (л.д. 71).
15.07.2015 комиссия УФАС по Свердловской области по контролю в сфере закупок рассмотрев жалобу ООО "СМУ-77" на действия (бездействие) заказчика ФГУП "ПО "Маяк" при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение N 0569100000315000024) на право заключения государственного контракта на изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов для ФГУП "ПО "Маяк" в рамках государственного оборонного заказа, приняла решение от 15.07.2015 N 3-оз согласно которому: 1. жалоба ООО "СМУ-77" признана обоснованной; 2. в действиях комиссии заказчика ФГУП "ПО "Маяк" выявлено нарушение ч. 6, 7 ст. 69 Закона о контрактной системе; 3. решено выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе; 4. материалы дела передать должностному лицу, уполномоченному на возбуждение дел по ч. 2 ст. 7.30 КоАП.
На основании указанного решения антимонопольным органом в адрес ФГУП "ПО "Маяк" выдано предписание от 15.07.2015 N 3-оз об устранении нарушения законодательства о контрактной системе, допущенного при проведении электронного аукциона на право заключения государственного контракта на изготовление и поставку нестандартных грузопассажирских лифтов путем отмены протокола подведения итогов от 08.07.2015 и рассмотрения заявок участников повторно в соответствии с действующим законодательством (л.д. 49).
ФГУП "ПО "Маяк" считая, что комиссия УФАС по Свердловской области не обладала необходимыми полномочиями для рассмотрения жалобы и вынесения решения и предписания, поскольку указанная закупка проводилась в рамках государственного оборонного заказа, обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с настоящим заявлением.
Суд первой инстанции, установив наличие у УФАС по Свердловской области полномочий на вынесение оспариваемых актов, отказал в удовлетворении заявленных требований, указав, что полномочия делегированы письмом ФАС России от 24.06.2015 N ИА/31562/15.
Согласно п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 08.09.2014 N 613 "О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере государственного оборонного заказа вооружения, военной, специальной техники и материальных средств" Федеральная служба по оборонному заказу (далее - Рособоронзаказ) упразднена с 01.01.2015.
Во исполнение п. 4 названного Указа функции контрольно-надзорной деятельности в сфере государственного оборонного заказа упраздненного органа согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1489 (далее - Постановление) переданы Федеральной антимонопольной службе (далее - ФАС России).
Согласно п. 1 указанного Постановления, ФАС России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
Согласно п. 5 Указа Президента РФ N 613, а также п. 1 Постановления, ФАС России является правопреемником Рособоронзаказа.
В п. 5 Постановления Правительства Российской Федерации от 07.04.2004 N 189 "Вопросы Федеральной антимонопольной службы" (в редакции Постановления Правительства РФ от 25.12.2014 N 1489) определено, что к основным функциям Федеральной антимонопольной службы отнесены контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных нужд (пп. "г"); контроль за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа (пп. "д").
Согласно ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" контроль в сфере закупок осуществляет, в том числе контрольный орган в сфере государственного оборонного заказа (п. 1 ч. 1), которым в соответствии с положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 20.06.2004 N 331, является Федеральная антимонопольная служба, осуществляющая полномочия через свои территориальные органы. Контроль в сфере закупок осуществляется путем проведения внеплановых проверок в отношении субъектов контроля (п. б ч. 3) в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок (п. 1 ч. 15).
Анализ приведенных норм свидетельствует о том, что с 01.01.2015 Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным органом исполнительной власти, осуществляющим, в том числе, функцию по контролю за соблюдением законодательства в сфере государственного оборонного заказа.
В соответствии с письмом Федеральной антимонопольной службы от 24.06.2015 N ИА/31562/15 полномочия по контролю (надзору) в сфере государственного оборонного заказа на территории Уральского Федерального органа предоставлены УФАС по Свердловской области (л.д. 87). Соответствующие изменения в положение о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы внесены приказом ФАС России от 23.07.2015.
Судом первой инстанции обоснованно указано, что делегирование полномочий Федеральной антимонопольной службой предусмотрено действующим законодательством. Служба осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы. Оспариваемые ненормативные акты приняты уполномоченным органом и прав заявителя не нарушают.
Кроме того, как следует из материалов дела оспариваемое предписание исполнено, протокол подведения итогов аукциона от 08.07.2015 отменен, заявки повторно рассмотрены и 21.07.2015 подведены итоги аукциона.
С учетом изложенного решение суда первой инстанции является законным и обоснованным. Судом апелляционной инстанции не установлены нарушения норм материального или процессуального права, которые в силу ст. 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для отмены или изменения решения суда первой инстанции.
В силу ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 500 руб. относятся на заявителя, излишне уплаченная при подаче апелляционной жалобы государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Свердловской области от 09 ноября 2015 года по делу N А60-41898/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Федеральному государственному унитарному предприятию "Производственное объединение "Маяк" (ИНН 7422000795, ОГРН 1027401177209) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 (одна тысяча пятьсот) рублей, излишне уплаченную при подаче апелляционной жалобы по платежному поручению N 13641 от 25.11.2015.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Свердловской области.
Председательствующий |
Е.Е.Васева |
Судьи |
О.Г.Грибиниченко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А60-41898/2015
Истец: ФГУП "ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ "МАЯК"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ПО СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: ГК ПО АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ "РОСАТОМ", ООО "СМУ-77", ООО "ТОРГОВО-ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ КОМПАНИЯ ФЛОКК"