город Ростов-на-Дону |
|
02 февраля 2016 г. |
дело N А53-15114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 02 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Илюшина Р.Р.,
судей О.Ю. Ефимовой, О.А. Сулименко
при ведении протокола судебного заседания секретарем Смородиной Ю.А.,
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен;
от заинтересованного лица: представитель Ныркова С.А. по доверенности от 15.01.2016;
от третьих лиц: представители не явились, извщены,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2015 по делу N А53-15114/2015,
по заявлению Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска
к заинтересованному лицу - Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
при участии третьих лиц - Муниципального унитарного предприятия "Организация капитального строительства" г. Новошахтинска, Администрации города Новошахтинска, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области
о признании незаконным решения о приостановлении осуществления кадастрового учета,
принятое в составе судьи Палий Ю.А.,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска (далее - КУИ) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Ростовской области (далее - филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ростовской области) о признании незаконным решения от 25.05.2015 N 61/006/15-56772 о приостановлении осуществления кадастрового учета, о признании незаконными действий, заключающихся в несоблюдении установленного законом десятидневного срока на снятие с государственного кадастрового учета здания по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Краснооктябрьская, 48 (с учетом уточнения заявленных требований в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом к рассмотрению).
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, к участию в деле привлечены Муниципальное унитарное предприятие "Организация капитального строительства" г. Новошахтинска, Администрация города Новошахтинска, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.
Решением суда от 09.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Решение мотивировано тем, что заявителем не были представлены органу кадастрового учета все необходимые документы в целях осуществления снятия объекта с учета; решение о приостановлении кадастрового учета не нарушает прав заявителя, поскольку в дальнейшем кадастровой палатой было принято решение о снятии объекта с учета.
Не согласившись с принятым судебным актом, КУИ администрации города Новошахтинска обжаловало его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе комитет просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что у регистратора отсутствовали основания для истребования запрошенных документов, поскольку орган местного самоуправления вправе управлять и распоряжаться землями, право собственности на которое не разграничено; целью обращения в орган кадастра являлся учет в кадастре факта отсутствия (гибели) объекта недвижимости.
Представитель Росреестра в судебном заседании просил решение суда оставить без изменения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей участвующих в деле лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда.
Как следует из материалов дела, 13.05.2015 Комитет по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска обратился в федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Росреестра" в лице филиала по Ростовской области с заявлением N 610-1-103/3401/2015-492 о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости с кадастровым номером: 61:56:0120446:324 в связи с прекращением его существования.
К данному заявлению Комитет представил следующие документы:
- акт обследования, подтверждающий прекращения существования объекта учета от 27.04.2015;
- доверенность N 2/21142 от 28.04.2014;
- распоряжение Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска N 325 от 08.05.2015;
- справка ЗАГС от 30.04.2015;
- справка Комитета по управлению имуществом Администрации города Новошахтинска N 1164 от 08.05.2015.
Основанием для обращения Комитета в орган кадастра явилось то, что на территории муниципального образования "Город Новошахтинск", находится земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск ул. Краснооктябрьская, 48 имеющий статус земельного участка, государственная собственность на который не разграничена. В Комитет не однократно поступают заявления от граждан с просьбой предоставить им этот земельный участок (в собственность, аренду), сообщая, что данный земельный участок находится в замусоренном (заброшенном) состоянии, и в течение многих лет на нем отсутствуют строения.
Комитетом установлено, что на спорном земельном участке ранее находился жилой дом, принадлежащий Соколовой Валентине Тихоновне на праве собственности, переход права зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним 05.07.2004, которая умерла 23.02.2011, что подтверждается справкой отдела ЗАГС г. Новошахтинска от 30.04.2015.
25.05.2015 Учреждением вынесено решение N 61/006/15-56772 о приостановлении осуществления кадастрового учета.
Решение мотивировано тем, что в нарушение пункта 6 части 1 статьи 22 Федерального закона от 24.07.2007 N 221 -ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) к заявлению о снятии с государственного кадастрового учета не представлена копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект недвижимости. Из представленных к заявлению документов не представляется возможным однозначно определить правомочия заявителя обращаться с заявлением о снятии с государственного кадастрового учета объекта недвижимости.
Комитет, считая решение о приостановлении осуществления кадастрового учета от 25.05.2015 N 61/006/15-56772 является незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно статье 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений ст. 198-201 АПК РФ для признания незаконными действий (акта) должностных лиц органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемых действий (акта) закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Наличие данных условий незаконности действий кадастровой палаты не подтверждено материалами дела.
В силу статьи 16 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11 - 21.1, 25 - 30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Если иное не установлено настоящим Федеральным законом, никто не вправе требовать иначе как на основании решения суда, в том числе в связи с совершением сделки, от собственника поставленного на учет объекта недвижимости или от иного лица осуществления учета изменений данного объекта недвижимости.
Частями 1, 6 статьи 20 Закона о кадастре установлено, что с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться указанные в частях 2 - 6 настоящей статьи лица (далее также - заявители) или их представители, действующие в силу полномочий, основанных на нотариально удостоверенной доверенности, указании федерального закона либо акте уполномоченного на то государственного органа или органа местного самоуправления.
С заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства вправе обратиться собственники таких объектов недвижимости, с заявлениями о снятии с учета зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства также собственники земельных участков, на которых были расположены такие объекты недвижимости. С заявлениями о снятии с учета помещений вправе обратиться также собственники земельных участков, на которых были расположены соответствующие здания или сооружения, прекратившие существование.
Пунктами 4, 5 части 2 статьи 26 Закона о кадастре установлено, что осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона; не представлены необходимые для кадастрового учета документы, за исключением случаев, если в соответствии с настоящим Федеральным законом такие документы или сведения, содержащиеся в них, могут запрашиваться в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции установил, что КУИ Администрации г. Новошахтинска обратилось в орган кадастра в качестве лица, уполномоченного распоряжаться земельным участком, на котором находился объект недвижимости, принадлежавший Соколовой В.Т.
Суд первой инстанции указал, что приложенная к заявлению справка, в которой указано, что Комитет подтверждает то обстоятельство, что земельный участок, под строением имеет статус участка, государственная собственность на который не разграничена, не является правоподтверждающим, либо правоудостоверяющим документом.
Кроме того, представив справку отдела ЗАГСа о смерти собственника объекта недвижимости, Комитетом органу кадастра не были представлены сведения о прекращении права собственности, зарегистрированного в установленном законом порядке, сведения о наличии (отсутствии) наследников, к которым могло перейти право собственности на объект.
В апелляционной жалобе Комитет указывает, что целью обращения в орган кадастра являлся учет в кадастре факта отсутствия (гибели) объекта недвижимости.
Вместе с тем, учет гибели объекта недвижимости является основанием для признания в последующем отсутствующим права собственности, то есть затрагивает интересы собственника такого объекта недвижимости.
При таких обстоятельствах, апелляционный суд полагает, что решение о приостановлении осуществления кадастрового учета было принято в соответствии со статьями 22, 26 Закона о кадастре.
При этом, из материалов дела следует, что по истечении срока приостановления осуществления государственного кадастрового учета органом кадастрового учета было принято решение о снятии спорного объекта с кадастрового учета.
В связи с принятием решения о снятии объекта с учета удовлетворение заявления Комитета не приведет к восстановлению его прав, поскольку заявителем не обозначен подлежащий защите интерес.
Комитетом не приведено обоснований того, каким образом нарушены его права осуществлением кадастрового учета с нарушением десятидневного срока.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции не принимает доводы общества, изложенные в апелляционной жалобе, как основанные на неверном толковании норм законодательства и не соответствующие фактическим обстоятельствам дела, установленным судом.
Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд исследует доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Материалы дела свидетельствуют о том, что судом первой инстанции были полно и всесторонне исследованы фактические обстоятельства, а также представленные сторонами доказательства и доводы.
Произведя их оценку с соблюдением требований ст. 71 АПК РФ, суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение от 09.12.2015 является законным и обоснованным, основания для его отмены и удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 09.12.2015 по делу N А53-15114/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Р.Р. Илюшин |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-15114/2015
Истец: Комитет по управлению имуществом Администрации г. Новошахтинска, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА НОВОШАХТИНСКА
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Ростовской области
Третье лицо: Администрация города Новошахтинска, Министерство строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области., МУП "Организация капитального строительства" г. Новошахтинска