город Ростов-на-Дону |
|
15 февраля 2016 г. |
дело N А53-6637/2014 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Ковалевой Н.В.,
судей Барановой Ю.И., Величко М.Г.,
при ведении протокола судебного заседания Машневым А.Э.,
при участии:
от истца: представитель Балдин В.А. паспорт, доверенность N б/н от 01.09.2015;
от Министерства финансов Российской Федерации: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Управления Федерального казначейства по Ростовской области: представитель Пересада С.Н. удостоверение, доверенность N 61АА4221695 от 29.01.2016;
от Министерства финансов Ростовской области: представитель Волянский Д.И. удостоверение, доверенность N 97-7/8 от 11.01.2016;
от Администрации г.Волгодонска: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства": представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от Министерства труда и социального развития Ростовской области: представитель Яркина А.С. удостоверение, доверенность N 27-3/12 от 11.01.2016;
от Департамента труда и социального развития Администрации г.Волгодонска: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу
общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто"
на решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2015 по делу N А53-6637/2014
по иску общества с ограниченной ответственностью "ДонАвто"
к ответчикам: Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации; Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области; Министерство финансов Ростовской области
при участии третьих лиц: Администрации г.Волгодонска; Муниципального казенного учреждения "Департамент строительства и городского хозяйства"; Министерства труда и социального развития Ростовской области; Департамента труда и социального развития Администрации г.Волгодонска
о взыскании 6 140 424 руб. 38 коп. убытков,
принятое в составе судьи Тер-Акопян О.С.,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ДонАвто" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к ответчикам - Министерству финансов Российской Федерации; Управлению Федерального казначейства по Ростовской области, третьи лица: Администрация г. Волгодонска Ростовской области; Министерство финансов Ростовской области; Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства"; Министерство труда и социального развития Ростовской области; Департамент труда и социального развития Администрации г. Волгодонска Ростовской области с требованием о взыскании 6 140 424 рублей 38 копеек - убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан за 2011-2013 годы.
Исковые требования мотивированы тем, что истец осуществлял в городе Волгодонске регулярные перевозки пассажиров, имеющих льготы по оплате проезда, в указанный период. Поскольку утвержденные тарифы не обеспечили полной компенсации расходов, истец просит взыскать выпадающий доход с Российской Федерации.
Определением Верховного Суда Российской Федерации от 3 сентября 2015 решение Арбитражного суда Ростовской области от 08.07.2014, которыми исковые требования были удовлетворены в размере 6 053 265 руб. 52 коп., а также постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.09.2014 и постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 25.12.2014, оставившие решение суда первой инстанции без изменения, отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
В определении от 03.09.2015 Верховный Суд Российской Федерации указал, что судами не проверено наличие оснований для возникновения расходных обязательств по финансированию соответствующих льгот у привлеченных к участию в деле публично-правовых образований, в связи с чем, необходимо установить надлежащего ответчика. Суд указал на необходимость проверки расчета истца соответствию действующим нормативным актам.
При новом рассмотрении определением от 22.10.2015 удовлетворено ходатайство истца о привлечении в качестве ответчика субъекта Российской Федерации - Ростовскую область в лице Министерства финансов Ростовской области и о взыскании убытков солидарно с Российской Федерации и с Ростовской области (ходатайство - т.4 л.д.11, определение -т.4 л.д.44-45).
Решением Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2015 в удовлетворении исковых требований судом отказано.
Не согласившись с указанным судебным актом, общество с ограниченной ответственностью "ДонАвто" обжаловало его в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и просило решение отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении иска в полном объеме. Заявитель полагает, что решение суда принято с нарушением норм материального права и без учета всех имеющихся в деле доказательств, считает необходимым применить иной статистический подход к определению количества перевезенных пассажиров, утвержденный постановлением администрации города Волгодонска N 2669 от 04.08.2014, а также постановлением Правительства Ростовской области N 232.
В судебное заседание Министерство финансов Российской Федерации, Администрация г.Волгодонска, МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" Департамент труда и социального развития Администрации г.Волгодонска, надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, явку представителей не обеспечили. В связи с изложенным, апелляционная жалоба рассматривается в отсутствие указанных лиц, в порядке, предусмотренном статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представитель истца в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт.
Представитель Управления Федерального казначейства по Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства финансов Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы, отзыв не представил, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Министерства труда и социального развития Ростовской области возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "ДонАвто" осуществляет деятельность по перевозке пассажиров автомобильным транспортом в городе Волгодонске Ростовской области по тарифам, установленным органами местного самоуправления.
Согласно договору N 7 от 27.09.2011 на осуществление пассажирских перевозок автобусами на маршрутах г. Волгодонска, заключенного между МКУ "Департамент строительства и городского хозяйства" и ООО "ДонАвто", ООО "ДонАвто" (Перевозчик) оказывало транспортные услуги по перевозке пассажиров на маршрутах N 4А, 12, 22, 28, 29, 29А, 51 автотранспортом в количестве 15 единиц.
Согласно п. 2.4.14. ООО "ДонАвто" обязано осуществлять перевозку пассажиров, имеющих право на льготы и преимущества по провозной плате, установленные законодательством РФ.
Согласно п. 7.1. Договора, договор вступает в силу с 03.10.2011 и действует до заключения договора с победителем следующего конкурса на право осуществления пассажирских перевозок на маршрутах города Волгодонска.
Наряду с перевозкой пассажиров, осуществляющих полную плату за проезд по тарифам, установленным администрацией города Волгодонска в общественном городском транспорте, ООО "ДонАвто" оказывало услуги по перевозке и отдельным категориям граждан, имеющих право на бесплатный или частично оплачиваемый проезд в общественном городском транспорте в соответствии с действующим законодательством РФ.
В целях обеспечения граждан, включенных в федеральный регистр получателей ежемесячных денежных выплат, едиными социальными проездными билетами и перечисления денежных средств, полученных от их реализации, транспортным предприятиям, организациям, индивидуальным предпринимателям, выполняющим перевозки общественным транспортом на городских маршрутах, на основании Постановления от 31.03.2011 N 711 "Об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, между транспортными предприятиями, организациями, индивидуальными предпринимателями, выполняющими, перевозки общественным транспортом на городских маршрутах", ООО "ДонАвто" заключило договора с Департаментом Труда и социального развития администрации г. Волгодонска.
24.10.2011 года между Департаментом труда и социального развития Администрации г. Волгодонска и ООО "ДонАвто" был заключен договор N 291, согласно которого, "Перевозчик" осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а "Департамент" возмещает расходы "Перевозчику" за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
10.02.2012 между Департаментом труда и социального развития Администрации г. Волгодонска и ООО "ДонАвто" был заключен договор N 70, согласно которого, "Перевозчик" осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а "Департамент" возмещает расходы "Перевозчику" за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
18.01.2013 между Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска и ООО "ДонАвто" был заключен договор N 32 об организации распределения средств, вырученных от реализации единых социальных проездных билетов, согласно которого, "Перевозчик" осуществляет перевозку граждан по единым социальным проездным билетам на городском пассажирском транспорте общего пользования, а "Департамент" возмещает расходы "Перевозчику" за перевезенных граждан на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан.
| Для определения численности перевезенных граждан по каждому перевозчику Департамент труда и социального развития администрации г. Волгодонска применяет Методику распределения, установленную п.6.1.3 приложения N 1 к постановлению администрации Ростовской области от 31.12.2004 N 534 (в 2010 и 2011 году) и п.6.1.3 приложения N 1 к постановлению администрации Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (в 2012 и 2013 годах) Количество перевезенных пассажиров, пользующихся правом бесплатного проезда, определено истцом на основании периодически проводимых натурных обследований пассажиропотоков.
Постановлением администрации города Волгодонска N 1778 от 11.07.2011 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенного в мае 2011 года. Постановлением администрации города Волгодонска N 3699 от 29.12.2011 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенного в ноябре 2011 года. Постановлением администрации города Волгодонска N 4024 от 28.10.2012 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенного в ноябре 2012 года. Постановлением администрации города Волгодонска N 1822 от 29.06.2012 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенного в мае 2012 года. Постановлением администрации города Волгодонска N 2509 от 04.07.2013 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенного в мае 2013 года. Постановлением администрации города Волгодонска N 5112 от 27.12.2013 утверждены результаты обследования пассажиропотоков в общественном транспорте на маршрутах городского сообщения в городе Волгодонске проведенного в ноябре 2013 года.
Законом Ростовской области от 30.06.2006 N 507-ЗС "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Ростовской области в сфере государственного регулирования тарифов на перевозку пассажиров и багажа" органы местного самоуправления наделяются на неограниченный срок государственными полномочиями Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа, то есть установлением исполнительно-распорядительными органами городских округов тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
В соответствии с данным областным законом администрацией Ростовской области принято постановление N 352 от 31.08.2006 "Об утверждении порядка осуществления органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий Ростовской области по государственному регулированию тарифов на перевозку пассажиров и багажа", в котором определены принципы и процедура становления органами местного самоуправления тарифов на перевозку пассажиров и багажа всеми видами общественного транспорта в городском сообщении.
Во исполнение возложенной на субъект Российской Федерации обязанности по обеспечению федеральным льготникам равной доступности услуг общественного транспорта администрация Ростовской области приняла постановление от 03.04.2006 N 120 "О порядке расходования межбюджетных трансфертов, поступающих в областной бюджет из федерального бюджета на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условий обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.
ООО "ДонАвто" непосредственно предоставивший потребителям услуги бесплатно или по льготной цене полагает, что имеет право получить от публично-правового образования компенсацию в виде неполученной с потребителей платы (пункт 16 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации").
Порядок расчета компенсации разницы между затратами транспортных организаций на обеспечение равной доступности услуг для отдельных категорий граждан на территории Ростовской области и стоимостью единого социального проездного билета законодательно не определен. В соответствии с установленными тарифами на перевозку в городе Волгодонске, компенсация ему расходов, исходя из цены указанных льготных билетов, не приводит к полному возмещению понесенных им расходов.
ООО "ДонАвто" получало компенсацию расходов по перевозке льготных категорий граждан, отнесенных к федеральному регистру исходя из стоимости единого социального проездного талона с учетом доли ООО "ДонАвто" в перевозке. Иных сумм компенсации ООО "ДонАвто" не получало. Количество граждан льготной категории отнесенной к федеральному регистру определялось Департаментом труда и социального развития администрации г. Волгодонска на основании данных о проданных ЕСПБ, количества ездок приходящихся на один билет и доли предприятия в перевозке и данных натурных обследований пассажиропотока в г. Волгодонске и отражается в ежемесячных двусторонних актах, подписанных сторонами.
Расчет выпадающих доходов ООО "ДонАвто" определен как произведение числа перевезенных граждан льготных категорий федерального регистра по ЕСПБ на полную стоимость проезда в общественном транспорте за вычетом суммы возмещения полученной ООО "ДонАвто" от ДТиCP администрации г. Волгодонска.
Расчет выпадающих доходов по расчету истца за период с 03.10.2011 по 31.12.2011 составил: 515 625,95 руб.; за 2012 год - 2 633 208,80 руб.; за 2013 год - 2 991 589,63 руб. Общая сумма убытков ООО "ДонАвто" от оказания услуг по перевозке граждан по единым социальным проездным талонам, подлежащая взысканию с ответчиков по расчету истца составляет - 6 140 424,38 руб.
Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.
Изучив материалы дела, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В силу абзаца 2 части 1 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации полномочия Российской Федерации по предметам совместного ведения, не отнесенным в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (далее - Закон N 184-ФЗ) к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, реализуются за счет средств бюджета Российской Федерации.
Полномочия по предметам совместного ведения, отнесенные в соответствии с Законом N 184-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в силу прямого указания абзаца 3 части 1 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации финансируются за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации.
Подпунктом 24 пункта 2 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ к полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в частности, отнесено решение вопросов социальной поддержки и социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации, а также детей-сирот, безнадзорных детей, детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных образовательных учреждениях), социальной поддержки ветеранов труда, лиц, проработавших в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, семей, имеющих детей (в том числе многодетных семей, одиноких родителей), жертв политических репрессий, малоимущих граждан, в том числе за счет предоставления субвенций местным бюджетам для выплаты пособий на оплату проезда на общественном транспорте, иных социальных пособий.
Таким образом, выплата пособий на оплату проезда на общественном транспорте определенным категориям гражданам признается расходным обязательством субъектов Российской Федерации.
В пункте 1 статьи 26.3 Закона N 184-ФЗ предусмотрено, что осуществление полномочий субъектов, указанных в статье 26.3 названного Закона, может в порядке и случаях, установленных федеральными законами, дополнительно финансироваться за счет средств федерального бюджета и федеральных государственных внебюджетных фондов.
Такое дополнительное финансирование по общему правилу осуществляется путем предоставления субъектам Российской Федерации из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в форме субсидий.
Под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета согласно части 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Предоставление таких межбюджетных трансфертов осуществлялось на основании постановления Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 N 802 "Об утверждении Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации" (далее -постановление N 802).
В 2010 году в связи с принятием Федерального закона от 02.12.2009 N 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" и постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 N 1181 "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" постановление N 802 утратило силу, также изменился порядок выделения межбюджетных трансфертов на цели обеспечения равной доступности услуг общественного транспорта.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 N 1108 (далее - постановление N 1108) внесены изменения в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 N 392; далее - Правила N 392). Согласно пункту 9 Правил N 392 (в редакции постановления N 1108) предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.
Аналогичный порядок предоставления субсидий сохранен в пункте 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 N 999 "О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации".
Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 утверждено Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта.
Таким образом, установив, что финансирование обеспечения льготных перевозок относится к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации, суд обоснованно отказал в иске к Российской Федерации. Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.10.2015 по делу N А53-438/2015.
Рассматривая исковые требования ко второму ответчику - Министерство финансов Ростовской области, суд также не нашел оснований для удовлетворения исковых требований по следующим основаниям.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем данный Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Меры социальной поддержки по обеспечению льготным проездом граждан, включенных в федеральный регистр, в Ростовской области предоставляются в соответствии с Положением о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, утвержденным постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 (приложение N 2).
Согласно указанному положению проезд в наземном городском и пригородном общественном транспорте льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры, осуществляется на основании единого социального проездного билета (пункт 7 Положения), приобретаемых гражданами стоимостью 265,0 руб.
В пункте 11 Положения о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области установлено, что автотранспортные организации, осуществляющие перевозки по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, ежемесячно, в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, представляют в министерство труда и социального развития области счета, реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее -реестры) на бумажных и магнитных носителях по форме, установленной министерством труда и социального развития Ростовской области, которые являются неотъемлемой частью контракта (договора), заключенного между министерством труда и социального развития Ростовской области и автотранспортными организациями.
Реестры и счета являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных льготников.
В соответствии с пунктом 12 Положения министерство труда и социального развития Ростовской области заключает контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, представляемом министерством транспорта Ростовской области, на возмещение расходов за бесплатные перевозки федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам.
Министерство труда и социального развития Ростовской области осуществляет расходование средств областного бюджета в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств путем их перечисления с лицевого счета получателя средств на счета автотранспортных организаций, представивших реестры, счета (пункт 13 Положения).
В пункте 6.1.3 приложения N 1 к постановлению правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 определена методика компенсации затрат транспортных предприятий при перевозке льготных категорий пассажиров, включенных в федеральный и региональный регистры.
Финансирование расходов за проезд на всех видах городского пассажирского транспорта (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси) внутрирайонных маршрутов осуществляется органами социальной защиты населения муниципальных образований или финансовыми органами муниципальных образований ежемесячно согласно заключенным органами социальной защиты населения муниципальных образований договорам с транспортными предприятиями и отчетам на 1 число месяца, в котором осуществляется финансирование, в размере 265,0 руб. в месяц по количеству фактически перевезенных льготных категорий граждан, получивших единые проездные талоны, на основании исследования пассажиропотока льготных категорий граждан, но не более общего количества выданных единых проездных талонов.
Таким образом, в спорный период на территории Ростовской области, регламентирован порядок компенсации расходов транспортной организации в связи с перевозкой граждан льготных категорий.
В обоснование своих требований истец ссылается на то, что установленная стоимость единого социального проездного билета занижена по сравнению с действительными месячными расходами транспортных предприятий на перевозку льготных категорий граждан.
Между тем постановление правительства Ростовской области от 15.12.2011 N 232 является действующим нормативным правовым актом, установившим порядок компенсации, методику расчета и исходные данные, необходимые для расчета размера выпадающих доходов перевозчиков.
Исковые требования касаются возмещения убытков (выпадающих расходов), связанных с предоставлением льгот по провозной плате. Следовательно, предъявляя настоящее требование, предприятию надлежало подтвердить, в том числе размер затрат, фактически понесенных им на перевозку льготных пассажиров исходя из их количества.
Однако, достоверных сведений о фактическом количестве перевезенных льготных пассажиров в рассматриваемом периоде суду не представлено.
Таким образом, в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предприятие не подтвердило ни факт причинения ему убытков, ни их размер, что исключает возможность удовлетворения иска.
Аналогичная правовая позиция отражена в определениях Верховного Суда Российской Федерации от 06.05.2015 по делу N 305-ЭС14-6996, от 26.05.2015 по делу N А305-ЭС14-7952, от 16.06.2015 по делу N 305-ЭС14-7966.
Российская Федерация в лице в лице Министерства финансов Российской Федерации, как и Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области являются ненадлежащими ответчиками по заявленным требованиям, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении исковых требований по отношению к данным лицам по указанным выше обстоятельствам.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, являющихся в силу статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием к отмене или изменению решения, апелляционной инстанцией не установлено.
Расходы по государственной пошлине по апелляционной жалобе в порядке статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на заявителя жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ростовской области от 26.11.2015 по делу N А53-6637/2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.В. Ковалева |
Судьи |
Ю.И. Баранова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А53-6637/2014
Истец: ООО "ДонАвто"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Управление Федерального казначейства по РО, Управление Федерального казначейства по Ростовской области
Третье лицо: АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ВОЛГОДОНСКА, Департамент труда и социального развития Админгистрации г. Волгодонска, Министерство труда и социального развития РО, министерство труда и социального развития Ростовской области, министерство финансов Ростовской области, МКУ "ДСиГХ", Муниципальное казенное учреждение "Департамент строительства и городского хозяйства"
Хронология рассмотрения дела:
22.03.2017 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-1304/17
27.12.2016 Определение Арбитражного суда Ростовской области N А53-6637/14
18.11.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-16846/16
28.06.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3395/16
15.02.2016 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-22717/15
26.11.2015 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-6637/14
25.12.2014 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-10053/14
16.09.2014 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-14286/14
08.07.2014 Решение Арбитражного суда Ростовской области N А53-6637/14