г. Ессентуки |
|
02 февраля 2016 г. |
Дело N А15-3679/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 27 января 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Параскевовой С.А., Цигельникова И.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Трофименко О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан на решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.11.2015 по делу N А15-3679/2015 (судья Цахаев С.А.)
по заявлению Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан к Управлению Федерального казначейства по Республике Дагестан
об оспаривании действий,
в отсутствии представителей сторон,
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.11.2015 удовлетворено заявление Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан об оспаривании отказа (оформленный письмом от 26.08.2015 N 012-34-15/052) отдела N12 Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан в принятии к исполнению постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Левашинском районе по делу административном правонарушении N68 от 10.04.2014 о назначении административного штрафа в размере 100 000 рублей в отношении МКУ "Администрация СП "сельсовет Акушинский". Суд обязал Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан принять и осуществить действия по исполнению постановления ТО Управления Роспотребнадзора по Республике Дагестан в Левашинском районе по делу административном правонарушении N68 от 10.04.2014 о назначении административного штрафа в размере 100 000 рублей в отношении МКУ "Администрация СП "сельсовет Акушинский". Суд указал, что постановление административного органа относится к числу исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства в соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (далее - Закон об исполнительном производстве) и статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Суд признал ошибочным толкование казначейством положений пункта 1 статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации как содержащего исчерпывающий перечень исполнительных документов, подлежащих исполнению органами казначейства. Оспариваемое постановление подлежит исполнению казначейством в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить судебный акт и удовлетворить заявленные требования, ссылаясь на неполное выяснение судом обстоятельств дела и нарушение норм материального и процессуального права. По мнению заявителя жалобы, постановление о назначении административного наказания не является судебным актом, на основании которого осуществляется обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, заявитель указывает на отсутствие у органов федерального казначейства полномочий самостоятельно без представления соответствующего платежного документа перечислять денежные средства с лицевого счета получателей бюджетных средств.
Апелляционная жалоба рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон, извещенных о времени и месте проведения судебного заседания надлежащим образом.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела и установлено судом, постановлением Управления Роспотребнадзора по РД в Левашинском районе N 68 от 10.04.2014 МКУ "Администрация СП "сельсовет Акушинский" Акушинского района РД признано виновным в совершении административных правонарушений, предусмотренных статьей 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.
Письмом (заявлением) от 29.07.2015 N 11 Управление Роспотребнадзора по РД в Левашинском районе, в связи с не исполнением добровольно должником указанного постановления, руководствуясь частью 5 статьи 32.2 КоАП РФ, направило указанное постановление в Федеральное казначейство по Республике Дагестан (отдел N 12).
Однако казначейство письмом от 26.08.2015 N 012-34/052 возвратило Управлению Роспотребнадзора по РД в Левашинском районе указанное постановление без исполнения, указав на отсутствие у него возможности его исполнить, сославшись на требования статьи 242.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ). По мнению заинтересованного лица, Управление Федерального казначейства по Республике Дагестан не является органом, уполномоченным исполнять постановления о назначении административных наказаний.
Не согласившись с действиями казначейства по возврату исполнительного документа, посчитав, что они не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы управление, обратилось в арбитражный суд.
В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Статьей 7 Закона об исполнительном производстве установлено, что в случаях, предусмотренных федеральным законом, требования, содержащиеся в судебных актах, актах других органов и должностных лиц, исполняются органами, организациями, в том числе государственными органами, банками и иными кредитными организациями, должностными лицами на основании исполнительных документов, указанных в статье 12 названного Закона, пунктом 6 которой судебные акты, акты других органов и должностных лиц по делам об административных правонарушениях отнесены к исполнительным документам.
Статьей 32.2 КоАП РФ установлены правила исполнения постановления о наложении административного штрафа.
На основании части 5 данной нормы при отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, орган, должностное лицо, вынесшие постановление, направляют соответствующие материалы судебному приставу-исполнителю для взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на службу судебных приставов и службы судебных приставов субъектов Российской Федерации.
Согласно статье 239 Бюджетного кодекса РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта в соответствии с главой 24.1 Кодекса. При этом обращение взыскания службой судебных приставов не производится, за исключением случаев, установленных Кодексом.
Главой 24.1 Бюджетного кодекса РФ установлен порядок исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Согласно Положению о Департаменте дорожного хозяйства Приморского края, утвержденному постановлением Администрации Приморского края от 13.08.2007 N 221-па, Департамент является органом исполнительной власти Приморского края, финансирование деятельности Департамента осуществляется за счет средств краевого бюджета через лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства.
Порядок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам казенных учреждений субъекта Российской Федерации, в том числе, в силу положений статьи 161 Бюджетного кодекса, по денежным обязательствам органов государственной власти (государственных органов), установлен статьей 242.4 Бюджетного кодекса.
Согласно положениям указанной статьи исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства бюджета субъекта Российской Федерации по денежным обязательствам его казенного учреждения - должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, предусмотренными статьей 242.1 Бюджетного кодекса, в орган, осуществляющий открытие и ведение лицевого счета казенного учреждения субъекта Российской Федерации, по месту открытия должнику как получателю средств бюджета субъекта Российской Федерации лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов бюджета субъекта Российской Федерации.
Порядок исполнения постановлений административных органов по делам об административных правонарушениях о взыскании с бюджетной системы штрафов бюджетное законодательство не регулирует.
Вместе с тем взыскание с бюджетных учреждений административных штрафов только в судебном порядке законом не предусмотрено.
Анализ положений главы 23 КоАП РФ, относящих наложение административных взысканий не только к полномочиям судов, но и административных органов, а также пункта 5 статьи 32.2 КоАП РФ, предусматривающего бесспорный порядок исполнения решений административных органов, и статьи 12 Закона об исполнительном производстве, относящей постановления административных органов к исполнительным документам, позволяет сделать вывод о том, что перечисленные нормы являются специальными по отношению к главе 24.1 БК РФ.
Таким образом, поскольку у администрации СП "сельсовет Акушинский", являющегося бюджетным учреждением, отсутствуют счета в банке или в другом кредитном учреждении, постановление по делу об административном правонарушении, как соответствующий исполнительный документ, выдаваемый административным органом, подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 БК РФ. Доказательств о наличии у должника счета в банке или в другом кредитном учреждении не представлено.
Указанный вывод соответствует разъяснениям Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в Постановлении от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение", согласно которым, при неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке постановления о наложении административного штрафа данное постановление обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 БК РФ осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации. В случае отсутствия у бюджетного учреждения указанных счетов (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Кодекса) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Указанный вывод согласуется с судебной практикой (определение Верховного Суда Российской Федерации от 14.07.2015 N 303-КГ15-7478).
Кроме того согласно письму Казначейства России от 04.12.2015 N 07-04-05/09-826 "Об исполнении постановлений государственных органов" в случае поступления в территориальный орган Федерального казначейства постановления государственного органа о наложении (взыскании) административного штрафа территориальный орган Федерального казначейства письменно сообщает должнику о поступлении указанного постановления и необходимости представления им в установленном порядке платежного документа для оплаты.
Учитывая изложенное, вывод суда первой инстанции о том, что исполнение такого исполнительного документа как постановление по делу об административном правонарушении в отношении лиц, являющихся получателями бюджетных средств, должен производить орган, осуществляющий открытие и ведение лицевых счетов этих лиц, то есть в спорной ситуации - управление, является правомерным.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно признал незаконными и несоответствующими Бюджетному кодексу Российской Федерации действия Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан по возврату постановления об административном правонарушении.
Изложенное означает, что судом первой инстанции правильно применены нормы материального и процессуального права, выводы, изложенные в решении, соответствуют обстоятельствам и материалам дела, в связи, с чем основания для удовлетворения апелляционной жалобы (статья 270 АПК РФ) отсутствуют.
При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьями 266 - 271 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Дагестан от 30.11.2015 по делу N А15-3679/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
С.А. Параскевова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А15-3679/2015
Истец: Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Дагестан
Ответчик: Отдел N12 Управления Федерального казначейства по РД
Третье лицо: Отдел N12 Управления Федерального казначейства по Республике Дагестан, Рамзанов Алила Абакарович, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА ПО РЕСПУБЛИКЕ ДАГЕСТАН