г. Саратов |
|
02 февраля 2016 г. |
Дело N А57-13681/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Смирникова А.В.,
судей Комнатной Ю.А., Кузьмичева С.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кузнецовой А.С.,
при участии в судебном заседании представителей общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Фемида-Саратов" Симонова А.С., действующего на основании доверенности от 01.06.2015, Самсонова И.И., действующего на основании доверенности от 01.06.2015, представителя администрации муниципального образования "Город Саратов" Полянского Г.Ю., действующего на основании доверенности от 15.09.2015 N 01-03/74, представителем комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" Берестковской С.А., действующей на основании доверенности от 30.12.2015 N 04-02/2200, Шафеевой О.И., действующей на основании доверенности от 13.12.2015, представителя Саратовской городской Думы Чесноковой С.Ю., действующей на основании доверенности от 01.02.2015 N 20, представителя комитета по управлению имуществом города Саратова Захаровой В.В., действующей на основании доверенности от 25.09.2015 N 15-14/24364,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Фемида-Саратов"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 ноября 2015 года по делу N А57-13681/2014 (судья Лескина Т.А.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Фемида-Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Волжская, д. 28, ОГРН 1076451001681, ИНН 6451417729),
заинтересованные лица: администрация муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1036405000280, ИНН 6450011003), комитет по управлению имуществом города Саратова (410600, г. Саратов, Театральная пл., д. 7, ОГРН 1026402195511, ИНН 6450003860), комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" (410002, г. Саратов, ул. Бабушкин Взвоз, д. 1, ОГРН 1126450007155, ИНН 6450056004), комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 78, ОГРН 1026402205246, ИНН 6450530344),
третье лицо: Саратовская городская Дума (410031, г. Саратов, ул. Первомайская, д. 76, ОГРН 1036405003964, ИНН 6450030782)
о признании незаконным бездействия,
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд Саратовской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Юридическая компания "Фемида-Саратов" (далее - ООО "ЮК "Фемида-Саратов", общество, заявитель) с заявлением о признании незаконным бездействия администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация, орган местного самоуправления), выразившегося в непроведении мероприятий по изъятию путем выкупа земельного участка площадью 7 039 кв.м с кадастровым номером 64:48:010346:14, расположенного по адресу: г. Саратов, Набережная Космонавтов, ул. Лермонтова, ул. Московская, для муниципальных нужд, об обязании администрации в течение одного месяца со дня вступления в силу решения арбитражного суда направить ООО "ЮК "Фемида-Саратов" подписанный договор об изъятии путем выкупа указанного земельного участка для муниципальных нужд, предусматривающий выкупную цену за земельный участок в размере 175 210 000 руб. и срок ее уплаты в течение трех месяцев со дня вступления в силу решения арбитражного суда.
Решением суда первой инстанции от 13 ноября 2014 года в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 10 февраля 2015 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 11 июня 2015 года судебные акты судов первой и апелляционной инстанций отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Саратовской области.
При этом суд кассационной инстанции указал на необходимость установления совокупности действий, необходимых и обязательных для администрации в целях выполнения условий по изъятию спорного земельного участка и законность их соблюдения и признал вывод об избрании обществом ненадлежащего способа защиты права преждевременным.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 06 октября 2015 года в удовлетворении заявления ООО "ЮК "Фемида-Саратов" отказано.
ООО "ЮК "Фемида-Саратов" не согласилось с принятым судебным актом и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе, и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований заявителя в полном объеме.
Представители администрации, комитета по управлению имуществом города Саратова, комитета по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов" в судебном заседании возражали против доводов апелляционной жалобы общества, просили обжалуемый судебный акт оставить без изменения.
Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов" явку представителя в судебное заседание не обеспечил, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом. В соответствии с пунктом 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя данного лица, участвующего в деле.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "ЮК "Фемида-Саратов" на праве собственности принадлежит земельный участок из земель населенных пунктов площадью 7 039 кв.м с кадастровым номером 64:48:010346:14, с разрешенным использованием - для строительства многофункционального общественного центра с гостиничным комплексом, административными помещениями, киноконцертным залом, торговыми павильонами, складами, прилегающей автостоянкой и автоцентром, расположенный по адресу: г. Саратов, Набережная Космонавтов, ул. Лермонтова, ул. Московская, что подтверждается выпиской из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 25.02.2013 N 01/005/2013-8789.
29.04.2008 Саратовской городской Думой принято решение N 27-280, которым утверждены Правила землепользования и застройки муниципального образования "Город Саратов" (далее - Правила землепользования и застройки). Указанными Правилами земельный участок отнесен к территориальной зоне многофункциональной общественно-деловой застройки историко-культурного центра города (ОД-1), что позволяло использовать земельный участок согласно разрешенному использованию для строительства объекта недвижимости.
Постановлением администрации от 18.12.2012 N 2885 утвержден проект планировки территории, ограниченной улицами Малой Горной, им. Чернышевского Н.Г., Валовой, им. Лермонтова М.Ю., Первомайской и берегом Волгоградского водохранилища, которым земельный участок вынесен за пределы красных линий в границы территорий общего пользования и обозначен для размещения объекта улично-дорожной сети.
20.12.2012 Саратовской городской Думой принято решение N 21-257 об изъятии путем выкупа земельного участка, принадлежащего ООО "ЮК "Фемида-Саратов", для муниципальных нужд в целях размещения объекта транспортной инфраструктуры - автомобильной дороги местного значения.
11.02.2013 указанное решение зарегистрировано Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Саратовской области (запись о регистрации N 64-64-01/035/2013-349).
05.03.2013 комитет по управлению имуществом города Саратова направил ООО "ЮК "Фемида-Саратов" уведомление N 02-06/5818 об изъятии земельного участка.
Распоряжением администрации от 24.07.2013 N 295-р утвержден градостроительный план земельного участка площадью 7 039 кв.м с кадастровым номером 64:48:010346:14, в котором территория земельного участка отмечена под размещение линейного объекта - автомобильной дороги для муниципальных нужд.
Письмом администрации от 13.02.2014 N 01-02-20/33 во исполнение решения об изъятии земельного участка на основании отчета ООО Центр оценочных и проектных технологий "Профи" от 26.09.2013 определена рыночная стоимость земельного участка в размере 178 000 000 руб.
ООО "ЮК "Фемида-Саратов", полагая, что непринятие администрацией каких-либо мер, направленных на обсуждение условий выкупа земельного участка с его собственником, отсутствие бюджетных ассигнований на изъятие земельных участков для муниципальных нужд бюджетом муниципального образования "Город Саратов" на 2014 год свидетельствуют о незаконном бездействии органа местного самоуправления, выразившемся в непроведении мероприятий по изъятию путем выкупа принадлежащего обществу земельного участка для муниципальных нужд, нарушающем права и охраняемые законом интересы общества, обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Повторно рассматривая дело, суд первой инстанции установил, что органом местного самоуправления совершены все необходимые и возможные действия, направленные на достижение соглашения об условиях выкупа и предшествующие заключению такого соглашения. Однако требование общества об обязании администрации направить ООО "ЮК "Фемида-Саратов" подписанный договор об изъятии путем выкупа спорного земельного для муниципальных нужд не может быть рассмотрено судом по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что трехлетний срок, предусмотренный законом для совершения всех необходимых и возможных действий для достижения соглашения с собственником об условиях выкупа изымаемого земельного участка, не истек, что свидетельствует об отсутствии оснований для признания оспариваемого бездействия органа местного самоуправления незаконным.
Суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
В соответствии со статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие путем выкупа земельных участков для государственных и муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных, в том числе, с размещением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального, местного значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов.
Согласно статье 279 Гражданского кодекса Российской Федерации принудительное отчуждение земельного участка может осуществляться в соответствии с решением об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, которое принимается федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления, определяемыми в соответствии с земельным законодательством.
В силу пункта 1 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется по основаниям, установленным статьей 49 Земельного кодекса Российской Федерации.
Принудительное отчуждение земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть проведено только при условии предварительного и равноценного возмещения стоимости земельного участка на основании решения суда (пункт 2 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации).
Пункт 3 статьи 55 Земельного кодекса Российской Федерации предусматривает, что порядок выкупа земельного участка для государственных или муниципальных нужд у его собственника; порядок определения выкупной цены земельного участка, выкупаемого для государственных или муниципальных нужд; порядок прекращения прав владения и пользования земельным участком при его изъятии для государственных или муниципальных нужд, права собственника земельного участка, подлежащего выкупу для государственных или муниципальных нужд, устанавливаются гражданским законодательством.
Как обоснованно указал суд первой инстанции, порядок изъятия участка, а также находящихся на нем зданий, сооружений и другого недвижимого имущества предусматривает последовательное проведение следующих процедур: принятие решения об изъятии федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органами местного самоуправления, в зависимости от того, для чьих нужд изымается имущество (пункты 1, 2 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); письменное уведомление об изъятии правообладателя изымаемого имущества органом, принявшим решение об изъятии (пункт 3 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); государственная регистрация решения об изъятии в органе, осуществляющем регистрацию прав на земельный участок и извещение правообладателя о произведенной регистрации с указанием ее даты (пункт 4 статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации); определение по соглашению с правообладателем платы за изымаемое имущество и других условий выкупа (статья 282 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации (вступила в силу 01.04.2015) в целях подготовки соглашения об изъятии земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд уполномоченный орган исполнительной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение об изъятии, в том числе, выступают заказчиком работ по оценке изымаемых земельных участков и (или) расположенных на них объектов недвижимого имущества или оценке прекращаемых прав и размера убытков, причиняемых таким изъятием, а также по оценке недвижимого имущества, предоставляемого взамен изымаемого недвижимого имущества; осуществляют переговоры с правообладателем изымаемой недвижимости относительно условий ее изъятия; осуществляют совместно с уполномоченным органом исполнительной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, подготовку соглашения об изъятии недвижимости в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии; направляют проект соглашения об изъятии недвижимости сторонам такого соглашения для подписания.
Судом первой инстанции во исполнение указаний суда кассационной инстанции установлено, подтверждено материалами дела и не опровергнуто лицами, участвующими в деле, что администрацией исполнены требования статей 279 282 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 56.7 Земельного кодекса Российской Федерации и совершены все предусмотренные законом действия, предшествующие непосредственно заключению соглашения об изъятия земельного участка, в том числе получен отчет ООО "Центр оценочных и проектный технологий "Профи" от 26.09.2013 N 0360300001013000058 об оценке земельного участка площадью 7 039 кв.м с кадастровым номером 64:48:010346:14, расположенного по адресу: г. Саратов, Набережная Космонавтов, ул. Лермонтова, ул. Московская.
Пункт 4 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации устанавливает, что собственнику земельного участка при изъятии его для государственных или муниципальных нужд наряду с гарантиями, предусмотренными пунктами 1 и 2 статьи 63 Земельного кодекса Российской Федерации, должна быть возмещена рыночная стоимость земельного участка, если ему не предоставлен бесплатно в собственность равноценный земельный участок.
Системный анализ положений статьи 281 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 49, 55, 63 Земельного кодекса Российской Федерации позволяет сделать вывод о том, что по результатам принятого решения об изъятии выкуп земельного участка и определении выкупной цены осуществляются на основании договора или решения суда о выкупе земельного участка для государственных нужд.
Статьей 421 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
В рассматриваемом случае обязанность администрации заключить с ООО "ЮК "Фемида-Саратов" договор об изъятии путем выкупа спорного земельного участка для муниципальных нужд вытекает из решения Саратовской городской Думы от 20.12.2012 N 21-257.
В соответствии с пунктом 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, в случаях, когда в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами для стороны, которой направлена оферта (проект договора), заключение договора обязательно, эта сторона должна направить другой стороне извещение об акцепте, либо об отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора) в течение тридцати дней со дня получения оферты.
Сторона, направившая оферту и получившая от стороны, для которой заключение договора обязательно, извещение о ее акцепте на иных условиях (протокол разногласий к проекту договора), вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда в течение тридцати дней со дня получения такого извещения либо истечения срока для акцепта.
Согласно пункту 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
Таким образом, учитывая наличие у администрации обязанности заключить договор об изъятии земельного участка для муниципальных нужд путем выкупа, общество после совершения действий, указанных в пункте 1 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации, и неполучения в установленный законом срок акцепта, вправе обратиться с суд с исковым заявлением о понуждении органа местного самоуправления к заключению соответствующего договора.
Требование общества об обязании администрации направить ООО "ЮК "Фемида-Саратов" подписанный договор об изъятии путем выкупа спорного земельного для муниципальных нужд, не может рассматриваться судом в качестве понуждения к заключению договора, поскольку заявлено в качестве способа восстановления нарушенного права по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Непринятие администрацией мер по заключению с ООО "ЮК "Фемида-Саратов" договора изъятия земельного участка путем выкупа не может быть оспорено в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Защита прав заявителя, которые он считает нарушенными, должна осуществляться в порядке искового судопроизводства с соблюдением установленной законом досудебной процедуры.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, суд апелляционной инстанции признает необоснованным вывод суда первой инстанции об отсутствии оснований для признания бездействия администрации незаконным ввиду неистечения предусмотренного статьями 279-282 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 13 статьи 56.6 Земельного кодекса Российской Федерации трехлетнего срока на проведение мероприятий по изъятию земельного участка, поскольку все предусмотренные законом действия по изъятию земельного участка должны быть совершены органом местного самоуправления до истечения трехлетнего срока.
Апелляционная коллегия приходит к выводу, что все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения дела обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы повторяют утверждения, которые являлись предметом рассмотрения в суде первой инстанции, получили соответствующую правовую оценку и обоснованно были отклонены.
Судебная коллегия считает, что оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Саратовской области от 06 ноября 2015 года по делу N А57-13681/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий судья |
А.В. Смирников |
Судьи |
Ю.А. Комнатная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13681/2014
Истец: ООО "ЮК "Фемида-Саратов"
Ответчик: Администрация муниципального образования "Город Саратов", Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации МО "Город Саратов", Комитет по управлению имуществои г. Саратова, Комитет по финансам администрации МО "Город Саратов"
Третье лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", Комитет по управлению имуществом города Саратова, Комитет по финансам администрации муниципального образования "Город Саратов"
Хронология рассмотрения дела:
21.04.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2975/17
24.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8461/16
02.02.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-12209/15
06.11.2015 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-13681/14
11.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24137/15
10.02.2015 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-13004/14
13.11.2014 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-13681/14