г. Санкт-Петербург |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А26-6169/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
в составе:
председательствующего Есиповой О.И.
судей Борисовой Г.В., Лопато И.Б.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Ганичевой В.А.
при участии в заседании:
от заявителя: Бердников В.Г. - по доверенности от 26.10.2015;
от заинтересованных лиц: не явились, извещены;
от 3-го лица: не явился, извещен;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционные жалобы (регистрационный номер 13АП-29239/2015, 13АП-29241/2015) Фонда капитального ремонта Республики Карелия и Государственной жилищной инспекции Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2015 по делу N А26-6169/2015 (судья Александрович Е.О.), принятое
по заявлению ООО "Народная управляющая компания г.Питкяранта", место нахождения: 186810, Республика Карелия, г. Питкяранта, ул. Титова, д. 7, ОГРН 1121035000899,
к Государственной жилищной инспекции Республики Карелия
к Администрации Питкярантского городского поселения
3-е лицо: Фонд капитального ремонта Республики Карелия
о признании недействительным решения и обязании совершить действия
установил:
Общество с ограниченной ответственностью "Народная управляющая компания г.Питкяранта" (далее - Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с заявлением о признании недействительным решения Государственной жилищной инспекции Республики Карелия (далее - Инспекция, ГЖИ), изложенного в письме от 05.06.2015 N 4524/14-03/ГЖИ, об отказе во включении счетов в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах и открытых в кредитных организациях.
Определением суда от 18.08.2015 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Администрация Питкярантского городского поселения (далее - Администрация) и Фонд капитального ремонта Республики Карелия (далее - Фонд).
Определением суда от 03.09.2015 Администрация привлечена к участию в деле в качестве второго ответчика, к рассмотрению приняты требования Общества об обязании её исключить спорные многоквартирные дома (д. 21 по ул. Гоголя, д. 3 по ул. Титова, дама 19, 23 по ул. Ленина, дама 8, 10 по ул. Победы, дома 9, 18, 36 по ул. Горького, дома 1, 2, 6, 9 по ул. Рудакова, д. 1 по ул. Парковая, далее - многоквартирные дома) из Перечня домов в приложении к постановлению от 08.05.2015 N 165-П "О формировании фонда капитального ремонта Республики Карелия".
Решением суда от 01.10.2015 требования Общества удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с принятым решением, ГЖИ и Фонд направили апелляционные жалобы, в которых, ссылаясь на нарушение судом первой инстанции норм материального права, просят решение от 01.10.2015 отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе Обществу в удовлетворении заявленных требований. По мнению подателей жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что Общество должно было реализовать решения собственников помещений о формировании фонда капитального ремонта многоквартирных домов в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включены соответствующие многоквартирные дома, так как частью 2 статьи 7 Закона Республики Карелия от 20.12.2013 N 1758-ЗРК "О некоторых вопросах организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Республики Карелия" (далее - Закон N 1758-ЗРК) в редакции Закона Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК, вступившего в силу с 09.03.2015, реализация соответствующей обязанности ограничена пятью месяцами. Кроме того, по мнению подателей жалобы, суд первой инстанции пришел к ошибочному выводу о том, что для реализации вышеназванной обязанности Обществу достаточно было лишь направить копии соответствующих протоколов общих собраний собственников помещений в спорных многоквартирных домах в адрес регионального оператора.
В судебном заседании представитель Общества позицию подателей жалоб не признал, просил оставить решение суда первой инстанции без изменения, а жалобы ГЖИ и Фонда без удовлетворения.
Администрация, ГЖИ и Фонд, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не обеспечили явку своих представителей в судебное заседание, в связи с чем апелляционная жалоба рассмотрена судом в соответствии с частями 3, 5 статьи 156 и частью 1 статьи 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в их отсутствие.
Законность и обоснованность обжалуемого решения проверены в апелляционном порядке.
Как следует из материалов дела, Общество осуществляет управление общим имуществом многоквартирных жилых домов, расположенных по адресам: г. Питкяранта, дом 21 по ул. Гоголя, дом 3 по ул. Титова, дома 19, 23 по ул. Ленина, дома 8, 10 по ул. Победы, дома 9, 18, 36 по ул. Горького, дома 1, 2, 6, 9 по ул. Рудакова, дом 1 по ул. Парковая.
В период с 11 по 27 апреля 2015 года собственники помещений в указанных многоквартирных домах провели общие собрания собственников по вопросу капитального ремонта, на которых, в том числе определили способ формирования фонда капитального ремонта многоквартирных домов на специальном счете, владельцем специального счета определили Общество, в качестве кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, выбран Северо-Западный банк ОАО "Сбербанк России".
28.04.2015 Общество представило в кредитное учреждение (Карельское отделение N 8628 Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России") комплекты документов на открытие специальных банковских счетов для формирования фонда капитального ремонта, которые были направлены кредитным учреждением на юридическую экспертизу.
Письмом от 08.05.2015 Карельское отделение N 8628 Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России" уведомило Общество о том, что счета будут открыты после принятия положительного заключения, о чем сообщат дополнительно.
Согласно уведомлениям Карельского отделения N 8628 Северо-Западного банка ОАО "Сбербанк России" от 21.05.2015 Обществу открыты специальные счета.
22.05.2015 Общество направило в Инспекцию уведомления от 21.05.2015 о выбранном собственниками помещений в многоквартирных домах способе формирования фонда капитального ремонта в виде перечисления взносов на капитальный ремонт на специальные счета с приложением копий протоколов общего собрания собственников помещений, а также уведомлений банка об открытии специальных счетов.
Письмом от 05.06.2015 N 4524/14-03/ГЖИ Инспекция сообщила Обществу, что решения не могут быть включены в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных жилых домах и открытых в кредитной организации, так как представлены с нарушениями условий, предусмотренных частью 5 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) и части 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК, так как решения об определении способа формирования фонда капитального ремонта должны были быть приняты и реализованы в течение пяти месяцев после официального опубликования региональной программы, в которую включены спорные многоквартирные дома (01.12.2014), то есть до 05.05.2015.
Сведения о многоквартирных жилых домах, в отношении которых на 05.05.2015 в Инспекции отсутствовала информация о выборе способа формирования фонда на специальном счёте, оперативно передавались в соответствующие муниципальные образования в целях реализации ими требований Закона N 1758-ЗРК, в связи с чем 08.05.2015 Администрация, в том числе в отношении спорных многоквартирных домов, приняла постановление N 165-п "О формировании фонда капитального ремонта на счете специализированной организации "Фонда капитального ремонта Республики Карелия".
Считая решение Инспекции, изложенное в письме от 05.06.2015 N 4524/14-03/ГЖИ, незаконным, Общество оспорило его в арбитражном суде, при этом в порядке устранения допущенного нарушения просило обязать Администрацию исключить спорные дома из Перечня домов в приложении к постановлению N 165-П от 08.05.2015 "О формировании фонда капитального ремонта Республики Карелия".
Придя к выводу о несоответствии решения ГЖИ действовавшему в спорный период законодательству, суд первой инстанции удовлетворил требования Общества в полном объеме.
Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для их удовлетворения и отмены принятого по делу решения на основании следующего.
В статье 210 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии с частью 1 статьи 158 ЖК РФ собственник помещения в многоквартирном доме обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения и взносов на капитальный ремонт.
В соответствии с частью 1 статьи 169 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны уплачивать ежемесячные взносы на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме. Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт возникает у собственников помещений в многоквартирном доме по истечении восьми календарных месяцев, если более ранний срок не установлен законом субъекта Российской Федерации, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором была официально опубликована утвержденная региональная программа капитального ремонта, в которую включен этот многоквартирный дом (часть 3).
Такие взносы в соответствии с частью 1 статьи 170 ЖК РФ формируют фонд капитального ремонта.
На основании части 3 статьи 170 ЖК РФ собственники помещений вправе выбрать один из следующих способов формирования фонда капитального ремонта: 1) перечисление взносов на капитальный ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете; 2) перечисление взносов на капитальный ремонт на счет регионального оператора в целях формирования фонда капитального ремонта в виде обязательственных прав собственников помещений в многоквартирном доме в отношении регионального оператора.
Круг лиц, уполномоченных аккумулировать средства в фонд капитального ремонта и распоряжаться ими, определен главами 16 - 17 Кодекса.
Исходя из выбранного способа формирования фонда капитального ремонта, денежные средства собственников жилых помещений аккумулируются на счетах регионального оператора либо на специальном счете собственников помещений.
Согласно части 4 статьи 170 Кодекса (действовавшей в период принятия решений собственниками в спорных домах) в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в качестве способа формирования фонда капитального ремонта выбрали формирование его на специальном счете, решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме должны быть определены:
1) размер ежемесячного взноса на капитальный ремонт, который не должен быть менее чем минимальный размер взноса на капитальный ремонт, установленный нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме в составе не менее чем состав перечня таких услуг и (или) работ, предусмотренный региональной программой капитального ремонта;
3) сроки проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, которые не могут быть позднее планируемых сроков, установленных региональной программой капитального ремонта;
4) владелец специального счета;
5) кредитная организация, в которой будет открыт специальный счет. Если владельцем специального счета определен региональный оператор, выбранная собственниками помещений в многоквартирном доме кредитная организация должна осуществлять деятельность по открытию и ведению специальных счетов на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. В случае, если собственники помещений в многоквартирном доме не выбрали кредитную организацию, в которой будет открыт специальный счет, или эта кредитная организация не соответствует требованиям, указанным в настоящем пункте и части 2 статьи 176 настоящего Кодекса, вопрос о выборе кредитной организации, в которой будет открыт специальный счет, считается переданным на усмотрение регионального оператора.
Согласно части 5 статьи 170 ЖК РФ (в редакции, действовавшей до 29.05.2015) решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в течение срока, установленного органом государственной власти субъекта Российской Федерации, но не более чем в течение шести месяцев после официального опубликования региональной программы, утвержденной субъектом Российской Федерации. В целях реализации решения о формировании фонда капитального ремонта на специальном счете, открытом на имя регионального оператора, собственники помещений в многоквартирном доме должны направить в адрес регионального оператора копию протокола общего собрания таких собственников, которым оформлено это решение.
В соответствии с частью 7 статьи 170 ЖК РФ в случае, если собственники помещений в многоквартирном доме в срок, установленный частью 5 данной статьи, не выбрали способ формирования фонда капитального ремонта или выбранный ими способ не был реализован в установленный частью 5 данной статьи срок, и в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 189 Кодекса, орган местного самоуправления принимает решение о формировании фонда капитального ремонта в отношении такого дома на счете регионального оператора.
Правовые и организационные основы своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, порядок накопления, учета и целевого использования денежных средств, предназначенных для проведения капитального ремонта, а также порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее - региональная программа капитального ремонта) и требования к этим программам, цели, функции и порядок деятельности регионального оператора в Республике Карелия установлены Законом N 1758-ЗРК.
Материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что Региональная программа в отношении спорных многоквартирных домов опубликована на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) 01.12.2014, следовательно, как верно указано судом первой инстанции, с этого дня начинал течь срок, установленный для принятия собственниками помещений спорных многоквартирных домов соответствующих решений.
На момент опубликования указанной Региональной программы часть 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК устанавливала, что решение об определении способа формирования фонда капитального ремонта должно быть принято и реализовано собственниками помещений в многоквартирном доме в течение шести месяцев после официального опубликования утвержденной региональной программы капитального ремонта, в которую включен многоквартирный дом, в отношении которого решается вопрос о выборе способа формирования его фонда капитального ремонта.
При таких обстоятельствах в рассматриваемом случае соответствующие решения должны были быть приняты и реализованы ответственными лицами в срок до 01.06.2015, который Обществом соблюден.
Доводы ГЖИ и Фонда о необходимости применения в рассматриваемом случае положений части 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК в редакции Закона Республики Карелия от 25.02.2015 N 1871-ЗРК, вступившего в силу с 09.03.2015, ограничивающих реализацию названной обязанности пятью месяцами, со ссылкой на то, что решения собственников помещений в указанных многоквартирных домах по вопросу капитального ремонта принимались в период с 11 по 27 апреля 2015 года, отклоняются апелляционной коллегией как несостоятельные, поскольку, как указано выше, Региональная программа в отношении спорных многоквартирных домов опубликована на официальном интернет-портале 01.12.2014, а потому именно с этого для возникли соответствующие правоотношения (обязанности Общества), регулирование которых в свою очередь осуществлялось положениями части 2 статьи 7 Закона N 1758-ЗРК в редакции, действовавшей до 09.03.2015.
С учетом установленных по делу фактических обстоятельств иные доводы апелляционных жалоб Инспекции и Фонда не имеют правового значения для настоящего спора.
На основании изложенного суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о несоответствии решения Инспекции, изложенного в письме от 05.06.2015 N 4524/14-03/ГЖИ, действовавшему в спорный период законодательству, в связи с чем, принимая во внимание, что оно безусловно создает препятствия Обществу в осуществлении им предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, руководствуясь частями 2, 5 статьи 201 АПК РФ, правомерно признал его недействительным и обязанность Инспекцию внести специальные счета, открытые Обществом в ОАО "Сбербанк России по решениям общих собраний жильцов домов в реестр специальных счетов, предназначенных для перечисления средств на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Поскольку на основании уведомления ГЖИ Администрация включила спорные дома в перечень домов, содержащийся в приложении к постановлению N 165-П от 08.05.2015 "О формировании фонда капитального ремонта Республики Карелия" (с учётом внесенных в него изменений постановлением N 272-п от 13.07.2015), требования Общества к Администрации также удовлетворены судом правомерно.
Таким образом, доводы апелляционных жалоб ГЖИ и Фонда не содержат фактов, которые опровергали бы выводы суда первой инстанции, изложенные в решении от 01.10.2015, имели бы юридическое значение и влияли на его законность и обоснованность, судом установлены все фактические обстоятельства и исследованы доказательства, представленные сторонами по делу, обстоятельства, определенные статьей 270 АПК РФ в качестве оснований для отмены либо изменения судебного акта, апелляционным судом не установлены, а потому решение Арбитражного суда Республики Карелия следует оставить без изменения, а жалобы Инспекции и третьего лица - без удовлетворения.
Руководствуясь пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Тринадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Карелия от 01.10.2015 по делу N А26-6169/2015 оставить без изменения, апелляционные жалобы Фонда капитального ремонта Республики Карелия и Государственной жилищной инспекции Республики Карелия - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
О. И. Есипова |
Судьи |
Г. В. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А26-6169/2015
Истец: ООО "Народная управляющая компания г. Питкяранта"
Ответчик: Государственная жилищная инспекция Республики Карелия
Третье лицо: Администрация Питкярантского городского поселения, Фонд капитального ремонта Республики Карелия