25 февраля 2016 г. |
Дело N А84-1930/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 17.02.2016.
В полном объеме постановление изготовлено 25.02.2016.
Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Горошко Н.П., судей Градовой О.Г., Карева А.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ждера А.Р.,
при участии представителей: от федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" - Вознюк О.Г., доверенность N 2 от 27.01.2016; от Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) - Юникова А.В., доверенность N 3 от 11.01.2016,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" на решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2015 по делу N А84-1930/2015 (судья Колупаева Ю.В.),
по заявлению федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" (ОГРН 1097746786675, ИНН 7743763446, 125413, г.Москва, ул.Онежская, д.26А, 299024, г.Севастополь, ул.Эпроновская, д.7,) (далее- Войсковая часть)
к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) (далее - Управление) (ул. Пожарова, 5, г. Севастополь, 299008)
о признании смягчающих вину обстоятельств и освобождении от уплаты штрафа,
установил:
решением Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2015 по делу N А84-1930/2015 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с указанным решением, федеральное казенное учреждение "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" обратилось с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым заявленные требования удовлетворить.
Рассмотрев доводы жалобы и отзыв на нее, заслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции пришел к следующим выводам.
Как усматривается из материалов дела, уполномоченный орган провел камеральную проверку правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) войсковой частью страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования плательщиков страховых взносов за 9 месяцев и за 12 месяцев 2014 года.
В ходе проверки выявлено, что расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам по форме РСВ-1 за указанные периоды представлены заявителем на бумажном носителе лишь 03.08.2015 и 07.08.2015 соответственно, то есть с нарушением сроков, предусмотренных пунктом первым части 9 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ), а, кроме того, исходя из численности организации, с несоблюдением порядка представления расчета в электронном виде.
Указанные нарушения за период 9 месяцев 2014 года зафиксированы в акте камеральной проверки от 12.08.2015 N 092С03150000764. Аналогичные нарушения за период 12 месяцев 2014 года зафиксированы в акте камеральной проверки от 18.08.2015 N 092С03150000779.
Письмом от 17.08.2015 N 13-22/8541 Управление направило заявителю акт камеральной проверки от 12.08.2015 N 092С03150000764, в котором одновременно предложил страхователю в случае несогласия с фактами, отраженными в этом документе, в течение 15 дней со дня получения последнего представить письменные возражения. В письме также сообщалось о дате и времени рассмотрения материалов проверки.
Письмом от 21.08.2015 N 13-22/8586 Управление направило заявителю акт камеральной проверки от 18.08.2015 N 092С03150000779, в котором одновременно предложил страхователю в случае несогласия с фактами, отраженными в этом документе, в течение 15 дней со дня получения последнего представить письменные возражения. Одновременно в указанном письме сообщалось о дате и времени рассмотрения материалов проверки.
От Войсковой части 15.09.2015 в адрес учреждения поступили ходатайства об уменьшении суммы штрафа за нарушение сроков, предусмотренных пунктом 1 части 9 статьи 15 Закон N 212-ФЗ, со ссылкой на наличие смягчающих ее вину обстоятельств, аналогичных изложенным в заявлении, поданном в арбитражный суд.
По итогам рассмотрения материалов проверки Управлением вынесено решение от 21.09.2015 N 092С04150000788 о привлечении заявителя к ответственности по части 1 статьи 46 Закон N 212-ФЗ в виде 361801 руб. 98 коп. штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 9 месяцев 2014 года в установленный срок, а именно: не позднее 17.11.2014, а также по части 2 статьи 46 Закон N 212-ФЗ в виде 200 руб. штрафа за несоблюдение порядка предоставления расчета по начисленным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов.
Также уполномоченным органом вынесено решение от 21.09.2015 N 092С04150000789 о привлечении заявителя к ответственности по части 1 статьи 46 Закон N 212-ФЗ в виде 1270125 руб. 63 коп. штрафа за непредставление плательщиком страховых взносов в установленный настоящим Законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов за 12 месяцев 2014 года в установленный срок, а именно: не позднее 16.02.2015, а также по части 2 статьи 46 Закон N 212-ФЗ в виде 200 руб. штрафа за несоблюдение порядка предоставления расчета по начисленным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов.
Не согласившись с законностью размера наложенного на нее штрафа, войсковая часть обратилась с настоящим заявлением в арбитражный суд, указывает на наличие обстоятельств, смягчающих ее ответственность, в частности: своевременная уплата страховых вносов в Пенсионный фонд в полном объеме; совершение правонарушения по неосторожности; привлечение по результатам административного расследования должностных лиц, виновных в совершении данного правонарушения, к дисциплинарной ответственности; статус войсковой части как неприбыльной бюджетной организацией, денежные средства которой выделяются на денежное довольствие военнослужащим, заработную плату гражданскому персоналу и командировочные расходы; взыскание в принудительном порядке сумм штрафов с расчетного счета части приведет к нехватке денежных средств на выплату заработной платы, денежного довольствия сотрудникам войсковой части; объективные трудности переходного периода - интегрирование Республики Крым и г. Севастополя в правовое поле Российской Федерации, выразившиеся в необходимости освоения нового законодательства, подготовки новых форм отчетности.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что с 01.01.2015 Законом N 212-ФЗ не предусмотрена возможность применение смягчающих обстоятельств для снижения суммы штрафа.
Отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах регулируются Законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" от 24.07.2009 N 212-ФЗ (далее - Закон N 212-ФЗ).
В пункте 1 части 9 статьи 15 Закона N 212-ФЗ установлена обязанность плательщиков страховых взносов представлять в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту своего учета не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, а в форме электронного документа не позднее 20-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, - расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации и на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.
Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный данным Федеральным законом срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов по месту учета влечет взыскание штрафа в размере пяти процентов суммы страховых взносов, начисленной к уплате за последние три месяца отчетного (расчетного) периода, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для его представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 1000 рублей (часть 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ).
В силу части второй этой же статьи за несоблюдение порядка представления расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов в электронном виде влечет взыскание штрафа в размере 200 руб.
Материалами дела подтверждается и войсковой частью не оспаривается, что расчет по начисленным и уплаченным ею страховым взносам (по форме РСВ-1) представлен на бумажном носителе с нарушением срока, предусмотренного законодательством (не позднее 17.11.2014 и 16.02.2015), а именно: 03.08.2015 и 07.08.2015 соответственно. При этом, исходя из того, что среднесписочная численность организации указана как 148 человек, в силу прямого указания Закона N 212-ФЗ такой расчет должен был быть представлен страхователем в электронном виде, чего заявителем сделано не было.
Факт нарушения заявителем порядка представления расчета по начисленным и уплаченным ею страховым взносам установлен, материалами дела подтвержден и не оспаривается.
Таким образом, вывод суда о правомерном привлечении войсковой части к ответственности на основании части 1 статьи 46 Закона N 212-ФЗ является правильным.
Обоснованным является и вывод суда об отсутствии смягчающих обстоятельств для снижения суммы штрафа на дату рассмотрения спора в суде первой инстанции.
Вместе с тем постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 N 2-П подпункт "а" пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Закона N 188-ФЗ, как исключившие возможность при применении ответственности, установленной Законом N 212-ФЗ, индивидуализировать наказание за нарушение установленных им требований с учетом смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1), 35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3).
При этом Конституционный Суд Российской Федерации указал, что данный вывод, однако, не означает восстановление действия положений Закона N 212-ФЗ в том виде, в котором они применялись до утраты силы.
В силу принципов правовой определенности, справедливости, необходимости поддержания у граждан и их объединений доверия государству и охраняемому им правопорядку, вытекающих из статей 1 (часть 1), 15 (часть 1), 17 (часть 3), 19 (части 1 и 2), 45 (часть 1) и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, федеральный законодатель обязан определить порядок снижения размера штрафа за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, с тем чтобы обеспечить как индивидуализацию ответственности, так и ее неотвратимость, в частности, в рамках своей дискреции установить органы, имеющие право снижать размер штрафа, условия снижения размера штрафа, правила учета отягчающих и смягчающих ответственность обстоятельств при определении окончательного размера наказания, а также минимальный размер штрафа, ниже которого при любых обстоятельствах наказание назначено быть не может. Такой подход позволил бы обеспечить адекватность применяемого государственного принуждения всем обстоятельствам, имеющим существенное значение для ее индивидуализации, и избежать злоупотреблений при принятии решений о размерах штрафной санкции в конкретных делах.
Конституционный Суд Российской Федерации указал, что впредь до внесения в правовое регулирование надлежащих изменений принятие решения об учете смягчающих ответственность обстоятельств при применении санкций, предусмотренных Законом N 212-ФЗ за нарушение положений законодательства Российской Федерации о страховых взносах, допускается только в исключительных случаях и только в судебном порядке: если санкция была применена должностным лицом фонда, суд (безотносительно к законодательному регулированию пределов его полномочий при судебном обжаловании решений о применении мер ответственности), рассмотрев соответствующее заявление привлекаемого к ответственности лица, не лишен возможности снизить размер ранее назначенного ему штрафа.
Вместе с тем, по смыслу статьи 55 Конституции Российской Федерации, введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепленным целям и охраняемым законом интересам, а также характеру совершенного деяния.
Так, в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.07.1999 N 11-П указано, что принцип соразмерности и справедливости наказания предполагает установление дифференцированной ответственности в зависимости от характера и тяжести совершенного правонарушения, размера причиненного ущерба.
В Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.2003 N 349-О разъяснено, что суд вправе избирать в отношении правонарушителя меру наказания с учетом характера правонарушения, размера причиненного вреда, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств деяния.
Таким образом, полномочие суда, на снижение штрафных санкций исходя из вышеуказанных принципов, вытекает из конституционных прерогатив правосудия.
На основании вышеизложенного, принимая во внимания указанные заявителем смягчающие вину обстоятельства: совершение правонарушения без умысла; привлечение виновных в совершении данного правонарушения к дисциплинарной материальной ответственности решением командира части; наличие объективных трудности переходного периода, а также то что Войсковая часть является неприбыльной бюджетной организацией, денежные средства которой выделяются на денежное довольствие военнослужащим, заработную плату гражданскому персоналу и командировочные расходы, учитывая степень общественной опасности допущенного правонарушения, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу о наличии оснований для частичного удовлетворения заявления федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056".
В связи с чем, считает необходимым снизить размер назначенного Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) филиалу "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" штрафа в соответствии с ч.1, ч.2. ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по уплате страховых взносов за 9 месяцев 2014 года и за 12 месяцев 2014 года, указанного в решениях от 21.09.2015 N 092С04150000788, N 092С04150000789 на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 16319,27 руб.
Определением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда о принятии апелляционной жалобы к производству от 18.01.2016 ходатайство федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" о предоставлении отсрочки уплаты государственной пошлины удовлетворено, предоставлена отсрочку уплаты государственной пошлины в сумме 1 500 руб. до 10.02.2016, однако на момент рассмотрения дела оплата государственной пошлины заявителем апелляционной жалобы не произведена.
10.02.2016 от федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" поступило ходатайство о зачислении суммы 1500 руб. в счет государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по делу N А84-1930/2015 из суммы излишне уплаченной государственной пошлины за подачу заявления в Арбитражный суд города Севастополя по делу N А84-2182/2015.
Согласно части 1 статьи 110 АПК РФ в случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Учитывая частичное удовлетворение заявленных федеральным казенным учреждением "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" требований основания для удовлетворения ходатайства о зачислении суммы 1500 руб. в счет государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы по делу N А84-1930/2015 из суммы излишне уплаченной государственной пошлины за подачу заявления в Арбитражный суд города Севастополя по делу N А84-2182/2015 отсутствуют.
Руководствуясь статьями 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцать первый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда города Севастополя от 27.11.2015 по делу N А84- 1930/2015 - отменить.
Заявление федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" в лице филиала "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" удовлетворить частично.
Снизить размер назначенного Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г.Севастополе (межрайонное) филиалу "Войсковая часть 80367" федерального казенного учреждения "Войсковая часть 40056" штрафа в соответствии с ч.1, ч.2. ст.46 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" по уплате страховых взносов за 9 месяцев 2014 года и за 12 месяцев 2014 года, указанного в решениях от 21.09.2015 N 092С04150000788, N 092С04150000789 на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд РФ и обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования до 16319,27 руб.
В остальной части требований отказать.
Постановление вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия в порядке, установленном статьей 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Н.П. Горошко |
Судьи |
О.Г. Градова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А84-1930/2015
Истец: Филиал "Воинской части 80367" федерального казенного учреждения "Воинская часть 40056"
Третье лицо: ГУ-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное), Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Севастополе (межрайонное)