Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 28 апреля 2016 г. N Ф08-2304/16 настоящее постановление оставлено без изменения
г. Ессентуки |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А63-11516/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 февраля 2016 года.
Шестнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Семенова М.У., судей: Белова Д.А., Параскевовой С.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Остриковой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Луч" на решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.12.015 по делу N А63-11516/2015 (судья Филатов В.Е.)
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Луч"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю,
об оспаривании постановления о привлечении к административной ответственности,
при участии в судебном заседании:
от Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю - Жукова И.А., по доверенности, Табуловой Д.А. по доверенности;
от общества с ограниченной ответственностью "Луч" - Киселева О.А., по доверенности,
УСТАНОВИЛ:
постановлением Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю (далее - управление) от 09.09.2015 ООО "Луч" (далее - общество, заявитель) привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ, Кодекс) в виде штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Ставропольского края от 09.12.2015, принятым по заявлению общества, постановление признано незаконным в части наложения штрафа в размере 100 000 рублей. Суд указал на доказанность вменяемого правонарушения, соблюдение порядка и срока привлечения к административной ответственности, однако счел необходимым снизить размер штрафа ниже низшего предела с учетом отсутствия обстоятельств, отягчающих ответственность.
Общество обжаловало решение суда в апелляционном порядке, ссылаясь на нарушение норм материального и процессуального права и несоответствие выводов суда обстоятельствам дела. В частности, заявитель указывает на то, что суд первой инстанции не принял во внимание доводы о том, что нарушен порядок привлечения к административной ответственности. Кроме того суд первой инстанции неправильно применил нормы статьи 24 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон о рекламе).
Управление в отзыве, возражает против удовлетворения апелляционной жалобы, ссылаясь на законность и обоснованность решения суда.
В судебном заседании представители сторон поддержали заявленные доводы.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании объявлен перерыв до 17.02.2016.
Изучив и оценив в совокупности все материалы дела, проверив правильность применения норм материального и процессуального права в соответствии с требованиями статей 268 - 271 АПК РФ, арбитражный суд апелляционной инстанции считает, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как видно из материалов дела, в газете "Ставропольский бизнес" N 24/1031 от 29.07.2015 на стр.5 была размещена реклама следующего содержания: "Лечебно- оздоровительный центр "Луч": диагностика и лечение глазных болезней взрослых и детей; прием врача-офтальмолога, прием врача-невролога, прием врача-гастроэнтеролога, прием врача-кардиолога, ЭКГ-исследование, проведение глазных физиопроцедур, контактная коррекция зрения, подбор очков любой сложности, продажа очков_ ".
В данной рекламе ЭКГ-исследование размещено в нарушение ч. 8 ст. 24 Закона о рекламе.
Рекламодателем указанной рекламы, является общество.
15.07.2015 управлением возбуждено дело N 72 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе в отношении общества.
Усмотрев в действиях общества признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 КоАП РФ, 28.08.2015 в отношении общества в присутствии его законного представителя был составлен протокол об административном правонарушении N 277.
Постановлением от 09.09.2015 об административном правонарушении за нарушение части 8 статьи 24 Закона о рекламе, общество привлечено к административной ответственности по части 5 статьи 14.3 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, общество обжаловало его в арбитражный суд.
Согласно части 6 статьи 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Согласно части 5 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о рекламе требований к рекламе лекарственных средств, медицинских изделий и медицинских услуг, в том числе методов лечения, а также биологически активных добавок влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей.
Указанная норма направлена на повышение ответственности рекламодателей, рекламопроизводителей и рекламораспространителей за размещение рекламы лекарственных препаратов и биологически активных добавок и усиление контроля в этой сфере в целях недопущения причинения вреда жизни и здоровью граждан.
Объектом правонарушения, предусмотренного статьей 14.3 КоАП РФ, являются общественные отношения в области рекламы.
Объективной стороной данного правонарушения является нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем действующего законодательства о рекламе.
В соответствии с п. п. 1 статьи 3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
Согласно пункту 4 статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.
На основании подпункта 5 статьи 3 Закона о рекламе рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.
Частью 8 статьи 24 Закона о рекламе установлено, что реклама лекарственных препаратов в формах и дозировках, отпускаемых по рецептам на лекарственные препараты, методов профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, а также медицинских изделий, для использования которых требуется специальная подготовка, не допускается иначе как в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.
В содержании спорной рекламы предлагается проведение ЭКГ-исследование, которое относится к методам диагностики заболеваний. Согласно, пункта 22 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", следует, что понятие и перечень медицинских услуг определены Номенклатурой медицинских услуг, утвержденной приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 27.12.2011 N 1664н.
В ходе рассмотрения дела антимонопольным органом установлено, что ссылка в рекламе на ЭКГ-исследование, которое согласно письму Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по СК от 10.08.2015 N 05-16/2244 является методом электрофизиологической инструментальной диагностики в кардиологии, в связи с чем, размещение рекламы в газете "Ставропольский бизнес", не являющейся специализированным печатным изданием, предназначенным для медицинских и фармацевтических работников, является нарушением части 8 статьи 24 Закона N 38-ФЗ.
Факт размещения спорной информации рекламного характера подтвержден материалами дела и не оспаривается обществом.
В соответствии с частью 6 статьи 38 Закона о рекламе ответственность за нарушение требований, установленных статьей 24 Закона о рекламе, несет рекламодатель.
Общество как рекламодатель, определяя содержание рекламы, обязано предоставлять для последующего распространения надлежащую информацию, содержание которой соответствует требованиям законодательства о рекламе.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Нарушение обществом вышеприведенных норм, наличие в его действиях состава вмененного административного правонарушения подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
В связи, с чем суд обоснованно пришел к выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 5 статьи 14.3 Кодекса. У общества имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых статьей 14.3 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о том, что управлением соблюдена процедура привлечения к административной ответственности и не усмотрел ее нарушения.
С учетом требований части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание уменьшено судом до размера не менее половины минимального размера в сумме 100 000 руб., предусмотренной 14.3 КоАП РФ.
Общество в порядке статьи 65 АПК РФ не представило в материалы дела доказательства принятия им всех зависящих от него мер по соблюдению требований закона, что указывает на наличие его вины в совершении вменяемого административного правонарушения.
Таким образом, апелляционный суд не находит оснований для отмены состоявшегося судебного решения, поскольку существенные для дела обстоятельства установлены в полном объеме, доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции, им дана надлежащая оценка.
Ссылка суда первой инстанции на часть 7 части статьи 24 Закона о рекламе вместо пункта 8 статьи 24 Закона о рекламе в данном случае ошибочна, однако это не привело к принятию неправильного по существу решения.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 268-271 АПК РФ, апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ставропольского края от 09.12.015 по делу N А63-11516/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок через суд первой инстанции.
Председательствующий |
М.У. Семенов |
Судьи |
Д.А. Белов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А63-11516/2015
Истец: ООО "Луч"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по СК, Управление Федеральной антимонопольной службы России по СК
Третье лицо: Киселев Олег Александрович
Хронология рассмотрения дела:
05.12.2017 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-25/16
28.04.2016 Постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-2304/16
24.02.2016 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-25/16
09.12.2015 Решение Арбитражного суда Ставропольского края N А63-11516/15