Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2016 г. N Ф08-3221/16 настоящее постановление оставлено без изменения
город Ростов-на-Дону |
|
18 февраля 2016 г. |
дело N А32-32523/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.,
судей Сурмаляна Г.А., Филимоновой С.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.,
при участии:
от заявителя: представитель Пироженко В.Б. по доверенности от19.10.2015, генеральный директор Булавин В.А.;
от заинтересованного лица: представитель Кривицкая В.А. по доверенности от 14.12.2015;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу саморегулируемой организации ассоциации "Объединение изыскателей Южного и Северо-кавказского округов"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 25.11.2015 по делу N А32-32523/2015
по заявлению саморегулируемой организации ассоциации "Объединение изыскателей Южного и Северо-кавказского округов"
к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
о признании недействительным предписания
принятое судьей Бутченко Ю.В.
УСТАНОВИЛ:
саморегулируемая организация ассоциация "Объединение изыскателей Южного и Северо-кавказского округов" (далее - организация) обратилась в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - управление) о признании недействительным предписания от 02.07.2015 N 1007-99-25 в части пунктов N 7, 9, 10; о взыскании судебных расходов за получение в налоговом органе выписок из ЕГРЮЛ в размере 800 руб., по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2015 г. заявленные требования удовлетворены частично. Суд признал недействительным пункт 9 предписания от 02.07.2015 N 1007-99-25; взыскал с управления в пользу организации судебные расходы за получение в налоговом органе выписок из ЕГРЮЛ в размере 800 руб., по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. Решение мотивировано тем, что оспариваемое предписание в части пункта N 9 не соответствуют нормам действующего законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя. Доказательств обоснованности выдачи предписания в указанной части и его законности административный орган не представил.
Не согласившись с принятым судебным актом, организация подала в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить и принять по делу новый судебный акт.
Управление представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с гл. 34 АПК РФ.
Представители организации в судебном заседании уточнили, что судебный акт обжалуется лишь в части отказа признания недействительным предписания от 02.07.2015 N 1007-99-25 в части пунктов N 7 и 10.
Возражений против решения суда первой инстанции в необжалованной организацией части представителем управления не заявлено.
В соответствии с частью 5 статьи 268 АПК РФ в случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений.
Учитывая изложенное, в отсутствие возражений сторон, суд апелляционной инстанции на основании ч.5 ст. 268 АПК РФ проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой организацией части.
Представители организации в судебном заседании поддержали жалобу по доводам, изложенным в ней, просили суд отменить оспариваемое решение и принять по делу новый судебный акт.
Представитель управления в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы по основаниям, изложенным в письменном отзыве, просил решение суда оставить без изменения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, выслушав представителей участвующих в деле лиц, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, управлением на основании распоряжения от 10.06.2015 N 3997-р, которое вручено обществу 10.06.2015, в присутствии законного представителя общества в отношении организации (регистрационный номер в реестре СРО-И-020-11012010) в период с 19.062015 по 02.07.2015 проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки от 02.07.2015 N 1006-99-25 и обществу выдано предписание от 02.07.2015 N 1007-99-25, сроком исполнения до 02.10.2015.
В пунктах 7, 9 и 10 указанного предписания обществу предписано устранить следующие нарушения:
- пункт 7. В нарушение ч. 2 ст. 55.16, ч. 6 ст. 55.5 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации при выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при повторном вступлении в члены СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" (ООО СК "Трансстрой" (ИНН 0545011040), реестровые номера 169,286). Реестровый номер 169 - присвоен 29.12.2010. Платежное поручение, подтверждающие факт внесения взноса в компенсационный фонд N 01 от 24.12.2010. Организация исключена из членов саморегулируемой организации на основании решения Правления общества от 26.12.2013, протокол N 29/13. Причина исключения: в соответствии с п.2 ч.1 ст. 55.7 ГрК РФ и на основании п.5 ч.2 ст.55.7 ГрК РФ (отсутствие свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства). Реестровый номер 286 - присвоен 20.02.2014. Платежное поручение, подтверждающее факт внесения взноса в компенсационный фонд, отсутствует. Свидетельство о допуске к работам N 0286.01-2014-0545011040-И-020, выдано на основании решения Правления СРО "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" от 20.02.2014, протокол N 3/14;
- Пункт 9. В пункте 4.11 Правил применения мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами Саморегулируемой организации Ассоциации "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" требований к выдаче Свидетельства о допуске к работам, требований Стандартов и Правил Ассоциации установлено "отсутствие на заседании Дисциплинарной комиссии члена СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" или лица (лиц), направлявших жалобу (обращение), уведомленных надлежащим образом, не является основанием для не проведения заседания. Отложение заседания возможно по ходатайству лица, в отношении которого возбуждено дисциплинарное производство или лица (лиц), направлявших жалобу (обращение)", что противоречит пункту 4.6 Правил применения мер дисциплинарного воздействия за несоблюдение членами Саморегулируемой организации Ассоциации "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" требований к выдаче Свидетельства о допуске к работам, требований Стандартов и Правил Ассоциации "Дисциплинарная комиссия по жалобе на действия члена СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" рассматривает дело в присутствии лица, подавшего жалобу, и члена Ассоциации, на которого была подана жалоба, и принимает решение о применении меры дисциплинарного воздействия к члену СРО АС "ЮгСевКавИзыскания", допустившему те или иные нарушения или об отсутствии оснований для применения меры дисциплинарного воздействия";
- Пункт 10. В нарушение ч. 2 ст. 55.16, ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации при выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства юридическому лицу ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис" (ИНН 6163078484) при его присоединении к члену Ассоциации - ООО "Югстройэнергопроект" (ИНН 6163090178) (ООО "Югстройэнергопроект", реестровый номер 253 - присвоен 05.03.2013. Организация исключена из членов СРО на основании решения Правления от 14.04.2014, протокол N 6/14. Причина исключения: в соответствии с п.3 ч.1 ст.55.7 ГрК РФ (ликвидация юридического лица) реорганизация. Платежное поручение, подтверждающие факт внесения взноса в компенсационный фонд - N 112 от 14.12.2012. ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис", реестровый номер 288 - присвоен 14.04.2014. Свидетельство о допуске к работам N 0288.01-2014-6163078484-И-020, выдано на основании решения Правления СРО НП "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" от 14.04.2014, протокол N 6/14. Платежное поручение, подтверждающие факт внесения взноса в компенсационный фонд, отсутствует.
Не согласившись с предписанием в части пунктов 7, 9 и 10, общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании его недействительным в указанной части.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не нашёл достаточных оснований для переоценки вывода суда первой инстанции о законности оспариваемых организацией пунктов 7 и 10 предписания управления.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу части 1 статьи 198 и части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо одновременное наличие двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.
При этом законность и обоснованность предписания и проверка нарушения прав заявителя предписанием подлежит проверке на момент выдачи указанного предписания, поскольку при осуществлении государственными органами возложенных на них функций и осуществление ими действий подлежат применению правовые нормы, регулирующие спорные правоотношения и действующие на момент совершения действий.
В соответствии с частью 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).
В части 1 статьи 16 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" установлено, что по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу п. 7 ч. 2 и ч. 3 ст. 16 Федерального закона N 294-ФЗ в акте проверки указываются сведения о результатах проверки, в том числе о выявленных нарушениях обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами, об их характере и о лицах, допустивших указанные нарушения.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 17 Федерального закона N 294-ФЗ в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью людей, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, имуществу физических и юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также других мероприятий, предусмотренных федеральными законами;
Таким образом, исходя из указанных выше положений законодательства, управление вправе выдавать предписания в установленном законом порядке, в частности, при проведении плановой выездной проверки. Результаты проверки и выявленные нарушения фиксируются в акте проверки.
Согласно пункту 4 статьи 4 ГрК РФ к отношениям, связанным с приобретением, прекращением статуса саморегулируемых организаций, определением их правового положения, осуществлением ими деятельности, установлением порядка осуществления саморегулируемой организацией контроля за деятельностью своих членов и применением саморегулируемой организацией мер дисциплинарного воздействия к своим членам, порядка осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемых организаций, применяется гражданское законодательство, в том числе Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях", если данные отношения не урегулированы настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 8 ст. 55.8 ГрК РФ допуск к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, подтверждается выданным саморегулируемой организацией свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства. Форма такого свидетельства устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
Порядок приема в члены саморегулируемой организации, установлен ст. 55.6 ГрК РФ.
В силу части 2 статьи 55.16 ГрК РФ не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации.
Судом установлено, что управлением, на основании распоряжения от 10.06.2015 N 3997-р, которое вручено обществу 10.06.2015, в присутствии законного представителя общества в отношении СРО Ассоциация "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" (регистрационный номер в реестре СРО-И-020-11012010) в период с 19.06 по 02.07.2015 проведена плановая выездная проверка, по результатам которой составлен акт проверки и обществу выдано предписание, сроком исполнения до 02.10.2015.
Результаты данной проверки зафиксированы в акте проверки от 02.07.2015 N 1006-99-25, на основании которого обществу выдано предписание от 02.07.2015 N 1007-99-25.
Общество не оспаривая установленных в ходе проверки обстоятельств не согласилось с нарушениями норм ГрК РФ, указанных в пунктах 7, 9 и 10 указанного предписания.
Относительно нарушения, указанного в пункте 7 предписания установлено следующее. Обществу вменено нарушение ч. 2 ст. 55.16, ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, поскольку им допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации при выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства при повторном вступлении в члены СРО АС "ЮгСевКавИзыскания" (ООО СК "Трансстрой" (ИНН 0545011040), реестровые номера 169,286). Реестровый номер 169 - присвоен 29.12.2010. Платежное поручение, подтверждающие факт внесения взноса в компенсационный фонд N 01 от 24.12.2010. Организация исключена из членов саморегулируемой организации на основании решения Правления общества от 26.12.2013, протокол N 29/13. Причина исключения: в соответствии с п.2 ч.1 ст. 55.7 ГрК РФ и на основании п.5 ч.2 ст.55.7 ГрК РФ (отсутствие свидетельства о допуске хотя бы к одному виду работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства). Реестровый номер 286 - присвоен 20.02.2014. Платежное поручение, подтверждающее факт внесения взноса в компенсационный фонд, отсутствует. Свидетельство о допуске к работам N 0286.01-2014-0545011040-И-020, выдано на основании решения Правления СРО "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" от 20.02.2014, протокол N 3/14.
Доводы общества об отсутствии обязанности по внесению взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации при выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при повторном вступлении в члены СРО, не основаны на нормах законодательства.
Частью 3.1 статьи 52 ГрК РФ предусмотрено, что в случае, если работы по организации строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства (далее - работы по организации строительства)включены в указанный в части 4 статьи 55.8 настоящего Кодекса перечень, лицо, осуществляющее строительство такого объекта капитального строительства, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.
Согласно частям 1, 1.1 статьи 55.8 ГрК РФ индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам. Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации подготовки проектной документации или организации строительства, вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость
подготовки проектной документации или строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с частями 6 или 7 статьи 55.16 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 13 Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" и п. 2 ч. 2 ст. 55.4 ГрК РФ одним из необходимых требований для приобретения некоммерческой организацией статуса саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, является наличие компенсационного фонда, сформированного в соответствии с установленными законодательством требованиями. компенсационный фонд первоначально формируется исключительно в денежной форме за счет взносов членов СРО.
В силу ч. 2 ст. 55.16 ГрК РФ освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взносов ее компенсационный фонд, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации, не допускается. При этом, отсрочка или рассрочка уплаты взноса в компенсационный фонд не предусмотрена.
При этом свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства согласно ч. 6 ст. 55.6 ГрК РФ выдается лицу, принятому в члены саморегулируемой организации, исключительно после уплаты взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации.
Индивидуальный предприниматель или юридическое лицо, имеющие свидетельство о допуске к работам по организации строительства, в силу ч. 1.1 ст. 55.8 ГрК РФ вправе выполнять указанные работы при условии, если стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства по одному договору не превышает планируемую стоимость строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства, исходя из размера которой членом саморегулируемой организации был внесен взнос в компенсационный фонд саморегулируемой организации в соответствии с ч. 6 или ч. 7 ст. 55.16 ГрК РФ.
Обязательным требованием является наличие компенсационного фонда, сформированного в размере не менее чем один миллион рублей на одного члена такой организации или, если такой организацией установлено требование к страхованию ее членами гражданской ответственности, которая может наступить в случае причинения вреда вследствие недостатков работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, в размере не менее чем триста тысяч рублей на одного члена такой организации.
Таким образом, внесение сумм взносов в компенсационный фонд СРО является личной обязанностью каждого члена СРО.
Согласно пункту 1 статьи 408 ГК РФ надлежащее исполнение прекращает обязательство.
Исполнение юридическим лицом и индивидуальным предпринимателем обязанности по уплате взноса в компенсационный фонд СРО прекращает обязательство указанных лиц в части формирования компенсационного фонда СРО при вступлении в соответствующую СРО.
В соответствии с частью 1.1 статьи 55.7 ГрК РФ в случае добровольного выхода члена СРО из СРО членство в СРО прекращается со дня поступления в СРО заявления такого члена о добровольном прекращении его членства в этой организации.
Согласно пункту 2 статьи 154 ГК РФ односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
В статье 153 ГК РФ указывается, что сделками признаются действия граждан и юридических лиц, в том числе направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Выход члена СРО из СРО следует рассматривать как действие, направленное на прекращение гражданских прав и обязанностей индивидуального предпринимателя или юридического лица, связанных с участием в СРО.
При этом согласно положениям статьи 8 ГК РФ и части 4 статьи 55.7 ГрК РФ указанные обстоятельства не являются основанием для возникновения у индивидуального предпринимателя или юридического лица, вышедших из СРО, права требования к СРО возврата денежных средств, уплаченных в том числе в качестве взноса в компенсационный фонд СРО.
Порядок приема индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в члены СРО непосредственно регулируется статьей 55.6 ГрК РФ и не предусматривает специальный правовой режим при приеме в члены СРО индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, уплативших взнос в компенсационный фонд и ранее прекративших членство в такой СРО. Следует учитывать, что в части 2 статьи 55.16 ГрК РФ установлен прямой запрет на освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд СРО.
Таким образом, в случае прекращения членства организации в СРО и при последующем вступлении в эту же СРО либо при вступлении в другую СРО у указанного субъекта предпринимательской деятельности вновь возникают обязанность, связанная с формированием компенсационного фонда СРО, и, как следствие, возникает обязанность уплаты соответствующего взноса в компенсационный фонд.
Кроме того, Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации даны разъяснения о повторном вступлении в саморегулируемую организацию в письмах от 17.07.2015 N 22222-ЮР/08 и от 26.08.2015 N 27249-АБ/08 при рассмотрении вопроса применения ГК РФ, ГрК РФ и Федерального закона от 01.12.2007 N 315-ФЗ "О саморегулируемых организациях" к отношениям, связанным с повторным вступлением в саморегулируемую организацию (СРО) и исполнением обязательств по внесению средств в компенсационный фонд.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что оспариваемое предписание в части пункта 7 является законным и обоснованным.
В пункте 10 предписания обществу вменено нарушение ч. 2 ст. 55.16, ч. 6 ст. 55.5 ГрК РФ, поскольку обществом допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации при выдаче свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства юридическому лицу ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис" (ИНН 6163078484) при его присоединении к члену Ассоциации - ООО "Югстройэнергопроект" (ИНН 6163090178) (ООО "Югстройэнергопроект", реестровый номер 253 - присвоен 05.03.2013. Организация исключена из членов СРО на основании решения Правления от 14.04.2014, протокол N 6/14. Причина исключения: в соответствии с п.3 ч.1 ст.55.7 ГрК РФ (ликвидация юридического лица) реорганизация. Платежное поручение, подтверждающие факт внесения взноса в компенсационный фонд - N 112 от 14.12.2012. ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис", реестровый номер 288 - присвоен 14.04.2014. Свидетельство о допуске к работам N 0288.01-2014-6163078484-И-020, выдано на основании решения Правления СРО НП "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" от 14.04.2014, протокол N 6/14. Платежное поручение, подтверждающие факт внесения взноса в компенсационный фонд, отсутствует.
Материалами дела подтверждается и сторонами не оспаривается, что ООО "Югстройэнергопроект" реорганизовано путем присоединения к ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис", деятельность ООО "Югстройэнергопроект" в качестве юридического лица прекращена и сторонами подписан передаточный акт от 27.03.2014.
В Единый государственный реестр юридических лиц налоговым органом 04.04.2014 внесена запись о прекращении деятельности юридического лица ООО "Югстройэнергопроект" путем реорганизации в форме присоединения к ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис", а также запись о том, что ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис" является правопреемником реорганизованного юридического лица ООО "Югстройэнергопроект".
Согласно протоколу заседания правления СРО НП "Объединение изыскателей Южного и Северо-Кавказского округов" от 14.04.2014 N 6/14 членство ООО "Югстройэнергопроект" и действия свидетельства о допуске к работам прекращены в связи с прекращением его деятельности при реорганизации юридического лица.
Из данного протокола также следует, что в члены СРО принято ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис" в результате реорганизации юридических лиц в форме присоединения к нему члена СРО - ООО "Югстройэнергопроект", правопреемником которого он является, и принято решение о выдаче данной организации свидетельства о допуске к работам. Взнос в компенсационный фонд СРО в размере 150 000 рублей, уплаченный ООО "Югстройэнергопроект" по платежному поручению N 112 от 14.12.2012 (представлено в дело; в протоколе указано платежное поручение N 803 от 18.12.2012), зачтен в счет погашения указанного взноса ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис". Вступительный взнос с ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис" не взымать в связи с уплатой взноса ООО "Югстройэнергопроект".
В соответствии с пунктом 4 статьи 57 Гражданского кодекса РФ, юридическое лицо считается реорганизованным, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.
Пункт 2 статьи 58 Гражданского кодекса РФ устанавливает, что при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица в соответствии с передаточным актом.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 129 Гражданского кодекса РФ объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.
Виды объектов гражданских прав, которые могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (объекты, ограниченно оборотоспособные), определяются в порядке, установленном законом.
В соответствии со статьями 55.8 и 55.17 ГрК РФ не предусматривают процедуры внесения изменений в свидетельство о допуске к проектным работам путем замены реквизитов одной организации - члена - СРО на реквизиты другой организации, не являющейся членом СРО, хотя и являющейся его правопреемником.
Статья 55.8 ГрК РФ устанавливает, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо вправе выполнять работы, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, при наличии выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к таким работам.
Свидетельство о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выдается саморегулируемой организацией при приеме индивидуального предпринимателя или юридического лица в члены саморегулируемой организации, если такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо соответствует требованиям к выдаче свидетельств о допуске к указанным работам.
Согласно разъяснениям Минрегиона Российской Федерации в письме от 02.11.2010 N 37669-ИП/08 "О применении действующего законодательства при реорганизации членов СРО в различных формах", при реорганизации юридического лица в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования вновь возникшему юридическому лицу для осуществления видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, необходимо вступить в саморегулируемую организацию и получить свидетельство о допуске на выполняемые виды работ.
Кроме того, в части 1 статьи 55.7 ГрК РФ приведен исчерпывающий перечень оснований прекращения членства в саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих подготовку проектной документации, и предусматривает, что членство в саморегулируемой организации прекращается в случае исключения из членов саморегулируемой организации по решению саморегулируемой организации; ликвидации организации - юридического лица.
Член СРО не вправе передавать членство в саморегулируемой организации и принимать решение о внесении изменений в свидетельство о допуске к работам по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, так как законодателем предусмотрен порядок приема в члены саморегулируемой организации, установленный ст. 55.6 ГрК РФ. Такой переход прав не предусмотрен и передаточным актом от 27.03.2014 между ООО "Югстройэнергопроект" и ООО "Научно-производственное предприятие "Энергосервис".
Исходя из указанных норм ГрК РФ при приеме нового члена СРО саморегулируемой организации необходимо проверить его на предмет соответствия всем необходимым требованиям для получения свидетельства о допуске к работам - требования к кадровому составу, к повышению квалификации, к имуществу.
При этом, не допускается освобождение члена саморегулируемой организации от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации, в том числе за счет его требований к саморегулируемой организации (часть 2 статьи 55.16 ГрК РФ).
Суд первой инстанции признал не обоснованным довод заявителя о том, что поскольку вопрос о вступлении в членство СРО при реорганизации юридического лица в форме присоединения в законе не урегулирован, исходя из общих начал и смысла гражданского законодательства и требований добросовестности, разумности и справедливости, следует руководствоваться положениями ст. 6 ГК РФ, предусматривающей применение законодательства по аналогии.
Право осуществлять виды работ, на которые саморегулируемой организацией выдано свидетельство о допуске, является исключительным специальным правом и не может быть передано в порядке правопреемства. ГрК РФ не допускает замену владельца свидетельства о допуске.
Экспертным Советом по вопросам совершенствования законодательства в строительной сфере Национального объединения строителей был проанализирован вопрос о возможности сохранения членства в саморегулируемой организации при реорганизации юридических лиц - членов саморегулируемой организации. Согласно заключения Экспертного Совета (протокол N 22 от 24.12.2014 г.) при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят все права и обязанности присоединенного юридического лица.
Таким образом, и исходя из смысла части 15 статьи 55.8 КоАП РФ, при реорганизации в форме присоединения свидетельство о допуске к работам, выданное присоединяемому юридическому лицу, прекращает свое действие со дня прекращения членства в саморегулируемой организации и внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности этого лица. При этом порядок перераспределения средств, внесенных таким лицом в компенсационный фонд саморегулируемой организации, законодательством не предусмотрен. Так же лицу, прекратившему членство в саморегулируемой организации, не возвращаются уплаченные вступительный взнос, членские взносы и взносы в компенсационный фонд саморегулируемой организации (ч.4 ст.55.7 ГрК РФ).
Вместе с тем, как указано в заключении Экспертного Совета, созданные в результате реорганизации юридические лица обязаны получить свидетельство о допуске в установленном действующим законодательством порядке.
Согласно пункту 5.1 договора N 1 о присоединении ООО "Югстройэнергопроект" к ООО "НПП "Энергосервис" от 06.12.2013 г. ООО "НПП "Энергосервис" становится правопреемником ООО "Югстройэнергопроект" по всем обязательствам.
Однако Заявитель ошибочно считает, что в данном случае имеет место правопреемство взноса в компенсационный фонд, так как взнос в компенсационный фонд - это расход, который несет Общество, а не обязательство.
На основании вышеизложенного, апелляционная коллегия приходит к выводу, что суд первой инстанции обоснованно признал пункты 7 и 10 предписания N 1007-99-25 от 02.07.2015 г. законными.
При принятии решения суд первой инстанции исходил из буквального толкования норм права. Ответчик не указал, какой нормой закона предусмотрено освобождение члена СРО от обязанности внесения взноса в компенсационный фонд СРО, в случае прекращения членства индивидуального предпринимателя или юридического лица в СРО и при последующем вступлении в эту же СРО либо при вступлении в другую СРО. А также не указал, какой нормой закона предусмотрена возможность передачи права осуществлять виды работ, на которые саморегулируемой организацией выдано свидетельство, в порядке правопреемства.
Доводы подателя апелляционной жалобы не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу или влияли бы на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали бы выводы суда первой инстанции.
Оснований для переоценки выводов и доказательств, которые при рассмотрении дела были исследованы и оценены судом первой инстанции с соблюдением требований статьи 71 АПК РФ, не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд первой инстанции правомерно отказал в признании пунктов 7 и 10 предписания от 02.07.2015 N 1007-99-25 недействительными, в связи с чем суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции в обжалованной части. Апелляционная жалоба управления отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 25.11.2015 по делу N А32-32523/2015 в обжалуемой части, оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
Г.А. Сурмалян |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-32523/2015
Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 2 июня 2016 г. N Ф08-3221/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: САМОРЕГУЛИРУЕМАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ АССОЦИАЦИЯ "ОБЪЕДИНЕНИЕ ИЗЫСКАТЕЛЕЙ ЮЖНОГО И СЕВЕРО-КАВКАЗСКОГО ОКРУГОВ", СОА "Объединение изыскателей Южного и Северо-кавказского округов"
Ответчик: Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору
Третье лицо: Северо-Кавказское Управление федеральной службы по экологическому и атомному надзору Министрерства природных ресурсов и экологии РФ