г.Пермь |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А50-23222/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 февраля 2916 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 24 февраля 2016 года.
Семнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Макарова Т.В.,
судей Паньковой Г.Л., Семенова В.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ходыревой Н.В.,
при участии:
от ответчика, Департамента имущественных отношений Администрации г.Перми - Кривченков Н.А., удостоверение, доверенность от 11.01.2016;
от третьего лица, Администрации Кировского района города Перми - Гусева О.И., служебное удостоверение, доверенность от 31.12.2015;
от третьего лица, Администрации Индустриального района города Перми - Кудряшова Ю.Т., удостоверение, доверенность от 28.12.2015;
(лица, участвующие в деле, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом в порядке статей 121, 123 АПК РФ, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на Интернет-сайте Семнадцатого арбитражного апелляционного суда)
рассмотрел в судебном заседании апелляционные жалобы
ответчика, Департамента имущественных отношений Администрации города Перми, третьего лица, Администрации Кировского района города Перми,
на решение Арбитражного суда Пермского края
от 08 декабря 2015 года
по делу N А50-23222/2015
по иску общества с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" (ОГРН 1075904022644, ИНН 5904176536),
к Департаменту имущественных отношений Администрации города Перми,
о возложении обязанности по принятию на учет участков бесхозяйственных инженерных сетей,
третьи лица: Администрация Ленинского района города Перми, Администрация Кировского района города Перми, Администрация Дзержинского района города Перми, Администрация Индустриального района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" обратилось в Арбитражный суд Пермского края с иском к Департаменту имущественных отношений города Перми о возложении обязанности обратиться в Управление Федеральной службы государственной регистрации и кадастра и картографии по Пермскому краю с заявлением в порядке, установленном п.3 ст. 225 Гражданского кодекса Российской федерации, по принятию на учёт бесхозяйного недвижимого имущества по участкам трубопроводов, находящихся в городе Перми по адресам: ул. В. Каменского, 10, ул. Петропавловская, 87, 91, ул. А. Свиязева, 50/1, ул. Адмирала Ушакова, 55, 55/2, проспект Парковый, 30/2, ул. Мира, 63, 76, 78.
Истец полагает, что транзитные участки трубопроводов по подвалам указанных жилых домов имеют признаки бесхозяйного недвижимого имущества, и Департамент имущественных отношений обязан обратиться в регистрирующий орган с заявлением о принятии на учет спорных трубопроводов в качестве бесхозяйных.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Ленинского района города Перми, Администрация Кировского района города Перми, Администрация Дзержинского района города Перми, Администрация Индустриального района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми.
Решением Арбитражного суда Пермского края от 08 декабря 2015 года исковые требования удовлетворены.
Принимая решение, суд посчитал, что спорные транзитные участки трубопроводов не являлись предметом договора купли-продажи недвижимого движимого имущества между МУП "Пермгоркоммунтепло" и ООО "Пермская сетевая компания", сведения о зарегистрированных правах в отношении спорных транзитных участков трубопроводов в ЕГРП отсутствуют.
Департамент имущественных отношений Администрации города Перми обжалует решение в апелляционном порядке, просит судебный акт отменить, считает, что с учетом закрепленных в Типовом положении "О территориальном органе администрации города Перми", утвержденного решением Пермской городской Думы от 12.09.2006 N 207 "О территориальных органах администрации города Перми", Регламентом взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми норм, Департамент не наделен полномочиями по обращению в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество с соответствующим заявлением. Транзитные участки тепловых сетей не являются бесхозяйными, а в силу своего предназначения и технологической взаимосвязи с наружными тепловыми сетями представляют часть единого комплекса, переданного ООО "Пермская сетевая компания" по договору купли-продажи.
Администрация Кировского района города Перми также обжалует решение в апелляционном порядке, указывая в жалобе, что право собственности на транзитные участки сетей ГВС передавалось "Пермской сетевой компании". Также указывает, что суд неправомерно отклонил выводы, изложенные в решении суда по делу N А50-20118/13. Кроме того, апелляционная жалоба содержит доводы о необоснованности отнесения на Администрацию 6 000 руб. госпошлины, необоснованности отклонения ходатайства о привлечении к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, ТСЖ "Водники-1".
На апелляционные жалобы обществом с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" представлены отзывы, в которых истец поддержал выводы сделанные судом в обжалуемом решении.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ответчика, Департамента имущественных отношений Администрации города Перми, Кривченков Н.А. придерживался позиции, изложенной в апелляционной жалобе представляемого им лица.
Представители Администрации Кировского района города Перми, Гусева О.И., Администрации Индустриального района города Перми, Кудряшова Ю.Т. также придерживались доводов, изложенных в апелляционной жалобе представляемых ими лиц.
Надлежащим образом уведомленные о месте и времени судебного заседания истец, третьи лица, Администрация Ленинского района города Перми, Администрация Дзержинского района города Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми, в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителей не направил, что в силу части 3 статьи 156 АПК РФ не является препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном статьями 266, 268 АПК РФ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства, по правилам, предусмотренным ст.71 АПК РФ, приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.4 АПК РФ обращение лица в суд должно преследовать цель защиты его нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания" оказывает услуги по передаче тепловой энергии на территории города Перми.
В соответствии с договором купли-продажи движимого и недвижимого имущества от 18.12.2008 между МУП "Пермгоркоммунтепло" и ООО "Пермская сетевая компания", а также дополнительным соглашением N 1 к этому договору, в собственность ООО "Пермская сетевая компания" переданы тепловые трассы, инженерные сети, предназначенные для теплоснабжения, холодного, горячего водоснабжения, право собственности на переданные объекты зарегистрировано за ООО "Пермская сетевая компания" (т.1, л.д. 12-14, 15).
Истец указывает, что аварийное состояние участков трубопроводов, имеющих непосредственное присоединение к инженерным сетям "Пермской сетевой компании", в домах и социальных объектах, расположенным по адресам: по адресам: ул. В. Каменского, 10, ул. Петропавловская, 87, 91, ул. А. Свиязева, 50/1, ул. Адмирала Ушакова, 55, 55/2, проспект Парковый, 30/2, ул. Мира, 63, 76, 78, послужило основанием для обращения потребителей и компаний, управляющих многоэтажными жилыми домами, с требованием о возложении обязанности по содержанию и ремонтам данных участков инженерных сетей на "Пермскую сетевую компанию".
Решениями Арбитражного суда Пермского края, вынесенных по делам N N А50-12906/2014, А50-4739/2015, А50-5351/2015, А50-20118/2013, А50-9774/2015, А50-19093/2015, А50-17572/2015 обязанность по содержанию указанных участков транзитных сетей возложена на "Пермскую сетевую компанию" как на ресурсоснабжающую организацию, использующую данные участки сетей в своей производственной деятельности.
Общество с ограниченной ответственностью "Пермская сетевая компания", в свою очередь, обратилось в администрации районов города Перми с просьбой организовать работу по выявлению собственников указанных участков сетей, а в случае отсутствия таковых начать процедуру постановки на учет данных объектов как бесхозяйного имущества (письма от 20.06.2014 N 60-07-01/671, от 01.07.2014 N 60-07-01/720, от 20.06.2014 N 60-07-01/661, от 20.06.2014 N 60-07-01/670). (т.2, л.д. 28-49).
Администрацией Кировского района города Перми, Администрацией Дзержинского района города Перми и Администрацией Индустриального района города Перми письма ООО "Пермская сетевая компания" были оставлены без ответа, Администрация Ленинского района города Перми в письме от 24.07.2014 N СЭД-01-15-751 отказала заявителю.
В соответствии со ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащим ему.
В соответствии с ч. 1 ст. 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Частью 3 ст. 225 ГК РФ установлено, что бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
Постановлением Администрации г.Перми от 22.02.2008 N 130 утвержден Регламент взаимодействия функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для их приобретения в муниципальную собственность города Перми, который определяет порядок взаимодействия и разграничивает функции функциональных и территориальных органов администрации города Перми по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества на территории города Перми и подготовке документов для приобретения права муниципальной собственности на выявленный бесхозяйный объект.
В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 14, п. 4 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится организация в границах поселения электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, снабжения населения топливом в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 3.2.6.9 Типового положения, утвержденного решением Пермской городской Думы от 29.01.2013 N 7, администрация Ленинского района г.Перми проводит работу по выявлению бесхозяйных тепловых, газовых сетей и сетей электро-, водоснабжения и водоотведения в пределах границ района, определению необходимости в приемке и признанию права муниципальной собственности на данное недвижимое имущество согласно установленному порядку приемки бесхозяйного недвижимого имущества в муниципальную собственность, осуществлению действий, необходимых для проведения технической инвентаризации, в порядке, установленном действующим законодательством.
В соответствии с абзацем вторым пункта 3 статьи 225 ГК РФ, по истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет, орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Согласно п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" в случае выявления бесхозяйных тепловых сетей (тепловых сетей, не имеющих эксплуатирующей организации) орган местного самоуправления до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети в течение тридцати дней с даты их выявления обязан определить теплосетевую организацию, тепловые сети которой непосредственно соединены с указанными бесхозяйными тепловыми сетями, или единую теплоснабжающую организацию в системе теплоснабжения, в которую входят указанные бесхозяйные тепловые сети и которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей. Орган регулирования обязан включить затраты на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации на следующий период регулирования.
Определение теплосетевой организации, которая осуществляет содержание и обслуживание указанных бесхозяйных тепловых сетей, как это указано в п. 6 ст. 15 Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" должно быть произведено до признания права собственности на указанные бесхозяйные тепловые сети.
Положения Федерального закона от 27.07.2010 N 190-ФЗ "О теплоснабжении" не обуславливают возможность включения затрат на содержание и обслуживание бесхозяйных тепловых сетей в тарифы соответствующей организации тем, что данное имущество учтено в качестве бесхозяйного регистрирующим органом. Споры в отношении расходов на содержание тепловых сетей должны могут и должны быть разрешены в рамках самостоятельного искового производства с соответствующим предметом.
Истцом не показано, каким образом учет имущества регистрирующим органом в качестве бесхозяйного может влиять на права и обязанности истца по отношению к сторонам сделок в отношении спорного имущества или по отношению потребителям и компаниям, управляющим многоэтажными жилыми домами.
Таким образом, у суда отсутствуют установленные законом основания к удовлетворению заявленных исковых требований, обжалуемый судебный акт подлежит отмене на основании части 2 статьи 270 АПК РФ в связи с неправильным применением норм материального права.
Государственная пошлина за рассмотрение апелляционной жалобы подлежит распределению в соответствии со статьей 110 АПК РФ.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Семнадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Пермского края от 08 декабря 2015 года по делу N А50-23222/2015 отменить.
В иске отказать.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия, через Арбитражный суд Пермского края.
Председательствующий |
Т.В.Макаров |
Судьи |
Г.Л.Панькова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А50-23222/2015
Истец: ООО "Пермская сетевая компания"
Ответчик: Департамент имущественных отношений Администрации г. Перми
Третье лицо: Администрация Дзержинского района города Перми, Администрация Индустриального района г. Перми, Администрация Кировского района г. Перми, Администрация Ленинского района г. Перми, Департамент жилищно-коммунального хозяйства Администрации города Перми