г. Самара |
|
03 февраля 2016 г. |
А55-12731/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 03 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Корнилова А.Б.,
судей Кувшинова В.Е. и Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Филипповской С.А.,
с участием:
от заявителей:
Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" - Меняев Д.В. (доверенность 14.05.2015 N 7/111),
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - не явился, извещен,
от ответчика - Старкова Ю.К. (доверенность от 28.08.2015 N 12-6119),
от третьих лиц:
Департамента управления имуществом городского округа Самара - не явился, извещен,
Министерства имущественных отношений Самарской области - не явился, извещен,
ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 7" - не явился, извещен,
Правительства Самарской области - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 года по делу N А55-12731/2014 (судья Черномырдина Е.В.)
по заявлению Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", г. Самара
Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара
с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования относительно предмета спора, на стороне заинтересованного лица:
Департамент управления имуществом городского округа Самара,
Министерство имущественных отношений Самарской области,
ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 7", г. Самара
Правительство Самарской области, г. Самара
о признании незаконным отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок
УСТАНОВИЛ:
Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" (далее - заявитель, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Росреестра по Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа N 01/010/2014-509 от 05.03.2014 в государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок общей площадью 129 кв.м., разрешенное использование - для гаражей, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Симферопольская, д. 4, кадастровый номер: 63:01:0316007:762 и обязании Управления Росреестра по Самарской области зарегистрировать право Российской Федерации на земельный участок общей площадью 129 кв.м., разрешенное использование - для гаражей, расположенный по адресу: г. Самара, Красноглинский район, ул. Симферопольская, д. 4, кадастровый номер: 63:01:0316007:762.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены Департамент управления имуществом г.о. Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, г. Самара, ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 7".
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области в соответствии со статьей 46 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации было привлечено к участию в деле в качестве соиcтца.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.10.2015 г., оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.01.2015 г., в удовлетворении требований было отказано.
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 02.06.2015 решение от 15.10.2015 и постановление от 23.01.2015 отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
При новом рассмотрении, решением Арбитражного суда Самарской области от 26 октября 2015 года заявленные требования были удовлетворены.
В апелляционной жалобе Управление Росреестра просит суд апелляционной инстанции решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований.
В материалы дела поступил отзыв ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" на апелляционную жалобу, в котором оно просит апелляционный суд оставить решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
В судебном заседании представитель подателя жалобы доводы, в ней изложенные поддержала, просила решение суда первой инстанции отменить.
Представитель заявителя (Федерального бюджетного учреждения здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области") возражал против удовлетворения жалобы.
Представители второго заявителя и третьих лиц участия в заседании не принимали, о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
Проверив законность и обоснованность принятого по делу судебного акта в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав доводы апелляционной жалобы и материалы дела, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 25 февраля 2014 года Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской обратилось в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок, общей площадью 129 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, р-н Красноглинский, ул. Симферопольская, д. 4, с кадастровым номером: 63:01:0316007:762.
Управление Росреестра по Самарской области 05.03.2014 сообщением N 01/010/2014-509 отказало в государственной регистрации права собственности на вышеуказанный земельный участок на основании абзаца 3 п.1 ст.20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (т.1 л.д. 15-18).
Считая отказ незаконным и нарушающим его права и законные интересы, заявители обратились в арбитражный суд.
При принятии судебного акта, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующих обстоятельств.
Отменяя судебные акты и направляя дело на новое рассмотрение, суд кассационной инстанции указал на то, что доводы заявителя о том, что спорный земельный участок относится к федеральной собственности, оставлен судами без должной правовой оценки. Кроме того, суды оставили без внимания доводы управления о том, что фактически правомочия пользования и владения спорным объектом недвижимости осуществляет федеральное учреждение, за которым данный гараж закреплен распоряжением от 31.01.2006 г. N 21-р.
В соответствии со ст. 289 АПК РФ указания арбитражного суда кассационной инстанции, в том числе на толкование закона, изложенные в его постановлении об отмене решения, постановления суда первой, апелляционной инстанций, обязательны для арбитражного суда, вновь рассматривающего данное дело.
В соответствии с пунктом 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в деи?ствие Земельного кодекса России?скои? Федерации", в целях разграничения государственной собственности на землю к собственности поселении?, городских округов, муниципальных раи?онов относятся:
- земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образовании;
- земельные участки, предоставленные органам местного самоуправления соответствующих муниципальных образовании, а также казенным предприятиям, муниципальным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным указанными органами местного самоуправления;
- иные предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Россиискои Федерации земельные участки и предусмотренные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Россиискои Федерации земли.
Из материалов дела видно, что на спорном земельном участке, расположенном по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, дом 4, общеи? площадью 129 кв.м. с кадастровым номером 63:01:0316007:762 расположен объект недвижимости - нежилое здание (гараж), инв.N 1-48179, кадастровый номер 63:01:0316007:1096, площадью 120,2 кв.м.
При этом, согласно данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, сведения о зарегистрированных правах на нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул.Симферопольская, дом 4, общеи площадью 120,2 кв.м, кадастровый номер: 63:01:0316007:1096, отсутствуют.
Согласно выписке от 02.07.2013 г. N 15-07-06/32453 нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, д. 4, общеи? площадью 120,2 кв.м. в реестре муниципального имущества городского округа, не учтено (т. 1. л.д. 49).
По данным Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним в собственности муниципального образования городской округ Самара находится нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, д. 4, общеи площадью 55,4 кв.м., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 21.05.2014 N 01/016/2014-1582 (т. 1 л.д. 31).
Нежилое здание (гараж), находящееся по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, дом 4, общеи площадью 55,4 кв.м., расположено на земельном участке с кадастровым номером:63:01:031607:0876, площадью 72 кв.м. На указанный земельный участок ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N 7" зарегистрировано право постоянного (бессрочного) пользования на основании постановления главы городского округа Самара от 19.11.2008 N 1019, что подтверждается свидетельством серии 63-АЛ N 335556 от 26.04.2013 (т. 2 л.д. 20).
С учетом установленных по делу обстоятельств суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что земельный участок, занятый нежилым зданием (гаражом), общей площадью 55,4 кв.м., на которое зарегистрировано право муниципальной собственности (т. 2 л.д. 19), и спорный земельный участок, являются различными земельными участками.
На основании статьи 17 Земельного кодекса Россиискои Федерации в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, право собственности Россиискои Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю, и которые приобретены Россиискои Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
В силу абзаца 3 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона в целях разграничения государственной собственности на землю к федеральной собственности относятся, в том числе, земельные участки, предоставленные органам государственной власти Россиискои Федерации, их территориальным органам, а также казенным предприятиям, государственным унитарным предприятиям или некоммерческим организациям, созданным федеральными органами государственной власти.
В соответствии со статьеи 4 Федерального закона от 30.11.1994 52-ФЗ "О введении в деиствие части первоиГражданского кодекса Россиискои Федерации" впредь до принятия федерального закона о порядке разграничения объектов федеральной собственности, собственности субъектов Россиискои Федерации и муниципальной собственности на территории Россиискои Федерации деиствует порядок, установленный Постановлением ВС РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Россиискои Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Россиискои Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - Постановление N 3020-1).
В Приложениях N N 1, 2, 3 к Постановлению N 3020-1 закреплены перечни объектов исключительно федеральной собственности, объектов, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации и субъектов муниципальной собственности.
При этом пунктом 1 вышеназванного Постановления N 3020-1 установлено, что объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 1 к данному Постановлению, независимо от того, на чьем балансе они находятся, и от ведомственной подчиненности предприятий, относятся исключительно к федеральной собственности.
Согласно пункту 5 раздела 11 Приложения N 1 к Постановлению N 3020-1 предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы входят в число объектов, относятся исключительно к федеральной собственности.
В соответствии с пунктом 8 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.1995 N 2/1 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Гражданского кодекса РФ", начиная с 08.12.1994 созданные ранее государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения.
Таким образом, созданные до введения в действие Гражданского кодекса Российской Федерации предприятия и учреждения санитарно-эпидемиологической службы как имущественные комплексы с их зданиями, имеющие специальную правоспособность, являлись обладателями прав хозяйственного ведения и оперативного управления на то имущество, которое они использовали в своей специальной деятельности.
В статье 48 ФЗ от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" предусмотрено, что помещения, здания и другое имущество, используемое органами и учреждениями государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации для выполнения возложенных на них задач, находятся в федеральной собственности, передаются указанным органам и учреждениям в пользование на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.
Заявитель в соответствии с уставом является некоммерческой бюджетной организацией - "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области" и входит в единую федеральную централизованную систему органов и учреждений, осуществляющих Госсанэпиднадзор (пункты 1, 7, 8 Устава), имеет обособленное имущество на праве оперативного управления (пункт 6 Устава).
Регистрирующий орган мотивировал отказ в государственной регистрации права собственности Россиискои Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:01:0316007:762 наличием противоречии между заявленными Россиискои Федерацией правами и зарегистрированными правами другого лица. В названном решении указано, что в собственности муниципального образования городской округ Самара находится нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, д. 4, общеи площадью 55,4 кв.м.
Однако объектом государственной регистрации являлся земельный участок площадью общеи? площадью 129 кв.м., расположенный: Самара, р-н Красноглинский, ул. Симферопольская, д. 4, с кадастровым номером: 63:01:0316007:762. В материалах дела отсутствуют (и Управлением Росреестра не представлены) какие-либо доказательства (сведения), подтверждающие наличие ранее зарегистрированных за иными лицами каких-либо прав на данныи? участок. Напротив, на спорный земельный участок зарегистрировано право постоянного бессрочного пользования ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области", что подтверждается Свидетельством от 23.05.2013 серия 63-АЛ N 336663 (т.1 л.д.48). Доказательств прекращения названного права или изъятия земельных участков у учреждения в установленном законом порядке материалы дела не содержат. При этом, как указывалось выше, земельный участок, занятый нежилым зданием (гаражом), общей площадью 55,4 кв.м., на которое зарегистрировано право муниципальной собственности и спорный земельный участок, являются различными земельными участками.
При таких обстоятельствах, отказ управления Росреестра в государственной регистрации прав объект недвижимости по мотиву наличия противоречии между заявленными правами и уже зарегистрированными правами (абзац 11 пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации) не может быть признан обоснованным.
Из материалов дела следует, что фактически правомочия пользования и владения объектом недвижимости осуществляет федеральное учреждение, за которым гараж распоряжением от 31.01.2006 N 21-р был закреплен на праве оперативного управления.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 12.08.2015 по делу N А55-7481/2015 удовлетворены требования учреждения и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области о признании права собственности на нежилое здание площадью 120,20 кв.м., расположенное по адресу: г.Самара, ул.Симферопольская, д.4.
Принимая во внимание, что объект недвижимости - гараж относится к федеральной собственности, земельный участок в силу положений п.1 ст. 3.1 Закона N 137-ФЗ также является собственностью Российской Федерации.
При этом отсутствие сведений в ЕГРП о зарегистрированных правах на нежилое здание (гараж), расположенное по адресу: г. Самара, ул. Симферопольская, дом 4, общеи площадью 120,2 кв.м., кадастровый номер: 63:01:0316007:1096, не является препятствием для фактического владения учреждением спорным земельным участком и расположенным на нем объектом недвижимости.
При наличии зарегистрированного права постоянного (бессрочного пользования) федерального учреждения на спорный земельный участок, у муниципалитета отсутствовала возможность передать субъекту Россиискои Федерации правомочия собственника как на земельный участок, так и на гараж.
Кроме того, суд первой инстанции при вынесения решения, учитывал правовые подходы, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Россиискои Федерации от 15.12.2009 11276/09 по делу N А40-49619/07-12-289.
Согласно правовой позиции, изложенной в данном постановлении, не может быть отказано в регистрации права государственной собственности на участок лишь на том основании, что на нем находятся объекты недвижимости, принадлежащие на праве собственности различным публично-правовым образованиям.
В настоящее время судом установлено и материалами дела подтверждено право собственности Российской Федерации на объект недвижимости, отнесенный к федеральному уровню собственности.
При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу, что требования заявителей подтверждены материалами дела, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, а оспариваемый отказ не соответствует требованиям ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" и нарушает права и законные интересы заявителей в сфере экономической деятельности, что согласно ст. 201 АПК РФ является основанием для признания его незаконным.
Положенные в основу апелляционной жалобы другие доводы являлись предметом исследования арбитражным судом при рассмотрении спора по существу и им дана надлежащая оценка.
Выводы арбитражного суда первой инстанции соответствуют доказательствам, имеющимся в деле, установленным фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм права.
Сведений, опровергающих выводы суда, в апелляционной жалобе не содержится.
Нарушений процессуального закона, влекущих безусловную отмену обжалуемого судебного акта, не установлено. Оснований для отмены решения суда не имеется.
Расходы по уплате госпошлины за рассмотрение апелляционной жалобы в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьей 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на подателя апелляционной жалобы - заявителя по делу.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 26.10.2015 года по делу N А55-12731/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
А.Б. Корнилов |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-12731/2014
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Федеральное бюджетное учреждение здравоохранения "Центр гигиены и эпидемиологии в Самарской области"
Ответчик: Департамент управления имуществом городского округа Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: ГБУЗ Самарской области "Самарская городская больница N7", Департамент управления имуществом городского округа Самара, Министерство имущественных отношений Самарской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.05.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8883/16
03.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17625/15
26.10.2015 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12731/14
02.06.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-23352/15
23.01.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18051/14
15.10.2014 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12731/14