Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2016 г. N Ф03-1635/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконным акта органа власти в отношении земельного участка, по образованию земельных участков
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Хабаровск |
|
25 января 2016 г. |
А73-12723/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 25 января 2016 года.
Шестой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сапрыкиной Е.И.
судей Балинской И.И., Харьковской Е.Г.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Мамонтовой Н.А.
при участии в заседании:
от Общества с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал": Зубко М.Е.;
от Администрации города Хабаровска: Лазорко Ю.П.;
от Департамента муниципальной собственности администрации города Хабаровска: не явились;
от Муниципального казенного учреждения "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту": не явились;
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал"
на решение от 05.11.2015 по делу N А73-12723/2015
Арбитражного суда Хабаровского края принятое судьей Манником С.Д.
по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал"
к Администрации города Хабаровска
о признании незаконным отказа в согласовании схемы расположения земельного участка
третьи лица: Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска, Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту"
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал" (ОГРН 1062801071618, ИНН 2801113088; далее - ООО "Домино-Капитал", общество) обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании незаконным решения Администрации города Хабаровска (далее - администрация) от 19.12.2014 N 01-47/15650 об отказе в согласовании схемы расположения земельного участка общей площадью 1095 кв.м., по адресу: г. Хабаровск, Индустриальный район, в 10 метрах на юг от дома N 4 по ул. Оборонная, и обязать администрацию утвердить схему расположения земельного участка и принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта: "Административное здание" в Индустриальном районе г. Хабаровска, - в 15-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
К участию в дело в качестве третьих лиц привлечены Департамент муниципальной собственности администрации города Хабаровска (далее - департамент), Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту" (далее - учреждение).
Решением суда от 05.11.2015 в удовлетворении требований отказано ввиду того, что оспариваемый отказ не противоречит нормам действующего законодательства и не нарушает права заявителя.
Не согласившись с данным судебным актом, ООО "Домино-Капитал" обжаловало его в порядке апелляционного производства. При этом в обоснование своей жалобы приводит доводы о том, что в действующем законодательстве отсутствуют нормы, запрещающие предоставление земельных участков в зонах, подверженных риску наводнения, следовательно, у администрации не было правых оснований для отказа в утверждении схемы испрашиваемого участка. Кроме того, указывает на то, что суд необоснованно применил нормы статьи 67.1 Водного кодекса Российской Федерации к спорным правоотношениям, не дал оценку представленным им доказательствам, а именно гарантийному письму общества от 27.11.2014.
В ходе судебного разбирательства представитель общества позицию поддержал, просил решение суда отменить.
Представитель администрации выразила несогласие с доводами заявителя жалобы, представив отзыв.
Департамент в отзыве отклонил позицию общества.
Учреждение представителя в судебное заседание не направило, письменный отзыв не представило.
Повторно исследовав материалы дела, проверив обоснованность доводов апелляционной жалобы с учетом отзывов на нее, заслушав участников процесса, Шестой арбитражный апелляционный суд приходит к следующему.
Из материалов дела усматривается, что постановлением Администрации города Хабаровска от 30.01.2013 N 322 обществу разрешен выбор земельного участка, расположенного в производственных зонах: П-2 "зона предприятий 3-4 класса вредности", для размещения административного здания в Индустриальном районе.
27.09.2013 обществом с помощью землеустроительной организации ООО "Далькомзем" изготовлена схема местоположения границ земельного участка площадью 1095 кв. м: г. Хабаровск, Индустриальный район, в 10 метрах на юг от дома N 4 по ул. Оборонная.
Далее, общество обратилось в департамент за разрешением дальнейшего оформления названного участка с гарантией, что при проектировании и проведении строительства объекта будут соблюдены строительные нормы и правила, но письмом 19.01.2015 N 01-47/560 последнее известило заявителя о том, что в настоящее время работа по дальнейшему оформлению земельного участка в целях капитального строительства не представляется возможным на основании Указа Президента РФ от 31.08.2013 N 693 и постановления Администрации г. Хабаровска от 16.09.2013 N 3630.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно статье 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В качестве оснований для этого процессуальный закон предусматривает совокупность двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону или иному правовому акту и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Арбитражный суд первой инстанции, отказывая в заявленных требованиях, пришел к выводу об отсутствии совокупности этих условий. С данным выводом соглашается и апелляционный суд в силу следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент обращения общества за предоставлением участка) предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию без предварительного согласования места размещения объекта либо с предварительным согласованием места размещения объекта.
Порядок предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта установлен пунктом 5 названной статьи. Данный порядок включает: выбор земельного участка и принятие в порядке, установленном статьей 31 Земельного кодекса РФ, решения о предварительном согласовании места размещения объекта; выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, осуществление его государственного кадастрового учета; принятие решения о предоставлении земельного участка для строительства в соответствии с правилами статьи 32 Земельного кодекса РФ.
Из установленного следует, что выбор земельного участка является начальным этапом в рассмотрении вопроса о предоставлении земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта строительства и этот этап заканчивается принятием решения о предварительном согласовании места размещения объекта.
Статьей 31 Земельного кодекса РФ установлены порядок и условия выбора земельных участков для строительства.
В соответствии с пунктом 2 статьи 31 Земельного кодекса РФ выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра недвижимости и документов землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения соответствующих процедур согласования обеспечивает орган местного самоуправления. При этом такой выбор осуществляется по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 Земельного кодекса РФ исполнительного органа государственной власти.
Из схемы расположения спорного участка следует, что испрашиваемый обществом земельный участок площадью 1095 кв. м. расположенный по адресу: г. Хабаровск, в районе ул. Оборонная, 4 (корпус N 2) относится к промышленной зоне П-2 (зона предприятий 3-4 класса вредности) и находится в непосредственной близости от р. Амур (Амурской протоки) в прибрежной зоне береговой полосы.
Кроме того, из данной схемы усматривается, что имеется информация об обременении правами иных лиц - "зона затопления и подтопления территории городского округа "Город Хабаровск" (постановление Администрации г. Хабаровска от 16.09.2013 N 3630).
Постановлением администрации N 3630, принятым в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Федеральным законом от 21.12.1994 N 68-ФЗ "О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации", постановлением администрации города Хабаровска от 09.08.2013 N 3099 "О введении режима чрезвычайной ситуации для сил городского звена территориальной подсистемы РСЧС в пределах территории городского округа "Город Хабаровск", протоколом заседания комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Правительства Хабаровского края от 05.09.2013, утверждены границы зон затопления и подтопления на территории городского округа "Город Хабаровск", согласно приложениям N 1 и N 2 к настоящему постановлению.
Указом Президента РФ от 31.08.2015 N 693 рекомендовано органам государственной власти, в том числе Хабаровского края, и органам местного самоуправления, входящим в состав субъектов Российской Федерации, принять исчерпывающие меры, в том числе нормативно-правового и административного характера, исключающие строительство нового жилья, садовых и дачных строений, объектов производственного и социального назначения, транспортной и энергетической инфраструктуры в зонах, подверженных риску наводнения.
По материалам настоящего дела судом первой инстанции с достоверностью установлено, что испрашиваемый обществом земельный участок для строительства входит в зону подтопления.
Следовательно, по смыслу действующего законодательства с учетом конкретных обстоятельств спора, строительство на данном участке запрещено.
Более того, в соответствии с пунктом 1 статьи 12 Правил землепользования и застройки городского округа "Город Хабаровск", утвержденными решением Хабаровской городской Думы от 21.05.2002 N 211, ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства могут устанавливаться в зонах, подверженных воздействию чрезвычайных ситуаций природного (в том числе зоны подтопления, затопления) и техногенного характера.
Согласно пункту 2 статьи 12 Правил на карте зон с особыми условиями использования территории (статья 8 настоящих Правил) выделены зоны, в том числе - зона затопления 1% обеспеченности. Границы зон с особыми условиями использования территорий отображены в соответствии с генеральным планом города Хабаровска и документацией по планировке территорий.
Пунктом 7 статьи 12 Правил установлено, что в случае расположения земельных участков в зонах затопления паводковыми водами, в том числе в зоне затопления 1% обеспеченности, на земельные участки и объекты капитального строительства распространяется действие ограничений по условиям, установленным законодательством Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В зонах затопления 1% обеспеченности использование земельных участков для размещения объектов капитального строительства без проведения инженерной подготовки территории (путем подсыпки, намыва, обвалования грунтом и иными способами) не допускается.
В связи с чем, доводы заявителя жалобы в части отсутствия нормативного запрета на строительство в зоне нахождения спорного земельного участка подлежат отклонению.
Относительно довода о неправильном применении арбитражным судом к спорным отношениям статьи 67.1 Водного кодекса РФ.
Данной нормой установлено, что в целях предотвращения негативного воздействия вод (затопления, подтопления, разрушения берегов водных объектов, заболачивания) и ликвидации его последствий проводятся специальные защитные мероприятия в соответствии с настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Частью 2 статьи 67.1 Кодекса предусмотрено, что размещение новых населенных пунктов и строительство объектов капитального строительства без проведения специальных защитных мероприятий по предотвращению негативного воздействия вод в границах зон затопления, подтопления запрещаются.
Заявитель жалобы ссылается на наличие гарантийного письма от 27.11.2014, адресованного обществом администрации города, об обязании в кратчайшие сроки и с опережающими мероприятиями провести отсыпку площадки до проектных отметок земельного участка, примыкающего к "красной линии" по улице Шевчука.
Однако предлагаемое мероприятие не отнесено к сооружениям инженерной защиты, как это установлено пунктом 14.6 Строительных норм и правил СНиП 2.07.01-89* "Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденным постановлением Госстроя СССР от 16.05.1989 N 78.
Решением Хабаровской городской Думы от 21.04.2015 N 97 утверждены изменения в генеральный план городского округа "Город Хабаровск", пунктом 2.2.2 которого предусмотрены мероприятия по защите территории от затопления, а именно, для защиты городских территорий от затопления со стороны реки Амур и Амурской протоки при прохождении паводков проектом генерального плана предусматривается строительство дамб обвалования общей протяженностью около 43 км.
В настоящий момент, согласно пояснениям представителя администрации и письменного отзыва департамента, такое гидрозащитное сооружение в границах зон затопления, подтопления не возведено.
Следовательно, вывод первой инстанции о том, что материалам настоящего дела не доказывается соблюдение положений, регулирующих возможность возведения спорного административного здания в зоне возможного катастрофического затопления, признается обоснованным.
Не опровергнут с ссылкой на надлежащие доказательства ООО "Домико-Капитал" и вывод арбитражного суда о том, что испрашиваемый участок налагается на земельный участок, сформированный, поставленный на кадастровый учет за номером 27:23:050301:769 и предоставленный во временное пользование МУП "Служба заказчика" для организации сквера по договору от 15.05.2015 N 3.
Кроме того, апелляционный суд отмечает, что права заявителя оспариваемым отказом фактически не нарушены в связи с тем, что последний не лишен возможности выбора иного земельного участка для строительства объекта недвижимости, который не подпадает в зону, подверженную риску наводнения.
Учитывая, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал все представленные лицами, участвующими в деле, письменные доказательства, дал им надлежащую правовую оценку, а также обоснованно воспользовался правом, предоставленным статьей 78 АПК РФ и произвел осмотр спорного земельного участка с использованием фотосъемки, правильно применил нормы материального и процессуального права, апелляционный суд не находит оснований для отмены законного и обоснованного решения, которым обществу отказано в заявленных требованиях.
Руководствуясь статьями 258, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Хабаровского края от 05.11.2015 по делу N А73-12723/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции в установленном законом порядке.
Председательствующий |
Е.И. Сапрыкина |
Судьи |
И.И. Балинская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А73-12723/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14 июня 2016 г. N Ф03-1635/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Зубок Михаил Евгеньевич ( представитель ООО "Домино-Капитал", ООО "Домино-Капитал"
Ответчик: Администрация города Хабаровска
Третье лицо: Департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска, Муниципальное казенное учреждение "Служба заказчика по строительству и капитальному ремонту", Представитель Общества с ограниченной ответственностью "Домино-Капитал" - Зубок Михаил Евгеньевич