Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2016 г. N Ф06-9298/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
16 февраля 2016 г. |
Дело N А72-11409/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Кувшинова В.Е., судей Корнилова А.Б., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Меликян О.В.,
с участием в судебном заседании:
представителя общества с ограниченной ответственностью "Автомост-Поволжье" - до и после перерыва - Потурайко А.В. (доверенность от 09.09.2015),
представителя Администрации города Ульяновска - до и после перерыва - Трифоновой О.В. (доверенность от 23.07.2015 N 81-01-12),
представителя Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска - до и после перерыва - Трифоновой О.В. (доверенность от 21.07.2015 N 17373-14),
представителя Главы администрации г.Ульяновска - до и после перерыва - Трифоновой О.В. (доверенность от 23.07.2015 N 81-01-12),
рассмотрев в открытом судебном заседании 03 - 10 февраля 2016 года в помещении суда апелляционную жалобу Главы администрации города Ульяновска, Администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска,
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 октября 2015 года по делу N А72-11409/2015 (судья Каданцев Ю.А.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Автомост-Поволжье" (ОГРН 1157327002360, ИНН 7325137402) г.Ульяновск,
к Главе администрации г.Ульяновска,
к Администрации г.Ульяновска,
с участием третьего лица: Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска, г.Ульяновск,
о признании недействительным постановления в части,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Автомост-Поволжье" (далее - заявитель, общество, ООО "Автомост-Поволжье") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Главе администрации города Ульяновска, к Администрации города Ульяновска о признании недействительным постановления Главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульновск" в части утверждения границ красной линии, проходящей по земельному участку площадью 35349 кв.м. с кадастровым номером 73:24:031502:4 и находящимся на нем строении - здания сторожевого домика с бытовкой, расположенными по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Хваткова, 16-В (т.1 л.д.3-8).
Определением суда, в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен - Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска (далее - третье лицо, Комитет) (т.1 л.д.1).
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 27.10.2015 по делу N А72-11409/2015 заявленные требования удовлетворены частично. Суд удовлетворил ходатайство ООО "Автомост-Поволжье" и восстановил срок на обращение в арбитражный суд.
Суд признал недействительным постановление Главы города Ульяновска N 5293 от 07.07.2009 в части утверждения красных линий, пересекающих здание, расположенное на земельном участке площадью 35349 кв.м. с кадастровым номером 73:24:031502:4, находящемся по адресу: г.Ульяновск ул.Хваткова, 16-В.
Суд в удовлетворении требований ООО "Автомост-Поволжье" к Главе города Ульяновска отказал.
Суд взыскал с администрации города Ульяновска в пользу ООО "Автомост-Поволжье" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. (т.1 л.д.149-151).
В апелляционной жалобе Глава администрации города Ульяновска, Администрация города Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска просят отменить решение суда первой инстанции в части удовлетворенных требований и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т.2 л.д.6-9).
Общество апелляционную жалобу отклонило по основаниям, изложенным в отзыве на нее.
В судебном заседании представитель Главы администрации города Ульяновска, Администрации города Ульяновска, Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска поддержал апелляционную жалобу по изложенным в ней основаниям.
Представитель общества отклонил апелляционную жалобу по основаниям, приведенным в отзыве.
В судебном заседании в соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв с 03.02.2016 до 14 час. 20 мин. 10.02.2016, после перерыва рассмотрение дела продолжено.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов изложенных в апелляционной жалобе, отзыве на нее и в выступлении представителей сторон, суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба подлежит удовлетворению, по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, 22.01.2015 закрытое акционерное общество "Ульяновск-Автомост" обратилось к Главе администрации города Ульяновска с заявлением от 21.01.2015 N 9 о передаче в собственность за плату земельного участка площадью 35349 кв.м, кадастровый номер 73:24:031502:4, неразрывно связанного с производственной базой (зданием сторожевого домика с бытовкой), расположенного по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Хваткова, 16-В, с одновременной отменой ранее предоставленного права постоянного (бессрочного) пользования указанным земельным участком (т.1 л.д.95-96).
На данном земельном участке располагается принадлежащее заявителю на праве собственности здание сторожевого домика с бытовкой, назначение: нежилое, 2-этажное, общая площадь 64 кв.м, инв. N 026056, лит. Б, I, адрес (местонахождение) объекта: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Хваткова, д. 16В (свидетельства о государственной регистрации права от 17.09.2007 серия 73 АТ N 616031, от 21.09.2011 серия 73-АА 260466, от 23.10.2012 серия 73-АА 444230 - л.д. 91-93, справка о регистрации адреса строения от 03.02.2010 N 551-А - т.1 л.д. 94).
Письмом от 25.02.2015 N 3184-01 Администрация города Ульяновска разъяснила, что проект постановления о передаче в собственность испрашиваемого земельного участка возможно оформить после устранения следующих замечаний: согласно каталогу координат часть земельного участка площадью 600,0 кв.м. с кадастровым номером 73:24:031502:4 находится за красной линией и накладывается на земли общего пользования (т.1 л.д.97).
Постановлением Главы города от 07.07.2009 N 5294 утвержден проект планировки территории Засвияжского района города Ульяновска. В составе проекта планировки утверждены красные линии, разграничивающие земли общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами и т.д. и территории под застройку. Земли общего пользования предусмотрены под объекты инженерной, транспортной инфраструктуры и зеленые насаждения общего пользования и не подлежат приватизации.
Заявитель, получив указанное разъяснение, обратился в арбитражный суд с рассматриваемым заявлением, заявив одновременно ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в арбитражный суд.
Суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции, удовлетворив заявленные требования, неполно выяснил обстоятельства, имеющие значение для дела и неправильно применил нормы материального права.
Судом первой инстанции установлено, что 25.06.2015 ЗАО "Ульяновск-Автомост" преобразовано в ООО "Автомост-Поволжье", что видно из выписок из Единого государственного реестра юридических лиц (т.1 л.д.24-25, 27, 42, 46).
Таким образом, заявитель - ООО "Автомост-Поволжье" является правопреемником закрытого акционерного общества "Ульяновск-Автомост".
На основании части 4 статьи 198 АПК РФ суд первой инстанции признал ходатайство общества о восстановлении пропущенного процессуального срока подлежащим удовлетворению.
Суд первой инстанции требования заявителя признал обоснованными, исходя из следующего.
В силу пункта 1.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2003 N 58 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов" акты органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, осуществляющих публичные полномочия, об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд не содержат норм права и не устанавливают правил поведения, а представляют собой акты применения к земельным участкам (землям) в границах определяемой соответствующим актом территории специального правового режима, предусмотренного законом или иным нормативным правовым актом. По своей юридической природе такие акты не являются нормативными правовыми актами и могут быть оспорены по правилам главы 24 АПК РФ.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Поволжского округа от 29.09.2015 по делу N А72-12457/14.
Постановлением Главы города от 07.07.2009 N 5294 утвержден проект планировки территории Засвияжского района города Ульяновска, которым установлены красные линии, проходящие, в том числе, по земельному участку с кадастровым номером 73:24:031502:4, на котором располагается принадлежащий заявителю объект недвижимости, а именно, здание сторожевого домика с бытовкой.
В соответствии с пунктом 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты).
Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары (пункт 12 статья 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц, от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности физических и юридических лиц.
В силу пункта 1 статьи 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов.
Согласно статье 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры. Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию. Основная часть проекта планировки территории включает в себя: 1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются: а) красные линии; б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур; в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства; 2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
В соответствии с пунктом 4 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации материалы по обоснованию проекта планировки территории включают в себя материалы в графической форме и пояснительную записку.
Пояснительная записка, указанная в части 4 настоящей статьи, содержит описание и обоснование положений, касающихся, в частности, параметров планируемого строительства систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Порядок установления красных линий определен Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция).
В силу пункта 1 данная Инструкция обязательна для соблюдения организациями независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность по разработке градостроительной документации, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, осуществляющими в пределах своих полномочий планирование развития территорий, поселений и использование земель для градостроительной деятельности, а также органами, координирующими и контролирующими осуществление градостроительной деятельности.
Таким образом, установление красных линий должно быть осуществлено с учетом существующей застройки. В случае, если установленная красная линия обозначает планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, должно быть обоснование необходимости строительства указанных объектов на территории, занятой объектами недвижимости.
Суд первой инстанции указывает, что доказательств того, что именно на спорном земельном участке, принадлежащем заявителю на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также в границах объектов недвижимости, принадлежащих заявителю на праве собственности, планируется строительство объектов, перечисленных в части 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, Администрацией в материалы дела не представлено.
Из материалов дела усматривается, что спорный земельный участок по вышеуказанному адресу поставлен на кадастровый учет 09.08.1993.
Из кадастрового паспорта следует, что площадь земельного участка составляет 3534966 кв.м, который относится к землям населенных пунктов и имеет разрешенное использование - под производственной базой (т.1л.д. 84).
На данном земельном участке находится двухэтажное здание сторожевого домика с бытовкой, которое принадлежит на праве собственности закрытому акционерному обществу "Ульяновск-Автомост", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 17.09.2007, от 21.09.2011, от 23.10.2012 (т.1 л.д.91-93).
Заявитель является правопреемником закрытого акционерного общества "Ульяновск-Автомост".
Суд первой инстанции указывает, что доказательств, свидетельствующих об установлении каких-либо обременений по данному участку, Администрацией в материалы дела не представлено, с момента формирования земельного участка он использовался под объект недвижимости, принадлежащий в настоящее время заявителю на праве собственности. Доказательств либо доводов об использовании спорного земельного участка в иных границах или о наличии территории, не занятой принадлежащим заявителю объектом недвижимости, лицами, участвующими в деле, не представлено.
В соответствии с частью 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют исключительное право на приватизацию указанных земельных участков или приобретение права их аренды земельных участков.
Суд первой инстанции указывает, что учитывая вышеприведенную норму, установление красных линий по земельному участку затрагивает право заявителя на разрешение вопроса о приватизации земельного участка.
Суд первой инстанции сделал вывод, что при таких обстоятельствах требования заявителя подлежат удовлетворению.
Суд апелляционной инстанции считает, что удовлетворяя обществу заявленные требования, судом первой инстанции не были учтены следующие обстоятельства.
Пунктом 2 статьи 15 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) предусмотрено, что земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
Согласно статье 36 ЗК РФ (утратила силу с 01.03.2015) исключительное право на приватизацию земельных участков имеют граждане и юридические лица, являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на этих участках. Приватизация таких земельных участков осуществляется в порядке и на условиях, установленных данным Кодексом, а также федеральными законами.
В соответствии со статьей 39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату. При этом в силу подпункта 7 пункта 2 статья 39.3 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в постоянном (бессрочном) пользовании юридических лиц, указанным юридическим лицам, за исключением лиц, указанных в пункте 2 статьи 39.9 ЗК РФ, предоставляются в собственность за плату без проведения торгов.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 ЗК РФ лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, по своему желанию до 1 июля 2012 года.
Пунктом 2 статьи 27 ЗК РФ предусмотрено, что земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
При этом по правилам пункта 4 статьи 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков их оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Из материалов дела видно, что Постановлением Главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5393 "Об утверждении проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульновск" утверждены красные линии в составе проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования город Ульяновск.
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка (часть 2 пункта 7 статьи 36 ЗК РФ - утратила силу с 01.03.2015).
На основании пункта 2 статьи 11.10 ЗК РФ подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территории, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.
Согласно подпунктам 11, 12 пункта 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии - линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (далее - линейные объекты). Территории общего пользования - территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары).
Следовательно, красные линии отделяют территории общего пользования, которыми может беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, скверы, бульвары), а также участки под линейными объектами от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
В пункте 12 статьи 85 ЗК РФ и пункте 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" предусмотрено, что земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" разъяснено, что при рассмотрении заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Таким образом, из вышеуказанных норм права и разъяснений Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ следует также, что наличие, в том числе, и в генеральном плане населенного пункта сведений о запланированном на испрашиваемом заинтересованным лицом земельном участке строительстве, в том числе путем расширения (реконструкции) автомобильной дороги как территории общего пользования, и разграничение данной территории от других участков красными линиями, может служить самостоятельным основанием для отказа в выкупе земельного участка.
Согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ для признания ненормативного акта (решения), действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц недействительными (незаконными) необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствия их закону и иному нормативному правовому акту и нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статья 200 АПК РФ).
Заявитель по смыслу части 1 статьи 65 АПК РФ должен доказать факт нарушения обжалуемыми актами, решениями, действиями (бездействием) своих прав и законных интересов.
В силу пунктов 1, 3, 4 части 1 статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области градостроительной деятельности относятся, в частности: подготовка и утверждение документов территориального планирования поселений, утверждение правил землепользования и застройки поселений, утверждение подготовленной на основании документов территориального планирования поселений документации по планировке территории, за исключением случаев, предусмотренных названным Кодексом.
В соответствии со статьей 9 Градостроительного кодекса Российской Федерации, территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Документы территориального планирования подразделяются на:
документы территориального планирования Российской Федерации;
документы территориального планирования субъектов Российской Федерации;
документы территориального планирования муниципальных образований.
Документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений.
Не допускается принятие органами государственной власти, органами местного самоуправления решений (за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами) о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую в целях размещения объектов федерального значения в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, объектов регионального значения, объектов местного значения и о предоставлении земельных участков, предназначенных для размещения указанных объектов, если размещение указанных объектов не предусмотрено документами территориального планирования Российской Федерации в областях, указанных в части 1 статьи 10 настоящего Кодекса, документами территориального планирования субъекта Российской Федерации, документами территориального планирования муниципальных образований, а также о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую для целей, не связанных с размещением объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, при отсутствии генерального плана городского округа или поселения (схемы территориального планирования муниципального района в случае перевода земель или земельных участков, расположенных на межселенных территориях, из одной категории в другую).
Согласно статьи 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
В соответствии со статьей 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации, генеральный план содержит:
1) положение о территориальном планировании;
2) карту планируемого размещения объектов местного значения поселения или городского округа;
3) карту границ населенных пунктов (в том числе границ образуемых населенных пунктов), входящих в состав поселения или городского округа;
4) карту функциональных зон поселения или городского округа.
На картах генерального плана отображаются:
1) планируемые для размещения объекты местного значения поселения, городского округа, относящиеся к следующим областям:
а) электро-, тепло-, газо- и водоснабжение населения, водоотведение;
б) автомобильные дороги местного значения;
Статьей 26 Градостроительного кодекса Российской Федерации предусмотрена реализация документов территориального планирования, которая заключается в выполнении органами государственной власти и органами местного самоуправления мероприятий, к одним из главных из которых относится подготовка и утверждение документации по планировке территории в соответствии с документами территориального планирования.
В соответствии с частью 1, 2 статьи 41 названного Кодекса подготовка документации по планировке территории осуществляется в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов. Подготовка документации по планировке территории осуществляется в отношении застроенных или подлежащих застройке территорий.
При подготовке документации по планировке территории может осуществляться разработка проектов планировки территории, проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (часть 5 указанной статьи).
Подготовка документации по планировке территории осуществляется на основании документов территориального планирования, правил землепользования и застройки в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативов градостроительного проектирования, градостроительных регламентов с учетом границ территорий объектов культурного наследия, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, границ территорий вновь выявленных объектов культурного наследия, границ зон с особыми условиями использования территорий (часть 10 статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
На основании проектов планировки территории осуществляется подготовка проектов межевания территории и градостроительных планов земельных участков (статьи 43, 44 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 43 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры.
Согласно части 1, 2 статьи 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации подготовка проекта планировки территории осуществляется для выделения элементов планировочной структуры, установления параметров планируемого развития элементов планировочной структуры, зон планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
В соответствии с пунктом 1 части 3 той же статьи основная часть проекта планировки территории включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе, красные линии.
Проект красных линий разрабатывается, согласовывается и утверждается, как правило, в составе градостроительной документации, выполняемой на территорию поселения или части поселения (генерального плана поселения совмещенного с проектом детальной планировки, проекта детальной планировки) и является утверждаемой ее частью, а также на основе проектов планировки и застройки микрорайонов, площадей, улиц и других градостроительных объектов (п. 4.1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция).
В отдельных случаях красные линии могут устанавливаться до разработки градостроительной документации, закрепляя исторически сложившуюся систему улично-дорожной сети застроенных и озелененных территорий. В этом случае чертеж и акт установления (изменения) красных линий сопровождается указанием на необходимость последующей детальной разработки (п. 4.3. Инструкции).
При разработке проекта красных линий в качестве самостоятельного проекта он разрабатывается на основе генеральных планов поселений и проектов детальной планировки и утверждается органами местного самоуправления по согласованию с органами государственного контроля и надзора, другими заинтересованными службами органов местного самоуправления (п. 4.4 Инструкции).
В пункте 5.2 Инструкции указано, что разбивочный чертеж красных линий должен содержать пояснительную записку, содержащую ссылки на градостроительную документацию, положенную в основу разбивочного чертежа, а также краткое обоснование установления (изменения, отмены) красных линий.
Согласно статье 71 АПК РФ при рассмотрении спора суд должен дать оценку доводам сторон на основе всестороннего, полного, объективного и непосредственного исследования имеющихся в деле доказательств, оценив относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
В апелляционной жалобе апеллянты указывают, что в соответствии с проектом планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульяновск", земельный участок с кадастровым номером 73:24:031502:4 площадью 35349 кв.м., расположенный в г.Ульяновске по ул. Хваткова, 16В, частично расположен за пределами утвержденных в составе проекта красными линиями, на территории общего пользования.
В данной оспариваемой части красные линии в г.Ульяновске по ул.Хваткова отображены на основании Генерального плана города Ульяновска, утвержденного решением Ульяновской Городской Думы от 27.06.2007 N 83.
В соответствии с Генеральным планом города Ульяновска, данный земельный участок расположен на территории транспортно-инженерных объектов и коммуникаций -территории городских магистральных улиц и дорог районного значения.
По решениям Генерального плана существующий проезд предусмотрен для обеспечения разгрузки автомобильных потоков с магистрали общегородского значения (ул.Хваткова) и отвода автомобильных потоков с промышленной зоны на объездную трассу. Для обеспечения функционирования существующего проезда в рамках разработки проекта планировки территории предусмотрено расширение существующего проезда в соответствии с утвержденными нормами.
Таким образом, оспариваемый в части проект планировки разработан в соответствии с документом территориального планирования, что соответствует требованиям положений статьи 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации.
Рассматривая в совокупности и взаимной связи указанные нормы, следует, что решения по территориальному планированию, предусмотренные в генеральных планах, в рамках реализации подлежат отражению и соблюдению в документации по планировке территории. Также решения генеральных планов реализуются в виде принятия решений о резервировании земель, об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель или земельных участков из одной категории в другую; создании объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения на основании документации по планировке территории.
Таким образом, в дальнейшем в рамках реализации генерального плана, законодательством предусмотрено право органов власти на резервирование и изъятие земельных участков для муниципальных нужд, в частности в рамках конкретного спора, под строительство (реконструкцию) автомобильной дороги.
Данное право связывается с положениями статьи 279 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой земельный участок, находящийся в собственности частного лица, может стать участком общего пользования, когда его изымают для государственных или муниципальных нужд и на нем создают общедоступный объект (например, дорогу).
В рамках рассматриваемого спора, земельный участок находится в пользовании, и со стороны органов власти заявителю неоднократно была предложена возможность формирования земельного участка меньшей площадью от испрашиваемой (ответ КАиГ от 28.05.2012 N 01-13/2836, ответ КУГИЗ от 09.06.2012 N 12508-12, ответ КУГИГ от 17.02.2015 N 3279-16, ответ администрации города Ульяновска от 04.03.2015 N 3648-01), что составляет ориентировочно на 600 кв.м. менее от испрашиваемых 32 349 кв.м.
Спорным вопросом является и отсутствие обоснования испрашиваемой площади земельного участка размером 32349 кв.м. под объектом здания сторожевой будки площадью 64 кв.м.
По смыслу пункта 11 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации сам по себе факт утверждения красной линии не придает участку статус участка общего пользования: такие линии лишь ограничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе.
Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка и, соответственно, заявитель не лишен правами владения, пользования и распоряжения своим имуществом, предусмотренными статьей 209 ГК РФ.
Из материалов дела видно, что на земельном участке площадью 35349 кв.м, кадастровый номер 73:24:031502:4, вид использования - производственная база, расположено зданием сторожевого домика с бытовкой, площадью 64 кв.м., которое принадлежит на праве собственности ЗАО "Ульяновск-Автомост", что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации от 17.09.2007, от 21.09.2011, от 23.10.2012.
Красные линии, установленные постановлением Главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 "Об утверждении проекта планировки территории Засвияжского района муниципального образования "город Ульновск" в части утверждения границ красной линии, проходящей по земельному участку площадью 35349 кв.м. с кадастровым номером 73:24:031502:4, не пересекают находящееся на нем строение - здание сторожевого домика с бытовкой, расположенное по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, ул.Хваткова, 16-В.
Указанные границы красной линии, лишь отсекают часть земельного участка, на котором расположен объект собственности общества.
Следовательно, красные линии, проходящие по границам земельного участка, могут лишь определять уже существующие границы мест общего пользования.
Вместе с тем, статья 11 Градостроительного кодекса Российской Федерации не исключает при планировании и изменении границ земельных участков возможность изменения красных линий.
Из материалов дела следует, что Администрация, принимая оспариваемое постановление, преследовала цель расширения автомобильной дороги, что не исключает возможность изменения красных линий.
При этом отсутствие в нормативном акте факта включения спорного земельного участка в перечень земельных участков, подлежащих выкупу, (если будет доказана, что собственник имеет право на выкуп земельного участка), не может являться основанием для установления красных линий по проектируемым границам, и не может свидетельствовать о том, что соответствующее решение о выкупе земельного участка не может быть принято в последующем, самостоятельным документом.
При этом действующее законодательство не предусматривает срок, в течение которого должно быть принято соответствующее решение об изъятии (часть 2 статьи 29 ГК РФ), а нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не содержат условий о необходимости отражения информации о предстоящем изъятии земельного участка в проекте межевания территории.
Следовательно, само по себе отсутствие в оспариваемом постановлении и в материалах дела доказательств выкупа земельного участка или его резервирования для муниципальных нужд, не исключает возможность использования спорного участка в реализации запланированных целей развития населенного пункта при условии соблюдения порядка утверждения генерального плана развития города.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 42, частей 4, 5 статьи 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии являются частью проекта планировки территории города, который, в свою очередь, разрабатывается на основании генерального плана городского округа.
Основные требования к порядку проектирования и установления красных линий в поселениях Российской Федерации установлены Инструкцией о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации, утвержденной Постановлением Госстроя Российской Федерации от 06.04.1998 N 18-30 (далее - Инструкция о порядке проектирования и установления красных линий).
Пункт 1 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий предусматривает обязательность ее соблюдения всеми субъектами градостроительной деятельности при проектировании и застройке территорий городов и других поселений, а также при межевании и инвентаризации застроенных или подлежащих застройке земель, при оформлении документов на право собственности, владения, пользования и распоряжения земельными участками и другими объектами недвижимости, их государственной регистрации.
Требования, предъявляемые на территории Российской Федерации к составу и содержанию материалов, организации разработки, рассмотрения, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, установлены Инструкцией о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации, утвержденной Постановлением Госстроя России от 29.10.2002 N 150 (далее - Инструкция N 150).
Как следует из пункта 6 статьи 3.2.1 Инструкции N 150, на плане современного использования территории (опорном плане) показываются: существующая застройка с характеристикой зданий и сооружений по назначению, этажности и капитальности; границы землевладений и землепользовании; планировочные ограничения, границы охраняемых территорий; источники загрязнения среды и санитарно-защитные зоны; уличная сеть с указанием типов покрытия проезжих частей; транспортные сооружения и коммуникации инженерной инфраструктуры; границы территорий по формам собственности; границы отвода участков под все виды строительства и благоустройства; действующие и проектируемые красные линии, линии регулирования застройки.
Пунктом 7 статьи 3.2.1 указанной Инструкции определено, что на плане красных линий (основном чертеже) должны быть показаны перечисленные в пункте 6 элементы сохраняемой застройки всех видов, сохранные участки природного ландшафта и проектные предложения по: проектируемым красным линиям, линиям регулирования застройки и другим линиям градостроительного регулирования; функциональному использованию территории с выделением зеленых насаждений и элементов благоустройства; архитектурно-планировочному и объемно-пространственному решению застройки; развитию улично - дорожной сети, транспортным сооружениям, сооружениям и коммуникациям инженерного оборудования; границам территорий по формам собственности; скотопрогоны и иные проектные решения.
План современного использования территории (опорный план) и план красных линий (основной чертеж) являются самостоятельными графическими материалами проекта планировки (пункт 4 статьи 3.2.1 Инструкции N 150), что не свидетельствует о том, что красные линии должны проектироваться с учетом существующей застройки.
Как следует из пункта 5 статьи 3.2.1 Инструкции N 150, на схеме размещения проектируемой территории в структуре поселения показываются: границы проектируемой территории, зоны различного функционального назначения в соответствии с генеральным планом поселения, основные планировочные и транспортно-коммуникационные связи.
Следовательно, должно быть документально обосновано, что установление красных линий основано на Генеральном плане.
Доказательств того, что в результате издания данного правового акта ООО "Автомост-Поволжье" не может использовать земельный участок с кадастровым номером 73:24:031502:4, расположенный по адресу: Ульяновская область, г.Ульяновск, ул.Хваткова, 16В в соответствии с установленным видом разрешенного использования под производственной базой, заявителем не представлено.
Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в Определении от 15.07.2010 N 931-О-О, регламентация градостроительной деятельности направлена, в первую очередь, на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Статья 1 Протокола N 1 от 20.03.1952 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950 определяет, что ограничение права собственности по основаниям, установленным законом, допускается, если этим преследуются общественные интересы, и при установлении ограничений права собственности будет соблюден баланс публичных и частных интересов.
С учетом вышеизложенного, суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции сделал необоснованный вывод, что представленные в материалы дела доказательства в их совокупности свидетельствуют о незаконности установления красных линий, нарушении прав и законных интересов заявителя, в том числе, на приватизацию земельного участка, соответственно, недействительности оспариваемого постановления в части.
Таким образом, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции следует отменить в части признания недействительным постановления Главы города Ульяновска от 07.07.2009 N 5293 в части утверждения красных линий, пересекающих здание, расположенное на земельном участке площадью 35.349 кв.м с кадастровым номером 73:24:031502:4, находящемся по адресу: г.Ульяновск ул.Хватова, 16-В, а также в части взыскания с Администрации города Ульяновска в пользу ООО "Автомост-Поволжье" 3000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины. В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения.
Руководствуясь статьями 110, 112, 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 27 октября 2015 года по делу N А72-11409/2015 отменить в части признания недействительным постановления Главы города Ульяновска N 5293 от 07 июля 2009 года в части утверждения красных линий, пересекающих здание, расположенное на земельном участке площадью 35.349 кв.м с кадастровым номером 73:24:031502:4, находящемся по адресу: г.Ульяновск ул.Хватова, 16-В, а также в части взыскания с Администрации города Ульяновска в пользу общества с ограниченной ответственностью "Автомост-Поволжье" 3000 рублей 00 коп. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
В указанной части в удовлетворении заявленных требований отказать.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и в двухмесячный срок может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.Е. Кувшинов |
Судьи |
А.Б. Корнилов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11409/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 9 июня 2016 г. N Ф06-9298/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: ООО "Автомост-Поволжье"
Ответчик: Администрация г. Ульяновска, Администрация города Ульяновска, Глава Администрации г. Ульяновска, Глава администрации города Ульяновска
Третье лицо: Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации г. Ульяновска, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска