Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июля 2016 г. N Ф03-2585/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Владивосток |
|
25 февраля 2016 г. |
Дело N А51-13454/2015 |
Резолютивная часть постановления оглашена 17 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 25 февраля 2016 года.
Пятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Т.А. Солохиной,
судей Л.А. Бессчасной, Е.Л. Сидорович,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Т.С. Гребенюковой,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу Администрации г.Владивостока,
апелляционное производство N 05АП-434/2016
на решение от 28.11.2015
судьи О.Н. Голубкиной
по делу N А51-13454/2015 Арбитражного суда Приморского края
по заявлению Администрации г. Владивостока (ИНН 2504001783, ОГРН 1022501302955, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 12.12.2002) и Управления финансов Администрации г. Владивостока
о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Приморского края (ИНН 2540037030, ОГРН 1022502275168, дата государственной регистрации в качестве юридического лица 30.12.2002), выразившихся в непредоставлении субсидий в размере 384.527.099 рублей на строительство объектов социальной инфраструктуры "Снеговая Падь" в рамках краевой целевой программы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ, в рамках заключенного Соглашения от 16.04.2012 N 13,
третьи лица: Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока, Департамент градостроительства Приморского края,
при участии:
от Администрации г.Владивостока: представитель Старожукова Н.В. по доверенности от 13.10.2015 N 1-3/3574 сроком до 31.12.2016, удостоверение;
от Администрации Приморского края: представитель Кищенкова О.А. по доверенности от 15.07.2015 N 11/5423 сроком на 1 год, удостоверение.
от Управления финансов Администрации г. Владивостока, МКУ "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока, Департамента градостроительства Приморского края: не явились,
УСТАНОВИЛ:
Администрация города Владивостока и Управление финансов Администрации города Владивостока обратились в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Администрации Приморского края о признании незаконными действий (бездействия), выразившихся в непредоставлении субсидий в размере 384.527.099 руб. на строительство объектов социальной инфраструктуры "Снеговая Падь" в рамках краевой целевой программы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ, в рамках заключенного Соглашения от 16.04.2012 N 13.
Определением от 12.08.2015 по ходатайству сторон судом к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, были привлечены: на стороне истца - муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока, на стороне ответчика - Департамент градостроительства Приморского края.
Решением от 28.11.2015 суд отказал Администрации города Владивостока и Управлению финансов Администрации города Владивостока в удовлетворении заявленных требований.
Обжалуя в порядке апелляционного производства решение суда от 28.11.2015, Администрация города Владивостока просит его отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
В апелляционной жалобе Администрация города Владивостока указала, что согласно пункту 1.6 Соглашения от 16.04.2012 N 13, данное Соглашение действует до полного исполнения сторонами своих обязательств по нему. Согласно жалобе, поскольку Администрацией Приморского края условия данного Соглашения не выполнены - физкультурно-оздоровительный комплекс на сегодняшний день не достроен, то указанное Соглашение является действующим.
При этом трехмесячный срок на подачу заявления о признании незаконным действия (бездействия) Администрации Приморского края, по мнению заявителя апелляционной жалобы, следует исчислять с 01.05.2015 - с даты, указанной в претензии от 26.03.2015, адресованной Администрацией города Владивостока губернатору Приморского края.
Администрация города Владивостока указала, что, в связи с тем, что на сегодняшний день физкультурно-оздоровительный комплекс в микрорайоне Снеговая падь не достроен, и на его строительство уже потрачено большое количество бюджетных денежных средств, то имеет место их неэффективное использование.
Кроме того, согласно жалобе, в настоящее время краевая целевая программа "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" продлена до 2019 года.
Доводы, заявленные в апелляционной жалобе, представитель Администрации города Владивостока поддержал в судебном заседании.
Администрации Приморского края в представленном в материалы дела письменном отзыве на доводы апелляционной жалобы возразила, решение суда первой инстанции считает законным и обоснованным, просит оставить его без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Доводы отзыва на апелляционную жалобу представитель Администрации Приморского края поддержал в судебном заседании.
Управление финансов Администрации города Владивостока в представленном в материалы дела письменном отзыве доводы апелляционной жалобы поддержала в полном объеме, считает апелляционную жалобу подлежащей удовлетворению.
Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока, Департамент градостроительства Приморского края письменные отзывы на апелляционную жалобу в материалы дела не представили.
Извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, Управление финансов Администрации города Владивостока, Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа" города Владивостока, Департамент градостроительства Приморского края своих представителей в судебное заседание не направили.
Руководствуясь частью 3 статьи 156, статьей 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), арбитражный суд апелляционной инстанции рассмотрел апелляционную жалобу в отсутствие представителей указанных лиц, участвующих в деле, по имеющимся в материалах дела документам.
Из материалов дела судебной коллегией установлено следующее.
Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ утверждена краевая целевая программа "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2012 годы (далее - также Краевая целевая программа).
Согласно пункту 6 Приложения 1 к Краевой целевой программе (Перечень мероприятий и объемы финансирования программы) одним из мероприятий Краевой целевой программы является предоставление субсидий бюджету Владивостокского городского округа на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь".
В соответствии с вышеуказанным пунктом Приложения 1 к Краевой целевой программе объем финансирования из краевого бюджета данного мероприятия составляет 1.483.115.000 рублей.
Согласно разделу 5 Краевой целевой программы (Механизм реализации программы), предоставление предусмотренных программой субсидий осуществляется на основании заключенного соглашения между администрацией Приморского края и администрацией города Владивостока.
16.04.2012 между Администрацией Приморского края и Администрацией города Владивостока заключено Соглашение N 13 о предоставлении в 2012 году субсидий бюджету Владивостокского городского округа на финансирование мероприятий на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь".
В соответствии с пунктом 1.1 Соглашения Администрация Приморского края взяла на себя обязательства перечислить в 2012 году субсидию на софинансирование расходных обязательств Владивостокского городского округа по организации строительства объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь" в размере 1.483.115.000 рублей в бюджет Владивостокского городского округа.
В 2012 в бюджет Владивостокского городского округа перечислены субсидии в размере 1.176.419.140 рублей, согласно представленных платежных поручений. Остаток средств субсидий в сумме 306.695.860 рублей в бюджет Владивостокского городского округа не поступал.
В связи с объективными обстоятельствами, не позволяющими завершить строительство ряда объектов социальной инфраструктуры в жилом микрорайоне г. Владивостока "Снеговая Падь" в 2012 году, средства краевых субсидий в размере 77.832.130 рублей не освоены и возвращены в бюджет Приморского края.
Считая необходимым завершить строительство объектов социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь" в рамках Соглашения N 13 от 16.04.2012, в частности, объекта - физкультурно-оздоровительный комплекс в микрорайоне "Снеговая Падь" Администрация г.Владивостока 26.03.2015 направила в адрес Губернатора Приморского края за подписью главы города Владивостока обращение N1-3/1013 о строительстве объектов социальной инфраструктуры жилого района г. Владивостока "Снеговая падь" и об оказании содействия в перечислении городу Владивостоку субсидий в сумме 384,53 миллиона рублей, недополученной Владивостокским городским округом по Соглашению N 13 от 16 апреля 2012, на завершение строительства объектов социальной инфраструктуры в жилом районе города Владивостока "Снеговая падь" в срок до 01.05.2015.
Не получив ответа на вышеуказанное письмо, Администрация г.Владивостока обратилась в арбитражный суд с вышеуказанным заявлением.
28.11.2015 вынесен обжалуемый судебный акт.
Исследовав материалы дела, проверив в порядке статей 268, 270 АПК РФ правильность применения арбитражным судом первой инстанции норм материального и процессуального права, проанализировав доводы апелляционной жалобы, отзывов на нее, выслушав в судебном заседании представителей сторон, коллегия считает решение суда первой инстанции законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Рассмотрев материалы дела, коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции о пропуске заявителями трехмесячного срока на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными оспариваемых действий (бездействия) Администрации Приморского края. Делая указанный вывод, суд первой инстанции правомерно руководствовался следующим.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие) (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Статьей 1 Закона Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ утверждена Краевая целевая программа "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2019 годы" (далее также Закон N 226-КЗ).
Согласно паспорту Краевой целевой программы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско- Тихоокеанском регионе" на 2008-2019 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ (далее также - Краевая целевая программа) одним из мероприятий программы являлось предоставление субсидий бюджету Владивостокского городского округа на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь".
Срок реализации мероприятия по предоставлению данной субсидии: 2010-2012 годы, общая сумма планируемых к предоставлению из краевого бюджета субсидий 3.430,0 миллиона рублей, из них в 2012 году - 1.483,1 миллиона рублей (п.6 приложения к Закону N 226-КЗ).
В соответствии с Разделом 5 Краевой целевой программы, предусматривающим предоставление субсидий на основании заключаемых между Администрацией Приморского края и Администрацией г. Владивостока соглашений, 16 апреля 2012 года между Администрацией Приморского края и Администрацией г. Владивостока было заключено соглашение N 13 о предоставлении в 2012 году субсидий (далее также - Соглашение).
Согласно пункту 1.1 Соглашения Администрация Приморского края обязалась предоставить в 2012 году Администрации г. Владивостока субсидию за счет средств краевого бюджета, предусмотренных Законом Приморского края от 17.11.2011 N 848-КЗ "О краевом бюджете на 2012 год", на реализацию Краевой целевой программы в размере 1.483.115,0 тысяч рублей, а Администрация г. Владивостока обязалась принять указанную субсидию, использовать ее по целевому назначению и обеспечить финансирование указанных расходных обязательств за счет средств бюджета Владивостокского городского округа в размере не менее 8.270,0 тысяч рублей, а также обеспечить выполнение условий Соглашения.
В соответствии с пунктом 2.1 Соглашения предоставление субсидий осуществляется при условии обеспечения направления Администрацией г. Владивостока в 2012 году за счет средств бюджета Владивостокского городского округа на финансирование работ по объектам муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь" не менее 8.270,0 тысяч рублей.
Пунктом 3.1.1 Соглашения предусмотрена обязанность Администрации Приморского края перечислить в доход бюджета Владивостокского городского округа субсидию на цели, в размере и на условиях, предусмотренных данным Соглашением в соответствии с графиком распределения субсидий.
Пунктом 8.1 Соглашения установлено, что в случае, когда на строительство объектов муниципальной собственности социальной инфраструктуры микрорайона "Снеговая падь" из краевого бюджета выделяются дополнительные средства или в порядке, установленном действующим законодательством, производится уменьшение ассигнований, Администрация Приморского края уведомляет Администрацию города Владивостока о дополнительно выделенных средствах или уменьшении ассигнований с последующим заключением дополнительного соглашения.
Согласно пунктам 4.2, 5.2 Соглашения перечисление средств прекращается в случае отсутствия у Администрации г.Владивостока потребности в использовании субсидии в 2012 году, а также в случае несоблюдения условий софинансирования, невыполнение Администрацией г.Владивостока условий Соглашения также может являться основанием для непредоставления субсидии.
Таким образом, и наименование Соглашения N 13 от 16.04.2012, содержание пунктов 1.1 и 2.1 данного Соглашения, свидетельствуют о том, что обязательства по выделению денежных средств как из краевого бюджета, так и из бюджета Владивостокского городского округа стороны приняли исключительно на 2012 год.
Таким образом, коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что предусмотренные Соглашением обязательства по перечислению бюджетных средств завершились в 2012 году.
Данное обстоятельство подтверждается правовой позицией Пятого арбитражного апелляционного суда, изложенной в постановлении от 28.01.2015, оставленном в силе постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 14.05.2015, по делу N А51-6018/2014 по иску администрации г.Владивостока к Администрации Приморского края о взыскании 384.527.099 рублей по Соглашению.
При рассмотрении дела N А51-6018/2014 судом также установлено, что на основании Соглашения выделение денежных средств как из краевого бюджета, так и из бюджета Владивостокского городского округа предусмотрено сторонами исключительно на 2012 год.
Согласно части 2 статьи 69 АПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь, при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.
В силу части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Коллегия признает правильным вывод суда первой инстанции о том, что о нарушении своих прав Администрация г.Владивостока узнала не позднее 31.12.2012, когда закончилось действие Соглашения N 13 от 16.04.2012.
Вместе с тем, как следует из материалов дела, с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Приморского края, выразившихся в непредоставлении субсидии в рамках Краевой целевой программы, утвержденной Законом Приморского края N 226-КЗ, в рамках Соглашения N 13 от 16.04.2012, Администрация города Владивостока, обратилась в арбитражный суд только 26.06.2015, т.е. со значительным пропуском срока, установленного частью 4 статьи 198 АПК РФ, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении данного заявления.
Согласно части 1 статьи 115 АПК РФ лица, участвующие в деле, утрачивают право на совершение процессуальных действий с истечением процессуальных сроков, установленных данным Кодексом.
Как правильно указал суд первой инстанции, действующее процессуальное законодательства не предусматривает произвольного, не ограниченного по времени обращения в арбитражный суд с заявлением о признании ненормативных правовых актов недействительными, действий (бездействия) незаконными.
При этом ежегодные обращения заявителя в Администрацию Приморского края по вопросу выделения средств по Соглашению, обязательства по перечислению бюджетных средств в соответствии с которым завершились в 2012, не свидетельствуют о длящемся характере данных правоотношений, о перерыве указанного срока или о начале течения данного срока заново (с даты очередного обращения).
Таким образом, довод Администрации г.Владивостока о том, что трехмесячный срок на подачу заявления о признании незаконным действия (бездействия) Администрации Приморского края следует исчислять с 01.05.2015 - с даты, указанной в претензии от 26.03.2015, адресованной Администрацией города Владивостока губернатору Приморского края, является ошибочным.
Руководствуясь вышеизложенным, учитывая вышеуказанный вывод о том, что обязательства в соответствии с Соглашением N 13 от 16.04.2012 приняты его сторонами исключительно на 2012 год, и что о нарушении своих прав Администрация города Владивостока узнала не позднее 31.12.2012, коллегия приходит к выводу о том, что суд первой инстанции правомерно отказал Администрации города Владивостока, Управлению Финансов администрации города Владивостока в удовлетворении требований о признании незаконными действий (бездействия) Администрации Приморского края, выразившихся в непредоставлении субсидий в размере 384.527.099 руб. на строительство объектов социальной инфраструктуры "Снеговая Падь" в рамках краевой целевой программы "Развитие г. Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе" на 2008-2012 годы, утвержденной Законом Приморского края от 17.03.2008 N 226-КЗ, в рамках заключенного Соглашения от 16.04.2012 N 13.
Нормы права применены судом первой инстанции правильно. Судебный акт принят на основании всестороннего, объективного и полного исследования имеющихся в материалах дела доказательств.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
По мнению коллегии, заявителем жалобы в данном случае не представлено в материалы дела надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы, изложенные в апелляционной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции.
Учитывая вышеизложенное, арбитражный суд апелляционной инстанции не усматривает правовых оснований для отмены решения суда по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Руководствуясь статьями 258, 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Пятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Приморского края от 28.11.2015 по делу N А51-13454/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Дальневосточного округа через Арбитражный суд Приморского края в течение двух месяцев.
Председательствующий |
Т.А. Солохина |
Судьи |
Л.А. Бессчасная |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А51-13454/2015
Постановлением Арбитражного суда Дальневосточного округа от 8 июля 2016 г. N Ф03-2585/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Администрация г. Владивостока, Администрация города Владивостока, Управление финансов администрации г. Владивостока
Ответчик: Администрация Приморского края, УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСОВ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ВЛАДИВОСТОКА
Третье лицо: Департамент градостроительства Приморского края, МКУ "Дирекция по строительству объектов Владивостотского городского округа" города Владивостока, Муниципальное казенное учреждение "Дирекция по строительству объектов Владивостокского городского округа"