Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2016 г. N Ф08-2871/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
08 февраля 2016 г. |
Дело N А63-9104/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 01 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 08 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Бейтуганова З.А., судей Джамбулатова С.И. и Жукова Е.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Днепровским А.О., при участии в судебном заседании: от общества с ограниченной ответственностью "Вектор": Краева С.Ф. (директор); от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю: Кузьменко Л.В. - представителя по доверенности N 27 от 11.01.2016; от комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя: Богатыревой С.А. - представителя по доверенности от 26.06.2015, в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства, в том числе путем размещения соответствующей информации на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети Интернет,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда по адресу: г. Ессентуки, ул. Вокзальная, 2, апелляционную жалобу апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Вектор" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.11.2015 по делу N А63-9104/2015 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Вектор" (ОГРН 1022601981797, г. Ставрополь) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (ОГРН1042600339737, г. Ставрополь), с участием в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, администрации города Ставрополя, комитета по управлению муниципальным имуществом администрации города Ставрополя и комитета градостроительства администрации города Ставрополя, г. Ставрополь, о признании незаконными отказов в государственной регистрации права собственности от 23.07.2015 N 26/001/302/2015-2428/19680 и от 23.07.2015 N 26/001/302/2015-2426/19681; и об обязании в десятидневный срок зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество с кадастровыми номерами: 26:12:011605:1158 и 26:12:011605:1192 с выдачей свидетельств о государственной регистрации прав установленного образца; о взыскании судебных расходов по оплате государственной пошлины,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Вектор" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Ставропольского края с заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ставропольскому краю (далее - управление) о признании незаконными решения об отказе в государственной регистрации: от 23.07.2015 N 26/001/302/2015-2428/19680, N 26/001/302/2015-2426/19681 и обязании регистрирующий орган в десятидневный срок зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество с кадастровыми номерами: 26:12:011605:1158 и 26:12:011605:1192 с выдачей свидетельств о государственной регистрации прав установленного образца (уточненные требования).
Заявленные требования мотивированы необоснованным отказом в регистрации права на объекты построенные до 1995 года в соответствии с предъявляемыми в тот период требованиями.
Решением от 19.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Судебный акт мотивирован отсутствием документов подтверждающих факт создания объектов недвижимости и основанием для проведения государственной регистрации прав собственности на такие объекты.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало апелляционную жалобу, в которой просил обжалуемое решение отменить, сославшись на правильное применение судом первой инстанции норм материального права, что привело к принятию необоснованного решения.
Информация о времени и месте судебного заседания с соответствующим файлом размещена на сайте http://arbitr.ru/ в соответствии с положениями статьи 121 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд пересматривает решение арбитражного суда первой инстанции в соответствии со статьями 266-269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проверяет законность принятого судебного акта и правильность применения норм материального и процессуального права.
Проверив доводы апелляционной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав представителей сторон, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, на основании решения исполнительного комитета Промышленного районного совета народных депутатов от 04.09.1990 N 537 зарегистрировано малое предприятие "Вектор" и утвержден устав предприятия.
После одобрения 04.10.1991 Сессией Промышленного районного совета народных депутатов предложений Совета микрорайона N 15 о развитии социальной инфраструктуры территории совета микрорайона, в том числе размещение временного рынка на свободной площадке пересечения ул. 50 лет ВЛКСМ и ул. Тухачевского (п. 7 решения сессии), Совет микрорайона N 15 привлек для осуществления хозяйственной деятельности по строительству и эксплуатации рынка МП "Вектор".
Постановлением главы администрации города Ставрополя от 16.01.1992 N 28 Совету микрорайона N 15 предоставлен земельный участок под проектирование и строительство временного рынка по ул. Тухачевского, 6/27 в квартале 525. Оформлен акт об отводе границ участка в натуре от 17.02.1992.
Строительство рынка осуществлено МП "Вектор" согласно договорам подряда по строительству инфраструктуры рынка. Расходы по созданию рынка несло МП "Вектор", включая объекты недвижимого имущества: туалет и санитарно-ветеринарную лабораторию.
В соответствии с постановлением главы администрации Промышленного района г. Ставрополя от 26.10.1992 N 1510 малое предприятие "Вектор" перерегистрировано в товарищество с ограниченной ответственностью "Вектор".
По окончанию строительства актом рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством временного рынка от 18.01.1993, утвержденным директором ТОО "Вектор" Краевым С.Ф., предъявленный к приемке в эксплуатацию временный рынок, в том числе, санветлаборатория с полезной площадью 77 кв.м и санитарный узел с 12 кабинами (пункты 4-5 акта), принят в эксплуатацию.
На основании постановления главы администрации г. Ставрополя от 13.01.1995 N 37 товарищество с ограниченной ответственностью "Вектор" зарегистрировано общество с ограниченной ответственностью "Вектор" созданное путем преобразования.
Постановлением главы администрации г. Ставрополя от 05.06.1995 N 1598 земельный участок площадью 0,35 га изъят у Совета микрорайона N 15 и предоставлен ООО "Вектор" в долгосрочную аренду.
Между администрацией г. Ставрополя в лице комитета по земельным ресурсам и землеустройству (арендодатель) и ООО "Вектор" (арендатор) заключен договор аренды земель несельскохозяйственного назначения от 22.06.1995 N 141 сроком на 10 лет, согласно которому арендатору предоставлен земельный участок площадью 0,35 га по адресу: ул. Тухачевского, 6-а, в квартале 525, для использования под торговый центр.
ООО "Вектор" обратилось в регистрирующий орган с заявлением от 09.06.2015 государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости: туалет, общей площадью 60 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 26:12:011605:1158, и на административно-торговое здание, общей площадью 95,2 кв.м, этаж 1, кадастровый номер 26:12:011605:1192, расположенные по адресу: Ставропольский край, город Ставрополь улица Тухачевского, 6а.
Управлением направлен запрос в комитет градостроительства администрации города Ставрополя и согласно полученным ответам от 23.06.2015 N 06/1-01/2-3/3140, N06/1-01/2-3/3141 разрешительная документация, в соответствии с которой построен туалет, общей площадью 60 кв.м и административно-торговое здание, общей площадью 95,2 кв.м по ул. Тухачевского, 6-а, комитетом градостроительства администрации не выдавались.
В ответ от 03.07.2015 N 91р на запрос управления ГУП Ставропольского края "Ставкрайимущество" сообщило об отсутствии сведений в архиве ГУП СК "СКИ" о ранее возникших правах на заявленные ООО "Вектор" объекты недвижимого имущества.
Полученные в рамках внутриведомственного взаимодействия из филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Ставропольскому краю кадастровые паспорта зданий от 11.06.2015 N 26/501/15-340533 и N 26/501/15-3440474 в графе 9 "кадастровый номер земельного участка (участков), в пределах которого расположен объект недвижимого имущества" не содержит кадастровый номер земельного участка, что не позволяет определить на каком земельном участке расположен вышеуказанный объект недвижимого имущества, и следовательно невозможно установить связь земельного участка с построенным объектом недвижимости.
В качестве документа основания для проведения государственной регистрации права собственности на государственную регистрацию представлен акт рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством временного рынка от 18.01.1993, утвержденный директором ТОО "Вектор".
В сообщениях от 23.07.2015 N 26/001/302/2015-2428/19680 и от 23.07.2015 N 26/001/302/2015-2426/19681 управление отказало обществу в государственной регистрации права собственности по причине не представления правоустанавливающих документов на объект недвижимости, о государственной регистрации права собственности на который заявлено.
Общество, полагая, что отказ регистрирующего органа неправомерен, обратилось в арбитражный суд.
Для признания ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 1 статьи 198, часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно пункту 1 статьи 2 Федерального закона N 122-ФЗ от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон N 122-ФЗ) государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 4 Закона N 122-ФЗ установлено, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
В силу статьи 16 Закона N 122-ФЗ государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Пунктом 2 статьи 17 Закона N 122-ФЗ не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением указанных в пункте 1 статьи 17 Закона, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 данного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Основания отказа в государственной регистрации прав исчерпывающе перечислены в статье 20 Закона о государственной регистрации.
В силу статьи 13, пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации при государственной регистрации прав проводится правовая экспертиза представленных на регистрацию документов. Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации предусмотрено, что в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); правоустанавливающий документ об объекте недвижимого имущества свидетельствует об отсутствии у заявителя прав на данный объект недвижимого имущества (абзац 8); не представлены документы, необходимые в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав (абзац 10).
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о государственной регистрации, в абзаце 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
При этом, в отношении объектов, созданных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми для их постройки на момент создания.
В период строительства спорных объектов (документы на регистрацию которых поданы обществом) обязанность выдавать застройщикам разрешения на строительство была возложена на органы государственного строительного контроля, городские и поселковые исполнительные комитеты (постановление Совета Народных Комиссаров РСФСР от 22.05.1940 N 390 "О мерах борьбы с самовольным строительством в городах, рабочих, курортных и дачных поселках").
Здания, строения и сооружения нежилого назначения, построенные до 01.01.1995, в силу закона не могут быть признаны самовольными постройками, на что указано в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.01.2012 N 12048/11.
Порядок, установленный постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов", распространялся на те объекты производственного назначения, которые строились за счет централизованных капитальных вложений, выделенных министерствам и ведомствам.
Согласно Закону РСФСР от 26.06.1991 N 1488-1 "Об инвестиционной деятельности в РСФСР", в редакции от 26.06.1991 (далее - Закон об инвестиционной деятельности), объектами инвестиционной деятельности в РСФСР являются вновь создаваемые и модернизируемые основные фонды и оборотные средства во всех отраслях и сферах народного хозяйства РСФСР.
В соответствии со статьями 5, 7 названного Закона об инвестиционной деятельности, ТОО "Вектор", как инвестор, могло приобрести право собственности на спорные объекты, как на объект инвестиций, после завершения его строительством в установленном законом порядке.
Как следует из материалов дела, спорные объекты общества построены до 1993 года. Следовательно, на момент их строительства регулирование правоотношений по введению в эксплуатацию законченных строительством объектов недвижимого имущества осуществлялось постановлением Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 "О приемке в эксплуатацию законченных строительством объектов". Названным нормативным правовым актом установлена необходимость приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями.
В силу пункта 1 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом и подготовленные к эксплуатации, предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственным приемочным комиссиям.
В соответствии с пунктом 3 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 в состав государственных приемочных комиссий включаются: при приемке в эксплуатацию объектов производственного назначения - представители заказчика (застройщика), эксплуатационной организации, генерального подрядчика, исполкома районного (городского) Совета народных депутатов, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, Государственной инспекции по охране атмосферного воздуха при Государственном комитете СССР по гидрометеорологии и контролю природной среды, органов по регулированию использования и охране вод системы Министерства мелиорации и водного хозяйства СССР, технической инспекции труда соответствующего ЦК или совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика (застройщика) или эксплуатационной организации и финансирующего банка.
Согласно пункту 5 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 до предъявления объектов государственным приемочным комиссиям рабочие комиссии, назначаемые заказчиком, должны проверить соответствие проектам объектов и смонтированного оборудования, результаты испытаний и комплексного опробования оборудования, подготовленность объектов к нормальной эксплуатации, включая выполнение мероприятий по обеспечению здоровых и безопасных условий труда и защите природной среды, качество строительно-монтажных работ и принять эти объекты.
В состав рабочих комиссий включаются представители заказчика - председатель комиссии, генерального подрядчика, субподрядных организаций, эксплуатационной организации, генерального проектировщика, органов государственного санитарного надзора, органов государственного пожарного надзора, технической инспекции труда соответствующего ЦК или Совета профсоюзов, профсоюзной организации заказчика или эксплуатационной организации.
Приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами (пункт 8 постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105).
Датой ввода объекта в эксплуатацию считается дата подписания акта государственной приемочной комиссией. Датой ввода в эксплуатацию объекта, принимаемого в эксплуатацию рабочей комиссией согласно пункту 5 названного постановления, считается дата подписания акта рабочей комиссией.
Таким образом, приемка сооружений в эксплуатацию именно до 1993 года, как объекта недвижимого имущества, должна осуществляться государственной приемочной комиссией, в состав которой входит представитель органа, осуществляющего допуск сооружения в эксплуатацию.
Акты приемки в эксплуатацию объекта недвижимого имущества, представленные обществом для регистрации права собственности на них, не являются актами государственной приемочной комиссии, а представляют собой акты ввода объекта в эксплуатацию, принятые назначенной заказчиком рабочей комиссией, которая проверяет соответствие проектам объектов и смонтированного оборудования, результаты испытаний, а не законченного строительством объекта недвижимости, к нормальной эксплуатации. Подтверждением данного обстоятельства служит и тот факт, что приемочной комиссией установлено выполнение в полном объеме строительно-монтажных работ в соответствии с проектом, требованиями СНиП 3.01.04-87 не законченного строительством объекта.
Согласно пункту 1.4 СНиП 3.01.04-87 подготовленные к эксплуатации объекты, законченные строительством в соответствии с утвержденным проектом предъявляются заказчиком (застройщиком) к приемке государственными приемочными комиссиями.
В соответствии с пунктом 4.24 СНиПа 3.01.04-87 приемка в эксплуатацию законченных строительством объектов государственными приемочными комиссиями оформляется актами, составленными по форме, приведенной в обязательном приложении N 5.
Акты о приемке в эксплуатацию объектов подписываются председателем и всеми членами комиссии (пункт 4.24 СНиПа 3.01.04-87).
Дата подписания государственной приемочной комиссией акта, который подлежит утверждению органом, назначившим комиссию, считается датой ввода объекта в эксплуатацию.
Следовательно, данные акты по смыслу постановления Совета Министров СССР от 23.01.1981 N 105 предшествуют принятию актов государственными приемочными комиссиями.
Представленный ООО "Вектор" акт технической приемки является промежуточным документом, который не соответствует требованиям, предъявляемым к правоустанавливающим документам, содержащимся в указанных нормативных правовых актах, и не подтверждает законности создания нового объекта, а являлся основанием для дальнейшего предъявления объекта государственной приемочной комиссии..
Кроме того, как верно установлено судом первой инстанции из технической документации, что административно-торговое здание, этаж 1, кадастровый номер 26:12:011605:1192, за регистрацией которого обратился заявитель, имеет общую площадь 95,2 кв.м, тогда как актом рабочей комиссии о приемке в эксплуатацию законченного строительством временного рынка от 18.01.1993, предусмотрен объект с меньшей площадью - 77 кв.м.
Более того, в постановлении главы администрации г. Ставрополя от 05.06.1995 N 1598 об изъятии у Совета микрорайона N 15 земельного участка площадью 0,35 га и предоставлении его ООО "Вектор" в долгосрочную аренду, указано, что ООО "Вектор" обязано получить разрешение на производство строительно - монтажных работ в инспекции Госархстройнадзора города.
При этом надлежащим образом оформленных документов, подтверждающих разрешение на увеличение площади ранее построенного объекта, а также документов, подтверждающих возведение пристройки и ввод ее в эксплуатацию не представлено.
Факт нахождения имущества на балансе лица, на что ссылается заявитель, сами по себе не являются доказательствами права собственности и законного владения (абзац 4 пункта 36 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав").
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Закона о регистрации основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Таким образом, непредставление заявителем всех необходимых документов, отвечающих требованиям статей 17 и 25 Закона о регистрации, влечет отказ в государственной регистрации права на основании пункта 1 статьи 20 указанного Закона.
Поскольку в регистрационную службу не были представлены надлежащие доказательства введения спорных объектов в эксплуатацию и такие сведения в ЕГРП отсутствовали, оснований регистрации права собственности на спорные объекты за обществом отсутствовали.
Ссылка заявителя жалобы на судебные акты несостоятельна, поскольку по этому делу установлены иные фактические обстоятельства. При рассмотрении спора суды учитывают конкретные обстоятельства, присущие каждому делу и доказательства, представленные сторонами, на основании которых и принимается судебный акт.
Доводы о признании администрацией в ненормативных актах права собственности и законное возведение обществом спорных объектов не опровергает отсутствие при регистрации правоустанавливающих документов на данные объекты.
Указание апеллянта на отсутствие спора о праве на спорные объекты недвижимости не является доказательством незаконности действий Управления по отказу в такой регистрации, и подлежат отклонению.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не опровергают установленных судом первой инстанции обстоятельств и сделанных на их основе выводов.
При таких обстоятельствах, принятое арбитражным судом первой инстанции решение является законным и обоснованным, судом полно и всесторонне исследованы имеющиеся в материалах дела доказательства, им дана правильная оценка, нарушений норм материального и процессуального права не допущено, оснований для отмены решения суда первой инстанции, установленных статьей 270 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а равно принятия доводов апелляционной жалобы, у суда апелляционной инстанции не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 110, 268, 269-272 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 19.11.2015 по делу N А63-9104/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
З.А. Бейтуганов |
Судьи |
С.И. Джамбулатов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-9104/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 24 мая 2016 г. N Ф08-2871/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "ВЕКТОР"
Ответчик: УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО СТАВРОПОЛЬСКОМУ КРАЮ
Третье лицо: Администрация города Ставрополя, Комитет градостроительства администрации города Ставрополя, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА СТАВРОПОЛЯ, КУМИ города Ставрополя