г. Воронеж |
|
16 февраля 2016 г. |
Дело N А64-3599/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 февраля 2016 года.
Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Щербатых Е.Ю.,
судей Суховой И.Б.,
Поротикова А.И.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шевелюхиной М.Д.,
при участии:
от индивидуального предпринимателя Борзаковой Натальи Анатольевны: Черенкова В.Е., представителя по доверенности N 8 от 01.02.2016 (до перерыва);
от Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова: представитель не явился, доказательства надлежащего извещения имеются в материалах дела;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Борзаковой Натальи Анатольевны на решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2015 по делу N А64-3599/2015 (судья Зотова С.О.), по иску Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (ОГРН 1076829007970, ИНН 6829036401) к индивидуальному предпринимателю Борзаковой Наталье Анатольевне (ОГРН 312366827200145, ИНН 366401598963) об освобождении и возврате земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова (истец) обратился в Арбитражный суд Тамбовской области с иском к индивидуальному предпринимателю Борзаковой Наталье Анатольевне (ИП Борзакова Н.А., ответчик) с иском об освобождении земельных участков примерной площадью 10 кв.м и 1 кв.м от торгового киоска и холодильников в районе ул. Гастелло, д. 57А в городе Тамбове.
Решением Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2015 заявленные исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с указанным решением, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, ИП Борзакова Н.А. обратилась с апелляционной жалобой, в которой просила решение суда отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в иске.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова не явился.
Учитывая, что в материалах дела имеются сведения о надлежащем извещении вышеназванного лица о месте и времени судебного заседания, на основании статей 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная жалоба была рассмотрена в отсутствие его представителя.
В судебном заседании представитель ИП Борзаковой Н.А. поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт.
В судебном заседании в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации был объявлен перерыв.
Через канцелярию суда от Комитета земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова поступил отзыв на апелляционную жалобу, в котором истец возражал против доводов апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, исследовав и оценив представленные доказательства, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда первой инстанции в связи со следующим.
Как следует из материалов дела, согласно акту проведения проверки соблюдения норм земельного законодательства от 12.02.2015 N 40 истцом установлено, что на земельных участках примерной площадью 10 кв.м и 1 кв.м в районе ул. Гастелло, д. 57А в городе Тамбове расположен торговый киоск и два холодильника, принадлежащие ИП Борзаковой Н.А., используемые для торговой деятельности.
Правоустанавливающие документы на указанные земельные участки площадью 10 кв.м и 1 кв.м у ответчика отсутствуют.
Актом проверки ответчику предписывалось в течение пяти дней с даты получения акта освободить самовольно занятые земельные участки от торгового павильона и холодильников.
Акт проверки от 12.02.2015 N 40 получен ответчиком 26.02.2015 (л.д.18).
Ссылаясь на то, что до настоящего времени самовольно занятые ответчиком земельные участки не освобождены, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая спор по существу и удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции руководствовался следующим.
По смыслу статьи 4 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации целью обращения в арбитражный суд с иском является защита нарушенного или оспоренного права.
Статья 11 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает судебную защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством.
Перечень способов защиты гражданских прав установлен в статье 12 Гражданского кодекса Российской Федерации и не является исчерпывающим. Защита гражданских прав осуществляется, в том числе путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся собственником, но владеющему имуществом на праве пожизненного наследуемого владения, хозяйственного ведения, оперативного управления либо по иному основанию, предусмотренному законом или договором (статья 305 Гражданского кодекса Российской Федерации).
В пункте 45 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" указано, что в силу статей 304, 305 Гражданского кодекса Российской Федерации иск об устранении нарушений права, не связанных с лишением владения, подлежит удовлетворению в случае, если истец докажет, что он является собственником или лицом, владеющим имуществом по основанию, предусмотренному законом или договором, и что действиями ответчика, не связанными с лишением владения, нарушается его право собственности или законное владение.
Учитывая вышеприведенную позицию Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, предъявляя негаторный иск, истец должен доказать, что он является собственником или законным владельцем спорного имущества, а также факт создания ответчиком препятствий в осуществлении собственником правомочий по пользованию этим имуществом, противоправность действий ответчика, реальный характер чинимых препятствий. Ответчик при этом должен доказать правомерность своего поведения.
В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих требований и возражений. Лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий (пункт 2 статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Факт пользования ответчиком спорными земельными участками подтверждается материалами дела, в частности, актами обследования земельного участка от 12.02.2015 N 40, от 03.04.2015 N 57/83-2015 с приложением фотокопий.
Данное обстоятельство не оспаривалось ответчиком в суде первой инстанции.
В материалы дела ответчиком в нарушение положений статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не предоставлено доказательств, подтверждающих наличие законных оснований владения и пользования земельным участком.
Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 60 Земельного кодекса Российской Федерации нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случае самовольного занятия земельного участка.
Пунктом 2 статьи 62 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что на основании решения суда лицо, виновное в нарушении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков, может быть принуждено к исполнению обязанности в натуре, в том числе и к сносу незаконно возведенных зданий, строений, сооружений.
В соответствии с пунктом 3 статьи 76 Земельного кодекса Российской Федерации самовольно занятые земельные участки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными в нарушении законодательства. Приведение земельных участков в пригодное для использования состояние, снос зданий, строений, сооружений при самовольном занятии участков или самовольном строительстве осуществляется юридическими лицами и гражданами, виновными в указанных земельных правонарушениях, или за их счет.
Таким образом, в отсутствие доказательств правомерности размещения и эксплуатации торгового киосков и холодильников на спорных земельных участках, судом первой инстанции обоснованно удовлетворены заявленные исковые требования.
Обжалуя решение суда, ответчик сослался на то, что нестационарный торговый объект - тонар и холодильники, расположенные на земельном участке по адресу: г. Тамбов, ул. Гастелло, в районе дома 57 "А", принадлежат ИП Борзаковой Н.А., правоустанавливающие документы находятся на оформлении в администрации города, а также на то обстоятельство, что спорный объект включен в схему размещения нестационарных торговых объектов на территории города Тамбова постановлением Администрации города Тамбова от 23.12.2014 N 11278 "Об утверждении схемы размещения нестационарных торговых объектов на территории города Тамбова" (в редакции постановления от 13.02.2015 N 1128), в связи с чем заключение договора аренды для размещения нестационарного торгового объекта в силу статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации, статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" не требуется.
Согласно пункту 6 части 1 статьи 39.33 Земельного кодекса Российской Федерации использование земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением земельных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам, может осуществляться без предоставления земельных участков и установления сервитута, в том числе для размещения нестационарных торговых объектов, рекламных конструкций, а также иных объектов, виды которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размещение нестационарных торговых объектов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании схемы размещения нестационарных торговых объектов в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" (часть 1 статьи 39.36 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу части 1 статьи 10 Федерального закона от 28.12.2009 N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" размещение нестационарных торговых объектов на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии со схемой размещения нестационарных торговых объектов с учетом необходимости обеспечения устойчивого развития территорий и достижения нормативов минимальной обеспеченности населения площадью торговых объектов.
Порядок включения в схему размещения, указанную в части 1 статьи 10 Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", нестационарных торговых объектов, расположенных на земельных участках, в зданиях, строениях, сооружениях, находящихся в государственной собственности, устанавливается Правительством Российской Федерации.
Схема размещения нестационарных торговых объектов разрабатывается и утверждается органом местного самоуправления, определенным в соответствии с уставом муниципального образования, в порядке, установленном уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
В этой связи вопросы, связанные с размещением нестационарных торговых объектов на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, относятся к предмету регулирования Федерального закона N 381-ФЗ от 28.12.2009 "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
В настоящее время в указанном федеральном законе не закреплены положения о размещении нестационарных торговых объектов на земельных участках (землях) из государственной, муниципальной или частной собственности или на неразграниченных землях в соответствии со схемой размещения этих объектов.
В связи с изложенным до принятия изменений в указанный федеральный закон или до принятия иных нормативных актов, регулирующих порядок размещения нестационарных торговых объектов на земельных участках, право пользования земельным участком, расположенным под нестационарным торговым объектом может быть оформлено только путем заключения договора аренды земельного участка.
Ссылка заявителя жалобы на постановление Администрации города Тамбова N 11278 от 23.12.2014 не состоятельна в силу следующего.
В соответствии с пунктом 3 статьи 34 Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ" в случае, если до дня вступления в силу настоящего Федерального закона органом государственной власти или органом местного самоуправления утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте территории в целях его предоставления для целей, не связанных со строительством и (или) с эксплуатацией зданий, сооружений, предоставление такого земельного участка осуществляется в соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона), но не позднее 1 января 2018 года.
Федеральный закон от 23.06.2014 N 171-ФЗ вступил в силу 01.03.2015. При этом постановление администрации города Тамбова N 11278 от 23.12.2014 об утверждении схемы расположения земельного участка для установки торгового киоска - объекта некапитального строительства в районе ул. Гастелло, 57А на кадастровой карте территории города Тамбова, было принято до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ. В связи с этим к спорным правоотношениям подлежит применению статья 34 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей до вступления в силу Федерального закона от 23.06.2014 N 171-ФЗ.
Порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности для целей, не связанных со строительством, был установлен статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, а также Положением "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в городском округе - город Тамбов", утвержденным решением Тамбовской городской Думы от 28.09.2011 N 378.
В соответствии со статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, подлежащей применению к спорным правоотношениям) установлен порядок предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством.
На основании данной статьи органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:
принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;
уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;
обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
Граждане, индивидуальные предприниматели, юридические лица, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду (далее - заявители), обращаются в Администрацию города с заявлением о предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством (далее - заявление).
В заявлении указываются цель использования, местоположение, предполагаемые размеры, кадастровый номер земельного участка (при наличии), испрашиваемое право на землю (пункт 2, 3 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости" (пункт 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации).
Решением Тамбовской городской Думы от 28.09.2011 N 378 утверждено положение "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в городском округе - город Тамбов".
В соответствии со статьей 9 указанного выше Положения в случае, если заявитель - юридическое лицо или индивидуальный предприниматель просит предоставить земельный участок в аренду, и в отношении испрашиваемого земельного участка не осуществлен государственный кадастровый учет или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о таком земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, не имеется оснований для отказа в предоставлении земельного участка:
1) администрация города на основании заявления с учетом зонирования территорий в срок не позднее одного календарного месяца со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории;
2) администрация города на основании утвержденной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в двухнедельный срок с даты утверждения вышеназванной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории размещает в газете "Наш город Тамбов" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет информацию о предстоящем предоставлении земельного участка, содержащую сведения о кадастровом номере (при наличии), местоположении, площади, разрешенном использовании земельного участка, виде права, на котором предлагается предоставить земельный участок;
3) администрацией города в срок, соответствующий сроку приема заявлений о предоставлении земельных участков, указанному в пункте 2 части 1 настоящей статьи, принимаются заявления о предоставлении земельных участков, информация о которых размещена в газете "Наш город Тамбов" и на официальном сайте администрации города в сети Интернет;
4) если в течение срока приема заявлений о предоставлении земельного участка не поступили заявления от других лиц на приобретение прав на один и тот же земельный участок, администрация города в недельный срок со дня истечения указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи срока приема заявлений о предоставлении земельного участка извещает заявителя о необходимости выполнения кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
5) заявитель после получения извещения о необходимости выполнения кадастровых работ в отношении испрашиваемого земельного участка и осуществления государственного кадастрового учета такого земельного участка в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ.
6) администрация города принимает в двухнедельный срок со дня предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка решение в форме постановления администрации города о предоставлении земельного участка в аренду;
7) администрация города заключает договор аренды земельного участка в недельный срок со дня принятия постановления администрации города о предоставлении земельного участка в аренду.
В случаях, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, и при условии, что в течение указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи срока приема заявлений о предоставлении земельных участков от других лиц поступили заявления о предоставлении в аренду одного и того же земельного участка, администрация города обеспечивает проведение торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка:
- администрация города в недельный срок со дня истечения указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи срока приема заявлений о предоставлении земельных участков извещает заявителей, подавших заявления о предоставлении в аренду одного и того же земельного участка, о возможности приобретения права на заключение договора аренды земельного участка на торгах;
- администрация города в срок, равный двум календарным месяцам со дня истечения указанного в пункте 2 части 1 настоящей статьи срока приема заявлений о предоставлении земельных участков, подготавливает материалы для организации и проведения торгов по продаже права на заключение договора аренды земельного участка;
- торги по продаже права на заключение договора аренды земельного участка организуются и проводятся в соответствии со статьей 10 положения "О предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в городском округе - город Тамбов".
Между тем, доказательств соблюдения ответчиком процедуры предоставления испрашиваемого земельного участка под размещение нестационарного торгового объекта, предусмотренной статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, в материалы дела не представлено.
Кроме того, постановление Администрации г. Тамбова от 23.12.2014 N 11278 признано утратившим силу постановлением Администрации г. Тамбова от 16.11.2015 N 8412. В утвержденной названным постановлением схеме размещения нестационарных торговых объектов на территории города Тамбова адрес: г. Тамбов, ул. Гастелло, 57А отсутствует.
В настоящее время у ответчика ИП Борзаковой Н.А. отсутствуют правоустанавливающие документы на спорный земельный участок.
То обстоятельство, что земельный участок на момент рассмотрения настоящего дела не освобождён, не оспаривается ответчиком, и указанный факт также нашел свое подтверждение в материалах дела.
Доводов, которым не была дана оценка со стороны суда первой инстанции, основанных на доказательственной базе, опровергающих вышеназванные выводы суда и позволяющих отменить обжалуемый судебный акт, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.
Нарушений норм процессуального права, которые в соответствии с частью 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются безусловными основаниями к отмене судебных актов, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах обжалуемое решение следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственная пошлина относится на ее заявителя и возврату либо возмещению не подлежит.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьями 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Тамбовской области от 09.10.2015 по делу N А64-3599/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Борзаковой Натальи Анатольевны - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Центрального округа в двухмесячный срок через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Щербатых |
Судьи |
И.Б. Сухова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А64-3599/2015
Истец: Комитет земельных ресурсов и землепользования администрации города Тамбова
Ответчик: ИП Борзакова Наталья Анатольевна