Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 15 июня 2016 г. N Ф06-8998/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
11 февраля 2016 г. |
Дело N А65-16808/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 4 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 11 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Морозова В.А.,
судей Буртасовой О.И., Деминой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Сердитовой Д.Д.,
с участием:
от истца - Гайнуллин Р.Р., представитель (доверенность от 09.07.2015 г.);
в отсутствие других лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного разбирательства,
рассмотрев в открытом судебном заседании 4 февраля 2016 года в зале N 2 помещения суда апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района" на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2015 года по делу NА65-16808/2015 (судья Исхакова М.А.)
по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Райдэн" (ОГРН 1121690091885, ИНН 1655261252), г. Казань,
к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района" (ОГРН 1051622164582, ИНН 1655102541), г. Казань,
третьи лица:
- некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан", г. Казань,
- государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан", г. Казань,
о взыскании 251622 руб. 04 коп. - неосновательного обогащения,
УСТАНОВИЛ:
Общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Райдэн" (далее - ООО "УК "Райдэн", истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района" (далее - ООО "УК Вахитовского района"", ответчик) о взыскании 251622 руб. 04 коп. - неосновательного обогащения (с учетом принятого судом уменьшения размера исковых требований).
Определениями суда от 29.09.2015 г. и от 15.10.2015 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены некоммерческая организация "Фонд жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан" (далее - Фонд ЖКХ) и государственное казенное учреждение "Главное инвестиционно-строительное управление Республики Татарстан" (далее - ГКУ "Главинвестстрой РТ").
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 19.11.2015 г. исковые требования удовлетворены.
Ответчик с решением суда не согласился и подал апелляционную жалобу, в которой просит обжалуемое решение отменить и принять по делу новый судебный акт, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела, и нарушение судом норм материального и процессуального права.
Ответчик в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещен надлежащим образом.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу и в судебном заседании с доводами жалобы не согласился и просил обжалуемое решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу ответчика - без удовлетворения.
Третьи лица отзывы на апелляционные жалобы не представили, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, заявили ходатайства о рассмотрении апелляционной жалобы в отсутствие своих представителей.
В соответствии с требованиями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие ответчика и третьих лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверяется в соответствии со статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Исследовав доказательства по делу, изучив доводы, изложенные в апелляционной жалобе ответчика, отзыве истца на апелляционную жалобу, заслушав выступление присутствующего в судебном заседании представителя истца, арбитражный апелляционный суд считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в период с 01.01.2007 г. по 31.12.2010 г., с 01.01.2014 г. по 30.06.2014 г. ответчик осуществлял функции управляющей организации в отношении многоквартирного дома N 77 по ул. Хади Такташа города Казани, производил начисление и сбор денежных средств за текущий и капитальный ремонт общего имущества многоквартирного жилого дома.
В соответствии с протоколом общего собрания от 05.05.2014 г. в многоквартирном жилом доме N 77 по ул. Хади Такташа города Казани собственниками помещений этого дома принято решение о расторжении договоров на управление домом с ответчиком с 31.01.2013 г., заключении договоров на управление жилым домом с истцом с 01.02.2013 г., о передаче полномочий истцу на взыскание с ответчика средств, собранных по статьям "капитальный и текущий ремонт" (т. 1, л.д. 14-16).
Между собственником помещений в многоквартирном жилом доме (МКД) N 77 по ул.Х.Такташа в г. Казани обществом с ограниченной ответственностью "Тавис и К" (далее - ООО "Тавис и К") и ООО "УК Вахитовского района" заключен договор управления N 216-ОД от 01.07.2013 г. (л.д. 96-100).
Между ООО "УК Вахитовского района" и Фонд ЖКХ заключен договор поручения N 181 от 30.06.2014 г. о формировании фонда капитального ремонта (л.д. 101-126).
Ранее ответчиком был заключен договор с ГКУ "Главинвестстрой РТ" от 01.04.2010 г. (л.д. 139-152).
В многоквартирном жилом доме N 77 по ул. Хади Такташа в г. Казани ООО "Тавис и К" занимает нежилые помещения.
На основании выставленных ООО "УК Вахитовского района" счетов на оплату ООО "Тавис и К" платежными поручениями были осуществлены платежи и по эксплуатационным расходам, в которые согласно выставленным ответчиком счетам, включены суммы за капитальный ремонт многоквартирного жилого дома в общем размере 287403 руб. (л.д. 87-95).
Согласно сведениям, представленным Фонд ЖКХ, на счете регионального оператора по дому N 77 по ул. Хади Такташа в г. Казани находятся 35780 руб. 96 коп.
Удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правомерно исходил из следующего.
Избрание способа управления многоквартирным домом является исключительным правом и обязанностью собственников помещений в многоквартирном доме (статьи 209, 291 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункт 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Такими способами могут быть: непосредственное управление собственником помещений в многоквартирном доме, управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, управление управляющей организацией.
Многоквартирный дом может управляться только одним способом и только одной управляющей организацией (пункты 2, 9 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В силу пункта 3 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации способ управления многоквартирным домом выбирается на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме и может быть выбран и изменен в любое время на основании его решения. Решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме.
Согласно статье 154 Жилищного кодекса Российской Федерации структура платы за жилое помещение и коммунальные услуги включает в себя плату за пользование жилым помещением (для нанимателей), плату за содержание и ремонт жилого помещения, включающую в себя плату за услуги и работы по управлению многоквартирным домом, содержанию и текущему ремонту общего имущества в многоквартирном доме, капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме проводится за счет собственника жилищного фонда, плату за коммунальные услуги.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрен порядок внесения платы, в том числе, и управляющей компании независимо от ее организационно-правовой формы.
Собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения (пункт 1 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Решение общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме об оплате расходов на капитальный ремонт многоквартирного дома принимается с учетом предложений управляющей организации о сроке начала капитального ремонта, необходимом объеме работ, стоимости материалов, порядке финансирования ремонта, сроках возмещения расходов и других предложений, связанных с условиями проведения капитального ремонта (пункта 2 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Если собственники помещений в многоквартирном доме на их общем собрании не приняли решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, такой размер устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе - органом государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, если законом соответствующего субъекта Российской Федерации не установлено, что данные полномочия осуществляются органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований) (пункт 4 статьи 158 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 166 Жилищного кодекса Российской Федерации нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, финансируемых за счет средств фонда капитального ремонта, размер которых сформирован исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, может быть дополнен услугами и (или) работами по утеплению фасада, переустройству невентилируемой крыши на вентилируемую крышу, устройству выходов на кровлю, установке коллективных (общедомовых) приборов учета потребления ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, и узлов управления и регулирования потребления этих ресурсов (тепловой энергии, горячей и холодной воды, электрической энергии, газа) и другими видами услуг и (или) работ.
Взносы на капитальный ремонт, уплаченные собственниками помещений в многоквартирном доме, проценты, уплаченные собственниками таких помещений в связи с ненадлежащим исполнением ими обязанности по уплате взносов на капитальный ремонт, проценты, начисленные за пользование денежными средствами, находящимися на специальном счете, образуют фонд капитального ремонта (часть 1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации).
В части расходования денежных средств за капитальный ремонт денежные средства по статье "капитальный ремонт" аккумулировались в ГКУ "Главинвестстрой РТ" до 14.08.2014 г. Распоряжением кабинета Министров РТ от 14.08.2014 г. N 1608-р утвержден перечень мероприятий по завершению реализации пилотного проекта. Указанным перечнем предусмотрена передача средств, накопленных в Республиканском фонде финансирования капитального ремонта в рамках реализации пилотного проекта, Фонду ЖКХ либо на специальные счета с учетом выбранного способа формирования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 31.12.2013 г. N 1146 "Об утверждении Региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Татарстан". Перечень многоквартирных домов, собственники помещений которых не приняли решение о способе формирования фонда капитального ремонта, утвержденный постановлением Исполнительного комитета города Казани от 30.04.2014 г. N 2262, включает многоквартирный дом (п.2635). Согласно указанному постановлению многоквартирные дома, включенные в перечень, формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора (Фонда ЖКХ). Во исполнение указанного распоряжения средства республиканского фонда финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, накопленноые многоквартирным домом в рамках реализации пилотного проекта в размере 35780 руб. 96 коп., перечислены на счет регионального оператора.
Доказательств расходования денежных средств, перечисленных ООО "Тавис и К" за капитальный ремонт в размере 251622 руб. 04 коп. (за исключением 35780 руб. 96 коп.), ответчиком не представлено.
Оплаченные собственниками помещений многоквартирного жилого дома, но не выполненные управляющей компанией работы по текущему и капитальному ремонту здания (в том числе и по основаниям отсутствия необходимости выполнения таких работ) и не перечисление указанных средств на счет регионального оператора при замене управляющей компании влекут получение прежней управляющей компанией неосновательного обогащения (статьи 1102, 1103 Гражданского кодекса Российской Федерации) как средства, переданные для исполнения прекратившегося обязательства, так как обязательство по проведению текущего и капитального ремонта дома с момента передачи функций управляющей компании от ответчика и истцу переходит к последнему.
Поскольку денежные средства, перечисленные в качестве платы за капитальный и текущий ремонт многоквартирного дома, не поступают в собственность управляющей организации, а являются собственностью плательщиков, и могут быть потрачены управляющей организацией строго по целевому назначению и только по решению общего собрания собственников (пункт 1 части 2 статьи 44 ЖК РФ), в случае расторжения с управляющей организацией договора на управление многоквартирным домом (части 8-8.2 статьи 162 ЖК РФ) или изменения способа управления многоквартирным домом (часть 3 статьи 161 ЖК РФ) управляющая организация утрачивает правовые основания для дальнейшего удержания денежных средств.
В случае удержания указанных денежных средств ответчик как предыдущая управляющая организация в силу статьи 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации становится приобретателем неосновательного обогащения.
Принимая во внимание, что в материалы дела не представлено доказательств проведения в многоквартирном доме работ по капитальному и текущему ремонту в спорный период, а также доказательств расходования или возврата денежных средств, собранных ответчиком с собственников помещений в многоквартирном доме на проведение капитального и текущего ремонта в сумме 251622 руб. 04 коп, равно как и доказательств перечисления их региональному оператору, суд первой инстанции правомерно удовлетворил исковые требования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы проверены судом апелляционной инстанции и признаны необоснованными, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации данные доводы не подтверждены доказательствами, не опровергают установленные по делу обстоятельства и не могут поставить под сомнение правильность применения судом первой инстанции норм материального и процессуального права.
На основании изложенного арбитражный апелляционный суд считает, что обжалуемое ответчиком решение принято судом первой инстанции обоснованно, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального права, и основания для его отмены отсутствуют.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе подлежат отнесению на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 19 ноября 2015 года по делу N А65-16808/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания Вахитовского района" - без удовлетворения.
Расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе отнести на заявителя жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий судья |
В.А. Морозов |
Судьи |
О.И. Буртасова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А65-16808/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 24 октября 2017 г. N Ф06-25573/17 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Обществo с ограниченной ответственностью "Управляющая Компания"Райдэн", г. Казань
Ответчик: ООО "Управляющая компания Вахитовского района", г. Казань
Третье лицо: Государственное казенное учреждение "Главное инвестиционное - строительное управление РТ, Некоммнрческая организация фонд жилищно - коммунального хозяйства рт, ООО ЕДИНЫЙ РАСЧЕТНЫЙ ЦЕНТР ГОРОДА КАЗАНИ, 11-й арбитражный апелляционный суд, Межрайонная ИФНС N18 по РТ
Хронология рассмотрения дела:
21.12.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17323/17
24.10.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-25573/17
01.09.2017 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16808/15
29.06.2017 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-7424/17
19.04.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16808/15
26.01.2017 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16808/15
15.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8998/16
11.02.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-18813/15
19.11.2015 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-16808/15