г. Саратов |
|
25 января 2016 г. |
Дело N А06-4830/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "18" января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "25" января 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Жаткиной С. А.,
судей Антоновой О. И., Борисовой Т. С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ахоновой Д. И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью Производственно - коммерческой фирмы "СТРОЙ - ПРОФИ" на решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 октября 2015 года по делу N А06-4830/2015 (судья Г. А. Плеханова),
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью Производственно - коммерческой фирмы "СТРОЙ - ПРОФИ"
к Администрации МО "Рабочий поселок Ильинка", ООО "Волжская Ремонтная Строительная Компания"
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований - Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Астраханской области
о признании сделки - муниципального контракта N 0325300056914000021 от 25.03.2015, недействительной,
в отсутствие лиц, участвующих в деле,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью производственно - коммерческая фирма "СТРОЙ - ПРОФИ" (далее - истец, ООО ПКФ "СТРОЙ-ПРОФИ") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с исковым заявлением к Администрации МО "Рабочий поселок Ильинка" (далее - Администрация) и ООО "Волжская Ремонтная Строительная Компания" (далее - ООО "ВРСК") о признании сделки - муниципального контракта N 0325300056914000021 от 25.03.2015 недействительной.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 27.10.2015 по делу N А06-4830/2015 в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, истец обратился в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просило указанное решение отменить, принять по делу новый судебный акт, которым исковые требования удовлетворить.
Как полагает заявитель апелляционной жалобы, поскольку ООО "ВРСК" при подаче заявки на участие в конкурсе были представлены документы, не соответствующие требованиям, установленным муниципальным заказчиком в конкурсной документации, результаты конкурса являются недействительными, что влечет недействительность контракта, заключенного по его результатам.
ООО "ВРСК" в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) представил суду апелляционной инстанции письменный отзыв, в соответствии с которым находит обжалуемый судебный акт законным и обоснованным, не подлежащим отмене.
Лица, участвующие в деле, в судебное заседание не прибыли, о дате, месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом, согласно требованиям статьи 123 АПК РФ, что подтверждается имеющимся в материалах дела почтовыми уведомлениями.
Проверив законность вынесенного судебного акта, изучив и исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, письменного отзыва на неё, проверив в пределах, установленных статьей 268 АПК РФ, соответствие выводов, содержащихся в обжалуемом судебном акте, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к следующим выводам.
Как следует из материалов дела и правильно установлено судом первой инстанции, Муниципальным заказчиком - Администрацией на "Портале закупок" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (http://zakupki.gov.ru/l) 27.11.2014 была размещена информация о закупке на предмет: "Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области", начальная (максимальная) цена контракта 180 408 740,00 рублей (закупка N 0325300056914000021).
16.12.2014 в 10 часов 41 минуту, до окончания срока подачи заявок Истцом была подана муниципальному заказчику заявка на участие в указанной закупке, а в 11.03 было подано изменение к указанной заявке.
Всего на участие в данной закупке было подано две заявки - от Общества и от ООО "ВРСК".
Истец полагает, что отсутствие надлежащего документа об обеспечении заявки у ООО "ВРСК", должно было привести отклонению заявки комиссией Администрации.
Однако, не смотря на эти обстоятельства, Администрация в протоколе N 1 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в открытом конкурсе от 16.12.2014 не указало, что ООО "ВРСК" была представлена именно копия документа.
Более того, согласно протокола N 2 рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.12.2014 (приложение N 7), заявка ООО "ВРСК" была не отклонена, а допущена для участия в конкурсе.
Не согласившись с решением комиссии Администрации, изложенным в протоколе N 2 от 16.12.2014 Общество обратилось с соответствующей жалобой в Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области.
По результатам рассмотрения указанной жалобы комиссией УФАС по АО было принято решение N 561-РЗ-04-14 по делу о нарушении законодательства о контрактной системе от 23.12.2014, согласно которого:
"1. Жалоба Общества на действия единой комиссии муниципального заказчика администрации при проведении открытого конкурса по выполнению работ: "Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области" (номер извещения: 0325300056914000021) обоснованной.
2. Единая комиссия муниципального заказчика администрации МО "Рабочий поселок Ильинке признана нарушившей части 3, 2 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса на выполнение работ: "Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области" (номер извещения: 0325300056914000021).
3. Муниципальному заказчику администрации МО "Рабочий поселок Ильинка" и его единой комиссии выдано предписание об устранении допущенного нарушения частей 2, 3 статьи 53 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при проведении открытого конкурса но выполнение работ: "Укрепление береговой линии в р.п, Ильинка Икрянинского района Астраханской области" (номер извещения: 0325300056914000021)".
Также УФАС по АО выдано предписание N 561-РЗ-04-14 об устранении нарушения законодательства о размещении заказов от 23.12.2014 следующего содержания:
1. Муниципальному заказчику администрации МО "Рабочий поселок Ильинка" (адрес: 416357, Астраханская обл., Икрянинский район, р.п.Ильинка, ул. Ленина. 36) и его единой комиссии устранить нарушение частей 3, 2 статьи 53 Закона о контрактной системе, допущенное при проведении открытого конкурса на выполнение работ: "Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области" (номер извещения: 0325Э0ОО56914ОООО21), для чего в срок до 27.01.2015:
- отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 16.12.2014;
- рассмотреть конкурсные заявки участников закупки в соответствии с Законом о контрактной системе,
- разместить соответствующую информацию в единой информационной - телекоммуникационной системе в сети "Интернет".
Истец, полагая, что заказчик в лице Администрации заключил муниципальный контракт с ООО "ВРСК" в нарушение требований УФАС по АО, законодательства о размещении заказов на поставку товаров, выполнение услуг для государственных и муниципальных нужд, а также положений ГК РФ, обратился в суд первой инстанции с настоящим иском.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований истца, правильно руководствовался следующим.
Правоотношения, возникающие при организации и проведении торгов, а также при заключении договоров по результатам торгов, относятся к сфере гражданско-правового регулирования, и защита прав, нарушенных при организации и проведении торгов, должна осуществляться соответствующими, предусмотренными законом способами, а именно способом, прямо установленным статьей 449 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
При этом согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны недействительными по иску заинтересованного лица. По смыслу данной нормы реализация этого права должна повлечь восстановление нарушенных прав истца.
ООО "ВРСК" не согласилось с данным решением и предписанием и обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Астраханской области о признании недействительным решения комиссии УФАС по АО.
Решением арбитражного суда Астраханской области по делу N А06-12335/2014 от 14 марта 2015 года заявленное требование удовлетворено. Суд признал недействительным решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области от 23 декабря 2014 года N 561-РЗ-04-14.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 решение арбитражного суда Астраханской области от 14.03.2015 отменено, по делу N А06-12335/2014 принят новый судебный акт. Постановлением арбитражного суда кассационной инстанции постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.06.2015 по делу N А06-12335/2014 оставлено без изменения, кассационная жалоба - без удовлетворения.
Вместе с тем, как усматривается из материалов дела муниципальный контракт от 25.03.2015 N 0325300056914000021 на "Укрепление береговой линии в р.п. Ильинка Икрянинского района Астраханской области", начальная (максимальная) ООО "ВРСК" в большей части работы выполнены, что подтверждается Актами о приемке выполненных работ N 5 (л.д. 146-148), N 4 от (л.д. 150-153), N 1 (л.д. 155-156), N 2 (л.д. 158-161), N 3 (л.д. 163-166), N 6, 7, 8 (представленными в судебное заседание). Акты подписаны в двустороннем порядке, работы приняты.
В соответствии со статьей 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом выигравшим торги.
Однако, в пункте 2 Определения Конституционного Суда Российской Федерации от 16.07.2009 N 739-О-О указано, что положение пункта 1 статьи 449 ГК РФ по существу воспроизведено применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона о размещении заказов, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 ГК РФ, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица.
В рассматриваемом случае судом по делу N А06-12335/2014 установлено нарушение Администрацией процедуры проведения открытых конкурентных переговоров, что также подтверждено решением Комиссии УФАС по АО.
В силу части 1 статьи 4 АПК РФ, заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном Кодексом.
Согласно статье 1 ГК РФ основополагающим принципом гражданского законодательства является принцип обеспечения восстановления нарушенных прав.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции правомерно исходил из того, что признание сделки - муниципального контракта N 0325300056914000021 от 25.03.2015 недействительным и приведение сторон контракта в первоначальное положение невозможно, поскольку на момент принятия решения судом установлено, что вышеуказанный контракт исполнен сторонами практически в полном объеме.
Поэтому избранный истцом способ защиты своего нарушенного права не позволит привести стороны в первоначальное положение, так как возврат результата выполненных работ, как следствие недействительности сделки, невозможен, как и восстановление нарушенного права.
Согласно системному толкованию, данному Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 16.07.2009 N 739-О-О, "положение пункта 1 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица, по существу воспроизведенное применительно к процедуре размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд в части 5 статьи 10 Закона о размещении заказов, направлено - в системной связи с пунктом 2 статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим, что такое признание влечет недействительность договора, заключенного с выигравшим торги лицом, - на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица и не может рассматриваться как нарушающее конституционные права заявителя, указанные в жалобе".
Указанная позиция судов первой и апелляционной инстанции согласуется со сформированной судебной практикой (Постановление Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.01.2004 N 10623/03, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.06.2010 N ВАС-7112/10 по делу N А03-9428/2009, определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 03.09.2012 N ВАС-11442/12 по делу N А65-1915/2011).
Поскольку избранный истцом способ защиты не приводит к восстановлению его субъективных прав, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении заявленных исковых требований.
Суд апелляционной инстанции считает, что, разрешая спор, суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделал правильные выводы по существу требований заявителя, а также не допустил при этом неправильного применения норм материального и процессуального права.
Оценивая изложенные в апелляционной жалобе доводы, суд апелляционной инстанции считает, что в ней отсутствуют ссылки на факты, которые не были предметом рассмотрения в суде первой инстанции, имели бы юридическое значение и могли бы повлиять в той или иной степени на принятие законного и обоснованного судебного акта при рассмотрении заявленных требований по существу.
Доводы заявителя апелляционной жалобы изучены апелляционным судом, однако они подлежат отклонению, поскольку направлены на пересмотр обстоятельств, установленных по настоящему делу, в связи с чем, не могут служить основаниями к отмене принятого решения.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 27 октября 2015 года по делу N А06-4830/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить Кнут Дмитрию Владимировичу из федерального бюджета 1 000 рублей, излишне уплаченные чеком - ордером от 24 ноября 2015 года.
Постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме через арбитражный суд 1-ой инстанции, принявший решение.
Председательствующий судья |
С. А. Жаткина |
Судьи |
О. И. Антонова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-4830/2015
Истец: ООО ПКФ "Строй Профи", ООО производственно - коммерческая фирма "СТРОЙ - ПРОФИ"
Ответчик: Администрация МО "Рабочий поселок Ильинка", ООО "Волжская ремонтная Строительная Компания"
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, Управление федеральной антимонопольной службы РФ по Астраханской области