город Ростов-на-Дону |
|
26 февраля 2016 г. |
дело N А32-18818/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 18 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 26 февраля 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Гуденица Т.Г.,
судей О.Ю. Ефимовой, Р.Р. Илюшина
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коневой М.А.
при участии:
от ИФНС N 1 по г. Краснодару: Лежнин А.В., удостоверение, по доверенности от 30.12.2015 N 05-08/20543,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару
на решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09.11.2015 по делу N А32-18818/2015,
принятое судьей Ивановой Н.В.
по заявлению индивидуального предпринимателя Мануйляна Самвела Викторовича
к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару
о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Мануйлян Самвел Викторович (далее - предприниматель Мануйлян С.В.) обратился в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Инспекции Федеральной налоговой службы N 1 по г. Краснодару о признании незаконным и отмене постановления от 12.03.2015 N 183 о привлечении предпринимателя Мануйляна С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Решением суда от 09.11.2015 заявленные требования удовлетворены. Решение мотивировано тем, что административным органом не доказано наличие в действиях предпринимателя состава административного правонарушения.
Не согласившись с принятым судебным актом, ИФНС N 1 по г. Краснодару обжаловала его в порядке, определенном главой 34 АПК РФ. В апелляционной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда, ссылаясь на то, что материалами дела об административном правонарушении подтверждено совершение предпринимателем правонарушения.
В судебное заседание не явился предприниматель Мануйлян С.В., извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Представитель налоговой инспекции в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда отменить и отказать в удовлетворении требований предпринимателя.
В соответствии со ст. 268 АПК РФ по ходатайству представителя налоговой инспекции суд приобщил к материалам дела копию уведомления от 05.03.2015, телеграммы от 04.03.2015 N 105299, копию акта установления места нахождения предпринимателя от 05.03.2015 с приложением служебной записки, фототаблицы, уведомления, телеграмм от 25.02.2015, 27.02.2015, 07.03.2015. Суд приобщает указанные документы к материалам дела, поскольку они являются материалами дела об административном правонарушении.
Изучив материалы дела, доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя налоговой инспекции, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об обоснованности жалобы.
Как следует из материалов дела, 29.01.2015 на основании поручения N 13-35/009 от 29.01.2015, в рамках мероприятий финансового контроля должностными лицами ИФНС N 1 по г. Краснодару проведена проверка (осмотр территории, помещений, документов и предметов) принадлежащего предпринимателю Мануйляну С.В. платежного терминала, расположенного по адресу: г. Краснодар, ул. Головатого, 286/1.
В ходе проверки установлено, что клиенту оказана услуга по приему платежа в размере 10 рублей посредством платежного терминала N 100048, в котором отсутствует контрольно-кассовая техника, что подтверждается чеком N 24041.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки выполнения требований Закона N 54-ФЗ, протоколе осмотра от 29.01.2015.
В связи с выявленными нарушениями уполномоченным должностным лицом ИФНС N 1 по г. Краснодару в отношении предпринимателя Мануйляна С.В. составлен протокол об административном правонарушении от 19.02.2015 N 09822 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
В протоколе указано, что предпринимателем допущено нарушение ст.ст. 2, 5 Закона РФ "О применении ККТ при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" N 54-ФЗ от 22.05.2003.
Протокол составлен в отсутствие предпринимателя, извещенного надлежащим образом о времени и месте составления протокола.
По результатам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении уполномоченным должностным лицом ИФНС N 1 по г. Краснодару вынесено постановление от 12.03.2015 N 183 о привлечении предпринимателя Мануйляна С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей.
Дело рассмотрено в отсутствие предпринимателя.
Считая незаконным постановление о привлечении к административной ответственности, предприниматель оспорил его в судебном порядке.
В соответствии с ч. 6 ст. 210 АПК РФ при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Статьей 211 АПК РФ установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
Согласно части 2 статьи 14.5 КоАП РФ неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники, применение контрольно-кассовой техники, которая не соответствует установленным требованиям либо используется с нарушением установленного законодательством Российской Федерации порядка и условий ее регистрации и применения, а равно отказ в выдаче по требованию покупателя (клиента) в случае, предусмотренном федеральным законом, документа (товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием денежных средств за соответствующий товар (работу, услугу), -
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт" контрольно-кассовая техника, включенная в Государственный реестр, применяется на территории Российской Федерации в обязательном порядке всеми организациями и индивидуальными предпринимателями при осуществлении ими наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.
В соответствии с абзацем 4 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 г. N 54-ФЗ организации и индивидуальные предприниматели, применяющие контрольно-кассовую технику, обязаны выдавать покупателям (клиентам) при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты, отпечатанные контрольно - кассовой техникой чеки.
В соответствии с частью 12 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон от 03.06.2009 N 103-ФЗ) платежный агент при приеме платежей обязан использовать контрольно-кассовую технику с фискальной памятью и контрольной лентой, а также соблюдать требования законодательства Российской Федерации о применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов.
В соответствии с пунктом 1.1 статьи 4 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, и банкомата, применяемого банковскими платежными агентами, должна: быть зарегистрирована в налоговом органе по месту учета налогоплательщика с указанием адреса места ее установки в составе платежного терминала или банкомата; быть исправна, опломбирована в установленном порядке; иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.
В соответствии с пунктами 3, 6 статьи 2 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ под платежным агентом понимается юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, осуществляющие деятельность по приему платежей физических лиц. Платежным агентом является оператор по приему платежей либо платежный субагент. Платежный терминал - это устройство для приема платежным агентом от плательщика денежных средств, функционирующее в автоматическом режиме без участия уполномоченного лица платежного агента.
Частью 3 статьи 8 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ после 01.04.2010 установлен запрет на прием платежей без применения контрольно-кассовой техники.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, в том числе акта проверки, протокола об административном правонарушении, в нарушение приведенных положений законодательства, предпринимателем Мануйляном С.В. эксплуатируется платежный терминал при оказании услуг по приему платежей и при этом не применяется контрольно-кассовая техника.
Таким образом, наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ, является доказанным.
Предприниматель, будучи лицом, осуществляющим денежные расчеты, является субъектом правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ. С субъективной стороны правонарушение характеризуется виной в форме умысла или неосторожности. Имея возможность для соблюдения установленных законодательством требований об обязательности применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов, предприниматель не обеспечила выполнение обязательных требований по применению контрольно-кассовой техники при осуществлении денежных расчетов при приеме платежей через платежные терминалы.
Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ.
Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения сроков и порядка привлечения к административной ответственности не представлено.
Суд апелляционной инстанции признает ошибочными выводы суда первой инстанции о соблюдении предпринимателем требований законодательства.
Суд первой инстанции указал, что федеральное законодательство не содержит нормы о необходимости наличия встроенной контрольно-кассовой техники внутри платежного терминала, а требует нахождения ККТ в его составе, данное требование исполнено. Таким образом, соединенная с терминалом контрольно-кассовая техника является его частью. Несмотря на значительную физическую удаленность контрольно-кассовой машины от терминального блока, данное оборудование работает как единое устройство.
Как указано ранее, в силу требований Закона N 54-ФЗ контрольно-кассовая техника в составе платежного терминала, применяемого платежным агентом и банковским платежным агентом, должна: иметь фискальную память с накопителями фискальной памяти, контрольную ленту и часы реального времени; обеспечивать некорректируемую регистрацию и энергонезависимое долговременное хранение информации о платежах на контрольной ленте и в накопителях фискальной памяти, а также предоставлять информацию для печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом в некорректируемом виде; эксплуатироваться в фискальном режиме, а в иных режимах исключать возможность печати кассового чека платежным терминалом или банкоматом; передавать в фискальном режиме в платежный терминал или банкомат зарегистрированную информацию о платежах в некорректируемом виде, обеспечивающем идентичность информации, зарегистрированной на кассовом чеке, контрольной ленте, в фискальной памяти и первичных учетных документах организации или индивидуального предпринимателя, применяющих платежный терминал или банкомат; иметь паспорт установленного образца.
Изучив приобщенный к материалам дела чек, который был напечатан терминалом при приеме платежа, суд апелляционной инстанции установил, что указанный чек содержит следующую информацию: наименование ИП, его ИНН, адрес, телефон, дату и время произведения операции по приему платежа, номер чека, номер терминала, номер сессии, сумму платежа 10 руб., сумму комиссии 4 руб., сумму к зачислению 6 руб., наименование оператора связи, номер телефона оператора и клиента (л.д. 25).
Вместе с тем, чек не содержит информации, отражающей наличие фискальной памяти, а также информации о применяемой ККТ (л.д. 25).
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что в материалы дела не представлено доказательств применения ККТ при приеме платежа принадлежащим предпринимателем терминалом.
Судом апелляционной инстанции также установлено, что налоговым органом были приняты все необходимые меры в целях извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении, рассмотрении дела об административном правонарушении.
Материалами дела подтверждено, что в целях извещения предпринимателя о времени и месте составления протокола об административном правонарушении налоговым органом 15.02.2015 была направлена телеграмма по адресу места жительства предпринимателя - г. Краснодар, ул. Карла Маркса, 87 (л.д. 17).
Телеграмма не была доставлена в связи с отсутствием адресата и его неявкой для получения телеграммы в орган связи, о чем орган связи проинформирован налоговую инспекцию.
В адрес предпринимателем налоговым органом также направлялись телеграммы-уведомления о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.
Телеграммы были вручены матери предпринимателя (совершеннолетнему члену семьи) в связи с отсутствием предпринимателя.
Представленным налоговым органом актом от 05.03.2015 подтвержден выход должностных лиц налогового органа по месту жительства предпринимателя с целью извещения о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении. Актом зафиксировано отсутствие предпринимателя по месту жительства.
Телеграмма N 211566/105299 от 04.03.2015 была вручена предпринимателю 07.03.2015 (л.д. 18).
Судом апелляционной инстанции к материалам дела приобщен текст телеграммы N 105299, согласно которой предприниматель извещался о назначении рассмотрения дела об административном правонарушении на 12.03.2015.
Осуществляя профессиональную предпринимательскую деятельность, предприниматель должен была принять меры по осведомлению налоговой инспекции о способах его извещения о ходе административного производства.
Все уведомления направлялись налоговым органом по адресу места жительства предпринимателя. Кроме того, налоговым органом предпринимались неоднократные попытки связаться с предпринимателем по телефону.
В Постановлении Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 61 "О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица" разъяснено, что юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, поступивших по его адресу, указанному в ЕГРЮЛ, а также риск отсутствия по этому адресу своего представителя, и такое юридическое лицо не вправе в отношениях с лицами, добросовестно полагавшимися на данные ЕГРЮЛ об адресе юридического лица, ссылаться на данные, не внесенные в указанный реестр, а также на недостоверность данных, содержащихся в нем.
Таким образом, административным органом были предприняты все необходимые меры для извещения предпринимателя о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий.
При таких обстоятельствах, постановление от 12.03.2015 N 183 о привлечении предпринимателя Мануйляна С.В. к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 14.5 КоАП РФ в виде штрафа в размере 4000 рублей является законным.
Основания для признания правонарушения малозначительным отсутствуют с учетом пренебрежительного отношения предпринимателя к исполнению публично-правовой обязанности.
Таким образом, решение суда от 09.11.2015 об удовлетворении заявления предпринимателя подлежит отмене на основании статьи 270 АПК РФ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 09 ноября 2015 года по делу А32-18818/2015 отменить.
Отказать в удовлетворении заявления индивидуального предпринимателя Мануйляна Самвела Викторовича.
В соответствии с частью 5 статьи 271, частью 1 статьи 266 и частью 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации постановление арбитражного суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий |
Т.Г. Гуденица |
Судьи |
О.Ю. Ефимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-18818/2015
Истец: Майнулян Самвел Викторович, Мануйлян С. В
Ответчик: Испекция федеральной налоговой службы N1
Третье лицо: ИФНС N1 по г. Краснодару