Тула |
|
2 февраля 2016 г. |
Дело N А68-7672/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26.01.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 02.02.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Стахановой В.Н., судей Еремичевой Н.В. и Мордасова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Бондаренко О.А., при участии от заявителя - акционерного общества "Алексинская электросетевая компания" (Тульская область, г. Алексин, ОГРН 1037102722667, ИНН 7111026984) - Землевской Т.В. (доверенность от 04.08.2015 N 480), Козлова В.С. (доверенность от 04.08.2015 N 481), от заинтересованного лица - Центрального межрегионального территориального управления Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (г. Москва, ОГРН 1047796716890, ИНН 7727521471) в лице территориального отдела (инспекции) по Тульской области - Чапаева С.Н. (доверенность от 17.07.2015 N 36), Савенковой О.М. (доверенность от 23.10.2015 N 57), в отсутствие третьего лица - публичного акционерного общества "Квадра - генерирующая компания" (г. Тула, ОГРН 1056882304489, ИНН 6829012680), надлежащим образом извещенного о времени и месте судебного заседания, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу акционерного общества "Алексинская электросетевая компания" на решение Арбитражного суда Тульской области от 20.11.2015 по делу N А68-7672/2015 (судья Елисеева Л.В.), установил следующее.
Акционерное общество "Алексинская электросетевая компания" (далее - АО "Алексинская электросетевая компания") обратилось в Арбитражный суд Тульской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления по делу об административном правонарушении от 30.07.2015 N 1021 с/ю, вынесенного начальником территориального отдела (инспекции) по Тульской области ЦМТУ Росстандарта (далее - инспекция, административный орган).
Определением Арбитражного суда Тульской области от 21.10.2015 по ходатайству заявителя к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено публичное акционерное общество "Квадра - генерирующая компания" (далее - ПАО "Квадра - генерирующая компания").
Решением Арбитражного суда Тульской области от 20.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
АО "Алексинская электросетевая компания" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и принять новый судебный акт. В обоснование своей позиции заявитель считает, что не является субъектом вменяемого административного правонарушения, поскольку не является и не может являться в силу закона изготовителем/производителем, собственником и продавцом электроэнергии, а только оказывает услуги по ее передаче публичному акционерному обществу "МРСК Центра и Приволжья" на основании договора от 01.01.2008 N 19. Кроме того, считает недоказанным то обстоятельство, что общество является лицом, выпускающим продукцию в обращение.
Общество ссылается на постановление Верховного Суда Российской Федерации от 21.05.2015 N 304-АД15-4508 по делу N А03-7692/2014 и указывает, что при нарушении показателей качества электрической энергии в точках передачи электрической энергии на границе балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон к административной ответственности должен быть привлечен гарантирующий поставщик, в рассматриваемом случае ООО "Алексинэнергосбыт".
АО "Алексинская электросетевая компания" обращает внимание на то, что не является энергоснабжающей организацией, не совмещает деятельность по продаже электрической энергии (мощности) с деятельностью по ее передаче.
По мнению общества, действующее законодательство не содержит норм об обязательности проведения сертификации электрической энергии именно сетевой организацией.
Кроме того, общество указывает на отсутствие вины в совершении вменяемого административного правонарушения ввиду отсутствия технической возможности по автоматическому регулированию напряжения и также обращает внимание на то, что заявитель предпринял все возможные меры для нормализации напряжения в электрической сети.
АО "Алексинская электросетевая компания" считает, что проверка качества электрической энергии, поставляемой потребителям в жилые дома, отборы образцов и испытание электрической энергии проведены с нарушениями, а экспертное заключение Зининой А.Н. от 29.06.2015 является недопустимым и недостоверным доказательством.
Административный орган в отзыве на апелляционную жалобу просит оставить решение суда первой инстанции без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
ПАО "Квадра - генерирующая компания" отзыв на апелляционную жалобу в суд не представило.
Представитель ПАО "Квадра - генерирующая компания" в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, в связи с чем в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что неявка представителя указанного лица не препятствует рассмотрению апелляционной жалобы по имеющимся в деле доказательствам, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены судом апелляционной инстанцией в порядке статей 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, обсудив доводы жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения либо отмены обжалуемого судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, на основании приказа от 13.05.2015 N 1021 в отношении АО "Алексинская электросетевая компания" проведена плановая выездная проверка с целью государственного контроля и надзора за соблюдением требований технических регламентов (обязательных требований стандартов) в сфере технического регулирования в соответствии с Федеральным законом от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ), государственного надзора в области обеспечения единства измерений в соответствии с Федеральным законом от 26.06.2008 N 102-ФЗ "Об обеспечении единства измерений" (далее - Закон N 102-ФЗ).
В качестве экспертной организации к участию в проверке было привлечено Федеральное бюджетное учреждение "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Московской области" (далее - ФБУ "ЦСМ Московской области").
В ходе проведения проверки установлено, что общество:
- на ТП-40 по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Карла Маркса, в районе дома N 3 (в период с 03.06.2015 по 10.06.2015) допустило передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности с нарушением обязательных требований ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", а, именно, раздел 4 пункта 4.2.2 по медленным изменениям напряжения - превышение верхнего допустимого предела отклонения напряжения 10,5% (243, В), в том числе по фазе "В" отклонение напряжения составило 10,53% (243,16 В) в течение 0,1% (10 минут) от времени изменений (10 080 минут), по фазе "С" отклонение напряжения составило 11,13% (244, 49 В) в течение 2,08% (209,66 минут);
- в нарушение постановления Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" допустило передачу принятой в свою четь электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности на ТП-40, ТП-144, ТП-91 без сертификата соответствия на эту электрическую энергию.
В ходе проведения проверки ФБУ "ЦСМ Московской области" проводились испытания электрической энергии на соответствие требований ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения", результаты которого отражены в экспертном заключении от 29.06.2015 N 20.
По результатам проверки составлен акт от 23.07.2015.
Усмотрев в действиях общества состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении общества в присутствии представителя Землевской Т.В. по доверенности от 27.07.2015 N 453 составлен протокол об административном правонарушении от 28.07.2015 N 1021с/ю.
Постановлением начальника территориального отдела (инспекции) по Тульской области ЦМТУ Росстандарта от 30.07.2015 N 1021с/ю АО "Алексинская электросетевая компания" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 100 000 рублей.
Не соглашаясь с указанным постановлением, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно с частью 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Требования, закрепленные в государственных стандартах и технических регламентах, являются обязательными, подлежащими соблюдению всеми органами управления и субъектами, осуществляющими предпринимательскую деятельность.
Согласно статье 2 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон N 184-ФЗ) под безопасностью продукции и связанных с ней процессов производства, эксплуатации понимается, в частности, состояние, при котором отсутствует недопустимый риск, связанный с причинением вреда жизни или здоровью граждан, имуществу физических или юридических лиц.
Пунктом 3 статьи 46 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что Правительством Российской Федерации до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов утверждаются и ежегодно уточняются единый перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единый перечень продукции, подлежащей декларированию соответствия.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ) законодательство Российской Федерации об электроэнергетике состоит из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона N 35-ФЗ и иных регулирующих отношения в сфере электроэнергетики федеральных законов, а также указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации, принимаемых в соответствии с указанными федеральными законами.
На основании статьи 3 данного Федерального закона к субъектам электроэнергетики относятся лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производство электрической энергии, поставки (продажи) электрической энергии, энергоснабжение потребителей, сбыт электрической энергии; энергосбытовыми организациями являются организации, осуществляющие в качестве основного вида деятельности продажу другим лицам произведенной или приобретенной электрической энергии; территориальной сетевой организацией является коммерческая организация, оказывающая услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, - с использованием объектов электросетевого хозяйства или части указанных объектов, входящих в единую национальную (общероссийскую) электрическую сеть; потребители электрической энергии - лица, приобретающие электрическую энергию для собственных бытовых и (или) производственных нужд.
Положениями части 1 статьи 38 Закона N 35-ФЗ предусмотрено, что субъекты электроэнергетики, обеспечивающие поставки электрической энергии потребителям электрической энергии, в том числе энергосбытовые организации, гарантирующие поставщики и территориальные сетевые организации (в пределах своей ответственности), отвечают перед потребителями электрической энергии за надежность обеспечения их электрической энергией и ее качество в соответствии с требованиями технических регламентов и иными обязательными требованиями.
При этом частью 1 статьи 542 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что качество подаваемой электроэнергии должно соответствовать требованиям, установленным государственными стандартами и иными обязательными правилами или предусмотренным договором энергоснабжения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2009 N 982 "Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии" (далее - Постановление N 982) в Перечень продукции, подлежащей обязательной сертификации включена электрическая энергия в электрических сетях общего назначения переменного трехфазного и однофазного тока частотой 50 Гц.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.07.2013 N 400-ст введен в действие Межгосударственный стандарт ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" (далее - ГОСТ 32144-2013), которым установлены обязательные к применению требования к качеству поставляемой электроэнергии.
Исходя из области применения ГОСТ 32144-2013, следует, что стандарт устанавливает показатели и нормы качества электрической энергии (КЭ) в точках передачи электрической энергии пользователям электрических сетей низкого, среднего и высокого напряжения систем электроснабжения общего назначения переменного тока частотой 50 Гц.
Государственный комитет Российской Федерации по стандартизации и метрологии Постановлением от 16.07.1999 N 36 утвердил Правила проведения сертификации электрооборудования (далее - Правила), в которые включены положения раздела VIII. Особенности обязательной сертификации электрической энергии, отпускаемой потребителям.
В соответствии с пунктом 8.1 Правил проведения сертификации электро-оборудования обязательной сертификации подлежит электрическая энергия, предназначенная для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, в соответствии со статьей 7 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-1 "О защите прав потребителей" и статьей 1 Федерального закона от 17.12.1999 N 212-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О защите прав потребителей".
Пунктом 8.2 указанных Правил определены объекты сертификации, которыми являются электрическая энергия в распределительных сетях энергоснабжающих организаций, от которых электрическая энергия может подаваться: потребителям; потребители одновременно с гражданами, осуществляющими предпринимательскую деятельность, или юридическими лицами, включая организации.
В силу положений пунктов 8.1 и 8.2 данных Правил в их взаимосвязи определен объект сертификации - электрическая энергия, субъектом же, на которого возлагается обязанность по проведению сертификации, может являться не только энергоснабжающая (энергосбытовая) организация, а более широкий круг лиц, участвующих в электроснабжении потребителей.
Таким образом, используемое в указанных Правилах понятие энергоснабжающей организации, по сути, не может применяться, поскольку Федеральным законом "Об электроэнергетике" существовавшие ранее энергоснабжающие организации были разделены на энергосбытовые организации и сетевые организации. Последние оказывают услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства.
АО "Алексинская электросетевая компания" является территориальной сетевой организацией. В ходе рассмотрения настоящего дела было установлено, и лицами, участвующими в дела не оспаривалось, что АО "Алексинская электросетевая компания" является непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителя.
Согласно пункту 7 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 04.05.2012 N 442 "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" (далее - Постановление N 442), субъекты электроэнергетики, обеспечивающие снабжение электрической энергией потребителей, в том числе гарантирующие поставщики, энергосбытовые (энергоснабжающие) организации, сетевые организации, системный оператор и субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах, а также производители электрической энергии (мощности), в ходе исполнения своих обязательств по заключаемым ими на оптовом рынке и розничных рынках договорам совместными действиями обеспечивают на розничных рынках надежность снабжения потребителей и качество электрической энергии. Требования к надежности энергоснабжения и качеству электрической энергии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
При этом порядок взаимодействия субъектов розничных рынков, участвующих в обороте электрической энергии, с сетевой организацией в целях оказания услуг по передаче электрической энергии определяется в соответствии с Правилами недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (пункт 120 Постановления N 442).
Согласно п. 4 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) потребителями услуг по передаче электрической энергии являются лица, владеющие на праве собственности или на ином законном основании энергопринимающими устройствами и (или) объектами электроэнергетики, технологически присоединенные в установленном порядке к электрической сети (в том числе опосредованно) субъекты оптового рынка электрической энергии, осуществляющие экспорт (импорт) электрической энергии, а также энергосбытовые организации и гарантирующие поставщики в интересах обслуживаемых ими потребителей электрической энергии.
Услуги по передаче электрической энергии предоставляются сетевой организацией на основании договора о возмездном оказании услуг по передаче электрической энергии (далее - договор).
В соответствии с пунктом 15 "а" Правил N 861 при исполнении договора сетевая организация обязана: обеспечить передачу электрической энергии в точке присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг (потребителя электрической энергии, в интересах которого заключается договор) к электрической сети, качество и параметры которой должны соответствовать техническим регламентам с соблюдением величин аварийной и технологической брони.
Как установлено судом, в соответствии с пунктом 2.1 договора от 01.01.2008 N 19 оказания услуг по передаче электрической энергии (мощности), заключенного между открытым акционерным обществом энергетики и электрификации "Тулэнерго" (правопредшественником ОАО "Тульская сбытовая компания") (Заказчик) и закрытым акционерным обществом "Алексинская электросетевая компания" (Исполнитель), Исполнитель обязуется оказывать услуги по передаче электрической энергии (мощности) от точек приема и до точек отпуска путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электрической энергии (мощности) через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или на ином законном основании (далее - Объекты электросетевого хозяйства Исполнителя), а Заказчик обязуется оплачивать эти услуги.
Согласно пункту 3.5.11 и пункту 3.5.12 договора Исполнитель обязуется обеспечить передачу принятой в свою сеть электрической энергии (мощности) от точек приема до дочек отпуска в соответствии с согласованными параметрами надежности и с учетом технологических характеристик энергопринимающих устройств. Качество и иные параметры передаваемой электроэнергии должны соответствовать техническим регламентам и иным обязательным требованиям, в том числе ГОСТ 13109-97 (утратил силу с 01.01.2014), что подтверждается сертификатами соответствия; осуществлять в соответствии с порядком, установленным законодательством Российской Федерации, контроль качестве электроэнергии, показатели которой определяются ГОСТ 13109-97, иными обязательными требованиями.
При этом, учитывая, что ввиду особенностей электрической энергии как продукции (производится и потребляется одномоментно, не является предметом, имеющим стабильные физические характеристика; параметры напряжения зависят от характеристик сети) влиять на показатели качества электроэнергии в электрических сетях могут только сетевые организации, осуществляющие эксплуатацию электрических сетей, действиями собственного персонала и состоянием распределительных сетей, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что АО "Алексинская электросетевая компания", являясь сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии, является субъектом, на которого может быть возложена обязанность по обеспечению качества электроэнергии.
Подтверждением факта обеспечения передачи электрической энергии с качеством, соответствующим ГОСТ 32144-2013 (введен в действие с 1 июля 2014 года для применения в Российской Федерации в качестве национального стандарта Российской Федерации ), и соответственно, надлежащего исполнения договорных обязательств может служить наличие у заявителя сертификатов соответствия.
Учитывая, что качество электроэнергии является необходимым условием безопасного применения электроэнергии, проведение сертификации электрической энергии, передаваемой потребителям по электрическим сетям АО "Алексинская электросетевая компания", в соответствии с заключенным договором на оказание услуг по передаче электрической энергии и действующим законодательством является обязательным.
В силу изложенного судом первой инстанции правомерно отклонен довод заявителя о том, что на сетевой организации не лежит юридическая обязанность по проведению сертификации электрической энергии.
Организации, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики, в том числе производители электроэнергии, сетевые организации, обязаны обеспечить качество электроэнергии на пути от генерирующей организации до потребителя. Производство, передача и продажа электроэнергии представляют собой единый процесс. Нарушение требований стандарта качества на одном из этапов приведет к понижению качества электроэнергии, следовательно, при передаче сетевой организацией некачественной электроэнергии невозможно обеспечение поставки потребителям электроэнергии, соответствующей требованиям государственных стандартов качества.
Из системного толкования норм статей 2, 3 и 38 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пунктов 8.1, 8.2 Правил проведения сертификации электрооборудования, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии от 16.07.07.1999 N 36, подпункта "а" пункта 15 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, следует, что лица, осуществляющие деятельность в сфере электроэнергетики (в том числе сетевые организации), обязаны соблюдать требования, предъявляемые к качеству электроэнергии и иметь сертификат такого качества.
Указанная правовая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 04.08.2015 по делу N А63-6383/2014.
В ходе проверки административным органом установлено, что АО "Алексинская электросетевая компания" обеспечивает передачу принятой в свою сеть электрической энергии от точек приема до точек поставки потребителям в пределах присоединенной мощности без сертификата соответствия на эту электрическую энергию (на ТП-40, ТП-144, ТП-91).
Доказательств проведения обязательной сертификации, а следовательно, соответствия качества передаваемой электрической энергии требованиям ГОСТ общество в материалы дела не представило.
ГОСТ 32144-2013 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Нормы качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" устанавливает обязательные для соблюдения во всех режимах работы систем энергоснабжения общего назначения показатели и нормы качества в электрических сетях систем электроснабжения и распространяет свое действие на электрические сети систем электроснабжения общего назначения, под которыми понимается совокупность электроустановок и электрических устройств энергоснабжающей организации.
Согласно пункту 4.2.2 ГОСТ 32144-2013 медленные изменения напряжения электропитания (как правило, продолжительностью более 1 мин) обусловлены обычно изменениями нагрузки электрической сети.
Показателями качества электрической энергии (КЭ), относящимися к медленным изменениями напряжения электропитания, являются отрицательные и положительные отклонения напряжения электропитания в точке передачи электрической энергии от номинального согласованного значения, %.
В электрических сетях низкого напряжения стандартное номинальное напряжение электропитания равно 220 В и 380 В.
Для указанных выше показателей КЭ установлены следующие нормы:
положительные и отрицательные отклонения напряжения в точке передачи электрической энергии не должны превышать 10 % номинального напряжения в течение 100% времени интервала в одну неделю.
Допустимые значения положительного и отрицательного отклонений напряжения в точках общего присоединения должны быть установлены сетевой организацией с учетом необходимости выполнения норм настоящего стандарта в точках передачи электрической энергии.
Как следует из материалов дела, в период с 03.06.2015 по 10.06.2015 для проверки качества электрической энергии, поставляемой жильцам домов по адресу: Тульская область, г. Алексин, ул. Ушинского (вся), ул. Энергетиков (дома N 1, N 2, N 3), отобраны образцы электрической энергии и проведены испытания в районе дома N 3 по ул. Карла Маркса г. Алексина Тульской области на ТП-40, РУ-0,4 кВ, Ф.4, кабельные наконечники.
Отбор образцов и испытания проводились с помощью Энерготестера-ПКЭ-А-А3, имеющего сертификат об утверждении типа средств изменений и предназначенного для изменений показателей качества электрической энергии, с учетом требований ГОСТ 32144-2013. Энерготестер-ПКЭ-А-А3 устанавливался в присутствии главного инженера АО "Алексинская электросетевая компания" Суханова А.С.
При проведении контроля качества электрической энергии специалистом Коломенского филиала использовались расчеты потерь напряжения, представленные представителями АО "Алексинская электросетевая компания".
Испытания проводились Испытательной лабораторий Коломенского филиала ФБУ "ЦСМ Московской области".
По результатам испытаний составлено экспертное заключение от 29.06.2015 N 20.
Согласно экспертному заключению электрическая энергия, поставляемая АО "Алексинская электросетевая компания" потребителям: жилые дома по ул. Ушинского (все дома) и дома N 1, N 2 и N 3 по ул. Энергетиков, не соответствует ГОСТ 32144-2013 по положительным отклонениям медленных изменений напряжения.
В результате испытаний электрической энергии выявлено превышение верхнего допустимого предела отклонения напряжения 10,5 % (243, В), а, именно, по фазе "В" отклонение напряжения составило 10,53 % (243,16 В) в течение 0,1% (10 минут) от времени изменений (10 080 минут), по фазе "С" отклонение напряжения составило 11,13 % (244,49 В) в течение 2,08 % (209,66 минут).
ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения" устанавливает основные положения по организации и проведению контроля качества электрической энергии (ЭЭ) в точках передачи/поставки ЭЭ пользователям электрических сетей систем электроснабжения общего назначения однофазного и трехфазного переменного тока частотой 50 Гц в целях определения соответствия качества ЭЭ нормам, установленным в ГОСТ 32144, условиям договоров на поставку ЭЭ и/или на оказание услуг по передаче ЭЭ.
Положения настоящего стандарта, относящиеся к контролю качества ЭЭ (КЭ), применяют при осуществлении сертификационных и арбитражных испытаний ЭЭ, рассмотрении претензий к КЭ, инспекционного контроля за сертифицированной ЭЭ, а также при осуществлении государственного надзора.
Согласно пункту 5.1.2.3 ГОСТ 33073-2014 при невозможности организации контроля КЭ в точке передачи ЭЭ данному пользователю электрической сети контроль КЭ проводят в ближайшей к ней доступной точке электрической сети, в которой возможно подключение СИ. При определении допускаемых граничных значений положительного и отрицательного отклонений напряжения в данной точке учитывают потери напряжения на участке линии от ПК до точки передачи ЭЭ в режимах наименьших и наибольших нагрузок ЦП в соответствии с часами пиковой нагрузки, определенной системным оператором или измеренными графиками нагрузки.
При этом пунктом 5.1.8 данного ГОСТ предусмотрено, что при проведении государственного надзора органы государственного контроля (надзора) выбирают пункты контроля качества электрической энергии в точках передачи ЭЭ по своему усмотрению.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции верно указал, что, проведя испытания на ТП-40, ответчиком не были нарушены требования вышеуказанных положений ГОСТ.
Согласно позиции Коломенского филиала ФБУ "ЦСМ Московской области" (письмо от 29.10.2015 N 2259/2) выбор пункта контроля в спорном случае не противоречит требованиям пункта 5.1.2.3 ГОСТ 33073-2014 "Электрическая энергия. Совместимость технических средств электромагнитная. Контроль и мониторинг качества электрической энергии в системах электроснабжения общего назначения".
Факт совершения обществом вменяемого административного правонарушения подтверждается представленными материалами административного дела.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает подтвержденным наличие в действиях общества объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно части 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В пункте 16 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснено, что в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Основанием для освобождения общества от ответственности могут служить обстоятельства, вызванные объективно непреодолимыми либо непредвиденными препятствиями, находящимися вне контроля хозяйствующего субъекта, при соблюдении той степени добросовестности, которая требовалась от него в целях выполнения законодательно установленной обязанности.
В рассматриваемом случае в деле отсутствуют доказательства, подтверждающие, что общество предприняло все зависящие от него меры по надлежащему исполнению требований действующего законодательства и недопущению совершения административного правонарушения.
Чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, исключающих возможность соблюдения действующих норм и правил, нарушение которых послужило основанием для привлечения к административной ответственности, не установлено, в связи с чем вина заявителя в совершении вменяемого ему административного правонарушения также доказана.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Оспариваемое постановление вынесено инспекцией в пределах сроков давности, установленных статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений процедуры привлечения АО "Алексинская электросетевая компания" к ответственности, гарантий защиты его прав, как лица, привлекаемого к административной ответственности, которые могли бы служить основанием для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления. Инспекция вынесла постановление в пределах предоставленных ей полномочий и сроков давности привлечения к административной ответственности.
АО "Алексинская электросетевая компания" привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в минимальном размере санкции, предусмотренной указанной статьей.
Оснований для признания вменяемого административного правонарушения малозначительным судом первой инстанции не установлено. Оснований для переоценки данного вывода у судебной коллегии не имеется.
Довод заявителя жалобы о том, что общество не является субъектом административной ответственности, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку АО "Алексинская электросетевая компания" выступает по отношению к потребителям сетевой организацией, обеспечивающей передачу электрической энергии от сетевой организации в точках присоединения энергопринимающих устройств потребителя услуг к электрической сети, где и должна производиться проверка качества электрической энергии по показателям и нормам, установленным ГОСТ 32144-2013.
Поскольку общество является непосредственным поставщиком электроэнергии для потребителя, именно на нем лежит обязанность поставлять потребителю электрическую энергию, соответствующую установленным требованиям, и иметь соответствующий сертификат.
Однако, как видно из материалов дела и не оспаривается обществом, сертификат соответствия качества поставляемой электроэнергии установленным требованиям у него отсутствует, в связи с чем ссылка заявителя жалобы на то, что на нем не лежит обязанность по сертификации передаваемой энергии, не может быть принята во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку противоречит нормам действующего законодательства Российской Федерации.
Ссылка подателя жалобы на то, что начальник территориального отдела (инспекции) по Тульской области ЦМТУ Росстандарта не имел полномочий по рассмотрению данного административного дела, отклоняется судом апелляционной инстанции в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 23.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 - 14.46, 19.19 настоящего Кодекса.
Рассматривать дела об административных правонарушениях от имени органов, указанных в части 1 настоящей статьи, в пределах своих полномочий вправе, в частности,
руководители структурных подразделений территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований к продукции и (или) федеральный государственный метрологический надзор, их заместители (часть 2 статьи 23.52 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Следовательно, рассмотрение данного дела относиться к компетенции начальника
начальник территориального отдела (инспекции) по Тульской области ЦМТУ Росстандарта.
При этом в силу части 2 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дела об административных правонарушениях, предусмотренных часть 1 и частью 2 статьи 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, рассматриваются судьями в случаях, если орган или должностное лицо, к которым поступило дело о таком административном правонарушении, передает его на рассмотрение судье.
Иные доводы апелляционной жалобы являлись обоснованием позиции заявителя по делу и не опровергают правомерность выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм процессуального права, влекущих по правилам части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловную отмену судебного акта, апелляционной инстанцией не выявлено.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Тульской области от 20.11.2015 по делу N А68-7672/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
В.Н. Стаханова |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А68-7672/2015
Истец: АО "Алексинская электросетевая компания"
Ответчик: ЦМТУ Росстандарт в лице территориального отдела (инспекции) по Тульской области, ЦМТУ Росстандарта Территориальный отдел по Тульской области
Третье лицо: ПАО "Квадра-Генерирующая компания"