Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2016 г. N Ф06-9164/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Самара |
|
19 февраля 2016 г. |
Дело N А55-20987/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 г.
Постановление в полном объеме изготовлено 19 февраля 2016 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Холодной С.Т.,
судей Кувшинова В.Е., Корнилова А.Б.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Обуховой А.С.,
с участием:
от Заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области - Магометова Е.Г. удостоверение ТО N 160172 от 13.12.2013 г.,
от Министерства культуры Самарской области - Крайнова Е.Н. доверенность от 14.10.2015 г.,
от Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области - Обухова М.Г. доверенность от 11.08.2015 г.,
от ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области - извещен, не явился,
от Правительства Самарской области - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15 февраля 2016 года, в помещении суда, апелляционную жалобу
Министерства культуры Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-20987/2015 (судья Медведев А.А.),
по заявлению Заместителя прокурора Самарской области в интересах Самарской области, г. Самара,
к Министерству культуры Самарской области, г. Самара,
к Управлению государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, г. Самара,
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора:
ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области,
Правительства Самарской области, г. Самара,
о признании незаконными действий (бездействия),
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора Самарской области (далее - заявитель) обратился в арбитражный суд Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области с заявлением о признании незаконным бездействия министерства культуры Самарской области (далее - ответчик, министерство) по неисполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", Постановления Правительства РФ "Об информационном взаимодействии при ведении государственного кадастра недвижимости", выразившееся в непредставлении в установленные законом сроки Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведений об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешённого использования земельных участков для каждой территориальной зоны, либо реквизитов правового акта, которым такой перечень утверждён, в отношении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы".
Обязать министерство культуры Самарской области предоставить Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" сведения об установлении территориальных зон, координатах характерных точек границ указанных зон и видах разрешённого использования земельных участков каждой территориальной зоны, либо реквизиты правового акта, которым такой перечень утверждён, в отношении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы".
В суде первой инстанции заявитель уточнил пункты 2 и 3 заявленных требований, в соответствии с которыми просит признать незаконным бездействие министерства культуры Самарской области по неисполнению Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", постановления Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71, выразившегося в не предоставлении в установленные законом сроки филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы" и обязать управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы".
Представитель прокурора заявил об отказе от заявления по делу N А55-20987/2015 в части требований о возложении обязанности на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы".
Решением суда первой инстанции от 15.12.2015 года принят отказ от заявления по делу N А55-20987/2015 в части требований о возложении обязанности на Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области предоставить филиалу ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Самарской области сведения, содержащиеся в приказе Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 (в редакции приказов от 04.03.2014 г. N 25, от 16.12.2014 г. N 81) об установлении зон с особыми условиями использования территорий (охранных зон объекта культурного наследия), включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах в отношении объекта культурного наследия регионального значения "Здание бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы".
Производство по делу N А55-20987/2015 в указанной части суд прекратил.
Суд восстановил срок подачи заявления о признании незаконным бездействия Министерства культуры Самарской области.
Заявленные требования судом удовлетворены (л.д. 180-190).
Не согласившись с принятым по делу судебным актом, Министерство культуры Самарской области обратилось в Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
В обоснование поданной апелляционной жалобы Министерство культуры Самарской области указывает на то, что в отношении объекта ("Здание бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы", расположенного по адресу: г. Самара, ул. Ново-Садовая, 154) регистрация объектов в едином реестре не осуществлена, регистрационный номер объекту не присвоен.
Таким образом, особый режим охраны объекта культурного наследия должен устанавливаться только в отношении зарегистрированного в реестре объекта культурного наследия.
Подробно доводы министерства изложены в апелляционной жалобе.
В судебном заседании представитель Министерства культуры Самарской области поддержал доводы, изложенные в апелляционной жалобе, в полном объеме.
Представитель заявителя считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным по основаниям, изложенным в отзыве от 09.02.2016 г.
Из материалов арбитражного дела следует, что сведения об установлении охранной зоны указанного объекта культурного наследия были направлены в период действия постановления Правительства РФ от 18.08.2008 г. N 618 (действовало до 13.02.2014) и содержало иные требования по составу и формам предоставляемых сведений, бездействие Министерства по исполнению которого предметом судебного рассмотрения по настоящему спору не является.
Просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Представитель Управления государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области просит решение суда первой инстанции отменить, апелляционную жалобу удовлетворить.
Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области и третьи лица отзывы на жалобу в порядке статьи 262 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
Третьи лица в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение дела проводится в отсутствие их представителей.
Арбитражный апелляционный суд в порядке пункта 1 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации повторно рассматривает дело по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы и имеющиеся в деле доказательства, отзыв на жалобу, заслушав объяснения участников процесса, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлены следующие фактические обстоятельства по данному делу.
Приказом Министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 "Об утверждении границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон" утверждены границы зон охраны, режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон в отношении объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, в том числе: "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы" (г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 154) согласно проекту зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы" (том 1 л.д. 13-16).
В силу пункта 6 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. "О государственном кадастре объектов недвижимости" от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ (далее - Закон N 221-ФЗ) Министерство культуры Самарской власти в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу Приказа министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 обязано было представить в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Исходя из информации филиала ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области от 10.04.2015 г. N 10958 в Филиал ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии" по Самарской области от Министерства культуры Самарской области, уполномоченного в области охраны объектов культурного наследия, указанные выше документы до настоящего времени не представлены.
Заявитель, посчитав, что Министерство допустило незаконное бездействие, противоречащее нормам Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" и нарушающее права публично-правового образования, установленные статьей 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации на устойчивое развитие территории, обратился с соответствующими требованиями в арбитражный суд.
15.12.2015 года Арбитражный суд Самарской области принял обжалуемое решение, удовлетворив заявленные требования (л.д. 180-190).
Суд апелляционной инстанции считает доводы подателя жалобы несостоятельными, исходя из следующего.
В соответствии со статьей 34 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации" от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ (далее - Закон N 73-ФЗ) в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его исторической среде на сопряженной с ним территории устанавливаются зоны охраны объекта культурного наследия: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта.
Необходимый состав зон охраны объекта культурного наследия определяется проектом зон охраны объекта культурного наследия.
Согласно Положению о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 г. N 315 (действовавшему в период бездействия), проект зон охраны объекта культурного наследия представляет собой документацию в текстовой форме и в виде карт (схем), содержащую описание границ проектируемых зон и границ территорий объектов культурного наследия, расположенных в указанных зонах, проекты режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон.
Согласно части 2 статьи 1 Закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, об особых экономических зонах, созданных в соответствии с Федеральным законом от 22.07.2005 года N 116-ФЗ "Об особых экономических зонах в Российской Федерации," о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, о территориях объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений. Государственный кадастр недвижимости является федеральным государственным информационным ресурсом.
Согласно части 1 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2007 г. N 221-ФЗ органы государственной власти и органы местного самоуправления в порядке, установленном в соответствии с настоящей статьей, обязаны направлять документы для внесения сведений в ГКН в случаях принятия ими решений, в том числе, об установлении или изменении границ зоны с особыми условиями использован территорий.
В силу пункта 6 статьи 15 Закона N 221-ФЗ Министерство в срок не позднее десяти рабочих дней со дня вступления в силу приказа министерства культуры Самарской области от 06.06.2012 г. N 8 обязано было представить в орган кадастрового учёта документы, содержащие сведения, необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости в соответствии со статьей 10 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости".
Перечень и содержание документов, направляемых в орган кадастрового учета, порядок их направления, в том числе с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней зональных систем межведомственного электронного взаимодействия, требования к формату таких документов в электронной форме установлены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 августа 2008 г. N 618, а впоследствии - Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.02.2014 г. N 71.
Согласно пункту 4 Постановления в случае установления или изменения границ зон с особыми условиями использования территорий федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, принявший решение об установлении или изменении границ зон с особыми условиями использования территорий, направляет в орган кадастрового учета документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении об установлении или изменении границ таких зон, включая их наименование и содержание ограничений использования объектов недвижимости в их границах, в том числе карта (план) объекта землеустройства, в электронном виде. Документ создается в виде файлов с использованием схем для формирования документов в формате XML, обеспечивающих считывание и контроль содержащихся в них данных. Представленные документы должны быть заверены усиленной квалифицированной электронной подписью подготовившего и направившего их органа.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Министерство направило письмо от 02.07.2012 г. N 26-04/1816, согласно которому копия приказа от 06.06.2012 г. N 8, а также СД - диск границ зон охраны объектов культурного наследия регионального значения, расположенных на территории Самарской области, режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах данных зон, были направлены в Управление федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области.
Однако доказательств направления письма от 02.07.2012 г. N 26-04/1815 и соответствующих приложений в адрес ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Самарской области материалы дела не содержат.
Исходя из отзыва ФГБУ "ФКП Росреестра" указанные сведения, а также реквизиты правового акта в отношении зон охраны объекта культурного наследия регионального значения "Здания бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова. Сад кумысолечебницы" (г. Самара, ул. Ново-Садовая, д. 154), в адрес Филиала не поступали.
Таким образом, Министерством культуры Самарской области в период действия его полномочий не исполнена обязанность, предусмотренная частью 6 статьи 15 Закона о кадастре.
Доводы подателя жалобы о том, что данный объект культурного наследия не включен в государственный реестр объектов культурного наследия народов РФ и возможном принятии решения об отказе его включения в данный реестр, вследствие чего у уполномоченного органа отсутствует обязанность направлять указанные сведения, правомерно отклонены судом первой инстанции как не основанные на законе.
В соответствии с частью 8 статьи 18 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 г. N 73-ФЗ здание, расположенное по указанному адресу, входит в состав выявленного объекта культурного наследия, зарегистрированного в Перечне выявленных объектов культурного наследия, расположенных на территории Самарской области.
Здание бывшей кумысолечебницы Н.В. Постникова по указанному адресу было принято на государственную охрану как памятник истории г. Куйбышева местного значения решением ИК Куйбышевского областного совета народных депутатов от 06.05.1987 г. N 165.
Список вновь выявленных объектов культурного наследия на территории области утвержден распоряжением главы администрации Самарской области от 06.05.1993 г. N 426-р "Об утверждении результатов инвентаризации историко-культурного и природного наследия на территории Самарской области" (Кумысолечебница и сад кумысолечебницы отнесены к памятникам и ценным объектам архитектуры и градостроительства и гражданской истории г. Самара (Октябрьский район п. 9, 10).
Кроме того, заключением государственной историко-культурной экспертизы, данный объект культурного наследия рекомендован к включению в государственный список объектов культурного наследия (недвижимых памятников) истории и культуры, расположенных на территории Самарской области.
Согласно подпункту 1.3 пункта 1 Инструкции по организации зон охраны недвижимых памятников истории и культуры СССР, утвержденной Приказом Министерства культуры СССР от 24.01.1986 г. N 33, границы территорий недвижимых памятников вступают в силу одновременно со взятием памятника под государственную охрану.
Таким образом, с момента установления охранных зон объекта культурного наследия независимо от включения его в реестр объектов культурного наследия народов РФ сведения об охранных зонах в объеме и формах, определенных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71, в установленные законодательством сроки, подлежат направлению в уполномоченный по ведению кадастрового учета орган.
Независимо от принадлежности охранных зон объектов культурного наследия к объектам землеустройства, в случае их установления, сведения о них в объеме и формах, определенных постановлением Правительства РФ от 03.02.2014 г. N 71, подлежат направлению в установленные сроки в уполномоченный орган для внесения в государственный кадастр объектов недвижимости.
В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
Таким образом, заявителем доказана правомерность и обоснованность заявленных требований.
На основании изложенного апелляционная инстанция считает, что по делу принято законное и обоснованное решение, оснований для отмены судебного акта не имеется.
Выводы суда по данному делу основаны на установленных обстоятельствах и имеющихся в деле доказательствах при правильном применении норм материального и процессуального права.
Доводы, приведенные в апелляционной жалобе ответчика, являются ошибочными, не основанными на законе и во внимание судом апелляционной инстанции не принимаются.
Нарушений норм материального и процессуального права при вынесении обжалуемого судебного акта, являющихся в силу статей 268, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены или изменения судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
При таких обстоятельствах апелляционная жалоба Министерства культуры Самарской области удовлетворению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 15.12.2015 года по делу N А55-20987/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
С.Т. Холодная |
Судьи |
В.Е. Кувшинов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-20987/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 7 июня 2016 г. N Ф06-9164/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Заместитель прокурора Самарской области, Заместитель прокурора Самарской области в интересах Самарской области в лице Правительства Самарской области
Ответчик: Министерство культуры Самарской области
Третье лицо: Правительство Самарской области, Управление государственной охраны культурного наследия Самарской области, Управление государственной охраны объектов культурного наследия Самарской области, Филиал ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области