г. Санкт-Петербург |
|
02 февраля 2016 г. |
Дело N А56-28866/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Тимухиной И.А.
судей Баркановой Я.В., Жиляевой Е.В.
при ведении протокола судебного заседания: Климовой Л. С.
при участии:
от истца: Янгирова А.А. (доверенность от 18.12.2015)
от ответчика: Алексанов А.э. (доверенность от 29.12.2015)
от 3-их лиц: 1. Гилязова А.Р. (доверенность от 04.01.2016), 2. Гаврилова С.А. (доверенность от 29.12.2015)
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-30201/2015, 13АП-30204/2015) Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге и ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2015 по делу N А56-28866/2015 (судья Балакир М.В.), принятое
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге
заинтересованное лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
3-и лица: 1) ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области, 2) Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга
о признании незаконным решения,
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге (далее - ТУ ФАУГИ) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Санкт-Петербургу (далее - Управление) от 23.12.2014 N 78-78-88/103/2014-259 об отказе в государственной регистрации права на земельный участок с кад.N 78:31:0001199:3270, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Захарьевская улица, участок 16 (напротив дома 17 литера А и дома 19 литера А по Захарьевской улице), регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Комитет имущественных отношений Санкт-Петербурга (далее - Комитет) и ГУ МВД России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (далее - ГУ МВД).
Решением от 30.10.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
В апелляционных жалобах ТУ ФАУГИ и ГУ МВД, считая решение незаконным и необоснованным, вынесенным с нарушением норм материального права, при несоответствии выводов суда обстоятельствам дела, просят решение отменить, заявленные требования удовлетворить, полагая, что поскольку КУГИ, реализовав свое полномочие, определенное в п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации"(далее - Закон N 137-ФЗ), предоставил спорный земельный участок по договору безвозмездного срочного пользования ГУ МВД, в силу п. 1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ этот участок относится к федеральной собственности. По мнению подателей жалоб, Комитетом не доказано нахождение спорного земельного участка в границах полосы отвода автомобильной дороги регионального значения в Санкт-Петербурге, кроме того, данный факт не является основанием для отказа в регистрации права собственности РФ на данный земельный участок.
Управление, Комитет возразили против удовлетворения апелляционных жалоб по основаниям, изложенным в отзывах на жалобы.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, ТУ ФАУГИ обратилось в Управление с заявлением о регистрации права собственности на земельный участок с кад.N 78:31:0001199:3270, расположенный по адресу: Санкт-Петербург, Захарьевская улица, участок 16 (напротив дома 17 литера А и дома 19 литера А по Захарьевской улице), приложив договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.06.2014 N03/БЗ-08168, заключенный между Главным управлением МВД РФ по Санкт-Петербургу (землепользователь) и КУГИ (ссудодатель), полагая, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло на основании абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Закона N137-ФЗ в связи с его передачей Комитетом по управлению городским имуществом ГУ МВД, являющемуся федеральным учреждением.
Сообщением от 23.12.2014 N 78-78-88/103/2014-259 в регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок Управлением отказано со ссылкой на абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее -Закон о регистрации), так как представленный договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.06.2014 N 03/БЗ-08168 не является правоустанавливающим документом, поскольку не подпадает под положения пункта 2 Постановления Правительства РФ от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю".
Полагая отказ в регистрации незаконным, ТУ ФАУГИ обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционных жалоб и отзывов на жалобу, апелляционный суд пришел к выводу, что судом первой инстанции отказано в удовлетворении заявленных требований правомерно.
В соответствии с пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Право заинтересованного лица обжаловать в суд, арбитражный суд отказ регистрирующего органа в государственной регистрации права или сделки предусмотрено пунктом 5 статьи 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 5 статьи 2, пунктом 3 статьи 20 Закона о регистрации.
В соответствии со ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
По смыслу приведенной нормы права во взаимосвязи со ст. 201 АПК РФ необходимым условием для удовлетворения такого заявления является установление судом несоответствия оспариваемого ненормативного правового акта, решения (действия, бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и одновременно с этим нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о регистрации, согласно абзацам 4, 10 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано, если не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя, представленные на государственную регистрацию документы по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства.
Согласно части 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3.1 Закона N 137-ФЗ в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся в том числе земельные участки, предоставленные органам государственной власти Российской Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии с пунктом 10 статьи 3 Закон N 137-ФЗ отсутствие государственной регистрации права собственности на земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена, не является препятствием для распоряжения такими земельными участками. По общему правилу, если иное не предусмотрено законом, распоряжение такими участками осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов.
Согласно статье 30.1 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю осуществляется на основании заявления исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления либо действующего по их поручению лица. В заявлении указывается основание возникновения права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на этот участок. Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утверждается Правительством Российской Федерации.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404 "Об утверждении Перечня документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю" (далее -Перечень), в соответствии с пунктом 2 которого в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является принадлежность земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, к необходимым документам относятся в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок (копия акта органа государственной власти или органа местного самоуправления, изданного в соответствии с законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания; кадастровый план земельного участка; иные документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают предоставление земельного участка органу государственной власти Российской Федерации, его территориальному органу, органу государственной власти субъекта Российской Федерации, органу местного самоуправления, казенному предприятию, государственному или муниципальному унитарному предприятию либо некоммерческой организации, созданным органом государственной власти Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления или их предшественниками).
Согласно пункту 3 Перечня в случае, если основанием для регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок является нахождение на данном земельном участке недвижимого имущества, принадлежащего Российской Федерации, субъекту Российской Федерации или муниципальному образованию, представлению подлежат правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке. Представление указанных документов не требуется, если соответствующее право было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, в качестве основания для возникновения права собственности на спорный земельный участок указан договор безвозмездного срочного пользования земельным участком от 30.06.2014 N 03/БЗ-08168.
Вместе с тем, как обоснованно указано в оспариваемом отказе, данный договор не соответствует требованиям пункта 2 Перечня, участок был предоставлен ГУ МВД в безвозмездное срочное (на срок до 17.05.2015) пользование под парковку служебного автотранспорта, на земельном участке отсутствуют объекты недвижимости, принадлежащие Российской Федерации на праве собственности.
Кроме того, возражая требованиям заявителя, Комитет указал, что спорный земельный участок расположен на Захарьевской улице, которая включена в перечень автомобильных дорог общего пользования регионального значения в Санкт-Петербурге, в связи с чем на основании Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" относится к государственной собственности Санкт-Петербурга.
Таким образом, в данном случае имеется спор о праве, который не подлежит разрешению в порядке главы 24 АПК РФ.
Таким образом, оснований для регистрации права федеральной собственности на земельный участок у Управления не имелось.
Согласно части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного, доводы подателей апелляционных жалоб подлежат отклонению апелляционным судом как необоснованные, оснований для отмены решения не установлено, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену судебного акта, судом первой инстанции не допущено, в удовлетворении апелляционной жалобы следует отказать.
Руководствуясь статьями 269-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 30.10.2015 по делу N А56-28866/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
И.А. Тимухина |
Судьи |
Я.В. Барканова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А56-28866/2015
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Санкт-Петербурге
Ответчик: Комитет имущественных отношений Санкт-петербурга, Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Санкт-Петербургу
Третье лицо: ГУ МВД России по г. Санкт-Петербургу и Ленинградской области