Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2016 г. N Ф05-5780/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Москва |
|
03 февраля 2016 г. |
Дело N А41-63671/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 03 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей: Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ботоевой О.С.,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Министерства строительного комплекса Московской области на решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2015 по делу N А41-63671/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г. по заявлению ООО "Каскад" к Министерству строительного комплекса Московской области, при участии в деле третьего лица: администрации Одинцовского муниципального района Московской области, об оспаривании отказа от 09.07.2015 в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию,
при участии в заседании:
от Министерства строительного комплекса Московской области: Акопян Р.Р., по доверенности от 30.12.2015 N 193,
от ООО "Каскад": Курпякова Г.В., по доверенности от 10.09.2015; Ломанов И.Н., по доверенности от 11.01.2016,
от третьего лица - администрации Одинцовского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом.
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Каскад" (далее заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Министерству строительного комплекса Московской области (далее Министерство, заинтересованное лицо) с требованиями о признании незаконным отказа Министерства строительного комплекса МО, оформленного уведомлением от 09.07.2015, в выдаче разрешения ООО "Каскад" на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - складского здания, расположенного на земельном участке с КН 50:20:0030205:53, общей площадью 7204 кв.м, по адресу: МО, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Маковского, д. 3; обязании Министерства строительного комплекса МО выдать ООО "Каскад" разрешение на ввод в эксплуатацию объекта капитального строительства - складского здания, расположенного на земельном участке с КН 50:20:0030205:53, общей площадью 7204 кв.м, по адресу: МО, Одинцовский район, г.Одинцово, ул. Маковского, д. 3.
В качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечена администрация Одинцовского муниципального района Московской области.
Решением Арбитражного суда Московской области от 11.11.2015 требования общества удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Министерство обжаловало его в апелляционном порядке.
Дело рассмотрено апелляционным судом в соответствии с нормами статей 121-123, 153, 156 АПК РФ в отсутствие представителей третьего лица - администрации Одинцовского муниципального района Московской области, надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда www.10aas.arbitr.ru.
В заседании суда представитель Министерства доводы жалобы поддержал, просил решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представители общества против доводов жалобы возражали по основаниям, изложенным в отзыве на нее, просили решение суда оставить без изменения.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, апелляционный суд установил следующие обстоятельства.
В соответствии со свидетельством о государственной регистрации права от 02.11.2010 ООО "Каскад" является собственником земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4 площадью 18149 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования - для строительства многоуровневого паркинга с административно-складским комплексом и торговыми площадями, расположенным по адресу: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Маковского, д. 3.
Постановлением администрации городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области от 26.12.2008 N 444 утвержден градостроительный план от 26.12.2008 N RU50511105-01.1.1.200800033 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4, согласно которому назначение объекта капитального строительства - административное здание, складское здание, площадь застройки - определить проектом.
В целях осуществления строительства на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:4 ООО "Каскад" получило разрешение на строительство от 26.12.2008 N RU 50511000-350 со сроком действия, продленным до 30.06.2012.
На основании решения единственного участника ООО "Каскад" от 02.11.2010 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 разделен на два земельных участка площадью 7204 кв.м и 10945 кв.м, что также подтверждается кадастровой выпиской от 17.09.2015.
Земельный участок площадью 7204 кв.м поставлен на кадастровый учет с присвоением кадастрового номера 50:20:0030205:53, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для строительства производственной базы, с местоположением: Московская область, Одинцовский район, г. Одинцово, ул. Маковского, д. 3, что подтверждается кадастровой выпиской от 17.09.2015 N МО-15/ЗВ-1856545.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 21.11.2014 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:53 принадлежит ООО "Каскад" на праве собственности.
Как следует из материалов дела, на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53 в соответствии с разрешением на строительство от 26.12.2008 N RU 50511000-350 возведено складское здание.
ООО "Каскад" обратилось в Министерство строительного комплекса Московской области с заявлениями о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию от 04.06.2015 и от 30.06.2015.
По итогам рассмотрения заявлений Министерство направило в адрес ООО "Каскад" уведомление от 09.07.2015 об отказе в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию. В обоснование отказа Министерство указало на 1) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство 9в части площади земельного участка); 2) отсутствие градостроительного плана земельного участка, соответствующего правоустанавливающим документам.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Решение суда об удовлетворении заявленных требований мотивировано тем, что ранее выданный градостроительный план земельного участка, являвшийся основанием для получения разрешения на строительство, не утратил силу, разрешение на строительство действительно и не оспорено, общество представило в министерство все документы, необходимые для получения разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, строительство здания осуществлялось в соответствии с данными, изложенными в ГПЗУ, в связи с чем у Министерства отсутствовали основания для отказа в выдаче испрашиваемого разрешения.
В обоснование доводов жалобы Министерство ссылается на то, что земельный участок, в отношении которого был выдан ГПЗУ, аннулирован в связи с его разделом. Заявителем в Министерство представлен градостроительный план несуществующего земельного участка. Указал, что заявителем нарушены положения частей 21.7 и 21.10 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ, что препятствует выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию объекта, построенного на основе ГПЗУ несуществующего земельного участка.
Суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта в связи со следующим.
Согласно пункту 1 статья 11.2 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
Согласно пункту 2 части 7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации к заявлению о выдаче разрешения на строительство прикладывается градостроительный план земельного участка
Частью 11 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлены действия, совершаемые уполномоченными на выдачу разрешений на строительство федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, при получении заявления о выдаче разрешения на строительство.
Согласно части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченная организация, осуществляющая государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, отказывают в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 настоящей статьи, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае выдачи разрешения на строительство линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции. Неполучение или несвоевременное получение документов, запрошенных в соответствии с частями 7.1 и 9.1 настоящей статьи, не может являться основанием для отказа в выдаче разрешения на строительство.
Положения части 13 статьи 51 Градостроительного кодекса содержат исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения на строительство.
В соответствии с частью 10 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации недопустимо требовать иные документы для получения разрешения на строительство, за исключением предусмотренных действующим законодательством.
ООО "Каскад" обратилось в Министерство строительного комплекса Российской Федерации с заявлениями о выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию складского здания, возведенного на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53.
Из выписок из электронного журнала регистрации обращений о приеме документов от получателя/представителя Министерства строительного комплекса Московской области от 10.06.2015 и от 30.06.2015 следует, что к заявлениям о выдаче разрешений на ввод объекта в эксплуатацию общество приложило:1) разрешение на строительство от 26.12.2008 N RU 50511000-350; 2) технический план здания; 3) акт приемки объекта капитального строительства (в случае осуществления строительства, реконструкции на основании договора); 4) документ, подтверждающий соответствие построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и подписанный лицом, осуществляющим строительство; 5)документ, подтверждающий соответствие параметров построенного, реконструированного объекта капитального строительства проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов, и подписанный уполномоченным лицом; 6) схему, отображающую расположение построенного, реконструированного объекта капитального строительства, расположение сетей инженерно-технического обеспечения в границах земельного участка и планировочную организацию земельного участка и подписанную лицом, осуществляющим строительство; 7) градостроительный план от 26.12.2008 N RU50511105-01.1.1.200800033 земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4; 8) свидетельство о государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:53; 9) копию кадастровой выписки о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53; 10) справку о выполнении технических условий.
Таким образом, перечень документов, приложенных к заявлениям ООО "Каскад" от 10.06.2015 и от 30.06.2015 соответствует требованиям части 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с частью 2 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки, из которых при разделе, объединении, перераспределении образуются земельные участки, прекращают свое существование с даты государственной регистрации права собственности и иных вещных прав на все образуемые из них земельные участки.
Как подтверждается кадастровой выпиской от 17.09.2015 земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 преобразован в результате раздела на земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030205:53 и 50:20:0030205:54.
Земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 снят с кадастрового учета 18.02.2011.
Как правильно установлено судом первой инстанции, ООО "Каскад" представило в Министерство кадастровую выписку о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53, из графы 5 которой следует, что он образован из земельного участка с кадастровом номером 50:20:0030205:4.
В соответствии с частью 5 статьи 41 ГрК РФ при подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков.
Согласно части 4 статьи 41 ГрК РФ (в редакции, действовавшей в спорный период) в случае, если по инициативе правообладателей земельных участков осуществляются разделение земельного участка на несколько земельных участков, объединение земельных участков в один земельный участок, изменение общей границы земельных участков, подготовка документации по планировке территории не требуется.
Подготовка градостроительных планов земельных участков осуществляется применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам. Подготовка градостроительного плана земельного участка осуществляется в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа (части 1 и 2 статьи 44 ГрК РФ).
В силу части 3 статьи 44 ГрК РФ в составе градостроительного плана земельного участка указываются, в том числе, границы земельного участка, границы зон действия публичных сервитутов, минимальные отступы от границ участка, информация о технических условиях подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения и о разрешенном использовании земельного участка, информация о требованиях к назначению, параметрам и размещению объекта капитального строительства на таком земельном участке.
Впоследствии градостроительный план земельного участка подлежит представлению в уполномоченный орган для получения разрешения на строительство объекта, поскольку такое разрешение подтверждает соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана, а также для ввода объекта в эксплуатацию (часть 1, пункт 2 части 7 статьи 51, пункт 2 части 3 статьи 55 ГрК РФ).
По смыслу статей 41 - 46 ГрК РФ градостроительный план земельного участка по существу представляет собой выписку из правил землепользования и застройки, проекта планировки и проекта межевания территории квартала (микрорайона) применительно к конкретному земельному участку, в которой указывается информация о строительных характеристиках предназначенного для застройки участка и имеющихся в отношении него строительных ограничениях. При этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в перечисленных актах в отношении территории, на которой расположен данный участок.
Как следует из материалов дела, в целях строительства административного и складского здания на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:4 администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области утвержден градостроительный план такого участка от 26.12.2008 N RU50511105-01.1.1.200800033, а также выдано разрешение на строительство от 26.12.2008 N RU 50511000-350.
В соответствии с частью 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации в случае образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством. В этом случае требуется получение градостроительного плана образованного земельного участка, на котором планируется осуществлять строительство, реконструкцию объекта капитального строительства. Ранее выданный градостроительный план земельного участка, из которого образованы земельные участки путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, утрачивает силу со дня выдачи градостроительного плана на один из образованных земельных участков.
При этом, в силу части 21.10 статьи 51 ГрК РФ лица, указанные в частях 21.5 - 21.7 и 21.9 настоящей статьи, обязаны уведомить в письменной форме о переходе к ним прав на земельные участки, права пользования недрами, об образовании земельного участка уполномоченные на выдачу разрешений на строительство федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления или уполномоченную организацию, осуществляющую государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственную корпорацию по космической деятельности "Роскосмос".
Как установлено судом, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4, принадлежавший на праве собственности ООО "Каскад" разделен, в результате чего образованы земельные участки с кадастровыми номерами 50:20:0030205:53 и 50:20:0030205:54, на которые также зарегистрировано право собственности ООО "Каскад".
При этом градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:53 в связи с преобразованием земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4 выдан не был.
Таким образом, согласно положениям части 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительный план земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4 не утратил силу.
Согласно части 6 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации основанием для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию является: 1) отсутствие документов, указанных в части 3 настоящей статьи; 2) несоответствие объекта капитального строительства требованиям градостроительного плана земельного участка или в случае строительства, реконструкции, капитального ремонта линейного объекта требованиям проекта планировки территории и проекта межевания территории; 3) несоответствие объекта капитального строительства требованиям, установленным в разрешении на строительство; 4) несоответствие параметров построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства проектной документации.
Как пояснил апелляционному суду представитель Министерства, основаниями для отказа в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию послужило именно отсутствие градостроительного плана на земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:53, образованного в результате раздела земельного участка, на который был выдан ГПЗУ и разрешение на строительство, именно это основание отражено в обжалуемом обществом отказе от 09.07.2015.
Исходя из нормы части 21.7 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации следует, что разрешение на строительство сохраняется и в случаях образования земельных участков путем раздела, перераспределения земельных участков или выдела из земельных участков, в отношении которых в соответствии с настоящим Кодексом выдано разрешение на строительство, физическое или юридическое лицо, у которого возникло право на образованные земельные участки, вправе осуществлять строительство на таких земельных участках на условиях, содержащихся в указанном разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством.
Принимая во внимание изложенное, суд апелляционной инстанции полагает, что судом первой инстанции был сделан правильный вывод о том, что не имеет правового значения для выдачи разрешения на ввод в эксплуатацию построенного складского здания площадь земельного участка и сам земельный участок, указанные в разрешении на строительство, в связи с чем отсутствие в данном разрешении соответствующих изменений относительно площади земельного участка, на котором расположен объект капитального строительства, по мнению суда апелляционной инстанции, не должно препятствовать выдаче заявителю разрешения на введение данного объекта строительства (крытой автостоянки) в эксплуатацию.
Судом первой инстанции верно отмечено в решении, что в силу действующего законодательства отсутствие градостроительного плана на образованный в результате раздела земельный участок не является безусловным основанием для отказа в выдаче обществу разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
Заявитель вправе был осуществлять строительство на таком земельном участке на условиях, содержащихся в разрешении на строительство, с соблюдением требований к размещению объектов капитального строительства, установленных в соответствии с настоящим Кодексом и земельным законодательством, без получения градостроительного плана на вновь образованный земельный участок, поэтому основания для отказа, предусмотренные Градостроительным кодексом Российской Федерации, отсутствовали.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53 внесены в ГКН 18.10.2010, земельный участок с кадастровым номером 50:20:0030205:4 снят с кадастрового учета 18.02.2011.
Между тем, соответствующие изменения не были внесены администрацией городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области в разрешение на строительство от 26.12.2008 N RU 50511000-350 при последовательном продлении его срока действия до 30.01.2011, 30.06.2012.
При этом доказательств недействительности разрешения на строительство от 26.12.2008 N RU 50511000-350 в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ООО "Каскад" при обращении с заявлением о выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию представило в Министерство все необходимые документы, позволяющие идентифицировать объект строительства и земельный участок, на котором возведен такой объект, судом первой инстанции отказ в выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, выраженный в уведомлении от 09.07.2015 обоснованно признан несоответствующим требованиям градостроительного законодательства.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Из материалов дела также усматривается, что складское здание возведено на земельном участке с кадастровым номером 50:20:0030205:53, который, в свою очередь, составляет часть земельного участка с кадастровым номером 50:20:0030205:4, на которой в соответствии с градостроительным планом определено размещение данного объекта.
На вопрос суда представитель Министерства пояснил, что отклонений от параметров строительства, указанных в разрешении, отклонений от проектной документации возведенного объекта, не установлено, также как и расположения возведенного складского здания с нарушением параметров, отображенных в ГПЗУ.
С учетом изложенного суд первой инстанции обоснованно в порядке восстановления нарушенных прав общества возложил на Министерство обязанность по выдаче разрешения на ввод объекта в эксплуатацию.
При данных обстоятельствах арбитражный суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Оснований для отмены обжалуемого решения арбитражного суда не имеется, апелляционная жалоба удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 11.11.2015 по делу N А41-63671/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-63671/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 11 мая 2016 г. N Ф05-5780/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Каскад"
Ответчик: Министерство строительного комплекса Московской области
Третье лицо: Администрация Одинцовского Муниципального района Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области