г. Киров |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А28-8627/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Второй арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Сандалова В.Г.,
судей Дьяконовой Т.М., Гуреевой О.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Ложкиной Н.С.,
без участия в судебном заседании представителей сторон,
рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Некрасова Сергея Юрьевича
на решение Арбитражного суда Кировской области от 26.11.2015 по делу N А28-8627/2015, принятое судом в составе судьи Татаренковой Е.А.,
по иску государственного казенного учреждения Служба весового контроля Республики Башкортостан (ИНН 0276143260, ОГРН 1120280040286)
к индивидуальному предпринимателю Некрасову Сергею Юрьевичу (ИНН 430200091157, ОГРНИП 304432228000041)
о взыскании 283 919 руб. 71 коп.,
установил:
государственное казенное учреждение Служба весового контроля Республики Башкортостан (далее - истец, ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, учреждение) обратилось в Арбитражный суд Кировской области с иском к индивидуальному предпринимателю Некрасову Сергею Юрьевичу (далее - ответчик, ИП Некрасов С.Ю., предприниматель, заявитель жалобы) о взыскании 283 919 руб. 71 коп., в том числе 266 915 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан, 17 004 руб. 71 коп. процентов за пользование чужими денежными средствами, начисленных на сумму ущерба, а также процентов за пользование чужими денежными средствами по день вынесения решения суда и проценты с момента вступления решения суда в законную силу по день фактического исполнения судебного акта.
Решением Арбитражного суда Кировской области от 26.11.2015 взыскано с ИП Некрасова С.Ю. в пользу ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан 266 915 руб. в возмещение вреда, в удовлетворении требований истца в остальной части отказано.
ИП Некрасов С.Ю. с принятым решением суда не согласен, обратился во Второй арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
По мнению заявителя жалобы, 06.05.2015 дорожные знаки, информирующие об ограничениях на данном участке и возможных путях объезда, отсутствовали, что подтверждается актом 03.05.2014, письмо ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан от 06.05.2014 не говорит о том, что дорожные знаки 3.12 и таблички 8.20.1 и 8.20.2 не были демонтированы 03.05.2014. Водитель, проживая в другом регионе, не мог знать об ограничениях, так как дорожные знаки к тому времени были демонтированы. Также ответчик не согласен с километражем пройденного пути, указывает, что товарная накладная не устанавливает маршрут движения. Путевой лист, устанавливающий маршрут движения автомобиля к исковому заявлению не приложен. Кроме того, документально не оформлено место дислокации на автомобильной дороге автомобильных переносных весов в период проведения взвешивания.
Истец в отзыве на апелляционную жалобу просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, указывает, что информация о введенных ограничениях была своевременно опубликована и общедоступна. Обязанности по обеспечению установки временных дорожных знаков, ограничивающих нагрузки на ось транспортного средства, на автомобильных дорогах регионального и межмуниципального значения истец исполняет надлежащим образом. Маршрут движения подтверждается товарно-транспортной накладной, возражений со стороны водителя по протяженности пути в акте не указано. Место дислокации ППВК N 8 подтверждается графиком совместных выездов сотрудников УГИБДД МВД по РБ и истца 01.05.2014-11.05.2014, а также служебным заданием от 25.04.2014 N 255, приказом N 209-К.
Стороны явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон по имеющимся материалам.
Законность решения Арбитражного суда Кировской области проверена Вторым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном статьями 258, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В силу части 5 статьи 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации апелляционная инстанция проверяет законность и обоснованность решения в обжалуемой части.
Как следует из материалов дела, 06.05.2014 на 10 километре автодороги Дюртюли-Нефтекамск произведен весовой контроль транспортного средства FREIGHTLINER COLUMBI, регистрационный номер В 473 ОВ 43 с полуприцепом KONTRACON, регистрационный номер АК 6366 43, собственник - Некрасов Сергей Юрьевич, находящегося под управлением водителя Макарова С.А., следовавшего по маршруту движения Кировская область, пгт.Афанасьево-г.Уфа, в ходе которого выявлено превышение осевой нагрузки транспортного средства. Для проверки соблюдения весовых параметров транспортного средства были использованы весы марки ВА-15С, N 1942, 1948, закрепленные за пунктом весового контроля, прошедшие поверку 20.09.2013.
По результатам произведенного весового контроля составлен акт о превышении транспортным средством установленных ограничений по массе и (или) нагрузке от 06.05.2014 N 831 (л.д.-48).
Согласно расчету истца размер вреда, нанесенного в результате нарушения установленных требований, составил 266 915 руб.
В связи с неоплатой ответчиком в добровольном порядке причиненного вреда, учреждение обратилось в Арбитражный суд Кировской области с настоящим иском.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, суд апелляционной инстанции не нашел оснований для отмены или изменения решения суда, исходя из нижеследующего.
В силу пункта 3 части 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является событие, с которым закон или иной правовой акт связывает наступление гражданско-правовых последствий.
Пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об автомобильных дорогах) определено, что пользователям автомобильных дорог запрещается повреждать автомобильные дороги или осуществлять иные действия, наносящие ущерб автомобильным дорогам либо создающие препятствия движению транспортных средств и (или) пешеходов.
Согласно пункту 5 статьи 4 названного Закона об автомобильных дорогах на основании и во исполнение федеральных законов, иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах своих полномочий могут издавать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с использованием автомобильных дорог и осуществлением дорожной деятельности.
Как установлено в постановлении Правительства Российской Федерации от 26.09.1995 N 962 "О взимании платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы при проезде по автомобильным дорогам общего пользования", в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным транспортом, перевозящим тяжеловесные грузы по автомобильным дорогам, с 1 января 1996 года введено взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по федеральным дорогам. Одновременно органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации рекомендовано ввести взимание платы с владельцев или пользователей автомобильного транспорта, перевозящего тяжеловесные грузы по сети дорог субъектов Российской Федерации, и организовать службы весового контроля. Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.10.1996 N 1211 "Об установлении временных ставок платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам и использовании средств, получаемых от взимания этой платы" Министерству транспорта Российской Федерации поручено утвердить по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам. Временные ставки платы за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам утверждены Министерством транспорта Российской Федерации в Положении о порядке компенсации ущерба, наносимого тяжеловесными автотранспортными средствами при проезде по федеральным автомобильным дорогам.
В соответствии с пунктом 1.5 Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации, утвержденной Министром транспорта Российской Федерации 27.05.1996 и зарегистрированной в Министерстве юстиции Российской Федерации 08.08.1996 под номером 1146 (далее - Инструкция N 1146) крупногабаритные и тяжеловесные грузы должны перевозиться с учетом требований Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, Правил перевозки грузов и дополнительных требований, изложенных в настоящей Инструкции, а также требований, указанных в разрешении на перевозку груза.
Пунктами 1, 3, 6 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах установлено, что движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения, выдаваемого в соответствии с положениями настоящей статьи. Для получения специального разрешения требуется: согласование маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов; возмещение владельцем транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных грузов, вреда, причиняемого таким транспортным средством.
В силу пунктов 8, 9 статьи 31 Закона об автомобильных дорогах порядок возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, и порядок определения размера такого вреда устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Размер вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, определяется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в случае движения таких транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2009 N 934 "О возмещении вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам Российской Федерации" утверждены Правила возмещения вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил вред, причиняемый автомобильным дорогам транспортными средствами, подлежит возмещению владельцами транспортных средств.
Под владельцем транспортного средства понимается собственник транспортного средства, а также лицо, владеющее транспортным средством на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления либо на ином законном основании.
Как определено в пункте 3 Правил, осуществление расчета, начисления и взимания платы в счет возмещения вреда организуется Федеральным дорожным агентством, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, владельцами частных автомобильных дорог в отношении соответственно участков автомобильных дорог федерального значения, участков автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения, участков автомобильных дорог местного значения, участков частных автомобильных дорог, по которым проходит маршрут движения транспортного средства.
Правительство Республики Башкортостан распоряжением от 06.02.2014 N 76-р (с учетом распоряжения от 28.04.2014) с 01.04.2014 по 10.05.2014 ввело временное ограничение движения транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального и межмуниципального значения с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси в соответствии с приложениями N 1, 2, 3 к распоряжению.
В постановлении Правительства Республики Башкортостан от 01.03.2010 N 59 определены размеры вреда, причиняемого транспортными средствами, осуществляющими перевозки тяжеловесных грузов, при движении транспортных средств по автомобильным дорогам Республики Башкортостан регионального или межмуниципального значения.
Распоряжением Правительства Республики Башкортостан от 15.02.2013 N 166-р автомобильные дороги общего пользования регионального и межмуниципального значения, относящиеся к государственной собственности Республики Башкортостан, закреплены за государственным казенным учреждением Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан (ГКУ УДХ РБ) на праве оперативного управления.
Соглашением от 27.11.2012, заключенным между ГКУ УДХ РБ и ГКУ Служба весового контроля РБ к полномочиям ГКУ Служба весового контроля РБ отнесены функционирование передвижных пунктов весового контроля, измерение и взвешивание транспортных средств, составление актов весового контроля, осуществление расчета ущерба и взимание платы за провоз тяжеловесных грузов в целях компенсации ущерба, наносимого автомобильным дорогам общего пользования регионального и межмуниципального значения Республики Башкортостан в соответствии с действующим законодательством.
В силу пункта 2.4 устава ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан, утвержденного Председателем Государственного комитета Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству от 04.12.2012, учреждение осуществляет расчет платы за перевозку тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам; осуществляет взвешивание транспортных средств в рамках проведения весового контроля на автомобильных дорогах; осуществляет измерение транспортных средств в рамках проведения габаритного контроля на автомобильных дорогах; проводит единую политику в области обеспечения эффективного функционирования системы весового контроля транспортных средств, перевозящих тяжеловесные грузы; принимает меры к взысканию сумм ущерба, причиненного автомобильным дорогам нарушением правил перевозки тяжеловесных и крупногабаритных грузов.
Статьей 15 ГК РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Пунктом 1 статьи 1064 ГК РФ установлено, что вред, причиненный личности и имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1079 ГК РФ обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности, праве хозяйственного ведения либо на ином законном основании (на праве аренды, по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т.п.).
Как разъяснено в Постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 17.07.1998 N 22-П, плата за провоз тяжеловесных грузов по федеральным автомобильным дорогам носит компенсационный характер, имеет целевую направленность - для возмещения особых расходов публичной власти по содержанию, ремонту, реконструкции и строительству федеральных автомобильных дорог, что не противоречит положениям, установленным в статьях 15, 1064 ГК РФ. Расчет платы за провоз тяжеловесных грузов осуществляется исходя из полной массы автотранспортного средства, осевых масс, протяженности разрешенного маршрута движения.
Частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) определено, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
На момент проведения проверки и составления акта N 831 собственником автотранспортного средства FREIGHTLINER COLUMBI, регистрационный номер В 473 ОВ 43 и полуприцепом KONTRACON, регистрационный номер АК 6366 43, являлся Некрасов С.Ю., что подтверждается свидетельствами о регистрации транспортного средства (л.д.-49).
При подписании акта N 831 водитель транспортного средства замечаний и возражений относительно отсутствия дорожных знаков не выражал.
Из акта о демонтаже от 03.05.2014 невозможно установить, какие именно дорожные знаки демонтированы.
Как усматривается из письма от 06.05.2014, ГКУ Управление дорожного хозяйства Республики Башкортостан сообщило ОАО "Башкиравтодор" (подрядчику) о необходимости демонтажа до 11.05.2014 дорожных знаков 3.12 "Ограничение массы, приходящейся на ось транспортного средства" и табличек 8.20.1 и 8.20.2 "Тип тележки транспортного средства".
Иных доказательств того, что спорные знаки отсутствовали по состоянию на 06.05.2014, а в дальнейшем были вновь установлены, в материалы дела не представлено.
На официальном интернет-портале правовой информации Республики Башкортостан опубликованы распоряжения N 76-р от 06.02.2014 и N 377-р от 28.04.2014, номер официального опубликования 201402100005 и 201404300003 соответственно.
Следовательно, информация о введении временного ограничения движения транспортного средства с превышением временно установленных предельно допустимых нагрузок на оси по автомобильным дорогам Республики Башкортостан была своевременно опубликована и являлась общедоступной.
Протяженность пути соответствует информации, указанной в перечне, утвержденном постановлением Правительства Республики Башкортостан от 02.02.2012 N 28.
Возражений относительно протяженности указанного маршрута при подписании акта N 831 со стороны водителя также не заявлено.
Иное из материалов дела не следует.
Документального подтверждения того, что протяженность маршрута автомобиля была другой, ответчиком в материалы дела не представлено.
Согласно акту N 831 передвижной пункт весового контроля N 8 располагался на автодороге Дюртюли-Нефтекамск.
В материалы дела представлен график работы пункта весового контроля.
Согласно свидетельствам о поверке весов они признаны пригодными к применению до 20.09.2014 (л.д.-46, 47).
Приказом от 30.04.2014 срок служебной поездки сотрудников пункта весового контроля продлен до 08.05.2014 включительно.
Разрешение на перевозку крупногабаритного груза, полученное в порядке, установленном нормативным актом, в материалах дела отсутствует.
С учетом изложенного, суд первой инстанции правомерно взыскал с ИП Некрасова С.Ю. 266 915 руб. ущерба, причиненного автомобильным дорогам общего пользования при перевозке тяжеловесного груза по автомобильным дорогам Республики Башкортостан.
Оснований для отмены или изменения обжалуемого судебного акта по приведенным в жалобе доводам не имеется.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по апелляционной жалобе относятся на заявителя жалобы.
Руководствуясь статьями 258, 268, пунктом 1 статьи 269, статьей 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Второй арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Кировской области от 26.11.2015 по делу N А28-8627/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу индивидуального предпринимателя Некрасова Сергея Юрьевича - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в течение двух месяцев со дня его принятия через Арбитражный суд Кировской области.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в порядке, предусмотренном статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, что оно обжаловалось в Арбитражный суд Волго-Вятского округа.
Председательствующий |
В.Г. Сандалов |
Судьи |
Т.М. Дьяконова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А28-8627/2015
Истец: ГКУ Служба весового контроля Республики Башкортостан
Ответчик: ИП Некрасов Сергей Юрьевич
Третье лицо: Единый регистрационный центр УФНС по Кировской области