г. Томск |
|
2 февраля 2016 г. |
Дело N А45-19352/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 г.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 г.
Седьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи О.А. Скачковой,
судей Л.А. Колупаевой, А.Ю. Сбитнева,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Ю.А. Дмитриевой с использованием средств аудиозаписи,
при участии в заседании:
от заявителя - С.В. Ананьин по доверенности от 11.01.2016, удостоверение,
от заинтересованного лица - без участия (извещен),
рассмотрев в судебном заседании дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
на решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 ноября 2015 г. по делу N А45-19352/2015 (судья В.П. Мануйлов)
по заявлению Департамента имущественных и земельных отношений мэрии г. Новосибирска (630091, г. Новосибирск, Красный проспект, д. 50)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (630091, г. Новосибирск, ул. Державина, д. 28)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
Департамент имущественных и земельных отношений мэрии г. Новосибирска (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области (далее - заинтересованное лицо, управление, Управление Росреестра по Новосибирской области) о признании незаконным сообщения от 18.08.2015 N 54/001/867/2015-479 об отказе в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Решением суда от 16.11.2015 заявление удовлетворено, признано незаконным сообщение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области от 18 августа 2015 года N 54/001/867/2015-479 об отказе Департаменту земельных и имущественных отношений мэрии г. Новосибирска в государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Суд обязал Управление Федеральной службы Государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области осуществить государственную регистрацию публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером: 54:35:021055:49, местоположением: г. Новосибирск, ул. Сибирская, д. 26.
Не согласившись с решением суда первой инстанции, Управление Росреестра по Новосибирской области обратилось в Седьмой арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований по заявлению департамента.
В обоснование апелляционной жалобы ее податель указывает, что площадь земельного участка с кадастровым номером 54:35:021055:49 декларированная, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и необходимо обратиться к кадастровому инженеру за проведением кадастровых работ для определения координат характерных точек границ земельного участка, после чего обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений данного земельного участка с приложением межевых планов.
Подробно доводы изложены в апелляционной жалобе.
Департамент представил отзыв на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения. По мнению департамента, решение суда законно и обоснованно.
Подробно доводы изложены в отзыве на апелляционную жалобу.
В судебном заседании представитель заявителя просил в удовлетворении жалобы отказать, считает решение суда законным и обоснованным.
Заинтересованное лицо о месте и времени судебного разбирательства извещено надлежащим образом, в судебное заседание арбитражного суда апелляционной инстанции своего представителя не направило. На основании статьи 156 АПК РФ апелляционный суд считает возможным рассмотреть дело в настоящем судебном заседании в отсутствие представителя заинтересованного лица.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя заявителя, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии со статьей 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции считает его не подлежащим отмене по следующим основаниям.
Как установлено судом первой инстанции, Департамент земельных и имущественных отношений мэрии города Новосибирска обратился в Управление Росреестра по Новосибирской области с заявлением о государственной регистрации публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером: 54:35:021055:49, местоположением: г. Новосибирск, ул. Сибирская, д. 26.
19.08.2015 сообщением N 54/001/867/2015-479 департаменту отказано в государственной регистрации публичного сервитута.
В связи с отказом регистрирующего органа в государственной регистрации публичного сервитута, заявитель обратился в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя заявление, суд первой инстанции исходил из того, что публичный сервитут постановлением от 26.06.2014 N 5428 установлен на весь земельный участок с кадастровым номером 54:35:021055:49, при этом положения статьи 27 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не содержат указаний на обязательность уточнения площади земельного участка перед обременением его публичным сервитутом.
Седьмой арбитражный апелляционный суд соглашается с данными выводами суда по следующим основаниям.
Из положений статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ, пункта 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что основанием для принятия решения суда о признании оспариваемого ненормативного акта недействительным, решения, действий (бездействия) незаконными являются одновременно как их несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом, решением, действиями (бездействием) прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Таким образом, в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, решений, действий (бездействия) органов и должностных лиц, входят проверка соответствия оспариваемого акта, решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Порядок проведения государственной регистрации прав установлен Федеральным законом от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Пунктом 1 статьи 3 Федерального закона N 122-ФЗ установлено, что правовую основу государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним составляют Конституция Российской Федерации, Гражданский кодекс Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, иные федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними другие нормативные правовые акты Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 6 Федерального закона N 122-ФЗ права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Статьей 20 Федерального закона N 122-ФЗ установлены основания для отказа в государственной регистрации прав, согласно абзацу 14 пункта 1 которой в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона.
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 54:35:021055:49, местоположением: г. Новосибирск, ул. Сибирская, д. 26, площадью 3010 кв.м, как объект гражданских прав сформирован, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости 09.04.2001, основанием для внесения сведений в ГКН являлось постановление мэра города Новосибирска от 09.04.2001 N 612 "Об утверждении границ земельных участков и территории общего пользования в квартале Железнодорожного района".
Исходя из пункта 2 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 16 Федерального закона "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, принадлежит на праве общей долевой собственности собственникам помещений в данном доме.
03.07.2015 департамент обратился в Управление Росреестра по Новосибирской области с заявлением о государственной регистрации ограничения (обременения) права - публичного сервитута на земельный участок с кадастровым номером: 54:35:021055:49, расположенный по адресу: г. Новосибирск, ул. Сибирская, д. 26.
19.07.2015 управление со ссылкой на абзац 14 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ отказало департаменту в государственной регистрации ограничения (обременения) права: публичный сервитут. Основанием для отказа послужило то, что, по мнению регистрирующего органа, в государственном кадастре недвижимости в отношении земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, отсутствуют сведения о координатах характерных точек границ такого земельного участка или одна из границ такого земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка в соответствии с внесенными в государственный кадастр недвижимости сведениями о последнем, за исключением случаев, установленных в пункте 1 статьи 19 настоящего Федерального закона. Также указано, что на момент принятия решения по делу площадь земельного участка с кадастровым номером 54:35:021055:49 согласно сведениям ГКН декларированная, в связи с чем государственную регистрацию публичного сервитута в отношении объекта земельного участка площадью 3010 кв.м с кадастровым номером 54:35:021055:49 на данным момент не представляется возможным.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона N 122-ФЗ сервитут - право ограниченного пользования чужим объектом недвижимого имущества, например, для прохода, прокладки и эксплуатации необходимых коммуникаций и иных нужд, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Сервитут как вещное право на здание, сооружение, помещение может существовать вне связи с пользованием земельным участком. Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, последний выступает в качестве обременения;
По пункту 2 статьи 23 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.
Пунктом 9 статьи 23 ЗК РФ предусмотрено, что сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Согласно пункту 2 статьи 27 Федерального закона N 122-ФЗ если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается кадастровый паспорт такого объекта недвижимости, на котором отмечена сфера действия сервитута, или кадастровая выписка о таком объекте недвижимости, содержащая внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о части такого объекта недвижимости, на которую распространяется сфера действия сервитута.
Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке не требуется.
По пункту 12 Приказа Минюста РФ от 26.07.2004 N 132 "Об утверждении Методических рекомендаций о порядке государственной регистрации сервитутов на земельные участки" на государственную регистрацию публичного сервитута рекомендуется истребовать, в том числе кадастровый план земельного участка, на котором отмечена сфера действия сервитута, если сервитут относится к части земельного участка (пункт 1 статьи 17, пункт 4 статьи 18, пункт 2 статьи 27 Закона).
Пунктом 16 указанного приказа определено, что при проведении государственной регистрации сервитутов рекомендуется учитывать, в том числе следующие положения законодательства Российской Федерации: если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется (пункт 1 статьи 17, пункт 2 статьи 27 Закона).
В данном случае материалами дела подтверждается, что постановлением мэрии города Новосибирска от 26.06.2014 N 5428 установлен постоянный публичный сервитут на земельный участок с кадастровым номером 54:35:021055:49 по ул. Сибирская в Железнодорожном районе для обеспечения интересов местного населения с целью прохода или проезда через земельный участок. Департаменту имущественных и земельных отношений мэрии г. Новосибирска поручено обеспечить проведение государственной регистрации публичного сервитута на земельный участок в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области
Таким образом, поскольку на основании пункта 2 статьи 27 Федерального закона N 122-ФЗ спорный сервитут относится ко всему земельному участку, то предоставление кадастрового паспорта земельного участка или кадастровой выписки о земельном участке при проведении государственной регистрации сервитута не требуется.
Оценивая многочисленные доводы апеллянта о том, что площадь земельного участка с кадастровым номером 54:35:021055:49 декларированная, границы данного земельного участка не установлены в соответствии с требованиями земельного законодательства и необходимо обратиться к кадастровому инженеру за проведением кадастровых работ для определения координат характерных точек границ земельного участка, после чего обратиться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений данного земельного участка с приложением межевых планов, апелляционный суд отклоняет их, поскольку спорный земельный участок сформирован, сведения о нем внесены в государственный кадастр недвижимости на основании постановления мэра города Новосибирска от 09.04.2001 N 612 "Об утверждении границ земельных участков и территории общего пользования в квартале Железнодорожного района" 09.04.2001.
Кроме того, согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.
При этом как обоснованно указал суд первой инстанции, департамент не вправе обращаться в орган кадастрового учета с заявлением об учете изменений объектов недвижимости, которые не являются собственностью муниципального образования - город Новосибирск.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции сделал обоснованный вывод о том, что публичный сервитут постановлением от 26.06.2014 N 5428 установлен на весь земельный участок с кадастровым номером 54:35:021055:49, а положения статьи 27 Федерального закона N 122-ФЗ не содержат указаний на обязательность уточнения площади земельного участка перед обременением его публичным сервитутом.
В соответствии с пунктом 1 статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого акта и обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или лицо, которые приняли соответствующий акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
С учетом вышеуказанных положений процессуального и материального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, оценив все имеющиеся доказательства по делу в их совокупности и взаимосвязи согласно требованиям статей 65, 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что указанные в отказе Управления Росреестра по Новосибирской области обстоятельства не могут являться препятствием для государственной регистрации ограничения (обременения) права - публичный сервитут по тем основаниям, которые в нем изложены.
При таких обстоятельствах, отказ Управления Росреестра по Новосибирской области в государственной регистрации ограничения (обременения) права - публичный сервитут является необоснованным и противоречащим требованиям Федерального закона N 122-ФЗ.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
С учетом изложенного, принимая во внимание, что фактические обстоятельства, имеющие существенное значение для разрешения спора по существу, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, выводы суда первой инстанции о незаконности оспариваемого решения и о нарушении в данном случае прав и законных интересов заявителя являются обоснованными.
В целом доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда, положенные в основу принятого решения, и не могут служить основанием для отмены или изменения обжалуемого судебного акта.
Таким образом, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 АПК РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы у суда апелляционной инстанции не имеется.
Апеллянт в соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.37 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобожден, в связи с чем на основании статьи 110 АПК РФ по результатам рассмотрения апелляционной жалобы государственная пошлина и судебные расходы с лиц, участвующих в деле, не взыскиваются.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Новосибирской области от 16 ноября 2015 г. по делу N А45-19352/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа.
Председательствующий |
О.А. Скачкова |
Судьи |
Л.А. Колупаева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А45-19352/2015
Истец: Департамент земельных и имущественных отношений мэри города Новосибирска
Ответчик: Управление Россреестра по Новосибирской области