г. Вологда |
|
04 февраля 2016 г. |
Дело N А13-18280/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 января 2016 года.
В полном объеме постановление изготовлено 04 февраля 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Романовой А.В., судей Зайцевой А.Я. и Шадриной А.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Коряковской М.А.,
при участии от открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" Багровой К.Г. по доверенности от 02.04.2015 Сенновского А.П. по доверенности от 02.04.2015, от Вологодской области в лице Департамента финансов Вологодской области Гаркиновой Ю.В. по доверенности от 13.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации на решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2015 года по делу N А13-18280/2014 (судья Коротышев Е.Н.),
установил:
открытое акционерное общество "Северная пригородная пассажирская компания" (место нахождения: 150000, г. Ярославль, ул. Павлика Морозова, д. 1; ОГРН 1107604019181, ИНН 7604192971; далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Департаменту дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области (место нахождения: 160019, г. Вологда, ул. Горького, д. 35; ОГРН 1093525019390, ИНН 3525234212; далее - Департамент транспорта), Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (место нахождения: 109097, Москва, ул. Ильинка, д. 9, стр. 1; ОГРН 1037739085636, ИНН 7710168360; далее - Минфин РФ) о взыскании 47 693 руб. 72 коп. убытков в связи с перевозкой в 2011 году льготных категорий граждан.
Определением Арбитражного суда Вологодской области от 16.03.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Вологодская область в лице Департамента финансов Вологодской области.
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 03.06.2015 с Минфина РФ в пользу Общества взыскано 47 693 руб. 72 коп. убытков, а также 2 000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В удовлетворении исковых требований к Департаменту транспорта отказано.
Минфин РФ с решением суда в части взыскания убытков за счет казны Российской Федерации не согласилось, обратилось с апелляционной жалобой, в которой, ссылаясь на нарушение норм материального права, просит его отменить. В обоснование жалобы ссылается на то, что Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) никаких норм о предоставлении льгот, видов и размеров денежных компенсаций не содержит. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств. Кроме того, истец добровольно осуществлял перевозку льготных категорий граждан, заключив договор с Департаментом транспорта, осознавая и предвидя, что возможные убытки от перевозки льготных категорий граждан будут возмещаться за счет бюджетных средств исключительно в размере, установленном договором и в пределах лимитов бюджетных обязательств.
Определением апелляционного суда от 11.08.2015 рассмотрение апелляционной жалобы было приостановлено до принятия Арбитражным судом Северо-Западного округа судебного акта по делу N А66-11324/2014.
Определением апелляционного суда от 29.12.2015 для возобновления производства по делу и рассмотрения апелляционной жалобы в составе суда произведена замена судьи Черединой Н.В. на судью Шадрину А.Н. в связи с нахождением судьи Черединой Н.В. в отпуске.
Определением от 29.12.2015 производство по делу возобновлено, судебное заседание назначено на 28.01.2016.
В соответствии со статьей 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела производится сначала.
Представитель истца и третьего лица в судебном заседании против удовлетворения жалобы возражали.
Ответчики надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в отзывах на жалобу против ее доводов возражали. Дело рассмотрено в отсутствие не явившихся лиц в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Заслушав объяснения представителей истца и третьего лица, исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда в обжалуемой части, апелляционная инстанция находит жалобу подлежащей удовлетворению ввиду следующего.
Как следует из материалов дела, 08.08.2011 Департамент транспорта (заказчик) и Общество (перевозчик) заключили договор N 5-96/СППК-289 о предоставлении субсидий на компенсацию потерь в доходах, возникающих в связи с предоставлением обучающимся льгот по тарифам на проезд железнодорожным транспортом общего пользования в пригородном сообщении на территории Вологодской области (далее - договор).
В соответствии с условиями договора исполнитель обязуется осуществить с 01.01.2011 по 15.06.2011 включительно и 01.09.2011 по 31.12.2011 включительно перевозку обучающихся железнодорожным транспортом общего пользования в поездах пригородного сообщения с предоставлением льготы в виде 50-процентной скидки от действующего тарифа, а заказчик возместить исполнителю часть потерь в доходах.
Пунктом 2.1 - 2.2 договора предусмотрены обязанность перевозчика ежемесячно представлять заказчику информацию о перевозке обучающихся, воспользовавшихся правом на льготу по форме согласно приложению к договору, счет на компенсацию потерь в доходах перевозчика в связи с предоставлением льгот обучающимся, обязанность заказчика осуществлять проверку полноты и правильности оформления информации, возмещать потери исполнителя, осуществлять оплату счетов перевозчика в течение пяти банковских дней после принятия решения о предоставлении перевозчику субсидий с перечислением их со своего лицевого счета на расчетный счет перевозчика.
В соответствии с пунктом 3.1 договора субсидии предоставляются перевозчику ежемесячно в размере объема потерь в доходах перевозчика, определяемого как разность между доходами, которые перевозчик мог бы получить в случае применения установленных государством тарифов, и доходами перевозчика, полученными в результате предоставления обучающимся льготы по тарифам в соответствии с Постановлением Правительства области от 21.03.2011 N 236 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163".
Согласно отчетам перевозчика по итогам 2011 года сумма недополученных доходов Общества составила 9 800 686 руб. 50 коп.
Ссылаясь на то, что в связи с предоставлением льгот Общество понесло расходы в размере 9 800 686 руб. 50 коп., из которых 47 693 руб. 72 коп. не компенсированы, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции признал требования к Минфину РФ законными и обоснованными. В иске к Департаменту транспорта отказал.
Апелляционная инстанция не может согласиться с судебным актом по следующим основаниям.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Согласно пункту 3 статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" потери в доходах владельцев инфраструктуры, перевозчика, возникшие в результате установления льгот и преимуществ по тарифам, сборам и плате на железнодорожном транспорте общего пользования на основании федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации, возмещаются в полном объеме за счет средств бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы Российской Федерации. Порядок возмещения указанных потерь за счет средств федерального бюджета определяется Правительством Российской Федерации, за счет средств бюджетов субъектов Федерации - соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Законом N 122-ФЗ были изменены ранее существовавшие по вопросам совместного ведения в указанной сфере полномочия между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также изменен порядок предоставления льгот отдельным категориям граждан, имеющим право на льготный проезд в общественном городском и пригородном общественном транспорте, предусмотренных ранее принятыми федеральными законами. С 01.01.2005 предоставление льготы по проезду в городском и пригородном общественном транспорте в натуральной форме заменено на компенсационную денежную выплату.
В соответствии с абзацем 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации расходные обязательства субъектов Российской Федерации возникают в результате, в том числе, принятия законов и (или) иных нормативных актов субъекта Российской Федерации, а также заключения субъектом Российской Федерации (от имени субъекта Российской Федерации) договоров (соглашений) при осуществлении органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий по предметам совместного ведения, указанных в пунктах 2 и 5 статьи 26.3 Закона 184-ФЗ. Расходные обязательства предусматриваются в законе о бюджете на соответствующий финансовый год и плановый период в составе соответствующего бюджета.
Постановлением Правительства Вологодской области от 21.03.2011 N 236 "О порядке реализации постановления Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1163"(далее - Постановление N 236) в 2011 году установлена льгота на проезд железнодорожным транспортом в пригородном сообщении обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений старше 7 лет, учащимся очной формы обучения образовательных учреждений начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования на период с 01 января по 15 июня включительно и с 01 сентября по 31 декабря текущего года включительно (пункт 1 указанного постановления). Указанным постановлением утвержден Порядок предоставления ежемесячной компенсации потерь в доходах, возникающих в результате установления льготы, организациям железнодорожного транспорта.
Пунктом 3 Постановление N 236 предусмотрено, что потери в доходах организаций железнодорожного транспорта при предоставлении льготы по тарифам на проезд обучающимся возмещаются в размере 5 % расходного обязательства за счет средств областного бюджета.
В соответствии с Постановлением N 236 Департаменту предписано подготовить к заключению соглашение с Федеральным агентством железнодорожного транспорта на получении субсидии из федерального бюджета, компенсирующей 95 % расходного обязательства, которое в рассматриваемом случае заключено 08.08.2011 (т. 1, л. 21 - 24).
В соответствии с пунктом 19 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.
Сам по себе факт принятия Российской Федерацией обязательства по предоставлению субсидий субъектам Российской Федерации в целях возмещения потерь в доходах организаций железнодорожного транспорта, вызванных установлением на региональном уровне соответствующих льгот, при условии, что право на льготный проезд установлено нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, не предполагает ответственности Российской Федерации за возмещение потерь организациям, понесшим убытки в связи с предоставлением льгот по тарифам на проезд.
Статьей 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрена возможность представления финансовой помощи субъектам Российской Федерации в форме субсидий из федерального бюджета в целях софинансирования расходных обязательств, возникших при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Вместе с тем, предоставление финансовой помощи в форме субсидий не влечет за собой переход расходного обязательства от Вологодской области к Российской Федерации, что соответствует принципу разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицита бюджетов (статья 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации) и принципу самостоятельности бюджетов (статья 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации), согласно которому недопустимо установление расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет других бюджетов.
Таким образом, рассматриваемая в рамках настоящего дела льгота по тарифам на проезд обучающихся была установлена именно на региональном уровне нормативным актом субъекта Российской Федерации. При установлении таких льгот субъекты Российской Федерации руководствуются нормами вышеизложенного законодательства, определяя средства на возмещение потерь в доходах перевозчиков исходя из собственных средств бюджета субъекта Российской Федерации и федеральных средств, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации в виде субсидий.
Согласно статье 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Учитывая изложенное, ответственность за невозмещение или неполное возмещение потерь в доходах перевозчика, возникших в результате перевозки пассажиров по льготным тарифам, несет субъект Российской Федерации - Вологодская область.
Как пояснил представитель Департамента финансов Вологодской области в судебном заседании апелляционной инстанции главным распорядителем средств областного бюджета по возмещению потерь перевозчиков, является Департамент транспорта.
При таких обстоятельствах дела обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании пункта 4 части 1 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Расходы истца по уплате госпошлины за рассмотрение иска и апелляционной жалобы подлежат возмещению за счет Департамента.
Руководствуясь статьями 110, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Вологодской области от 03 июня 2014 года по делу N А13-18280/2014 отменить.
Взыскать с субъекта Российской Федерации - Вологодская область в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской за счет казны Вологодской области в пользу открытого акционерного общества "Северная пригородная пассажирская компания" 47 693 руб. 72 коп. убытков, а также 2000 руб. 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации отказать.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
А.В. Романова |
Судьи |
А.Я. Зайцева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А13-18280/2014
Истец: ОАО "Северная пригородная пассажирская компания"
Ответчик: Вологодская область в лице Департамента дорожного хозяйства и транспорта Вологодской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Вологодской области
Третье лицо: вологодская область в лице Департамента финансов ВО, Рф в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по ВО