г. Пермь |
|
17 февраля 2016 г. |
Дело N А71-2296/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 17 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Крымджановой Д.И.,
судей Гладких Д.Ю., Шварц Н.Г.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Филипповой Н.А.,
при неявке в судебное заседание лиц, участвующих в деле,
лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда,
рассмотрел в судебном заседании апелляционную жалобу
истца, общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы",
на решение Арбитражного суда Удмуртской Республики
от 02 ноября 2015 года по делу N А71-2296/2015,
принятое судьей Желновой Е.В.,
по иску общества с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (ОГРН 1051801824876, ИНН 1833037470)
к товариществу собственников жилья "Путейская, 5" (ОГРН 1051801467750, ИНН 1827021190)
третье лицо: Министерство энергетики, жилищно-коммунального хозяйства и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики
о взыскании задолженности по договору поставки горячей воды, неустойки,
установил:
общество с ограниченной ответственностью "Удмуртские коммунальные системы" (далее - ООО "УКС", истец) обратилось в Арбитражный суд Удмуртской республики с иском к Товариществу собственников жилья "Фрунзе, 17" (далее - ТСЖ "Путейская, 5", ответчик) о взыскании 98 486,12 руб. долга, 1992,50 руб. пени, с последующим начислением по день фактической оплаты долга по договору горячего водоснабжения N 615_ГВС от 01.01.2009.
Определением от 26.08.2016 суд первой инстанции на основании статьи 49 АПК РФ удовлетворил ходатайство истца об уточнении иска в части взыскания долга до 7419,81 руб., пени 2845,42 руб.
Определением суда от 10.09.2015 на основании п.1 ст. 51 АПК РФ привлечено к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора Министерство энергетики, ЖКХ и государственного регулирования тарифов Удмуртской Республики.
Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02.11.2015 в удовлетворении исковых требований ООО "УКС" отказано в полном объеме.
Истец, не согласившись с вынесенным решением, обжаловал его в апелляционном порядке, находя его незаконным и необоснованным в связи с неполным выяснением обстоятельств, имеющих значение для дела, просит отметить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении исковых требований в полном объеме.
В обоснование доводов жалобы указывает, что с учетом наличия на границе балансовой принадлежности между истцом и ответчиком общедомового (коллективного) прибора учета, обеспечивающего раздельный учет компонентов холодная вода и тепловая энергия, а также факт направления ответчиком в адрес истца в спорный период времени показаний данного прибора учета, у истца не было оснований для применения иного способа расчета объема потребленной горячей воды, кроме использования показаний приборов учета и расчета по двухкомпонентному тарифу.
Полагает, что утвержденный распоряжением Правительства Удмуртской Республики от 27.01.2014 N 38-Р "О временных мерах по организации расчетов за коммунальные услуги по горячему водоснабжению" (далее - Распоряжение N 38-р) временный показатель удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды не мог применяться ООО "УКС" при наличии общедомовых приборов учета, обеспечивающих раздельный учет компонентов холодная вода и тепловая энергия, поскольку нормативными правовыми актами Закон о водоснабжении, Жилищный кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), имеющими большую юридическую силу, предусмотрено определение объема потребленной горячей воды с учетом показаний приборов учета. Судом не применены нормы ст. 13 АПК РФ.
Третье лицо представило отзыв на апелляционную жалобу, в котором указало на обоснованность обжалуемого судебного акта, полагает правильным применение в расчетах между ресурсоснабжающей организацией и исполнителем коммунальных услуг Распоряжения N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Ответчик письменного отзыва на апелляционную жалобу не представил.
Апелляционным судом жалоба рассмотрена в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ в отсутствие сторон и третьего лица, извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, между истцом и ответчиком заключен договор поставки горячей воды N 615_ГВС от 01.01.2009, в редакции протокола разногласий от 28.07.2009, протокола урегулирования разногласий, по условиям которого, энергоснабжающая организация обязуется бесперебойно подавать абоненту, через присоединенную сеть горячую воду до границы эксплуатационной ответственности сетей ЭСО и сетей абонента в расчетном количестве определенном исходя из заявки абонента, а абонент обязуется своевременно в соответствии с условиями настоящего договора, и показаниями общедомового прибора учета оплачивать объем фактически потребленной членами ТСЖ "Путейская 5" горячей воды (пункт 2.1 договора в редакции протокола разногласий от 28.07.2009, протокола урегулирования разногласий).
Расчеты за потребленную горячую воду производятся в следующем порядке: до 10 числа месяца следующего за расчетным абонент производит перечисление на расчетный счет энергоснабжающей организации платежа за фактически потребленное количество горячей воды, при этом датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет энергоснабжающей организации (пункт 5.2 договора в редакции протокола разногласий от 28.07.2009, протокола урегулирования разногласий).
Истец, обращаясь с иском, указал, что в нарушение принятых на себя обязательств, предъявленные к оплате счета-фактуры за период сентябрь-ноябрь 2014 года ответчиком оплачены частично. По расчётам истца, задолженность ответчика составила 7419,81 руб.
Неуплата задолженности в установленные договором сроки, явилась основанием для обращения истца в суд с требованием о взыскании с ответчика (с учетом принятых судом уточнений) 7419,81 руб. долга, 2845,42 руб. пени, в судебном порядке.
Ответчик возражал по заявленным требованиям, указывая, на необоснованность представленного истцом расчета, произведенного без учета Распоряжения N 38-р. Указывал, что многоквартирные дома г.Сарапула, в том числе МКД N 5 по ул. Путейская по отношению к другим МКД по схеме подключения РЭК не дифференцирует, единый тариф утверждается для всех потребителей услуг ГВС ООО "УКС" в г.Сарапуле. Применяться должен тариф для потребителей при отсутствии дифференциации тарифов по схеме подключения. По данным ответчика, с учетом приведенных контррасчетов, задолженности перед ООО "Удмуртские коммунальные системы" у ТСЖ не имеется.
Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из отсутствия утвержденного норматива потребления на подогрев холодной воды для нужд ГВС, правомерности использования ответчиком при расчетах с населением временного показателя удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, установленного Распоряжением N 38-р.
Исследовав материалы дела, рассмотрев доводы апелляционной жалобы, отзыва на нее, оценив представленные в дело доказательства в соответствии с положениями статьи 71 АПК РФ, суд апелляционной инстанции оснований для удовлетворения жалобы не установил.
Согласно статье 539 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
В соответствии с пунктом 1 статьям 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Факт поставки горячей воды в оспариваемый период подтверждается представленными в материалы дела документами, ответчиком не оспаривается.
Исполнителем коммунальных услуг является юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, предоставляющие коммунальные услуги, производящие или приобретающие коммунальные ресурсы и отвечающие за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем коммунальных услуг могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив.
В соответствии с пунктами 8 и 9 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 N 354 (далее - Правила N 354) ответчик приобретает у ООО "УКС" горячую воду с целью предоставления гражданам коммунальных услуг.
В силу ч. 4 ст. 154 ЖК РФ под коммунальными услугами понимается деятельность исполнителя коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, водоотведению, электроснабжению, газоснабжению и отоплению, обеспечивающая комфортные условия проживания граждан в жилых помещениях.
В соответствии с п.1 ст.157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги определяется исходя из показаний приборов учета, а при их отсутствии исходя из нормативов потребления коммунальных услуг.
В соответствии с ч. 9 ст. 32 Федерального закона от 07.12.2011 N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон N 416-ФЗ) тарифы в сфере горячего водоснабжения устанавливаются в виде двухкомпонентных тарифов с использованием компонента на холодную воду и компонента на тепловую энергию в порядке, определенном основами ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 47 Основ ценообразования в сфере деятельности организаций коммунального комплекса, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2008 N 520, предусмотрено, что тарифы на горячую воду и надбавки к таким тарифам устанавливаются для организаций коммунального комплекса, обеспечивающих горячее водоснабжение с использованием закрытой системы горячего водоснабжения или открытой системы горячего водоснабжения (теплоснабжения).
Постановлением Региональной энергетической комиссии Удмуртской Республики от 17.12.2013 N 21/8 с 01.01.2014 для общества "УКС" установлен на I полугодие 2014 г.: 1676,96 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию, 25,69 руб./куб.м. - компонент на холодную воду; на II полугодие 2014 г.: 1747,38 руб./Гкал - компонент на тепловую энергию, 26,76 руб./куб.м. - компонент на холодную воду.
Вместе с тем, Правилами N 354 не определена методика расчета платы за горячее водоснабжение по двухкомпонентному тарифу.
Судом первой инстанции обоснованно приняты во внимание доводы ответчика о необходимости применения в расчетах между ресурсоснабжающей организацией (истцом) и исполнителем коммунальных услуг (ответчиком) порядка определения количества тепловой энергии для нужд ГВС, установленного Распоряжением N 38-р, которым в отсутствие норматива на подогрев воды утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды.
Согласно временным методическим рекомендациям по применению двухкомпонентных тарифов на горячую воду, утвержденным Распоряжением N 38-р, указанные рекомендации разработаны в целях расчетов за горячее водоснабжение между гражданами и исполнителями коммунальных услуг в многоквартирных и жилых домах, а также между исполнителями коммунальных услуг на нужды граждан в многоквартирных и жилых домах и ресурсоснабжающими организациями при отсутствии приборов учета коммунальных услуг (ресурсов), обеспечивающих учет по каждому компоненту. Данные рекомендации применяются до установления Правительством Удмуртской Республики норматива потребления коммунальных услуг, определяющего расход тепловой энергии на подогрев воды в порядке, установленном Правительством РФ. Согласно формуле, приведенной в указанных рекомендациях, стоимость горячей воды рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации.
Распоряжением N 38-р утверждены временные показатели удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды. Указанный показатель для истца установлен в размере 0,051965.
Согласно формуле, изложенной в Распоряжении N 38-р, стоимость горячей воды (одноставочный тариф на горячую воду) рассчитывается как сумма тарифа на холодную воду и произведения установленного для ресурсоснабжающей организации удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды и тарифа на тепловую энергию, утвержденного для ресурсоснабжающей организации уполномоченным органом.
Вопреки доводам жалобы, в отсутствие утвержденного норматива потребления на подогрев холодной воды для нужд ГВС суд первой инстанции пришел к правильному выводу о правомерности использования ответчиком в расчетах с населением временного показателя удельного расхода тепловой энергии на подогрев воды, установленного Распоряжением N 38-р.
Суд первой инстанции в полном объеме оценил представленные сторонами доказательства и установленные на их основании обстоятельства дела, дал им правильную правовую оценку.
С учетом изложенного, предусмотренных статьей 270 АПК РФ оснований для отмены (изменения) судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено. Апелляционная жалоба истца удовлетворению не подлежит.
Судебные расходы по уплате государственной пошлины по апелляционной жалобе относятся на заявителя в соответствии с частью 1 статьи 110 АПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 258, 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Удмуртской Республики от 02 ноября 2015 года по делу N А71-2296/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председательствующий |
Д. И. Крымджанова |
Судьи |
Д. Ю. Гладких |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А71-2296/2015
Истец: ООО "Удмуртские коммунальные системы"
Ответчик: ТСЖ "Путейская,5"
Третье лицо: Министерство энергетики, жкх и государственного регулипования тарифов УР
Хронология рассмотрения дела:
17.02.2016 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-18356/15