9 февраля 2016 г. |
А79-4061/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смирновой И.А.,
судей Захаровой Т.А., Протасова Ю.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Лукашовой Д.В.,
рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлова Бориса Николаевича
на решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.11.2015
по делу N А79-4061/2015,
принятое судьей Каргиной Н.А.
по заявлению главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлова Бориса Николаевича
о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике, изложенного в сообщении от 11.04.2015 N 047/001/2015-1327,
при участии:
от главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлова Бориса Николаевича - Артемьева М.Н. по доверенности от 07.05.2015;
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике - Корниловой Е.Н. по доверенности от 16.10.2015;
от администрации Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики - Падюкиной Т.С. по доверенности от 10.11.2015,
и установил:
глава крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлов Борис Николаевич (далее - глава КФХ Михайлов Б.Н., Михайлов Б.Н., заявитель) обратился в Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Чувашской Республике (далее - Управление Росреестра), изложенного в сообщении от 11.04.2015 N 047/001/2015-1327, об отказе в государственной регистрации права собственности на объект недвижимости: взлетную полосу, расположенную по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Торханы, общей площадью 15 363,5 кв.м, с кадастровым номером 21:17:2802101:241, инв. N 2331, об обязании Управления Росреестра зарегистрировать право собственности на вышеуказанный объект.
В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельные требования на предмет спора, привлечены администрация Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики (далее - администрация Шатьмапосинского сельского поселения), Силанов Алексей Владимирович (далее - Силанов А.В.), Карандаева Таисия Васильевна (далее - Карандаева Т.В.).
Решением от 27.11.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики - Чувашии отказал заявителю в удовлетворении требования.
Глава КФХ Михайлов Б.Н. не согласился с принятым решением арбитражного суда первой инстанции и обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить в связи с несоответствием выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанностью имеющих значение для дела обстоятельств, которые суд считал установленными, неправильным применением норм материального права и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Главы КФХ Михайлова Б.Н. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы.
Представители Управления Росреестра и администрации Шатьмапосинского сельского поселения в судебном заседании и в отзывах на апелляционную жалобу просили в ее удовлетворении отказать, решение суда первой инстанции - оставить без изменения.
Иные лица, участвующие в деле и извещенные надлежащим образом о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в судебное заседание не направили.
В соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием системы видеоконференцсвязи.
Законность и обоснованность решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.11.2015 проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, предусмотренном в статье 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвовавших в судебном заседании, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены обжалуемого решения.
Как следует из материалов дела и установил суд первой инстанции, решением Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 15.04.2005 по делу N А79-9741/04-СК1-9150 сельскохозяйственный производственный кооператив имени Мичурина Моргаушского района Чувашской Республики (далее - СПК им. Мичурина) признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство сроком на один год, конкурсным управляющим утверждена Карандаева Т.В.
Определением от 05.12.2007 по делу N А79-9741/04-СК1-9150 конкурсное производство в отношении СПК им. Мичурина завершено.
При этом суд установил, что СПК им. Мичурина принадлежит объект недвижимости: взлетная полоса, назначение: нежилое, общей площадью 15 363,50 кв.м, инв. N 2331, находящаяся по адресу: Чувашская Республика, Моргаушский район, д. Торханы (свидетельство о государственной регистрации права от 26.09.2007 серии 21 АА N 325266).
30.09.2007 между конкурсным управляющим СПК им. Мичурина Карандаевой Т.В. и Михайловым Б.Н. был заключен договор купли-продажи имущества N 254, на основании которого Михайлов Б.Н. приобрел у СПК им. Мичурина недвижимое имущество - взлетную полосу, которое ему было передано по акту приема-передачи от 30.09.2007.
26.02.2015 глава КФХ Михайлов Б.Н. обратился в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации права собственности на взлетную полосу, приложив в качестве правоустанавливающего документа договор купли-продажи от 30.09.2007 N 254, а также акт приема передачи от 30.09.2007.
Уведомлением от 12.03.2015 N 047/001/2015-1327 Управление Росреестра приостановило до 11.04.2015 государственную регистрацию права собственности на указанный объект недвижимости в связи с наличием причин, препятствующих ее проведению.
Сообщением от 11.04.2015 N 047/001/2015-1327 Управление Росреестра со ссылкой на абзац 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон N 122-ФЗ) отказало главе КФХ Михайлову Б.Н. в государственной регистрации права собственности в связи с тем, что не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
Посчитав указанное решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы, глава КФХ Михайлов Б.Н. обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
Из статьи 4 Федерального закона N 122-ФЗ следует, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу пункта 1 статьи 131, пункта 1 статьи 551 ГК РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации. Право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации.
Государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляют федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области государственной регистрации, и его территориальные органы, действующие в соответствующих регистрационных округах (статья 9 Федерального закона N 122-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя, сторон договора или уполномоченного им (ими) на то лица при наличии у него нотариально удостоверенной доверенности, если иное не установлено федеральным законом, а также по требованию судебного пристава-исполнителя.
К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения. Если иное не установлено настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами, документы, необходимые для государственной регистрации прав, представляются заявителем (пункт 2 статьи 16 Федерального закона N 122-ФЗ).
В статье 16 данного Федерального закона также приведен перечень документов, которые представляются для государственной регистрации вместе с заявлением.
На основании статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ одним из этапов государственной регистрации прав является правовая экспертиза документов и проверка законности сделки.
В частности, государственная регистрация прав проводится в следующем порядке: прием документов, представленных для государственной регистрации прав, регистрация таких документов; правовая экспертиза документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки) и установление отсутствия противоречий между заявляемыми правами и уже зарегистрированными правами на объект недвижимого имущества, а также других оснований для отказа в государственной регистрации прав или ее приостановления в соответствии с настоящим Федеральным законом; внесение записей в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество при отсутствии указанных противоречий и других оснований для отказа или приостановления государственной регистрации прав; совершение надписей на правоустанавливающих документах и выдача удостоверений о произведенной государственной регистрации прав (пункт 1 статьи 13 Федерального закона N 122-ФЗ).
В пункте 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки.
Правовая экспертиза представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, в том числе проверка законности сделки (за исключением нотариально удостоверенной сделки), проводится органом, осуществляющим государственную регистрацию прав, на предмет установления отсутствия предусмотренных настоящим Федеральным законом оснований для отказа в государственной регистрации прав.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона N 122-ФЗ документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в ЕГРП. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества и, если иное не установлено Федеральным законом, вид регистрируемого права и в установленных законодательством случаях должны быть нотариально удостоверены, скреплены печатями, иметь надлежащие подписи сторон или определенных законодательством должностных лиц.
Таким образом, абзац 2 пункта 3 статьи 9, абзац 3 пункта 1 статьи 13 и абзац 11 пункта 1 статьи 17 Федерального закона N 122-ФЗ предусматривают, что орган, осуществляющий государственную регистрацию прав, обязан осуществлять проверку юридической силы представленных на государственную регистрацию прав правоустанавливающих документов, проверку законности сделок и проверку действительности поданных заявителем документов и наличия соответствующих прав у подготовившего документ лица или органа власти.
На основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя.
В рассматриваемом случае суд первой инстанции правомерно указал, что поскольку представленный на государственную регистрацию договор купли-продажи от 30.09.2007 N 254 заключен в ходе конкурсного производства, сторонами сделки должны были быть соблюдены требования, предъявляемые законодательством о банкротстве к порядку реализации имущества должника-сельскохозяйственной организации.
Так, согласно пункту 1 статьи 177 Федерального закона 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) (в редакции, действовавшей на момент заключения договора от 30.09.2007 N 254) для целей настоящего Федерального закона под сельскохозяйственными организациями понимаются юридические лица, основными видами деятельности которых являются производство или производство и переработка сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее чем пятьдесят процентов общей суммы выручки.
Порядок продажи имущества и имущественных прав должника - сельскохозяйственной организации установлен статьей 179 Закона о банкротстве, в соответствии с пунктами 1, 3 которой арбитражный управляющий должен выставить на продажу на первых торгах предприятие должника.
Арбитражный управляющий при продаже указанного в пункте 2 настоящей статьи имущества, а также имущественных прав обязан провести независимую оценку стоимости имущества и имущественных прав и предложить лицам, указанным в пункте 2 настоящей статьи, приобрести имущество и имущественные права по оценочной стоимости.
Статьей 179 Закона о банкротстве также закреплено условие, при котором продажа имущества производится в общем порядке в соответствии со статьями 130, 131, 132, 139 данного Закона.
В силу пункта 1 статьи 131 Закона о банкротстве все имущество должника, имеющееся на момент открытия конкурсного производства и выявленное в ходе конкурсного производства, составляет конкурсную массу.
Вместе с тем установленные по настоящему делу обстоятельства не свидетельствуют о продаже спорного имущества в соответствии с требованиями Закона о банкротстве.
Исследовав запрошенные определением от 07.07.2015 материалы дела N А79-9741/04-СК1-9150, суд первой инстанции установил, что 19.04.2007 собранием кредиторов СПК им. Мичурина было принято решение о завершении конкурсного производства, поскольку цели, предусмотренные конкурсным производством, были достигнуты, имущество, включенное в конкурсную массу, реализовано.
Следовательно, право собственности продавца - СПК им. Мичурина на взлетную полосу было зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (26.09.2007) после состоявшегося 19.04.2007 собрания кредиторов.
При этом в материалах дела N А79-9741/04-СК1-9150 о банкротстве СПК им.Мичурина отсутствуют доказательства того, что собранию кредиторов СПК им.Мичурина и Арбитражному суду Чувашской Республики были представлены сведения о выявленном имуществе - взлетной полосе после 19.04.2007.
Напротив, из решения Арбитражного суда Чувашской Республики от 05.12.2007 по делу N А79-9741/04-СК1-9150 следует, что за период проведения конкурсного производства конкурсным управляющим принимались меры по розыску имущества, принятыми мерами удалось сформировать конкурсную массу в размере 1909,5 тыс. руб., которая была использована на проведение процедуры конкурсного производства и погашение кредиторской задолженности.
Требования кредиторов первой очереди удовлетворены в сумме 240,1 тыс. руб. - на 52 %, второй очереди удовлетворены в сумме 288, 0 тыс. руб. - на 100 %, третьей очереди (основной долг) удовлетворены в сумме 401,7 тыс. руб. - на 8,5 %, оставшаяся часть требований кредиторов не удовлетворена в связи с недостатком денежных средств и имущества должника.
Кроме того, в отчетах конкурсного управляющего отсутствует информация о поступлении денежных средств от Михайлова Б.Н. по договору от 30.09.2007 N 254.
Таким образом, как верно посчитал суд, при наличии нового имущества арбитражный управляющий, действуя в соответствии пунктом 6 статьи 24 Закона о банкротстве (в редакции, действовавшей на момент продажи спорного имущества) добросовестно и разумно в интересах должника, кредиторов и общества, обязан был известить кредиторов СПК им. Мичурина о наличии такого имущества и принять меры по его реализации в целях удовлетворения требований кредиторов с соблюдением установленной законом процедуры.
Как отметил суд, протокол о включении в конкурсную массу взлетной полосы не представлен; сведения о проведении арбитражным управляющим оценки взлетной полосы и организации и проведения торгов по ее продаже в материалах дела N А79-9741/04-СК1-9150 также отсутствуют.
Согласно пункту 2 статьи 179 Закона о банкротстве преимущественное право приобретения имущества должника имеют лица, занимающиеся производством или производством и переработкой сельскохозяйственной продукции и владеющие земельным участком, непосредственно прилегающим к земельному участку должника.
Вместе с тем суд установил и материалами дела подтверждается, что на момент заключения договора от 30.09.2007 N 254 Михайлов Б.Н. не обладал статусом главы крестьянского (фермерского) хозяйства, а был зарегистрирован в таком качестве только 30.12.2014, о чем в ЕГРИП внесена запись за номером 314631736700137.
С учетом установленных обстоятельств суд пришел к правильному выводу о том, что договор купли-продажи от 30.09.2007 N 254 был заключен сторонами без соблюдения порядка, установленного действующим законодательством о банкротстве.
При этом статья 139 Закона о банкротстве, на которую ссылался заявитель, применению к рассматриваемой ситуации, как обоснованно посчитал суд, не подлежит.
Кроме того, в рамках правовой экспертизы договора купли-продажи от 30.09.2007 N 254 регистрирующий орган установил, что в отношении спорного имущества СПК им. Мичурина также имеется договор купли-продажи от 28.03.2007, заключенный между арбитражным управляющим СПК им. Мичурина Карандаевой Т.В. и ООО "ТСТ", который являлся предметом судебного разбирательства в рамках дела N А79-9994/2007 по иску администрации Моргаушского района Чувашской Республики о признании этого договора недействительным.
Производство по данному делу было прекращено в связи с исключением записи о юридическом лице - СПК им. Мичурина из Единого государственного реестра юридических лиц.
При этом доказательства расторжения договора купли-продажи от 28.03.2007 в материалах дела отсутствуют.
Указанные обстоятельства также были перепроверены судом в рамках настоящего дела путем запроса дела N А79-9994/2007 и исследования его материалов.
На этом основании является правомерным заключение суда об отсутствии возможности регистрации за главой КФХ Михайловым Б.Н. права собственности на спорный объект недвижимости.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Повторно исследовав представленные в дело доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что оспариваемое решение Управления Росреестра об отказе в государственной регистрации права собственности не противоречит действующему законодательству и не нарушает права и законные интересы главы КФХ Михайлова Б.Н. в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации иное заявителем не доказано.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы судом рассмотрены и признаны несостоятельными, не опровергающими установленные по делу обстоятельства и сделанные на их основе выводы.
В соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
При этих условиях суд первой инстанции правомерно отказал главе КФХ Михайлову Б.Н. в удовлетворении заявленного требования.
Основания для отмены обжалуемого решения Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии отсутствуют.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в любом случае основаниями для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба главы КФХ Михайлова Б.Н. по приведенным в ней доводам, основанным на ошибочном толковании норм действующего законодательства и противоречащим фактическим обстоятельствам дела, удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики - Чувашии от 27.11.2015 по делу N А79-4061/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу главы крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлова Бориса Николаевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Смирнова |
Судьи |
Т.А. Захарова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-4061/2015
Истец: Глава крестьянского (фермерского) хозяйства Михайлов Борис Николаевич
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по ЧР
Третье лицо: Силанов Алексей Владимирович, Администрация Шатьмапосинского сельского поселения Моргаушского района Чувашской Республики, глава К(ФХ Михайлов Борис Николаевич, Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Чебоксары, ИФНС России по г. Чебоксары, Карандаева Таисия Васильевна