г. Челябинск |
|
24 февраля 2016 г. |
Дело N А47-6307/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 24 февраля 2016 года.
Восемнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Богдановской Г.Н.,
судей Пивоваровой Л.В., Суспициной Л.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Савчук А.С., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Бугуруслан" на решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2015 по делу N А47-6307/2015 (судья Штырник В.М.).
Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Бугуруслан" (далее - Комитет, заявитель) обратился в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" (далее - ФКП Росреестра, кадастровая палата, заинтересованное лицо) о снятии с государственного кадастрового учета земельного участка с кадастровым номером 56:37:0106045:13, местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Ориентир здание диспетчерской ЗАО "Алькор". Участок находится примерно в 62 м от ориентира по направлению на восток. Почтовый адрес ориентира: Оренбургская область, г. Бугуруслан, дор. на трассе объездной дороги Похвистнево-Бузулук, площадью 16 кв.м (с учетом уточнения заявленных требований, принятого судом первой инстанции в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), л.д. 51-52).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Миляев Алексей Геннадьевич (далее - Миляев А.Г., третье лицо).
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2015 (резолютивная часть от 07.12.2015) в удовлетворении заявления отказано.
С указанным решением суда не согласился Комитет (далее также - податель апелляционной жалобы, апеллянт), подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов апелляционной жалобы ее податель ссылается на неправильное применение судом норм материального права.
Апеллянт полагает, что судом не принято во внимание, что земельный участок с кадастровым номером 56:37:0106045:13 находится внутри земельного участка с кадастровым номером 56:37:01106045:386, в силу чего сохранение его кадастрового учета нарушает требования ст. 119 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ), в силу которых образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию и изломанности границ земельного участка. Выводы суда об отсутствии у заявителя заинтересованности в заявлении рассматриваемых требований противоречат Федеральному закону от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) и решению Совета депутатов муниципального образования "город Бугуруслан" от 27.03.2015 N 446, поскольку Комитет является уполномоченным органом по распоряжению земельными участками, право государственной собственности на которые не разграничено. В силу этого с рассматриваемым заявлением Комитет обращался в защиту своих интересов, а не интересов Миляева А.Г., как указал суд. Наличие кадастрового учета земельного участка препятствует дальнейшему перераспределению земельных участков.
Апеллянт считает, что отказ суда первой инстанции в удовлетворении требований по тому основанию, что Комитет не обращался в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка с учета либо изменении вида его разрешенного использования, является неверным, поскольку в силу письма Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N ИС/ВК/3789 от 29.08.2008 участок, имеющий статус "ранее учтенный", может быть снят с кадастрового учета только на основании решения суда, поскольку действующим законодательством не предусмотрена возможность снятия участка с кадастрового учета в административном порядке.
По мнению подателя жалобы, суд пришел к неправомерному выводу об отсутствии предусмотренных Федеральным законом от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон о кадастре) правовых оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета. Ссылаясь на определение Судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31.05.2012 по делу N 33-2338/2012, Комитет полагает, что отсутствие правового механизма снятия с кадастрового учета ранее учтенных земельных участков является пробелом правового регулирования, что не должно препятствовать участникам гражданского оборота в реализации их законных прав на принадлежащие им земельные участки.
К дате судебного заседания отзывы на апелляционную жалобу в суд апелляционной инстанции не поступили.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены надлежащим образом, в судебное заседание представители не явились, Комитет просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие своего представителя.
В отсутствие возражений лиц, участвующих в деле, и в соответствии со статьями 123, 156, 159 АПК РФ дело рассмотрено судом апелляционной инстанции в отсутствие неявившихся лиц.
Законность и обоснованность судебного акта проверены арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке, предусмотренном главой 34 АПК РФ.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом первой инстанции, Временным положением о порядке предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования город Бугуруслан, в собственность, аренду, пользование гражданам и юридическим лицам, для строительства и для целей не связанных со строительством от 07.06.2002 N 155 был установлен порядок предоставления земельных участков, находящихся в границах муниципального образования г. Бугуруслана, для целей, не связанных со строительством.
Распоряжением Комитета от 31.01.2005 N 15-з на основании заявления и представленных документов принято решение о предоставлении земельных участков, согласно которому земельный участок с адресным ориентиром: г. Бугуруслан, район АЗС "Алькор" на трассе объездной дороги Похвистнево-Бузулук, площадью 16 кв.м предоставлен обществу с ограниченной ответственностью "Оренкарт" в аренду на срок с 01.02.2005 по 31.12.2005 для установки рекламных щитов (л.д. 32).
Согласно кадастровому паспорту земельного участка от 02.06.2015 N 56/15-306435 (л.д. 31) после постановки 14.03.2005 вышеуказанного земельного участка на государственный кадастровый учет ему был присвоен кадастровый номер 56:37:0106045:13, разрешенное использование - для установки рекламного щита.
Согласно уведомлению Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Оренбургской области от 04.06.2015 N 56/000/011/2015-1627 сведения о зарегистрированных правах на земельный участок с кадастровыми номером 56:37:0106045:13 в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) отсутствуют (л.д. 30).
Схемой размещения рекламных конструкций на территории муниципального образования "город Бугуруслан", утвержденной постановлением Администрации муниципального образования "город Бугуруслан" Оренбургской области от 12.05.2015 N 387-п, не предусмотрено размещение рекламного щита на земельным участке с кадастровым номером 56:37:0106045:13 (л.д. 12-29).
Согласно сведениям публичной кадастровой карты (л.д. 71) земельный участок с кадастровыми номером 56:37:0106045:13 находится внутри (окружен) земельного участка с кадастровым номером 56:37:01106045:386, собственником которого является Миляев А.Г. (выписка из ЕГРП от 03.08.2015 N 56/017/007/2015-190, л.д. 70).
Ссылаясь на неиспользование публичного земельного участка с кадастровыми номером 56:37:0106045:13 третьими лицами, препятствие фактом сохранения кадастрового учета участка его дальнейшего перераспределения для целей использования, Комитет обратился в арбитражный суд с рассматриваемыми требованиями.
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии предусмотренных Законом о кадастре правовых оснований для снятия земельного участка с кадастрового учета, поскольку земельный участок не относится к преобразуемым объектам недвижимости, не является временным, заявителем не представлены доказательства планируемого перераспределения земельного участка и заключения соглашения о перераспределении земельного участка. В силу этого судом не установлено обстоятельств, в силу которых наличие кадастрового учета земельного участка нарушает права муниципального образования. Кроме того, судом установлено, что земельный участок с кадастровым номером 56:37:0106045:13 находится внутри земельного участка с кадастровым номером 56:37:01106045:386, в отношении которого зарегистрировано право собственности Миляева А.Г., и Комитетом не представлено доказательств наличия полномочий обращаться в защиту интересов указанного лица. Суд также указал, что Комитет не обращался в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка с учета либо изменении вида его разрешенного использования, и заявителем не представлено доказательств незаконности действий кадастровой палаты при исполнении полномочий.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого решения суда, оценив доводы апелляционной жалобы Комитета, арбитражный апелляционный суд приходит к следующим выводам.
В силу п. 3 ст. 1 Закона о кадастре государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества.
Из положений ч. 1 ст. 16 Закона о кадастре следует, что кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости, прекращением его существования либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 - 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
Постановка на учет объекта недвижимости, учет изменений объекта недвижимости, учет части объекта недвижимости, учет адреса правообладателя или снятие с учета объекта недвижимости осуществляется в случае принятия органом кадастрового учета соответствующего решения об осуществлении кадастрового учета (п. 1 ст. 23 Закона о кадастре).
Принятию названного решения предшествует подача заинтересованным лицом в порядке, предусмотренном ст. 20 Закона о кадастре, заявления о снятии земельного участка с кадастрового учета, что следует из положений части 2 статьи 16 того же Закона.
Таким образом, Законом о кадастре предусмотрен заявительный порядок снятия земельного участка с кадастрового учета.
Указанное позволяет отклонить доводы апелляционной жалобы Комитета о необоснованности вывода суда первой инстанции о необходимости обращения заявителя в орган кадастрового учета с заявлением о снятии земельного участка с кадастрового учета и недоказанности им факта совершения кадастровой палатой противоправных действий, нарушающих права заявителя.
Доводы апеллянта о том, что участок, имеющий статус "ранее учтенный", может быть снят с кадастрового учета только на основании решения суда, также противоречат вышеизложенным нормам материального права, поскольку судебная защита нарушенного права должна осуществляться с использованием предусмотренных материальным и процессуальным законодательством способов, что исключает возможность произвольного заявления требований в обход административных процедур.
Ссылки апеллянта в обоснование указанной позиции на письмо Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости N ИС/ВК/3789 от 29.08.2008 отклоняются в силу недоказанности наличия у названного документа статуса нормативного правового акта (ст. 13 АПК РФ).
По тем же основаниям отклоняются ссылки заявителя на определение судебной коллегии по гражданским делам Оренбургского областного суда от 31.05.2012 по делу N 33-2338/2012.
Согласно ч. 3 и ч. 31 ст. 24 Закона о кадастре учет изменений преобразуемого объекта недвижимости или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых объектов недвижимости осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации прав на образованные из таких объектов недвижимости иные объекты недвижимости. Учет изменений преобразуемого земельного участка или в соответствующих случаях снятие с учета преобразуемых земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, также осуществляется без заявления в течение трех рабочих дней с даты государственной регистрации соответствующего права либо государственной регистрации аренды на образованные из таких земельных участков иные земельные участки.
В силу ч. 41 ст. 24 Закона о кадастре внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках, в отношении которых заключено соглашение о перераспределении или принято решение о перераспределении, исключаются из государственного кадастра недвижимости с момента государственной регистрации прав на образованный или образованные в результате этого перераспределения земельный участок, земельные участки.
Норма ст. 25 Закона о кадастре регулирует порядок кадастрового учета земельных участков, носящих статус "временный".
Частью 2 названной статьи предусмотрено, что орган кадастрового учета снимает с учета временный земельный участок только в случае, если такой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости и подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
В соответствии с ч. 21 ст. 24 Закона о кадастре орган кадастрового учета снимает с учета часть земельного участка, сведения о которой внесены в государственный кадастр недвижимости в соответствии с частью 9 статьи 47 настоящего Федерального закона, в случае снятия с учета здания, сооружения, объекта незавершенного строительства в связи с прекращением их существования.
Таким образом, снятие земельного участка с кадастрового учета осуществляется только по основаниям, предусмотренным ст.ст. 24-25 Закона о кадастре.
Согласно ч. 6 ст. 27 Закона о кадастре орган кадастрового учета принимает решение об отказе в снятии с учета земельного участка также в случае, если такой земельный участок не является преобразуемым и не подлежит снятию с учета в соответствии с установленными статьей 24 настоящего Федерального закона особенностями осуществления кадастрового учета при образовании объектов недвижимости.
Согласно ч. 1 ст. 4 АПК РФ судебной защите подлежит нарушенное субъективное право.
Поскольку Комитетом не представлено доказательств наличия правовых оснований для снятия земельного участка с кадастровым номером 56:37:0106045:13, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об недоказанности факта нарушения прав и законных интересов Комитета и отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы апеллянта о нарушении его прав как лица, имеющего в соответствии с Вводным законом и решением Совета депутатов муниципального образования "город Бугуруслан" N 446 от 27.03.2015 право распоряжения спорным земельным участком, отклоняются с учетом изложенного, поскольку наличие распорядительных полномочий в отношении земельного участка само по себе на порождает правовые основания для его произвольного снятия с кадастрового учета.
Кроме того, Комитетом не представлено наличие конкретных правопритязаний третьих лиц в отношении спорного участка, наличие которых обусловило реализацию Комитетом своих распорядительных полномочий.
Ссылки апеллянта на то, что суд первой инстанции не принял во внимание то обстоятельство, что земельный участок с кадастровым номером 56:37:0106045:13 находится внутри земельного участка с кадастровым номером 56:37:01106045:386, в силу чего сохранение его кадастрового учета нарушает требования ст. 119 ЗК РФ, подлежат отклонению, поскольку по существу названные доводы направлены на оценку порядка постановки на кадастровый учет земельного участка с кадастровым номером 56:37:01106045:386, который был образован позднее спорного земельного участка (л.д. 65).
С учётом изложенного, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для отказа в удовлетворении заявленных требований являются правомерными, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судом апелляционной инстанции не установлено.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены судебного акта на основании ч. 4 ст. 270 АПК РФ, не установлено.
Руководствуясь статьями 176, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Оренбургской области от 10.12.2015 по делу N А47-6307/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Комитета по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Бугуруслан" - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Уральского округа в течение двух месяцев со дня его принятия (изготовления в полном объеме) через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий судья |
Г.Н. Богдановская |
Судьи |
Л.В. Пивоварова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А47-6307/2015
Истец: Комитет по управлению имуществом администрации муниципального образования "город Бугуруслан"
Ответчик: ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала по Оренбургской области, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" ф лице филиала по Оренбургской области
Третье лицо: Миляев Алексей Геннадьевич, Отдел адресно-справочной работы УФМС России по Самарской области, Управление Федеральной миграционной службы по Оренбургской области