г. Москва |
|
01 февраля 2016 г. |
Дело N А41-68049/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 26 января 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 01 февраля 2016 года.
Десятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Виткаловой Е.Н.,
судей Диаковской Н.В., Шевченко Е.Е.,
при ведении протокола судебного заседания: Ботоевой О.С.,
при участии в заседании:
от ООО "Темп": представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
от третьего лица - Министерства имущественных отношений Московской области: представитель не явился, извещен надлежащим образом,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу ООО "Темп" на решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2015 года по делу N А41-68049/15, принятое судьей Богатиной Ю.Г.,
по заявлению ООО "Темп" к Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области, при участии в деле третьего лица: Министерство имущественных отношений Московской области, об оспаривании отказа от 21.07.2015 N 2960-32 в предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Темп" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Администрации Павлово-Посадского муниципального района Московской области об оспаривании отказа от 21.07.2015 N 2960-32 в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, в деле участвует Министерство имущественных отношений Московской области (далее - министерство).
Решением Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2015 года в удовлетворении требований отказано.
В апелляционной жалобе заявитель просит отменить оспариваемое решение, признать незаконным отказ Администрации от 21.07.2015 г. в предоставлении ООО "Темп" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:0040, обязать Администрацию предоставить ООО "Темп" в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 50:17:0020325:0040.
Апелляционная жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в отсутствие представителей сторон и третьего лица, извещенных надлежащим образом о времени месте судебного разбирательства.
Изучив апелляционную жалобу, отзывы на нее, материалы дела, суд апелляционной инстанции с учетом требований статьи 71 АПК РФ установил следующие обстоятельства.
В соответствии с договором аренды земли от 18.03.2008 N 33, договором уступки прав и обязанностей от 21.06.2013, ООО "Темп" (правопреемник ЗАО "Темп") является арендатором земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40 площадью 3351 кв.м, категория земель - земли населенных пунктов, вид разрешенного использования - для размещения объектов торговли, с местоположением относительно ориентира, расположенного по адресу: Московская область, г. Павловский Посад, ул. 1 Мая.
Согласно пункту 1.2 договора аренды земли от 18.03.2008 N 33 в редакции дополнительного соглашения от 14.10.2009 срок аренды составляет - до 31.03.2023.
Договор аренды земли от 18.03.2008 N 33 и соответствующее право ООО "Темп" зарегистрировано в установленном законом порядке, что подтверждается выпиской из ЕГРП от 08.10.2015.
Как следует из свидетельства о государственной регистрации права от 23.01.2015 и кадастрового паспорта объекта, на земельном участке с кадастровым номером 50:17:0020325:40 расположено нежилое здание площадью 10,2 кв.м, принадлежащее на праве собственности заявителю.
17.03.2015 г. "Темп" обратилось в Администрацию Павлово-Посадского муниципального района Московской области за предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40 площадью 3351 кв.м, поскольку является собственником здания площадью 10,2 кв.м, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
По итогам рассмотрения заявления от 17.03.2015 Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области направила в адрес заявителя письмо от 21.07.2015 N 2960-32исх, которым отказала в предоставлении в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40, поскольку площадью здания, расположенного на испрашиваемом участке, несоразмерна площади такого участка. В обоснование отказа Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области сослалась на протокол от 09.07.2015 N 26 Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения ООО "Темп" в суд с соответствующим заявлением.
Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявленных требований мотивировано отсутствием документального подтверждения необходимости для эксплуатации здания, площадью 10,2 кв.м. земельного участка, площадью 3 351 кв.м.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса, осуществляется без проведения торгов.
В силу пункта 1 статьи 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Приказом Минэкономразвития России от 12.01.2015 N 1 утвержден перечень документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов, при обращении с заявлением о приобретении земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 6 статьи 39.3 и статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Судом установлено, что заявлением от 17.03.2015 ООО "Темп" обратилось в Администрацию Павлово-Посадского муниципального района Московской области за предоставлением в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40 площадью 3351 кв.м, поскольку является собственником здания площадью 10,2 кв.м, расположенного на испрашиваемом земельном участке.
Министерством имущественных отношений Московской области проект договора был вынесен на рассмотрение межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области.
По смыслу действующего регионального законодательства, Межведомственная комиссия по земельно-имущественным отношениям в Московской области является коллегиальным совещательным органом, обеспечивающим взаимодействие исполнительных органов государственной власти Московской области, в том числе, в сфере распоряжения органами местного самоуправления земельными участками.
При этом в силу пункта 2 статьи 4 Закона Московской области от 24.07.2014 N 107/2014-ОЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области" уполномоченные органы при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий, предусмотренных пунктами 5, 6, 7 части 1 и пунктами 2, 3, 4 части 2 статьи 2 настоящего Закона, вправе издавать нормативные и иные правовые акты по вопросу распоряжения земельными участками и изменения (установления) вида разрешенного использования земельных участков, обязательные для исполнения органами местного самоуправления и должностными лицами органов местного самоуправления; давать органам местного самоуправления указания, обязательные для исполнения.
Вывод суда первой инстанции о том, что при рассмотрении вопроса о предоставлении в аренду земельного участка органы местного самоуправления обладают ограниченной самостоятельностью при принятии решения о предоставлении либо об отказе в предоставлении земельного участка в аренду заинтересованному лицу, следует признать ошибочным, но не повлекшим принятия неправильного судебного акта.
То обстоятельство, что Министерством имущественных отношений Московской области не было согласовано предоставление в аренду ООО "Темп" земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40, о чем на заседании Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области принято решение (не оспоренное в судебном порядке) об отказе в предоставлении в аренду такого земельного участка, само по себе не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка обществу.
Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области при принятии решения о предоставлении ООО "Темп" в собственность за плату земельного участка с кадастровым номером 50:17:0020325:40 должна была руководствоваться наличием либо отсутствием установленных законом оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность обществу по пункту 1 статьи 39.3 ЗК РФ.
Вместе с тем, судом первой инстанции обоснованно учтено, что в соответствии с пп. 11 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации провозглашен принцип сочетания интересов общества и законных интересов граждан, согласно которому регулирование использования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества при обеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование и распоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Оспариваемый отказ администрации мотивирован несоразмерностью площади земельного участка площади, необходимой для использования здания площадью 10 кв.м.
Как следует из материалов дела, земельный участок предоставлялся в аренду для размещения объекта торговли. Объектом торговли является здание, площадью 10.2 кв.м., превышающей площадь испрашиваемого в собственность земельного участка в 335 раз.
Как правильно указал суд первой инстанции, в материалы дела не представлено доказательств, что при получении разрешения на строительство здания и вводе его в эксплуатацию общество обосновало площадь земельного участка (3351 кв.м.) как необходимую для использования и эксплуатации здания, площадью 10.2 кв.м.
При этом представленная в материалы дела обществом схема планировочной организации испрашиваемого земельного участка отображает проектируемые в будущем на нем объект недвижимости, дорожное асфальтовое покрытие и пр., которые на земельном участке в настоящее время отсутствуют, что препятствует рассмотрению вопроса о выкупе земельного участка испрашиваемой площадью на основании статьи 39.20 ЗК РФ.
С учетом изложенного, оспариваемый отказ администрации соответствует требованиям закона, в связи с чем оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.
Доводы, приведенные обществом в апелляционной жалобе, рассмотрены судом апелляционной инстанции в полном объеме и подлежат отклонению ввиду их несостоятельности, поскольку они являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции, получили правильную правовую оценку, оснований для переоценки выводов суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не усматривает.
Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену судебного акта в любом случае, судом первой инстанции не допущено.
На основании изложенного, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что арбитражным судом первой инстанции принято законное и обоснованное решение, полно и правильно установлены и оценены обстоятельства дела, применены нормы материального права, подлежащие применению, и не допущено нарушений процессуального закона, в связи с чем оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 266, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Московской области от 16 ноября 2015 года по делу N А41-68049/15 оставить без изменения, апелляционные жалобы - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Московского округа через Арбитражный суд Московской области в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий |
Е.Н. Виткалова |
Судьи |
Н.В. Диаковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А41-68049/2015
Истец: ООО "Темп"
Ответчик: Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области
Третье лицо: Министерство имущественных отношений Московской области, Администрация Павлово-Посадского муниципального района Московской области