г. Москва |
|
08 февраля 2016 г. |
Дело N А40-132900/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 08 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Кочешковой М.В.
судей: |
Мухина С.М., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
Федеральной антимонопольной службы России
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 30.10.2015 г.
по делу N А40-132900/15
принятое судьей Шустовой О.В.
по заявлению ФСИН России
к заинтересованному лицу: ФАС России,
третьи лица: 1) ООО "Снабжение регионов", 2) ООО "РТС-Тендер"
о признании незаконным решения от 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15 и недействительным предписания от 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15,
при участии:
от заявителя: |
Рябыкин А.А. по дов. от 05.11.2014; |
от заинтересованного лица: |
Рахмедов ДС по дов. от 07.07.2015, Мартынюк Е.В. по дов. от 28.10.2015; |
от третьих лиц: |
не явились, извещены; |
УСТАНОВИЛ:
Федеральная служба исполнения наказания (далее - Заявитель, ФСИН) обратилась в Арбитражный суд г. Москвы с заявлением к Федеральной антимонопольной службы России (далее - ФАС России) о признании незаконным решения от 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15 и недействительным предписания 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15.
К участию в деле в качестве Третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО "Снабжение регионов", ООО "РТС-Тендер".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 30.10.2015 г. признано незаконным решение Федеральной антимонопольной службы России от 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15, признано недействительным предписание 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15.
ФАС России обратилась с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. По мнению апеллянта, при вынесении обжалуемого решения судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, выводы суда не соответствуют обстоятельства дела.
В судебном заседании представитель ФАС России поддержал доводы апелляционной жалобы, просит решение суда первой инстанции отменить.
Представитель ФСИН лица в судебном заседании с доводами апелляционной жалобы не согласился, считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным.
Третье лицо по делу ООО "Снабжение регионов", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Третье лицо по делу ООО "РТС-Тендер", надлежащим образом извещенное о месте и времени рассмотрения дела, представителей в судебное заседание не направило, заявлений и ходатайств суду не представило.
Рассмотрев дело в порядке статей 123, 156, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон по делу, суд апелляционной инстанции не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы и отмены или изменения решения арбитражного суда, принятого в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
При этом согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 г. N 6/8 для принятия решения о признании недействительным ненормативного акта, решения органа, действия (бездействия) необходимы оба условия, предусмотренных названными статьями.
Таким образом, в силу указанных норм и статьи 13 ГК РФ в круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных актов, действий (бездействия) госорганов входят проверка соответствия оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту, факта нарушения оспариваемым актом, действием (бездействием) прав и законных интересов заявителя, а также соблюдение срока на обращение с заявлением в суд.
Согласно части 5 статьи 200 АПК РФ с учетом части 1 статьи 65 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действие (бездействие).
Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции, вопреки доводам апелляционной жалобы, полно и всесторонне исследовал имеющие значение для правильного рассмотрения дела обстоятельства, применил и истолковал нормы материального права, подлежащие применению, и на их основании сделал обоснованный вывод об отсутствии в настоящем деле совокупности необходимых условий для удовлетворения заявленных требований.
Апелляционная коллегия поддерживает данный вывод суда первой инстанции исходя из следующего.
Судом первой инстанции установлено, что 15.05.2015 г. ФАС России рассмотрено обращение ООО "Снабжение Регионов" (далее - Заявитель), содержащее информацию о признаках нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок в действиях ФСИН России (далее - Заказчик), единой комиссии ФСИН России (далее - Единая комиссия) при проведении Заказчиком, Единой комиссией, ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку рукавов пожарных напорных морозостойких для передвижной пожарной техники диаметром 51 мм, длиной 20 м, с соединительными головками (номер извещения 0173100007915000066).
По результатам рассмотрения обращения в действиях Заказчика установлено нарушение части 7 статьи 69 Закона о контрактной системе, выдано предписание об устранении нарушения Закона о контрактной системе.
В соответствии с выданным предписанием Заказчику предписано отменить протокол рассмотрения единственной заявки от 17.04.2015, назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок, повторно рассмотреть заявку участника в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом решения от 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ-115/15, а также осуществить дальнейшее проведение процедуры определения поставщика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе.
Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.2006 г. N 94 "О федеральном органе исполнительной власти, уполномоченном на осуществление контроля в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для федеральных государственных нужд", антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 10 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ особенности предусмотренного настоящей статьей обеспечения исполнения контракта в сфере государственного оборонного заказа могут быть установлены Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе".
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" размещение государственного оборонного заказа осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом особенностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" при размещении государственного оборонного заказа государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта в случае, если им установлены определенные Правительством Российской Федерации требования к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта".
Во исполнение части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" Правительством Российской Федерации было принято постановление от 25.12.2014 г. N 1482 "О требованиях к участникам размещения государственного оборонного заказа о наличии у них соответствующих производственных мощностей, технологического оборудования, финансовых и трудовых ресурсов для исполнения государственного контракта", которым установлено, что требованиями к участникам размещения государственного оборонного заказа, в случае установления которых государственный заказчик вправе не устанавливать требование обеспечения исполнения государственного контракта, являются:
наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
финансовая устойчивость и платежеспособность;
наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта.
Федеральный закон от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" не ввел какой-либо дополнительный способ обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, чем предусмотренные Федеральным законом N 44-ФЗ.
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 N 1482 не могло ввести дополнительный способ обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, т.к., в соответствии с частью 1 статьи 329 ГК РФ (в редакции, действовавшей в момент спорных правоотношений) исполнение обязательств может обеспечиваться другими способами, предусмотренными законом.
Статьями 329, 368 Гражданского кодекса РФ, частью 1 статьи 45, частью 3 статьи 96 Федерального закона N 44-ФЗ предусмотрены два способа обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту (в т.ч. и рамках государственного оборонного заказа):
- банковская гарантия, выданная банком и соответствующая требованиям статьи 45 Федерального закона N 44-ФЗ;
- внесение денежных средств на указанный заказчиком счет.
Так как законодательством РФ установлено два способа обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту (банковская гарантия и внесение денежных средств на указанный заказчиком счет), а требования, установленные во исполнение части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 г. N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" Правительством Российской Федерации в постановлении от 25.12.2014 г. N 1482, не являются способом обеспечения исполнения обязательств по государственному контракту, то документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2014 г. N 1482 не могут представляться при заключении государственного контракта.
Единые требования к участникам закупки установлены частью 1 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ. В части 1.1. статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ установлены требования к участникам закупки, которые заказчик вправе установить.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию: 1) финансовых ресурсов для исполнения контракта; 2) наличие на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта; 3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации; 4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в части 2 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии с частью 6 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований настоящего Федерального закона. Федеральный закон от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе" не содержит каких-либо изъятий из данного правила при закупке товаров в рамках государственного оборонного заказа.
Таким образом, предъявление к участникам закупки требований, установленных Правительством Российской Федерации в Постановлении от 25.12.2014 N 1482, учитывая, что данные требования не являются способом обеспечения исполнения обязательств, возможно только в рамках частей 2 и 3 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ.
Согласно частям 4 и 5 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования; информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.
В соответствии с частью 1 статьи 64, пунктом "б" части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать информацию требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 и частью 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1. (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона".
Согласно части 2 статьи 6 Федерального закона от 29.12.2012 N 275-ФЗ "О государственном оборонном заказе", части 2 статьи 31, части 1 статьи 64, пунктом "б" части 5 статьи 63 Федерального закона N 44-ФЗ, постановлению Правительства РФ от 25.12.2014 г. N 1482 ФСИН России в пункте 11 извещения, пунктах 7 и 11 документации об аукционе в электронной форме установила дополнительные требования к участникам аукциона:
1) наличие на праве собственности или на ином законном основании производственных мощностей и технологического оборудования для исполнения государственного контракта;
2) финансовая устойчивость и платежеспособность;
3) наличие специалистов, имеющих профессиональное образование, отвечающих соответствующим квалификационным требованиям, заключивших с участником размещения государственного оборонного заказа трудовые договоры, необходимых в соответствии с документацией о закупке для исполнения государственного контракта.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Федерального закона N 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.
Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 и частью 2 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов (часть 5 статьи 66 Федерального закона N 44-ФЗ).
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства РФ от 25.12.2014 г. N 1482 для подтверждения соответствия участников размещения государственного оборонного заказа требованиям, установленным пунктом 1 настоящего постановления, представляются следующие документы:
выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающая право собственности на объект недвижимости, используемый в целях исполнения государственного контракта (выданная не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
копия договора аренды недвижимого имущества, заключенного на срок не менее срока исполнения государственного контракта, зарегистрированного в установленном порядке, с приложением копии акта передачи арендованного недвижимого имущества от арендодателя участнику размещения заказа (арендатору), указанием данных, позволяющих определенно установить недвижимое имущество, переданное арендатору в качестве объекта аренды, а также с приложением выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подтверждающей право собственности на объект недвижимого имущества используемый в производственных целях (выданной не ранее чем за 90 дней до окончания подачи заявок на участие в размещении государственного оборонного заказа путем использования конкурентных способов определения поставщиков (исполнителей, подрядчиков);
копии документов, подтверждающих наличие на праве собственности или ином законном основании технологического и иного оборудования, необходимого для исполнения государственного контракта с указанием его производственных мощностей в сутки;
копия бухгалтерского баланса (баланса получателя бюджетных средств) с пояснительной запиской и отметкой налогового органа (главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств) за последний отчетный период и акт сверки расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам с налоговыми органами за последним отчетный период;
сведения об оценке удовлетворительности финансового состояния организации, в том числе показатель степени платежеспособности по текущим обязательствам и коэффициент текущей ликвидности, рассчитанные в порядке, установленном Методикой проведения Федеральной налоговой службой учета и анализа финансового состояния и платежеспособности стратегических предприятий и организаций, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;
копии документов, подтверждающих соответствие лиц, планируемых к участию в исполнении государственного контракта требованию, указанному в абзаце четвертом пункта 1 настоящего постановления.
Как следует из материалов дела, Заказчик в пункте 11 документации об аукционе в электронной форме установил, что вторая часть заявки дополнительно должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства от 25.12.2014 N 1482.
В силу части 8 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ Комиссия проверяет соответствие участников закупок требованиям, установленным в соответствии с частью 2 настоящей статьи, если такие требования установлены Правительством Российской Федерации. Комиссия не вправе возлагать на участников закупок обязанность подтверждать соответствие указанным требованиям, за исключением случаев, если данные требования установлены Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
Согласно части 9 статьи 31 Федерального закона N 44-ФЗ отстранение участника закупки от участия в определении поставщика осуществляется в любой момент до заключения контракта, если заказчик или комиссия по осуществлению закупок обнаружит, что участник закупки не соответствует требованиям, указанным в части 1, частях 1.1 и 2 (при наличии таких требований) настоящей статьи.
В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1. и 2 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
В пункте 12 Протокола от 17.04.2015 г. N 57а Единая комиссия ФСИН России, решила признать заявку участника закупки - ООО "Снабжение Регионов" не соответствующей требованиям документации об электронном аукционе в связи с тем, что данный участник закупки не предоставил документы (копии документов), подтверждающие соответствие участника электронного аукциона дополнительным требованиям, установленным постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 г. N 1482.
Проанализировав вышеуказанные нормы права и материалы дела суд первой инстанции пришел к выводу, что действия ФСИН России по включению во вторую часть заявки документов, подтверждающих соответствие участника требованиям, в соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 25.12.2014 г. N 1482; вывод Единой комиссии ФСИН России о несоответствии заявки ООО "Снабжение регионов" на участие в электронном аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, законны и обоснованы.
Таким образом, оспариваемое решение антимонопольного органа и выданное на его основании предписание противоречит Федеральному закону "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и нарушают права заявителя, возлагая на него дополнительные обязанности, не предусмотренные законом.
Учитывая изложенные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что оспариваемое Заявителем решение Федеральной антимонопольной службы России от 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15 является незаконным, предписание 15.05.2015 г. по делу N ПГОЗ 115/15 - недействительным.
Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не опровергают выводы суда, положенные в основу решения, и не могут служить основанием для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы.
Обстоятельства по делу судом первой инстанции установлены полно и правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм процессуального права, которые привели к принятию неправильного решения, судом первой инстанции не допущено. Основания для отмены решения суда отсутствуют.
руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 30.10.2015 по делу N А40-132900/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
М.В. Кочешкова |
Судьи |
С.М. Мухин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-132900/2015
Истец: ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ИСПОЛНЕНИЯ НАКАЗАНИЙ, Федеральная службы исполнения наказаний
Ответчик: ФАС, ФАС России
Третье лицо: ООО " РТС-тендер", ООО " Снабжение Регионов", ООО Снабжение Регионов