Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2016 г. N Ф04-1966/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании отсутствующим права собственности в отношении земельного участка
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
город Омск |
|
12 февраля 2016 г. |
Дело N А46-16308/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 02 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 12 февраля 2016 года.
Восьмой арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Зориной О.В.
судей Рожкова Д.Г., Семёновой Т.П.
при ведении протокола судебного заседания: секретарем Ветюговой А.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11647/2015) Министерства имущественных отношений Омской области на решение Арбитражного суда Омской области от 25 августа 2015 годаА46-16308/2014 (судья С.В. Яркова), принятое по иску Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (ОГРН 1105543000782, ИНН 5503217827) к Омской области в лице Министерства имущественных отношений Омской области (ОГРН 1045504006822, ИНН 5503079101), при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области", Главного управления лесного хозяйства Омской области, Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области, о признании отсутствующим права собственности,
при участии в судебном заседании представителей:
от Министерства имущественных отношений Омской области - представитель Магденко А.Ю. (по доверенности N 03-01/13215 от 30.12.2015, сроком действия по 31.12.2016);
от Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области - представитель Ницевич О.А. (по доверенности N 01-Д от 11.01.2016, сроком действия по 31.12.2016);
от бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области" - представитель Ушаков О.Н. (по доверенности N 10 от 10.01.2016, сроком действия до 31.12.2016);
от Главного управления лесного хозяйства Омской области - представитель Федоров Е.А. (по доверенности N 19 от 11.01.2016, сроком действия по 31.12.2016);
установил:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области (далее также - истец, ТУ Росимущества в Омской области) обратилось в Арбитражный суд Омской области с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области (далее - Минимущество Омской области, ответчик), уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании отсутствующим права собственности Омской области на часть земельного участка, площадью 10 028 кв.м, с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95, адрес (местоположение) объекта: Омская область, Омский район, дп. Чернолучинский, Турбаза Иртыш, 7, в координатах поворотных точек
N точки |
Х |
Y |
1 |
513633.34 |
2141371.81 |
2 |
513650.15 |
2141379.89 |
3 |
513672.82 |
2141434.59 |
4 |
513636.49 |
2141458.85 |
5 |
513667.1 |
2141519.02 |
6 |
513662.44 |
2141540.09 |
7 |
513660.23 |
2141541.34 |
8 |
513656.48 |
2141543.46 |
9 |
513656.46 |
2141543.44 |
10 |
513551.76 |
2141445.12 |
11 |
513563.15 |
2141429.47 |
12 |
513633.3 |
2141371.84 |
1 |
513633.34 |
2141371.81 |
в части пересечения с землями лесного фонда.
Кроме того, просило исключить из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведения о праве собственности Омской области на часть земельного участка, площадью 10 028 кв.м, с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95, адрес (местоположение) объекта: Омская область, Омский район, дп.Чернолучинский, Турбаза Иртыш, 7, в координатах поворотных точек
N точки |
Х |
Y |
1 |
513633.34 |
2141371.81 |
2 |
513650.15 |
2141379.89 |
3 |
513672.82 |
2141434.59 |
4 |
513636.49 |
2141458.85 |
5 |
513667.1 |
2141519.02 |
6 |
513662.44 |
2141540.09 |
7 |
513660.23 |
2141541.34 |
8 |
513656.48 |
2141543.46 |
9 |
513656.46 |
2141543.44 |
10 |
513551.76 |
2141445.12 |
11 |
513563.15 |
2141429.47 |
12 |
513633.3 |
2141371.84 |
1 |
513633.34 |
2141371.81 |
в части пересечения с землями лесного фонда.
Определением Арбитражного суда Омской области от 10.12.2014 к участию в деле в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области" (далее - БУЗОО "ЦВМиР МЗОО"), Главное управление лесного хозяйства Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области и Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Омской области (далее - Росреестр).
Решением Арбитражного суда Омской области от 25.08.2015 требование Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области удовлетворено. Признано отсутствующим право собственности Омской области на часть земельного участка, площадью 10028 кв.м, с кадастровым номером 55:20:240801:95, адрес (местоположение) объекта: Омская область, Омский район, дп. Чернолучинский, Турбаза Иртыш, 7, в координатах заявленных поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда. Исключены из государственного кадастра недвижимости сведения о праве собственности Омской области на часть земельного участка, площадью 10028 кв.м, с кадастровым номером 55:20:240801:95, адрес (местоположение) объекта: Омская область, Омский район, дп.Чернолучинский, Турбаза Иртыш, 7, в координатах заявленных поворотных точек в части пересечения с землями лесного фонда.
Внесены в Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним изменения, установлена площадь земельного участка с кадастровым номером 55:20:240801:95, адрес (местоположение) объекта: Омская область, Омский район, дп.Чернолучинский, Турбаза Иртыш, 7, принадлежащем на праве собственности Омской области (государственная регистрация права 55-55-24/012/2009-826 от 02.04.2009), равной 5 972 кв.м.
С Министерства имущественных отношений Омской области в пользу Главного управления лесного хозяйства Омской области взысканы расходы за проведение экспертизы в сумме 66 000 руб.
Суд также решил перечислить с депозитного счёта Арбитражного суда Омской области 66 000 руб. Федеральному государственному бюджетному учреждению "Рослесинфорг" Омский филиал за проведение экспертизы по делу N А46-16308/2014. Главному управлению лесного хозяйства Омской области возвратить с депозитного счёта Арбитражного суда Омской области излишне уплаченные расходы за проведение экспертизы в размере 13 387 руб.
Не согласившись с принятым судебным актом, Министерство имущественных отношений Омской области обратилось с апелляционной жалобой, в которой просило отменить решение суда первой инстанции от 25.08.2015 и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование своей жалобы ее податель указал следующее.
- земельный участок N 95 находится в собственности Омской области, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 02.04.2009 N 55 АВ 917571. Суд первой инстанции неправомерно посчитал, что спорная часть земельного участка 95 находится во владении Российской Федерации.
- заявленный иск о признании отсутствующим зарегистрированного права собственности Омской области на часть земельного участка относится к искам о правах не недвижимое имущество и является способом защиты вещного права истца на соответствующий объект, право собственности у истца на спорную часть земельного участка 95 отсутствует, доказательств владения спорной частью в материалах дела нет, соответственно ТУ Росимущества в Омской области выбрало неверный способ защиты своих прав.
- фактически заявленные истцом требования сводятся к спору о границах земельного участка 2131, относящемуся к лесному фонду и земельного участка 95, принадлежащего Омской области.
- истцом пропущен срок исковой давности, вывод суда об отсутствии доказательств, с достоверностью свидетельствующих о том факте, что истец узнал о нарушении прав ранее 19.09.2013, не соответствует обстоятельствам дела.
В письменном отзыве на апелляционную жалобу БУЗОО "ЦВМиР МЗОО" поддержало доводы апелляционной жалобы, просило решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Определением Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.09.2015 апелляционная жалобы была принята к производству суда и назначена к рассмотрению на 12.11.2015.
В заседании суда апелляционной инстанции 12.11.2015 был объявлен перерыв до 19.11.2015.
Протокольным определением от 19.11.2015 рассмотрение апелляционной жалобы было отложено на 17.12.2015.
В заседании суда был объявлен перерыв до 21.12.2015. Протокольным определением рассмотрение апелляционной жалобы отложено на 02.02.2016.
Информация о перерывах и отложениях размещена в информационном ресурсе http://kad.arbitr.ru/.
В составе суда, приступившем к рассмотрению дела, была произведена замена судьи Шаровой Н.А., в связи с нахождением в отпуске, на судью Рожкова Д.Г. Рассмотрение жалобы было начато сначала.
В заседании суда апелляционной инстанции 02.02.2016 представитель Минимущества Омской области поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе. Указала, что считает решение суда первой инстанции незаконным и необоснованным, просила его отменить, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Представитель ТУ Росимущества в Омской области возражала против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просила оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Представитель Главного управления лесного хозяйства Омской области также возражал против доводов, изложенных в апелляционной жалобе, просил оставить решение суда без изменения, указал, что считает апелляционную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Представитель БУЗОО "ЦВМиР МЗОО" поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, апелляционную жалобу - удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные в соответствии со статьей 123 АПК РФ о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы, явку своих представителей в заседание суда апелляционной инстанции не обеспечили.
Суд апелляционной инстанции, руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 АПК РФ рассмотрел апелляционную жалобу в их отсутствие.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, письменных отзывов на жалобу, проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда в порядке статей 266, 268 АПК РФ, суд апелляционной инстанции не находит оснований для его отмены или изменения.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 19.09.2013 в ТУ Росимущества в Омской области из Главного управления лесного хозяйства Омской области поступило письмо N 3267-ГУЛХ, содержащее сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 имеет пересечение с лесным участком с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131.
Согласно представленному истцом заключению N 9 о пересечении границ земель лесного фонда с границами земель иных категорий от 24.06.2013, подготовленному Омским филиалом ФГУП "Рослесинфорг", земельный участок с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 частично расположен на землях лесного фонда в границах лесотаксационного выдела N 28 квартала N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области (л.д.26 том 1).
Факт наложения земельного участка на лесной участок подтверждается представленным Планом лесонасаждений Красноярского лесничества Омского лесхоза Омской области - лесоустройство 1993 года (л.д.110-118), Проектом внутрихозяйственного землеустройства колхоза имени Карла Маркса Омского района Омской области, утверждённым решением исполкома районного Совета депутатов трудящихся N 110 от 13.04.1977; актом натурного осмотра N 03-15 от 30.06.2014, подготовленный ГУЛХ Омской области; планом лесонасаждений Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области - лесоустройство 2009 года (л.д.30 том 1); данными лесного реестра.
Лесной участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131, в который входит, в числе прочего, лесотаксационный выдел N 28 квартала N 39 Красноярского участкового лесничества Омского лесничества Омской области, принадлежит на праве собственности Российской Федерации (свидетельство о государственной регистрации серии 55-АА N 956863 от 07.06.2013).
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.10.2014 N 55-55-01/077/2014-32902 в отношении земельного участка с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95, адрес (местоположение) объекта: Омская область, Омский район, дп.Чернолученский, Турбаза Иртыш, 7, он находится в собственности Омской области (право собственности зарегистрировано 02.04.2009), принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования БУЗОО "ЦВМиР МЗОО".
В выписке также отражено, что участок относится к землям особо охраняемых территорий и объектов - для лечения и отдыха сотрудников. Однако никаких доказательств присвоения этому участку (или территории, объекту его включающих) статуса особо охраняемых территорий или объектов в установленном порядке (части 1, 3, 4 статьи 94 ЗК РФ) ответчик не представил.
Как указал ответчик, на земельном участке с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95, зарегистрированным за Омской областью (свидетельство о государственной регистрации права от 02.04.2009 N 55АВ 917571 л.д.12 том 2) расположены объекты недвижимости, находящиеся в собственности Омской области:
- сооружение (скважина N 1), назначение: нежилое, площадью 0,1 кв.м., инвентарный номер: 160000409, Литер АВ, адрес (местоположение): Омская область, Омский район, дач.пос. Чернолучинский, турбаза "Иртыш", N 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2008 N 55АВ 849201 л.д.17 том 2);
- сооружение (танцверанда). назначение: нежилое, площадью 289,4 кв.м., инвентарный номер: 160000410, Литер АБ, адрес (местоположение): Омская область, Омский район, дач.пос. Чернолучинский, турбаза "Иртыш", N 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2008 N 55АВ 849926 л.д.16 том 2);
- многоквартирный жилой дом (общежитие N 3), назначение: жилое, площадью 214,1 кв.м., инвентарный номер: 84046, Литер Ж, адрес (местоположение): Омская область, Омский район, дач.пос. Чернолучинский, турбаза "Иртыш", N 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2008 N 55АВ 830463 л.д.15 том 2);
здание главного корпуса, назначение: нежилое, площадью 5161,4 кв.м., инвентарный номер: 83980, Литер А, адрес (местоположение): Омская область, Омский район, дач.пос. Чернолучинский, турбаза "Иртыш", N 7 (свидетельство о государственной регистрации права от 29.12.2008 N 55АВ 849925 л.д.14 том 2).
Указанные объекты и земельный участок находятся во владении и пользовании БУЗОО "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области".
Как указало Минимущество Омской области, земельный участок с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 был сформирован под указанными объектами в действующих границах на основании статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции до 1 марта 2015 года), согласно которой, местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
Ссылаясь на то, что в силу прямого указания части 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности, ТУ Росимущества в Омской области обратилось в суд с иском о признании отсутствующим права собственности на часть земельного участка по настоящему делу.
Удовлетворение заявленных требований послужило основанием для обращения с апелляционной жалобой, оценив доводы которой суд апелляционной инстанции отмечает следующее.
Доводы апелляционной жалобы сводятся к недоказанности истцом фактического владения частью земельного участка кадастровым номером 55:20:24 08 01:95, пропуску срока давности, отсутствию права на обращение с иском о признании права собственности отсутствующим.
Как было указано выше, земельный участок с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 находится в собственности Омской области и в постоянном (бессрочном) пользовании БУЗОО "ЦВМиР МЗОО"; в ЕГРП внесены соответствующие записи.
В ЕГРП внесена также запись о регистрации права собственности Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131.
Как видно из материалов дела, в целях выяснения фактического местоположения участка с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 определением Арбитражного суда Омской области от 22.05.2015 по делу назначалась землеустроительная экспертиза (л.д.47-50 том 5). Проведение экспертизы было поручено эксперту Омского филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Рослесинфорг".
Согласно заключению судебного эксперта, земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131 относится к категории земли лесного фонда; часть спорного земельного участка с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 площадью 10 028 кв.м. определяется в границах земель лесного фонда и входит в земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131, общая площадь которого составляет 42950000 кв.м., находящийся в федеральной собственности (л.д. 66-79 том 5).
Экспертом определены площадь наложения, конфигурация, обозначение поворотных точек границ и взаимное расположение участков (рисунок N 4, лист 18 землеустроительной экспертизы).
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серия 55АВ номер 917571, документом-основанием государственной регистрации права собственности на земельный участок с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 является Решение Исполнительного Комитета Омского областного Совета народных депутатов трудящихся от 31.05.1965 N 470; категория земель - земли особо охраняемых территорий и объектов - для лечения и отдыха сотрудников. Площадь земельного участка 16 000 кв.м. (л.д.12 том 2).
Согласно кадастровому делу объекта недвижимости - земельного участка с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95, регистрация прав и отнесение земельного участка к категории земель - земли особо охраняемых территорий и объектов, произведена на основании свидетельства бессрочного (постоянного) пользования землёй N 50115 от 21.05.1996, выданного санаторию-профилакторию главного управления здравоохранения Администрации Омской области.
При этом, из свидетельства бессрочного (постоянного) пользования землёй N 50115 от 21.05.1996 следует, что земля выдана санаторию решением Исполнительного Комитета Омского областного Совета народных депутатов трудящихся от 31.05.1965 N 470.
В соответствии с Решением Исполнительного Комитета Омского областного Совета народных депутатов трудящихся от 31.05.1965 N 470, земельный участок был предоставлен из гослесфонда площадью 3,5 га, из них покрытой растительностью 1.9 га; на срок действия базы, без исключения из состава гослесфонда и без права рубки леса. (л.д.96 том 1, л.д.19 том 2).
В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" в случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определённой категории, указанными в документах государственного кадастра недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, если такие документы получены до вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определённой категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих документах на земельные участки или документах, удостоверяющих права на землю, по заявлениям правообладателей земельных участков.
В силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются, помимо прочего, акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
В настоящем случае правоустанавливающим документом (в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним") на земельный участок с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 является Решение Исполнительного Комитета Омского областного Совета народных депутатов трудящихся от 31.05.1965 N 470, согласно которому земельный участок относится к гослесфонду (земли лесного фонда).
Согласно статье 7 Лесного кодекса 1997 года все леса, за исключением лесов, расположенных на землях обороны и землях городских и сельских поселений, а также земли лесного фонда, не покрытые лесной растительностью (лесные земли и нелесные земли), образуют лесной фонд.
В соответствии со статьей 19 этого же кодекса лесной фонд и расположенные на землях обороны леса находятся в федеральной собственности.
Аналогичные положения содержатся в части 1 статьи 8 Лесного кодекса 2006 года, статье 3 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации".
Таким образом, права собственности на земли, ранее (до разграничения прав государственной и муниципальной собственности) находившиеся в государственной лесном фонде после принятия Лесного кодекса 1997 года в силу закона принадлежат Российской Федерации.
Доказательств осуществления перевода земель лесного фонда в земли иных категорий в деле нет.
Согласно Решению Исполнительного Комитета Омского областного Совета народных депутатов трудящихся от 31.05.1965 N 470, земельный участок был предоставлен из гослесфонда Подгородного лесхоза, без исключения из состава гослесфонда и без права рубки леса. (л.д.96 том 1, л.д.19 том 2).
Следовательно, в части наложения земельного участка право собственности Российской Федерации подлежит восстановлению.
Доводы жалобы о том, что на месте наложения границ находятся строения, находящиеся в собственности субъекта РФ Омской области, правового значения не имеют, поскольку земельный участок предоставлялся под размещение этих строений с оговоркой без изъятия из земель лесного фонда.
Следовательно, в данном случае сложились отношения, предусмотренные часть. 2 статьи 264 ГК РФ.
Доводы апелляционной жалобы от отсутствии фактического владения Российской Федерацией спорной частью земельного участка отклоняются, поскольку право собственности на земли лесного фонда у Российской Федерации возникло в силу закона в ситуации, когда земельный участок уже был застроен объектами, поступившими в собственность субъекта Российской Федерации в результате разграничения прав собственности.
При этом положения статьи 3.1. Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" к спорным правоотношениям не применяются, так как касаются земель, право собственности на которые не было разграничено к моменту принятия данного закона, тогда как земли лесного фонда к этому времени уже в силу закона были переданы в Федеральную собственность.
Согласно пункту 2 статьи 101 ЗК РФ (в ранее действовавшей редакции) границы земель лесного фонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от земель иных категорий в соответствии с материалами лесоустройства. Данные о границах земель лесного фонда заносятся в государственный земельный кадастр.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации (в ранее действующей редакции) лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69, 92 данного Кодекса.
Исходя из правил названных статей местоположение, границы и площадь лесных участков определяются на основании материалов лесоустройства по лесным кварталам и (или) лесотакционным выделам, их границам и площади.
Как было указано выше, экспертами на основании материалов лесоустройства установлено, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131 относится к категории земли лесного фонда; часть спорного земельного участка с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 площадью 10 028 кв.м. определяется в границах земель лесного фонда и входит в земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131, общая площадь которого составляет 42950000 кв.м., находящийся в федеральной собственности (л.д. 66-79 том 5).
Ходатайств о назначении повторной землеустроительной экспертизы не заявлялось.
Доказательств несоответствия землеустроительной экспертизы от 25.06.2015, выполненной Омским филиалом ФГБУ "Рослесинфорг", фактическому расположению земельных участков, опровергающих выводы экспертов о том, что часть спорного земельного участка с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 определяется в границах земель лесного фонда и входит в земельный участок с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131, в материалы дела не представлено.
Определение границ наложения осуществлялось путем определения списка координат характерных (узловых и поворотных) точек земельных участков, отраженных в материалах лесоустройства.
Ответчик, возражая против проведения экспертизы, своего ходатайства о проведении экспертизы не заявил, иной кандидатуры экспертного учреждения не предложил.
Поэтому даже при отсутствии у представленного заключения статуса экспертного (по причине того, что иск изначально был основан на сведениях, предоставленных ФГУП "Рослесинфорг"), оно является письменным доказательством, составленным специализированной организацией, осуществляющей восстановление границ участков лесного фонда по вопросу, непосредственно входящему в ее компетенцию.
Риск последствий несовершения процессуальных действий по доказыванию и опровержению выводов экспертного заключения лежит на ответчике (часть 2 статьи 9 АПК РФ)
В связи с чем, у суда апелляционной инстанции нет оснований не принимать во внимание заключение экспертов Омского филиала ФГБУ "Рослесинфорг" от 25.06.2015.
Довод апелляционной жалобы о пропуске ТУ Росимущества в Омской области срока исковой давности судом апелляционной инстанции отклоняется.
Согласно статье 195 Гражданского кодекса Российской Федерации исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
К искам о прекращении права собственности, признании права собственности отсутствующим, об истребовании имущества из чужого незаконного владения применяется общий срок исковой давности, который в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации составляет три года.
В соответствии с пунктом 1 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
Как разъяснено в пункте 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" в силу пункта 1 статьи 200 ГК РФ срок исковой давности по требованиям публично-правовых образований в лице уполномоченных органов исчисляется со дня, когда публично-правовое образование в лице таких органов узнало или должно было узнать о нарушении его прав, в частности, о передаче имущества другому лицу, совершении действий, свидетельствующих об использовании другим лицом спорного имущества, например, земельного участка, и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.
В силу пункта 5.3 Положения о Территориальном управлении Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, утверждённого Приказом Федерального агентства по управлению государственным имуществом от 29.09.2009 N 278 "О реорганизации территориальных управлений Федерального агентства по управлению государственным имуществом" полномочия по представлению интересов Российской Федерации в защиту имущественных и иных прав и законных интересов Российской Федерации по вопросам приватизации, управления и распоряжения федеральным имуществом, принадлежат Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области, то есть истцу.
То есть уполномоченным органом является именно Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области. Главное управление лесного хозяйства Омской области уполномоченным органом по спорному вопросу не является.
Как было указано выше, 19.09.2013 в ТУ Росимущества в Омской области из Главного управления лесного хозяйства Омской области поступило письмо N 3267-ГУЛХ, содержащее сведения о том, что земельный участок с кадастровым номером 55:20:24 08 01:95 имеет пересечение с лесным участком с кадастровым номером 55:20:00 00 00:2131
Согласно пункту 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.2015 N 43 "О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности" согласно пункту 2 статьи 199 ГК РФ исковая давность применяется только по заявлению стороны в споре, которая в силу положений статьи 56 ГПК РФ, статьи 65 АПК РФ несет бремя доказывания обстоятельств, свидетельствующих об истечении срока исковой давности.
Доказательств того, что Российская Федерация в лице уполномоченного органа, то есть ТУ Росимущества в Омской области узнало о пересечении земельных участков ранее 19.09.2013 года в материалах дела не имеется.
В связи с чем, истцом не пропущен трехгодичный срок исковой давности для защиты нарушенных прав.
Кроме того, в данном случае речь идет о требовании собственника об устранении нарушения его права, которое не соединено с лишением владения, поскольку на дату возникновения права собственности Российской Федерации на землю право собственности субъекта на здания уже существовало (том 2 лист дела 14-17).
Право собственности уже возникло в условиях нахождения на участке имущества другого собственника. При этом такая ситуация допускается законом и отношения собственника земельного участка и собственника здания должны строиться на основе возмездности.
Поэтому в данном случае по аналогии (так как владение является законным, лишения владения не было) подлежит применению норма статьи 208 ГК РФ, согласно которой исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304);
Нарушением права собственности истца, чье право собственности зарегистрировано в установленном законом порядке, является наличие сведений о праве иного лица на этот же земельный участок (его часть) в государственном кадастре.
При наличии регистрации права собственности и за истцом и за ответчиком на спорную часть земельного участка, требование, предъявленное истцом, соответствует абзацу 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав".
Поскольку отсутствовали правовые основания для оформления права собственности Омской области на часть земельного участка, занятую лесами, данный спор не является межевым спором (спором о границах) вопреки утверждению ответчика.
В связи с чем, суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные исковые требования ТУ Росимущества в Омской области.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции не усматривает оснований для отмены решения Арбитражного суда Омской области от 25 августа 2015 годаА46-16308/2014.
Нормы материального права судом первой инстанции при разрешении спора были применены правильно.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловным основанием для отмены судебного акта, суд апелляционной инстанции не установил.
Апелляционная жалоба Министерства имущественных отношений Омской области удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Омской области от 25 августа 2015 годаА46-16308/2014 (судья С.В. Яркова) оставить без изменения, апелляционную жалобу (регистрационный номер 08АП-11647/2015) Министерства имущественных отношений Омской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Арбитражный суд Западно-Сибирского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме.
Председательствующий |
О.В. Зорина |
Судьи |
Д.Г. Рожков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А46-16308/2014
Постановлением Арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 6 июня 2016 г. N Ф04-1966/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Территориальное управление Федерального агенства по управлению государственным имуществом в Омской области, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Омской области
Ответчик: Министерство имущественных отношений Омской области, Омская область в лице Министерства имущественных отношений Омской области
Третье лицо: БУЗОО "ЦВМиР МЗОО", Бюджетное учреждение здравоохранения Омской области "Центр восстановительной медицины и реабилитации Министерства здравоохранения Омской области", Главное управдение лесного хозяйства Омской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и катографии" по Омской области, ФГБУ "ФКП Росреестра" по Омской области, ФГУП "Рослесинфорг"