г. Саратов |
|
16 февраля 2016 г. |
Дело N А57-13356/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 10 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 февраля 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Акимовой М.А.,
судей Александровой Л.Б., Луговского Н.В.
при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Абросимовым О.А.
при участии в судебном заседании представителя министерства образования Саратовской области Потаповой А.В., действующей по доверенности от 09.10.2015, представителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области Шиковой Ю.В., действующей по доверенности от 26.10.2015 N 60-01-48/2633,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу министерства образования Саратовской области (410002, Саратовская область, г. Саратов, ул.Соляная, д.32, ОГРН 1056405028591, ИНН 6450608375)
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 18 ноября 2015 года по делу N А57-13356/2015 (судья Сеничкина Е.В.)
по заявлению Министерства образования Саратовской области (410002, Саратовская область, г. Саратов, ул. Соляная, д.32, ОГРН 1056405028591, ИНН 6450608375)
о признании недействительным представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (410012, г. Саратов, ул. Челюскинцев, 114, ОГРН 1046405019583, ИНН 6452091413),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Саратовской области обратилось министерство образования Саратовской области (далее - заявитель, министерство) с заявлением к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области (далее - ТУ Росфиннадзора в Саратовской области) о признании недействительным представления от 17.04.2015 N 60-01-26/873.
Решением суда первой инстанции от 18.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Министерство не согласилось с решением суда первой инстанции и обратилось в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, удовлетворить заявленные требования.
ТУ Росфиннадзора в Саратовской области возражает против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в отзыве и дополнении к отзыву.
Исследовав материалы дела, заслушав участников, процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришёл к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, на основании Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в Саратовской области на 2015 год, в соответствии с приказами руководителя ТУ Росфиннадзора в Саратовской области от 05.02.2015 N 15, от 06.03.2015 N 15-1, сотрудниками органа финансово-бюджетного надзора проведена проверка использования в 2012-2014 годах министерством субсидии из федерального бюджета, предоставленной бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию государственной программы "Доступная среда" в части проведения мероприятий по формированию в субъектах Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, предусмотренные постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 N 297 "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы".
В ходе проверки ТУ Росфиннадзора в Саратовской области установлено, что средства субсидии, предоставленной 16 октября 2014 года бюджету Саратовской области на основании Соглашения N 07.G65.24.0133 между министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Саратовской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, при предусмотренном соглашением использования их части в сумме 1548400 рублей на реализацию мероприятий в базовой общеобразовательной организации муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" (Саратовская область, Турковский район, р.п.Турки, ул.Свердлова, д.5) фактически денежные средства предоставлены министерством образования Саратовской области согласно соглашению N 35/иод между министерством образования Саратовской области и администрацией Турковского муниципального района Саратовской области о предоставлении в 2014 году субсидии из областного бюджета бюджету Турковского муниципального района на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, от 10 ноября 2014 гожа на реализацию мероприятий в базовой общеобразовательной организации муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" Саратовская область, Турковский район, р.п.Турки, ул. Ульяны Громовой, д.1а).
Однако, в муниципальном общеобразовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа" р.п. Турки Турковского района Саратовской области на 01 января 2015 года универсальная доступная среда не создана.
Выявленное нарушение явились основанием для вынесения заявителю представления от 17.04.2015 N 60-01-26/873, в соответствии с которым министерству предложено рассмотреть информацию об указанных в настоящем представлении нарушениях бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, а также принять меры по устранению выявленных нарушений и (или) устранению причин и условиях их совершения в течение тридцати дней со дня получения настоящего представления. О результатах исполнения настоящего представления следует проинформировать ТУ Росфиннадзора в Саратовской области не позднее пяти дней с даты исполнения представления (т.1 л.д.22-54).
Министерство не согласилось с представлением ТУ Росфиннадзора в Саратовской области и оспорило его в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.
Суд первой инстанции отказал в удовлетворении заявленного требования, поскольку оспариваемое представление законно, принято в пределах полномочий органа и не нарушает прав и законных интересов заявителя.
Апелляционная коллегия считает выводы суда первой инстанции обоснованными и подтвержденными собранными по делу доказательствами.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что они не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, как предусмотрено частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ и статьей 13 Гражданского кодекса РФ.
В рассматриваемом случае не установлена совокупность указанных оснований для признания недействительным оспоренного представления.
Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не обозначенные в бюджете при выделении конкретных сумм средств, являются нарушением бюджетного законодательства РФ.
Статьёй 38 Бюджетного кодекса РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 Бюджетного кодекса РФ к бюджетным полномочиям получателя бюджетных средств отнесено обеспечение результативности, целевого характера использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований.
В силу пункта 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определённым законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств.
Из материалов дела видно, что средства субсидии, предоставленной 16 октября 2014 года бюджету Саратовской области на основании Соглашения N 07.G65.24.0133 между Министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Саратовской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, при предусмотренном соглашением использования их части в сумме 1548400 рублей на реализацию мероприятий в базовой общеобразовательной организации муниципальное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа" (Саратовская область, Турковский район, р.п.Турки, ул.Свердлова, д.5) фактически денежные средства предоставлены министерством образования Саратовской области согласно соглашению N 35/иод между министерством образования Саратовской области и администрацией Турковского муниципального района Саратовской области о предоставлении в 2014 году субсидии из областного бюджета бюджету Турковского муниципального района на проведение мероприятий по формированию сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, от 10 ноября 2014 гожа на реализацию мероприятий в базовой общеобразовательной организации муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" Саратовская область, Турковский район, р.п.Турки, ул. Ульяны Громовой, д.1а).
Однако, в муниципальном общеобразовательном учреждении "Основная общеобразовательная школа" р.п. Турки Турковского района Саратовской области на 01 января 2015 года универсальная доступная среда не создана.
В ходе проверки министерством в контролирующий орган представлены пояснения, согласно которым:
1. Формирование перечня объектов сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов, осуществлялось на основании заявки муниципального района. Управлением образования администрации Турковского муниципального района подана заявка на включение в перечень базовых школ для создания условий для инклюзивного образования детей-инвалидов муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" р.п. Турки Турковского района. Копия заявки прилагается. Министерством образования допущена техническая ошибка при внесении указанного учреждения в п. 1.5. Соглашения от 07.10.2014 N 07.G65.24.0133 (указана средняя школа р.п. Турки). В настоящее время с Министерством образования и науки Российской Федерации решается вопрос об исправлении технической ошибки.
2. Сканированные Соглашения, заключённые между министерством образования области и администрациями муниципальных образований области, в Министерство образования и науки Российской Федерации не направлялись. Запрос из Министерства образования и науки Российской Федерации на предоставление в их адрес сканированных Соглашений не поступал.
Суд первой инстанции пришёл к верному выводу о том, что утверждение министерства об отсутствии нецелевого использования бюджетных средств и направления их на цели, предусмотренные государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011-2015 годы, при наличии соглашения, содержащего определенный перечень образовательных учреждений, основано на ошибочном толковании положений бюджетного законодательства.
В соответствии со статьёй 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации указанные действия, связанные с исполнением Соглашения 07.G65.24.0133 от 07.102014, заключением и исполнением соглашения N 35/иод от 10.11.2014, предоставлением (направлением) и расходованием средств субсидии (источником которой являлась субсидия из федерального бюджета) на создание универсальной доступной среды в общеобразовательной организации: Муниципальное общеобразовательное учреждение "Основная общеобразовательная школа" р.п. Турки Турковского района Саратовской области, юридический адрес: 412070, Саратовская область, Турковский район, р.п. Турки, ул. Ульяны Громовой, д. 1а, являются нецелевым использованием бюджетных средств в сумме 106 897 руб. 55 коп.
При указанном анализе отчётности и сделанных выводах административным органом учтено, что представленными для настоящей проверки документами изменение Соглашения 07.G65.24.0133 не подтверждено, поскольку согласно пункту 4.2 Соглашения изменение настоящего Соглашения осуществляется по инициативе Сторон в письменной форме в виде дополнительных соглашений к настоящему Соглашению, которые являются его неотъемлемой частью.
Однако, в ТУ Росфиннадзора в Саратовской области документы, подтверждающие исправление технической ошибки, представлены не были.
Согласно пункту 3.2 Соглашения субъект Российской Федерации несёт ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нецелевое использование субсидии, а также за достоверность, полноту и своевременность представления в министерство отчётов в соответствии с настоящим соглашением.
Апелляционная коллегия не согласна с выводом суда первой инстанции о преюдициальном значении для рассмотрения настоящего дела решения Волжского районного суда г. Саратова от 17.08.2015 по делу N 21-772/2015, которым министр образования Саратовской области Епифанова М.А. привлечена к административной ответственности по статье 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В части установления существенных обстоятельств расхождений между позициями судов нет. Правовая оценка и применение закона, на котором основаны выводы о наличии состава вменённого правонарушения в действиях министр образования Саратовской области, не может рассматриваться в качестве обстоятельства, имеющего преюдициальное значение. Приведённая позиция неоднократно изложена судами высших инстанций (пункт 16.2 постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10, постановления Верховного Суда РФ от 17.08.2015 N 308-АД15-8967 и от 27.01.2015 N 306-АД14-5347).
Вместе с тем, при проведении проверки ТУ Росфиннадзора в Саратовской области установлено, что министром образования Саратовской области Епифановой М.А. было допущено нецелевое использование средств субсидии на сумму 106897, 55 руб., источником которой являлись средства субсидии из федерального бюджета, выразившееся в направлении их администрации Турковского муниципального района Саратовской области на расходы в общеобразовательной организации (и, как следствие, не обеспечении целевого использования указанных средств получателем субсидии), не предусмотренной соглашением 07.G65.24.0133 от 07.10.2014, заключённым между министерством образования и науки Российской Федерации и Правительством Саратовской области о предоставлении субсидии из федерального бюджета бюджету Саратовской области на проведение мероприятий по формированию в субъекте Российской Федерации сети базовых общеобразовательных организаций, в которых созданы условия для инклюзивного образования детей-инвалидов (подписанным Губернатором Саратовской области).
Обстоятельства нецелевого использования бюджетных средств министерством, послужили основанием для выдачи министерству оспариваемого представления Управления.
Оспариваемое представление вынесено компетентным органом в пределах его полномочий и не содержит незаконных либо неисполнимых требований. Оно не нарушает права заявителя, а направлено на побуждение его должным образом исполнять свои обязанности.
Таким образом, является верным вывод суда первой инстанции о том, что отсутствуют основания для признания оспоренного представления недействительным.
Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, по существу направлены на переоценку фактических обстоятельств и представленных доказательств, правильно установленных и оцененных судом первой инстанции, и не могут служить основаниями для отмены принятого решения.
Суд первой инстанции, не установив нарушения норм закона и прав заявителя, обоснованно в соответствии с частью 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса РФ отказал в удовлетворении заявленных требований.
При указанных обстоятельствах оснований для отмены обжалованного решения не имеется. Апелляционную жалобу следует оставить без удовлетворения.
Таким образом, все имеющие значение для правильного и объективного рассмотрения спора обстоятельства выяснены судом первой инстанции, всем представленным доказательствам дана правовая оценка.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 18.11.2015 по делу N А57-13356/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объёме через арбитражный суд первой инстанции, принявший решение, в порядке, предусмотренном статьями 275-276 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
М.А. Акимова |
Судьи |
Л.Б. Александрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А57-13356/2015
Истец: Министерство Образования Саратовской области
Ответчик: Территориальное управление федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Саратовской области, ТУ Росфиннадзора в Саратовской области