Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2016 г. N Ф04-1387/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Омск |
|
28 января 2016 г. |
Дело N А70-5742/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 28 января 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Золотовой Л.А.
судей Лотова А.Н., Шиндлер Н.А.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Самовичем А.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-14284/2015) Общества с ограниченной ответственностью "ОФИС-2012" на решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-5742/2014 (судья Минеев О.А.),
принятому по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "ОФИС-2012" (ОГРН 1117232056259, ИНН 7204175322)
к Департаменту имущественных отношений Тюменской области (ОГРН 1057200738792, ИНН 7202138460)
о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области, изложенного в письме от 24.02.2014 N 140224011/10-2, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218003:2960 площадью 3114 кв.м для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, ул.Профсоюзная - Северная - Володарского в аренду на 3 (три) года, об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области в месячный срок принять решение о предоставлении ООО "ОФИС-2012" в аренду на 3 (три) года земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218003:2960 площадью 3114 кв.м для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, ул.Профсоюзная - Северная - Володарского и заключить договор аренды,
при участии в судебном заседании представителей:
от Общества с ограниченной ответственностью "ОФИС-2012" - Воронова Юлия Владимировна (личность удостоверена паспортом, по доверенности 26.06.2015 сроком действия 1 год);
от Департамента имущественных отношений Тюменской области - Горностаев Дмитрий Александрович (удостоверение, по доверенности N 223/08-3-Д от 15.09.2015 сроком действия 1 год);
установил:
ООО "ОФИС-2012" (далее - общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту имущественных отношений Тюменской области с требованиями о признании незаконным решения Департамента имущественных отношений Тюменской области, изложенного в письме от 24.02.2014 N 140224011/10-2, об отказе в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218003:2960 площадью 3114 кв.м для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, ул.Профсоюзная - Северная - Володарского в аренду на 3 (три) года, об обязании Департамента имущественных отношений Тюменской области в месячный срок принять решение о предоставлении ООО "ОФИС-2012" в аренду на 3 (три) года земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218003:2960 площадью 3114 кв.м для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, ул.Профсоюзная - Северная - Володарского и заключить договор аренды.
Решением Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано со ссылкой на законность отказа Департамента в предоставлении испрашиваемого земельного участка в аренду, ввиду того, что расположение земельного участка в границах красных линий (на землях общего пользования) препятствуют использованию такого земельного участка для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени.
Не согласившись с принятым судебным актом, ООО "ОФИС-2012" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование апелляционной жалобы Общество, ссылаясь на тот факт, что им на стадии выбора земельного участка были соблюдены все требования, установленные действующим законодательством, в связи с чем Департаментом было принято решение о предварительном согласовании места для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, а также на то, что испрашиваемый земельный участок оказался за границами красных линий только после 13.01.2014, тогда как на момент обращения с заявлением о предоставлении земельного участка (по состоянию на 24.12.2013 и 07.01.2014) спорный земельный участок границ красных линий не пересекал, указало, что отказ в предоставлении испрашиваемого земельного участка является незаконным.
Письменный отзыв в материалы дела не поступал.
Заседание суда апелляционной инстанции проведено посредством видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Тюменской области.
В судебном заседании представитель Общества с ограниченной ответственностью "ОФИС-2012" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным. Просит его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель Департамента имущественных отношений Тюменской области просит оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, апелляционную жалобу, выслушав представителей сторон в судебном заседании, суд апелляционной инстанции установил следующее.
ООО "ОФИС-2012" в целях реализации инвестиционного проекта по строительству II очереди строительства Административно-торгового здания, предназначенного для размещения объектов по обслуживанию общества и государства, в районе улиц Профсоюзная - Володарского - Северная - Советская, проводит ряд мероприятий необходимых для подготовки и формирования строительной площадки, состоящей из нескольких объединенных земельных участков. Для этих целей Обществом арендуются смежные земельные участки с кадастровыми номерами 72:23:0218003:1872 и 72:23:0218003:1873.
31.10.2012, ООО "ТЮМЕНЬ-ХИЛТОН" обратилось в Департамент с заявлением N 121031069 о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г. Тюмени, ул. Профсоюзная - Северная - Володарского.
Акт о выборе земельного участка от 15.06.2012 N 239 согласован с Департаментом градостроительной политики администрации г. Тюмени, Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Тюменской области, Тюменским филиалом ОАО "СУЭНКО", ОАО "Тюменьэнерго", ОАО "Тюмень Водоканал", Тюменские тепловые сети ОАО "УТСК", ОАО "Тюменьмежрайгаз", Тюменский РУС ТФ ОАО "Ростелеком", УГИБДЦ Тюменской области, Комитетом по охране и использованию объектов историко-культурного наследия Тюменской области, Департаментом лесного комплекса Тюменской области, Департаментом городского хозяйства администрации города Тюмени, Департаментом недропользования и экологии Тюменской области.
По заявлению ООО "ОФИС-2012" от 24.10.2012 и заявлению ООО "ТЮМЕНЬ-ХИЛТОН" от 08.10.2012, права и обязанности на земельный участок, на который был выдан вышеуказанный акт о выборе земельного участка, перешли к ООО "ОФИС-2012".
Решением Департамента имущественных отношений Тюменской области от 02.11.2012 N 3422-з "О предварительном согласовании места размещения объекта по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, ул. Профсоюзная -Северная- Володарского" было предварительно согласовано место размещения объекта бытового по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, ул. Профсоюзная -Северная- Володарского в соответствии с актом о выборе земельного участка от 15.06.2012 N 239.
В соответствии с пунктом 3 указанного распоряжения на заявителя были возложены обязанности: обеспечить за свой счет выполнение кадастровых работ; поставить земельный участок на государственный кадастровый учёт; предоставить в Департамент имущественных отношений Тюменской области межевой план и кадастровый паспорт земельного участка.
Во исполнение решения Обществом были проведены кадастровые работы - изготовлен межевой план. На основании межевого плана земельный участок площадью 3 114 кв.м поставлен на государственный кадастровый учет объектов недвижимого имущества с присвоением кадастрового номера 72:23:0218003:2960, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 18.12.2013.
24.12.2013 Общество обратилось в Департамент имущественных отношений Тюменской области с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:23:0218003:2960 площадью 3114 кв.м в аренду сроком на 3 года для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г. Тюмени, ул. Профсоюзная - Северная -Володарского (вх. N 131224015).
11.03.2014 Обществом был получен ответ Департамента от 24.02.2014 N 140224011/10-2 о том, что 28.01.2014 по результатам рассмотрения обращения заявителя, совместной комиссией было принято решение об отказе в предоставлении земельного участка, в связи с тем, что испрашиваемый земельный участок частично выходит за границы красных линий.
Не согласившись с полученным отказом, заявитель обратился в арбитражный суд с указанными требованиями.
12.10.2015 Арбитражным судом Тюменской области вынесено решение, обжалуемое в апелляционном порядке.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения судебного акта, исходя из следующего.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (пункт 5 статьи 200 АПК РФ).
На основании статьи 65 АПК РФ обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 АПК РФ.
Порядок предоставления земельных участков в спорный период был предусмотрен главой 5 ЗК РФ.
Согласно части 1 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - многофункциональный центр) с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В данном заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок. К заявлению могут прилагаться технико-экономическое обоснование проекта строительства или необходимые расчеты.
В соответствии с частью 2 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица либо по обращению предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в ее границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими государственными органами, органами местного самоуправления, муниципальными организациями.
Результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в соответствии с возможными вариантам их выбора (часть 5 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 6 статьи 31 Земельного кодекса Российской Федерации, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, принимает решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка, или об отказе в размещении объекта.
При этом в силу пункта 4 статьи 32 Земельного кодекса Российской Федерации, условия предоставления земельных участков для государственных или муниципальных нужд должны предусматривать возмещение всех убытков, связанных с изъятием этих земельных участков у землепользователей, землевладельцев, расторжением или прекращением договоров их аренды. Условия могут также предусматривать права других лиц, обременяющие предоставляемые земельные участки, или предусмотренные статьей 56 Кодекса ограничения использования земельных участков.
В силу пункта 8 статьи 31 Земельного кодекса РФ Решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Общество, в апелляционной жалобе, ссылаясь на вышеприведенные положения законодательства, а также на тот факт, что им на стадии выбора земельного участка были соблюдены все требования, установленные действующим законодательством, в связи с чем Департаментом было принято решение о предварительном согласовании места для размещения объектов по обслуживанию общества и государства в г.Тюмени, указывает на наличие оснований для предоставления испрашиваемого земельного участка в аренду.
Однако, Обществом не учтено следующее.
Как уже было указано, основанием для принятия Департаментом оспариваемого решения послужило изменение условий территориального планирования, с учетом которых испрашиваемый Заявителем земельный участок располагается на территории земель общего пользования, обозначенных красными линиями.
Согласно пункту 11 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ красные линии - это линии, обозначающие существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно- технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты) и другие подобные сооружения.
Красные линии в силу подп. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса являются обязательным элементом проекта планировки территории города. В целяx устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по Планировке территории в соответствии со ст. 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса РФ. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Требования к содержанию и оформлению плана красных линий и разбивочного чертежа красных линий устанавливает Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденная Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 N 18-30, действующая в части, не противоречащей Градостроительному кодексу РФ (далее по тексту - Инструкция).
Пунктом 3.8 Инструкции предусмотрено, что красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету, в том числе в генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц, площадей; в проектах межевания территорий; в земельном и градостроительном кадастрах.
Согласно пункту 4.1 Инструкции проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов.
Из материалов дела следует, что в отношении 6-го планировочного района, в границах которого расположен спорный земельный участок, постановлением Администрации города Тюмени от 13.01.2014 N 10 утвержден проект планировки территории.
Не согласившись с вышеназванным постановлением, в том числе, в части спорного участка, Общество обжаловало означенный проект планировки в Центральный районный суд г.Тюмени.
Решением Центрального районного суда г.Тюмени от 5 марта 2015 г. по делу N 2-1702/2015 г. в удовлетворении заявления ООО "Офис-2012" отказано.
При этом, суд указал на то, что оспариваемый проект планировки принят с учетом генерального плана и правил землепользования и застройки города Тюмени, что соответствует положениям статьи 45 ГрК РФ.
Кроме того, суд общей юрисдикции указал на то, что проект планировки территории 6-го планировочного района не нарушает прав и законных интересов Общества.
Апелляционным определением Тюменского областного суда от 03.06.2015 судебный акт первой инстанции оставлен без изменений.
Учитывая изложенное выше, Департамент, установив, что испрашиваемый земельный участок располагается не землях общего пользования, правомерно отказал Обществу в его предоставлении в аренду.
При этом, не имеет правового значения тот факт, что на момент обращения Общества с заявлением о предоставлении земельного участка (по состоянию на 24.12.2013 и 07.01.2014) спорный земельный участок границ красных линий не пересекал, ввиду того, что действующим законодательством установлено, что целевое назначение земель общего пользования является приоритетным и такие земли не могут использоваться в соответствии с иными целыми, следовательно размещение каких-либо объектов на испрашиваемом земельном участке невозможно.
В соответствии с пунктом 12 статьи 1 ГрК РФ территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).
Земельный участок с кадастровым номером 72:23:02 18 003:2960 используется в качестве проезда неограниченным кругом лиц, что подтверждается схемой расположения земельного участка, представленной Департаментом в материалы дела.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановление Президиума от 18.06.2013 N 727/13 по делу N А12-3669/2012, расположение земельного участка на землях общего пользования (в данном деле участок был занят местным проездом) препятствует использованию такого земельного участка в целях размещения на нем объектов недвижимости.
Таким образом, предоставление земельного участка Обществу приведет к невозможности его использования неограниченным кругом лиц.
Кроме того, суд апелляционной инстанции считает необходимым отметить, что Департаментом отказано в продлении действий договоров аренды земельных участков с кадастровыми номерами 72:23:0218003:1872 и 72:23:0218003:1873, на которых планировалось строительство Административно-торгового здания, и для обслуживания которого Обществом испрашивался земельный участок.
При этом, вступившими в силу итоговыми судебными актами по делам А70-5146/2015 и А70-10180/2015 означенные отказы признаны законными и не нарушающими права Общества.
Учитывая изложенное, суд апелляционной инстанции приходит к выводу об отсутствии совокупности условий, необходимых для признания оспариваемого отказа в продлении договора аренды незаконным, в связи с чем, оснований для удовлетворения заявленных Обществом требований у суда первой инстанции не имелось.
При указанных обстоятельствах, арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение.
Нормы материального права применены судом первой инстанции правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Следовательно, оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, а потому апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины за рассмотрение апелляционной жалобы, в размере, определенном статьей 333.21 Налогового кодекса РФ, относятся на подателя апелляционной жалобы.
Излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату из федерального бюджета.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Апелляционную жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ОФИС-2012" оставить без удовлетворения, решение Арбитражного суда Тюменской области от 12.10.2015 по делу N А70-5742/2014 - без изменения.
Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "ОФИС-2012" (ОГРН 1117232056259, ИНН 7204175322) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1500 руб. 00 коп., уплаченных при подаче апелляционной жалобы пл.поручением N 22 от 10.11.2015 в излишнем размере.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
Л.А. Золотова |
Судьи |
А.Н. Лотов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А70-5742/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 13 апреля 2016 г. N Ф04-1387/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ОФИС-2012"
Ответчик: ДЕПАРТАМЕНТ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ
Третье лицо: Восьмой Апелляционный Арбитражный суд
Хронология рассмотрения дела:
13.04.2016 Постановление Арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-1387/16
28.01.2016 Постановление Восьмого арбитражного апелляционного суда N 08АП-14284/15
25.01.2016 Определение Арбитражного суда Тюменской области N А70-5742/14
12.10.2015 Решение Арбитражного суда Тюменской области N А70-5742/14