г. Челябинск |
|
05 февраля 2016 г. |
Дело N А76-10987/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 05 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Суспициной Л.А.,
судей Богдановской Г.Н., Соколовой И.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Чаус О.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области на решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2015 по делу N А76-10987/2015 (судья Белякович Е.В.).
В судебном заседании приняли участие представители: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - Щуплецова Е.Г. (доверенность от 28.09.2015), от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области - Смирнов А.И. (доверенность от 11.01.2016).
Администрация Дубровского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области (далее - Администрация, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к
Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области (далее - Управление Росреестра, заинтересованное лицо) о признании незаконным решения от 17.04.2015 N 74/012/029/2015-208 об отказе в государственной регистрации права и обязании зарегистрировать право муниципальной собственности на земельный участок, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, ул. Титова, 30 (с учетом уточнения предмета требований, принятого судом первой инстанции в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) (т. 1, л.д. 7-8, 121).
Определением от 13.05.2015 суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Челябинской области (далее - Территориальное управление Росимущества, третье лицо) (т. 1, л.д. 1-2).
Решением от 01.12.2015 (резолютивная часть объявлена 25.11.2015) суд первой инстанции заявленные Администрацией требования удовлетворил, признав незаконным решение Управления Росреестра от 17.04.2015 N 74/012/029/2015-208 и возложив на Управление Росреестра обязанность произвести государственную регистрацию права собственности муниципального образования "Дубровское сельское поселение" на земельный участок с кадастровым номером 74:12:0803007:132, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, ул. Титова, N 30, - в месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу (т. 1, л.д. 154-157).
С таким решением Управление Росреестра (далее также - податель жалобы) не согласилось, обратилась в Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит данное решение отменить по основаниям, предусмотренным в части 1 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (пункты 3, 4), принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления Администрации (т. 2, л.д. 4-7).
Доводы апелляционной жалобы сводятся, по существу, к следующему.
Податель жалобы считает необоснованным вывод суда первой инстанции о том, что право собственности муниципального образования "Дубровское сельское поселение" на спорный земельный участок возникло на основании положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53) в связи с передачей указанному муниципальному образованию из федеральной собственности недвижимого имущества, расположенного на земельном участке. Суд первой инстанции не принял во внимание, что в рассматриваемом случае к моменту передачи в муниципальную собственность объектов недвижимости, распложенных на земельном участке, государственная собственность на данный участок уже была разграничена (земельный участок находился в федеральной собственности).
По мнению подателя жалобы, передача права собственности на земельный участок между публичными образованиями в связи с передачей прав на объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке, противоречит смыслу положений земельного законодательства о разграничении государственной собственности на землю. Разграничение государственной собственности на землю происходит единожды, последующая передача прав на объекты недвижимости, расположенные на земельном участке, должна осуществляться на основании гражданско-правовых сделок или в силу закона с соблюдением установленных процедур.
Более того, по смыслу положений статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53) основания разграничения государственной собственности землю должны иметь место на дату вступления в силу указанного Закона. Земельные участки, в отношении которых не были соблюдены процедуры разграничения государственной собственности землю, установленные Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю", и не подпадающие под критерии, установленные в статье 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 17.04.2006 N 53) на дату вступления в силу указанного Закона, остаются в государственной собственности.
Поскольку заявителем для государственной регистрации права муниципальной собственности на спорный земельный участок не были представлены документы, свидетельствующие о передаче земельного участка из федеральной собственности в муниципальную собственность в установленном законом порядке, Управление Росреестра считает оспариваемый отказ в государственной регистрации законным и настаивает на отмене решения суда по настоящему делу.
Отзывы на апелляционную жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации от лиц, участвующих в деле в суд апелляционной инстанции не поступили.
Явку представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции обеспечили только податель жалобы - Управление Росреестра и третье лицо - Территориальное Управление Росимущества.
Администрация явку своих представителей в судебное заседание суда апелляционной инстанции не обеспечила, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещена надлежащим образом по правилам статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в том числе публично, путем размещения сведений о месте и времени судебного разбирательства на официальном сайте http://kad.arbitr.ru/ в сети "Интернет".
В соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие представителей заявителя.
Представитель Управления Росреестра в судебном заседании поддержала доводы апелляционной жалобы в полном объеме.
Представитель Территориального Управления Росимущества возражал по существу доводов апелляционной жалобы, просил решение суда от 01.12.2015 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения. Представил письменные пояснения по делу в порядке статьи 81 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Законность и обоснованность судебного акта проверены судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела усматриваются следующие обстоятельства.
Муниципальное образование "Дубровское сельское поселение" является собственником нежилых зданий:
-котельный цех, общей площадью 1 008 кв. м, кадастровый номер 74:12:0803006:67, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, ул. Титова, 30,
-тепловой пункт, общей площадью 199,6 кв. м, кадастровый номер 74:12:0803006:68, расположенный по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, ул. Титова, 30, - что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности от 28.11.2014 (т. 1, л.д. 12, 13).
Право муниципальной собственности на указанные объекты зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним на основании распоряжения Территориального управления Росимущества от 22.08.2011 N 342-р "О безвозмездной передаче имущества, составляющего казну Российской Федерации, в собственность муниципального образования "Дубровское сельское поселение" Красноармейского муниципального района (т. 1, л.д. 103-107).
Из содержания обозначенного распоряжения следует, что федеральное имущество передавалось в собственность муниципального образования "Дубровское сельское поселение" в порядке части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ).
Указанные объекты расположены на земельном участке с кадастровым номером 74:12:0803007:132 по адресу: Челябинская область, Красноармейский район, п. Дубровка, ул. Титова, N 30, - что следует из кадастрового паспорта от 05.03.2015 (т. 1, л.д. 33).
10 марта 2015 г. Администрация обратилась в Управление Росреестра с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:12:0803007:132 общей площадью 9250 кв. м, расположенный по вышеуказанному адресу (т. 1, л.д. 100).
Для государственной регистрации заявителем представлены, в том числе, следующие документы: кадастровый паспорт земельного участка от 05.03.2015, свидетельства о государственной регистрации права от 28.11.2014 в отношении объектов недвижимости, расположенных на земельном участке, - что подтверждается распиской в получении документов на государственную регистрацию (т. 1, л.д. 99).
17 апреля 2015 г. Управление Росреестра со ссылкой на абзацы 4, 10 пункт 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о регистрации) отказало в государственной регистрации права муниципальной собственности на земельный участок с кадастровым номером 74:12:0803007:132, в связи с тем, что право муниципальной собственности на земельный участок на основании пункта 3 статьи 3.1 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ) не возникло.
Администрация, считая данный отказ незаконным, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением в срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о возникновении права у муниципального образования "Дубровское сельское поселение" права собственности на спорный земельный участок на основании пункта 3 статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в связи с нахождением на земельном участке объектов недвижимости, находящихся в муниципальной собственности.
Повторно рассмотрев дело в порядке статей 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав имеющиеся в деле доказательства, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Принимая во внимание положения главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации ("Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц"), судебная коллегия отмечает, что для признания незаконными действий Управления Росреестра по отказу в осуществлении государственной регистрации права на спорный земельный участок необходимо установить в совокупности наличие двух обстоятельств: противоречие указанных действий действующему законодательству и нарушение данными действиями прав и законных интересов заявителя.
В силу положений части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо. При этом факт нарушения обжалованным актом прав и законных интересов заявителя должен доказать последний.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Закона о регистрации государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.
В силу пункта 1 статьи 13 Закона о регистрации регистрирующий орган проводит правовую экспертизу представленных на государственную регистрацию документов.
В силу статьи 16 Закона о регистрации государственная регистрация прав производится на основании заявления правообладателя и документов, необходимых для ее проведения.
Перечень документов, необходимых для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним, установленный статьей 17 указанного Закона, включает в себя, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Документы, устанавливающие наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество и представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав (пункт 1 статьи 18 Закона о регистрации).
Основания отказа в государственной регистрации исчерпывающим образом перечислены в статье 20 Закона о регистрации.
Как указано в пункте 1 статьи 20 данного Закона, в государственной регистрации прав может быть отказано, в том числе, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства (абзац 4); не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав, в случаях, если обязанность по представлению таких документов возложена на заявителя (абзац 10).
В подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со статьей 273 Гражданского кодекса Российской Федерации при переходе права собственности на здание или сооружение, принадлежавшее собственнику земельного участка, на котором оно находится, к приобретателю здания или сооружения переходит право собственности на земельный участок, занятый зданием или сооружением и необходимый для его использования, если иное не предусмотрено законом.
Названные нормы права направлены на защиту прав собственника здания, строения, сооружения.
Судом первой инстанции установлено, подтверждается материалами дела и не опровергнуто подателем жалобы то обстоятельство, что на спорном земельном участке с кадастровым номером 74:12:0803007:132 расположены объекты недвижимости, переданные из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Дубровское сельское поселение" в порядке части 11 статьи 154 Закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ.
Согласно сведениям кадастрового паспорта от 05.03.2015 земельный участок с кадастровым номером 74:12:0803007:132 сформирован для размещения обозначенных объектов.
Таким образом, в границах земельного участка с кадастровым номером 74:12:0803007:132, размещено недвижимое имущество, принадлежащее на праве собственности муниципальному образованию.
Доказательств, свидетельствующих о том, что на земельный участок с кадастровым номером 74:12:0803007:132 зарегистрировано право собственности Российской Федерации, в материалах дела не имеется.
Письмом от 16.04.2015 N 04963 Территориальное управление Росреестра уведомило Администрацию об отсутствии оснований для регистрации права федеральной собственности на обозначенный земельный участок в связи с передачей расположенного на нем недвижимого имущества в собственность муниципального образования "Дубровское сельское поселение" (т. 1, л.д. 130-131).
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Земельного кодекса Российской Федерации в муниципальной собственности находятся, в том числе, которые признаны таковыми федеральными законами и принятыми в соответствии с ними законами субъектов Российской Федерации.
При этом, согласно пункту 3 статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ к собственности поселений, городских округов, муниципальных районов относятся земельные участки, занятые зданиями, строениями, сооружениями, находящимися в собственности соответствующих муниципальных образований.
Статья 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ является нормой федерального закона, с момента введения в действие которой соответствующие земельные участки признаются находящимися в муниципальной собственности. Данное положение представляет собой реализацию закрепленного в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации принципа единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
По смыслу названной нормы земельные участки считаются разграниченными и находящимися в той публичной собственности, к которой они отнесены непосредственно законом, при этом ранее действовавшая и установленная Федеральным законом от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" административная процедура разграничения государственной собственности на земельные участки упразднена, и земельные участки считаются разграниченными при наличии оснований, закрепленных статьей 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ в силу закона.
Поскольку нормой части 3 статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ предусмотрены основания приобретения права муниципальной собственности на земельный участок при размещении на участке здания, принадлежащего муниципальному образованию, земельный участок с кадастровым номером 74:12:0803007:132 считается разграниченным в собственность муниципального образования "Дубровское сельское поселение" в силу закона.
То обстоятельство, что передача объектов недвижимости из федеральной собственности в собственность муниципального образования "Дубровское сельское поселение" осуществлена Территориальным управлением Росимуществом после введения в действие статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, не может служить основанием для неприменения рассматриваемой нормы.
Доводы подателя жалобы о том, что возможность отнесения земельного участка к муниципальной собственности при расположении на участке объекта недвижимости, принадлежащего тому же муниципальному образованию, допускается, только если такой объект был размещен на земельном участке на момент вступления в силу статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, не может быть признана обоснованной, поскольку основана на ошибочном толковании указанной нормы, буквальное толкование которой не позволяет прийти к выводу о пресекательном действии норм названного Закона. Кроме того, названная норма принята в развитие нормы статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации, устанавливающей принцип единства судьбы земельного участка и размещенного на нем объекта недвижимости, ввиду чего толкование нормы статьи 3.1 Закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ должно производиться в нормативном единстве с указанным принципом.
Довод подателя жалобы о возможности разграничения земельного участка путем заключения соглашения между публично-правовыми образованиями признается необоснованным, поскольку противоречит содержанию порядка разграничения земельных участков в государственной собственности, установленного статьей от 25.10.2001 N 137-ФЗ, по смыслу которой земельные участки считаются отнесенными к собственности соответствующего публичного образования в силу закона и без соблюдения дополнительной процедуры передачи земельного участка.
С учетом изложенного суд апелляционной инстанции приходит к выводу о том, что право собственности на спорный земельный участок, занятый объектами недвижимости и необходимый для их использования, возникло у муниципального образования "Дубровское сельское поселение" в связи с наличием права муниципальной собственности на данные объекты недвижимости.
В соответствии с Перечнем документов, необходимых для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования на земельный участок при разграничении государственной собственности на землю, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2006 N 404, заявитель представил для государственной регистрации правоустанавливающие документы на объекты недвижимого имущества и кадастровый план земельного участка, подтверждающий нахождение объекта недвижимого имущества на данном земельном участке.
При таких обстоятельствах у Управления Росреестра не имелось оснований для отказа в государственной регистрации права собственности муниципального образования "Дубровское сельское поселение" на спорный земельный участок, в силу чего заявленные Администрацией требования правомерно удовлетворены судом первой инстанции.
Доводы апелляционной жалобы отклоняются судом апелляционной инстанции как основанные на неправильном толковании закона по мотивам, приведенным выше.
Судом первой инстанции при рассмотрении спора правильно установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, полно, всесторонне и объективно исследованы представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи с учетом доводов и возражений, приводимых сторонами, и сделаны правильные выводы по делу.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта в любом случае на основании части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом апелляционной инстанции не установлено.
При указанных обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, а апелляционная жалоба - удовлетворению.
Государственная пошлина по апелляционной жалобе относится на подателя жалобы по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Ее взыскание в доход федерального бюджета не производится, поскольку Управление Росреестра освобождено от уплаты государственной пошлины на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Челябинской области от 01.12.2015 по делу N А76-10987/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Л.А. Суспицина |
Судьи |
Г.Н. Богдановская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А76-10987/2015
Истец: Администрация Дубровского сельского поселения Красноармейского муниципального района Челябинской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области
Третье лицо: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственныйм имуществом по Челябинской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Челябинской области