г. Москва |
|
08 февраля 2016 г. |
Дело N А40-138577/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кольцовой Н.Н.,
судей: |
Поташовой Ж.В., Лепихина Д.Е., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Жильцовой М.П., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ЗАО "Ритуал-1" на решение Арбитражного суда г. Москвы от 26.10.2015 по делу N А40-138577/15, принятое судьей Блинниковой И.А. (шифр судьи: 120-953)
по заявлению ЗАО "Ритуал-1" (ОГРН 1037700008565, 142793, Москва, деревня Десна, ул.Центральная, кладбище "Ракитки", Храм Святителя Иннокентия)
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве (115191, Москва, ул. Большая Тульская, д. 15)
о признании незаконным отказа в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в отношении земельного участка,
при участии:
от заявителя: |
Журавлев С.Н. по доверенности от 24.08.2015; |
от заинтересованного лица: |
Кунина И.Б. по доверенности от 13.01.2016; |
УСТАНОВИЛ:
В Арбитражный суд г. Москвы обратилось ЗАО "Ритуал-1" с заявлением о признании незаконным отказа Управления Росреестра по городу Москве от 27.05.2015 г. N 77/017/065/2015-424 в государственной регистрации внесения изменений в записи ЕГРП в отношении земельного участка с кадастровым номером: 50:27:0020330:117, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, общая площадь 190 502 кв. м., адрес: г. Москвы, пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино; обязании Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Москве осуществить внесение изменений в ЕГРП на данный земельный участок, отражающих вид разрешенного использования "для размещения кладбища", и повторной выдачи свидетельства о государственной регистрации права.
Решением суда от 26.10.2015 заявление оставлено без удовлетворения. При этом суд исходил из того, что оспариваемое решение является обоснованным, не нарушает нормы действующего законодательства, а также права и законные интересы заявителя.
С решением суда не согласился заявитель - ЗАО "Ритуал-1" и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда и принять по делу новый судебный акт. В обоснование своих требований заявитель ссылается на то, что вид разрешенного использования участка не меняется, поскольку был изменен к моменту подачи заявления на законных основаниях, в установленном законном порядке.
В судебном заседании представитель заявителя доводы апелляционной жалобы поддержал, просил отменить решение суда первой инстанции.
Ответчик возражает против удовлетворения апелляционной жалобы и просит решение суда оставить без изменения.
Отзыв на апелляционную жалобу не представлен.
Судом апелляционной инстанции дело рассмотрено в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ. Оснований для отмены или изменения решения суда не установлено.
Согласно ч. 1 ст. 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса РФ, пункта 6 Постановления Пленума Верховного Суда и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 01.07.1996 г. N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации", основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Таким образом, обстоятельствами, подлежащими установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействий) государственных органов, являются проверка соответствия оспариваемого акта закону или иному нормативно-правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Как следует из материалов дела, ЗАО "Ритуал-1" 27.05.2015 г. обратилось в Управление Росреестра по Москве с заявлениями вх. N 77/017/065/2015-424 о повторной выдачи свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости: земельный участок, кадастровый N 50:27:0020330:117, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственных и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих объектов, общая площадь 190 502 кв. м, адрес: г. Москва, пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино (л.д. 154), что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (л.д. 14).
Уведомлением от 17.06.2015 г. Управлением Росреестра по Москве сообщено ЗАО "Ритуал-1" о приостановлении государственной регистрации сроком на 1 месяц до 09.07.2015 г. (л.д. 19-21).
ЗАО "Ритуал-1" представило в Управление Росреестра по Москве, пояснения N 29 от 01.07.2015 г. (л.д. 25-32).
Управлением Росреестра по Москве 16.07.2015 г. принято решение N 77/017/065/2015-424 об отказе в повторной выдаче свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости, на основании абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Основанием для отказа в повторной выдаче свидетельства с внесением изменений в вид разрешенного использования объекта недвижимости: Кадастровый номер N 50:27:0020330:117, земельный участок, категория земель: земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, разрешенное использование: для строительства производственны и административных зданий, строений, сооружений и обслуживающих их объектов, общая площадь 190 502 кв.м, адрес: г. Москва. пос. Краснопахорское, вблизи д. Софьино, явилось то обстоятельство, что в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) и Законом г. Москвы от 04.06.1997 N 11 "О погребении и похоронном деле в городе Москве" (далее - Закон Москвы о погребении) земельные участки с видом разрешенного использования "под размещение кладбища" не могут находиться в частной собственности. Представленные с целью внесения изменений в ЕГРП документы, не соответствуют требованиям действующего законодательства.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Согласно абз. 4, 10 п. 1 ст. 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации может быть отказано в случаях, если: документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
На основании ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 -21, 25 - 29 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В апелляционной жалобе заявитель указывает, что до момента подачи заявления от 27.05.2015 N 77/017/065/2015-424 в государственный кадастр недвижимости были ранее внесены изменения в сведения о земельном участке 190 502 кв.м. с кадастровым номером 50:27:0020330:117, согласно которым земельный участок предназначен "для размещения кладбища".
Из материалов дела следует, что земельный участок с кадастровым номером 50:27:0020330:117 принадлежит заявителю на праве собственности (л.д. 119).
В соответствии с п. 1 ст. 213 Гражданского кодекса РФ в собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.
В соответствии с п. 2 ст. 15 Закона о погребении, решение о создании Федерального военного мемориального кладбища принимается Президентом Российской Федерации. Решение о создании других мест погребения принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, на территориях которых они создаются. Вместе с тем по принадлежности места погребения могут быть государственные, муниципальные.
Согласно п. 1, п. 1.1 ст. 6 Закона Москвы о погребении погребение умерших в городе Москве осуществляется на специально отведенных для этих целей в соответствии с санитарными, экологическими и иными требованиями участках земли с сооружаемыми на них кладбищами для захоронения тел (останков), стенами скорби для захоронения урн с прахом, крематориями для предания тел (останков) огню, а также иными зданиями и сооружениями, предназначенными для осуществления деятельности по погребению. Места погребения по принадлежности могут быть государственными и муниципальными. Перечень городских и муниципальных кладбищ устанавливается Правительством Москвы.
Таким образом, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что в соответствии с Законом о погребении и Законом Москвы о погребении земельные участки с видом разрешенного использования "под размещение кладбища" не могут находиться в частной собственности и соответственно оспариваемый отказ о внесении изменений в вид разрешенного использования земельного участка кадастровый номер 50:27:0020330:117 является законным.
То обстоятельство, что сведения о земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, в данном случае не является основаниям для внесения изменений в вид разрешенного использования земельного участка, поскольку такое изменение противоречит действующему законодательству.
В соответствии с ч.3 ст.201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит. Нормы материального права правильно применены судом, нарушений норм процессуального права не установлено.
Согласно ст. 104 АПК РФ ЗАО "Ритуал-1" подлежит возврату из федерального бюджета государственная пошлина по апелляционной жалобе в размере 1 500 руб. как излишне уплаченная.
Руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.10.2015 по делу N А40-138577/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Возвратить ЗАО "Ритуал-1"(ОГРН 1037700008565) из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 (одна тысяча пятьсот) руб., как излишне уплаченную по апелляционной жалобе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Н.Н. Кольцова |
Судьи |
Ж.В. Поташова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138577/2015
Истец: ЗАО "РИТУАЛ-1"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ, Управление Федеральной службыгосударственной регистрации, кадастра и картографии по Москве