г. Москва |
|
26 февраля 2016 г. |
Дело N А40-138447/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 26 февраля 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Захарова С.Л.,
судей: Москвиной Л.А., Свиридова В.А.,
при ведении протокола помощником судьи Артюковой О.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в зале N 13
апелляционную жалобу ОАО "Центр комплектации учебных заведений"
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2015
по делу N А40-138447/15 судьи Кузина М.М. (149-1145)
по заявлению ОАО "Центр комплектации учебных заведений"(ОГРН 1067760490709)
к 1) Правительству Москвы, 2 )Префектуре СВАО г.Москвы, 3) Управе района Свиблово г.Москвы, 4) ГБУ "Автомобильные дороги Северо-Восточного административного округа"; 5) ДГИ г.Москвы, 6) Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы
третье лицо: 1) Росимущество, 2) Управление Росреестра по Москве
о признании незаконными действий
при участии:
от заявителя: не явился,извещен;
от ответчиков: 1) Калиберда Е.И. по дов. от 26.08.2015 N 4-47-975/5,
2) Калиберда Е.И. по дов. от 02.10.2015 N ДС-541, 5) Торгони О.В. по дов. от 30.12.2015 N 33-Д-830/15,
3,4,6) не явились, извещены;
от третьих лиц: не явились, извещены;
УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда города Москвы от 07.12.2015 отказано в удовлетворении заявления ОАО "Центр комплектации учебных заведений" (далее - заявитель, Общество) о признании незаконными действий Правительства Москвы, Префектуры СВАО г.Москвы, Управы района Свиблово г.Москвы, ГБУ г.Москвы "Автомобильные дороги Северо-Восточного административного округа", Департамента городского имущества города Москвы, Госинспекции по недвижимости, направленные на подготовку и осуществление снова (демонтажа) строения, расположенного по адресу: г. Москва, пр-д. Серебрякова, д. 14Г, строение 16.
Не согласившись с принятым по делу решением суда первой инстанции, заявитель подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявления. В обоснование этого указывается, что судом первой инстанции сделан неправомерный вывод об отсутствии у ОАО "Центр комплектации учебных заведений" законных прав и интересов в отношении спорного строения N 16. Право собственности ОАО "Центр комплектации учебных заведений" на спорное строение N 16 в судебном порядке не оспаривалось, в установленном законом порядке не прекращалось.
Суд рассмотрел дело в отсутствие ответчиков - Управы района Свиблово г.Москвы, ГБУ "Автомобильные дороги Северо-Восточного административного округа", Госинспекции по контролю за использованием объектов недвижимости г.Москвы и третьих лиц - Росимущества, Управления Росреестра по Москве, извещенных надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил решение суда первой инстанции отменить и принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявления.
Представители Правительства Москвы, Префектуры СВАО г.Москвы, ДГИ г.Москвы в судебном заседании поддержали решение суда первой инстанции, просили решение суда первой инстанции оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Законность и обоснованность решения проверены в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ. Апелляционная инстанция, выслушав представителей участвующих в деле лиц, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, приходит к следующим выводам.
Как следует из обстоятельств дела, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) 17.04.2014 проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, пр-д. Серебрякова, вл. 14Г, и составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка. В ходе обследования установлено, что на земельном участке расположено строение общей площадью 2400 кв.м., обладающее признаками самовольной постройки. Указанный объект создан на земельном участке, не отведенном для целей строительства или реконструкции в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, а так же отсутствует разрешительная документация на произведение строительных работ.
В соответствии с пунктом 36 Протокола N 10 от 04.06.2015 заседания рабочей группы по вопросам взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП принято решение Префектуре СВАО города Москвы приступить к освобождению земельного; участка с адресным ориентиром: г. Москва, пр-д Серебрякова, вл. 14Г от самовольно возведенных объектов.
Полагая, что оспариваемые действия органов исполнительной власти города Москвы, направленные на подготовку и осуществление снова (демонтажа) строения, расположенного по адресу: г. Москва, пр-д. Серебрякова, д. 14Г, строение 16, нарушают права заявителя, как собственника спорного строения, обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их незаконными.
Вопреки доводам, приведенным в апелляционной жалобе заявителя, решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении заявления является законным и обоснованным.
Из положений пункта 2 статьи 10 Земельного кодекса Российской Федерации и статей 3.1, 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ (в редакции Федерального закона от 08 июня 2015 года N 142-ФЗ) "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" следует, что субъект Российской Федерации - город федерального значения Москва осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1, пунктом 1 статьи 124 Гражданского кодекса Российской Федерации субъекты Российской Федерации выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений - гражданами и юридическими лицами.
Таким образом, в отношениях по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Москвы, и земельными участками, находящимися на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, органы исполнительной власти города Москвы могут выступать от имени собственника соответствующего недвижимого имущества на равных началах с иными участниками этих правоотношений.
В соответствии с пунктом 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.
В силу пункта 4 статьи 212 Гражданского кодекса Российской Федерации права всех собственников защищаются равным образом.
Изложенное позволяет сделать вывод о том, что использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, и земельных участков, находящихся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке уполномоченными органами исполнительной власти города Москвы документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство) может быть расценено как нарушение прав города Москвы на распоряжение соответствующими земельными участками.
При этом Москва как субъект гражданских прав может осуществлять их защиту путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, а также самозащиту гражданских прав во внесудебном порядке. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения (статьи 12, 14 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Положения статей 40-42 Гражданского кодекса Российской Федерации определяют права и обязанности лиц, использующих земельный участок, в соответствии с которыми недвижимое имущество может быть создано лишь на земельном участке, отведенном для подобной цели в порядке, установленном законом или иными правовыми актами. Возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, сооружения лицо, использующее земельный участок, вправе в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
При отсутствии факта предоставления земельного участка для строительства капитального объекта, объект не может считаться созданным правомерно независимо от наличия иных документов, полученных в период строительства.
Самовольное строительство представляет собой правонарушение, которое состоит в нарушении норм земельного законодательства, регулирующего предоставление земельного участка под строительство, либо градостроительных норм, регулирующих проектирование и строительство.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации - Правительство Москвы вправе принимать меры защиты прав на земельные участки, находящиеся в собственности города Москвы, и земельные участки, находящиеся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе посредством сноса самовольных построек в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
Такое правовое регулирование отвечает и закрепленному в статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации общеотраслевому принципу недопустимости злоупотребления правом.
Ссылка в апелляционной жалобе на судебный акт по другому делу, в соответствии с которым признано право общества на земельный участок, на котором находится спорный объект, судебной коллегией не принимается, поскольку в силу ч. 2 ст. 8.1 ГК РФ права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают, изменяются и прекращаются с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр, если иное не установлено законом. При этом заявителем не представлено доказательств регистрации прав на соответствующий земельный участок.
Согласно пункту 1 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации самовольной постройкой является здание, сооружение или другое строение, возведенные, созданные на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, или на земельном участке, разрешенное использование которого не допускает строительства на нем данного объекта, либо возведенные, созданные без получения на это необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
В соответствии с пунктом 4 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления городского округа (муниципального района в случае, если самовольная постройка расположена на межселенной территории) вправе принять решение о сносе самовольной постройки в случае создания или возведения ее на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке для этих целей, если этот земельный участок расположен в зоне с особыми условиями использования территорий (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территории общего пользования либо в полосе отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения.
В целях реализации положений статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации и обеспечения реализации мероприятий по сносу зданий, сооружений и других строений, являющихся самовольными постройками Правительством Москвы принято постановление от 11.12.2013 N 819-ПП "Об утверждении Положения о взаимодействии органов исполнительной власти города Москвы при организации работы по выявлению и пресечению незаконного (нецелевого) использования земельных участков" (далее - Постановление Правительства Москвы N 819-ПП).
В целях упорядочения мероприятий по сносу зданий, сооружений и других строений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) на земельных участках, не предоставленных в установленном порядке для этих целей, в зонах с особыми условиями использования территории (за исключением зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации) или на территориях общего пользования либо в полосах отвода инженерных сетей федерального, регионального или местного значения, Правительство Москвы утвердило Положение, которое определяет последовательность действий, направленных на осуществление сноса зданий, сооружений и других строений, являющихся самовольными постройками, созданных (возведенных) на указанных земельных участках (пункт 1.1 Постановления, пункт 1 Положения).
Как следует из пункта 2.1 Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП признаками незаконного (нецелевого) использования земельных участков являются, в том числе, использование земельных участков, находящихся в собственности города Москвы, для проведения работ по строительству (реконструкции) без оформленных в установленном порядке документов (документов, являющихся основанием для использования земельного участка и (или) разрешения на строительство), включающих в себя в том числе возведение фундамента, цокольных этажей, пристроек, надстроек, подземных конструкций, возведение опор, стен, перекрытий или иных строительных элементов, а также при наличии факта проведения работ по строительству (реконструкции) объекта капитального строительства на основании разрешения на строительство, но с нарушением градостроительных требований в виде превышения технико-экономических параметров, указанных в разрешении на строительство (далее также - незаконное (нецелевое) использование земельных участков).
Согласно п. 4.1 (пп. 4.1.1) Приложения 1 к постановлению Правительства Москвы N 819-ПП в случае получения акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка (пп. 3.3.2) (при отсутствии прав на использование земельного участка, при отсутствии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции), при наличии прав на использование земельного участка для целей строительства (реконструкции) и отсутствии разрешения на строительство на земельном участке) префектура в 15-дневный срок, а при необходимости разработки проектной документации в 30-дневный срок обеспечивает с привлечением ГБУ города Москвы Автомобильные дороги соответствующего административного округа проведение мероприятий по пресечению незаконного (нецелевого) использования земельного участка, после завершения проведения которых в 2-дневный срок уведомляет Государственную инспекцию по недвижимости г. Москвы.
Как указывалось выше, Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы (далее - Госинспекция) 17.04.2014 проведено обследование земельного участка по адресу: г. Москва, пр-д. Серебрякова, вл. 14Г, и составлен Акт о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка. В ходе обследования установлено, что на земельном участке расположено строение общей площадью 2400 кв.м., обладающее признаками самовольной постройки. Указанный объект создан на земельном участке, не отведенном для целей строительства или реконструкции в порядке, установленном законом или иными правовыми актами, а так же отсутствует разрешительная документация на произведение строительных работ.
В соответствии с пунктом 36 Протокола N 10 от 04.06.2015 заседания рабочей группы по вопросам взаимодействия органов исполнительной власти города Москвы в рамках Постановления Правительства Москвы от 11.12.2013 N 819-ПП принято решение Префектуре СВАО города Москвы приступить к освобождению земельного; участка с адресным ориентиром: г. Москва, пр-д Серебрякова, вл. 14Г от самовольно возведенных объектов.
Таким образом, как правильно установлено судом первой инстанции, в рассматриваемом случае действия исполнительных органом направленных на демонтаж спорного строения производились во исполнение данного постановления Правительства в связи с наличием предусмотренных пунктом 2.1 Приложения 1 признаков незаконного (нецелевого) использования обществом спорного земельного участка; на основании акта Госинспекции по недвижимости от 27.11.2014 и с соблюдением установленного порядка пресечения фактов незаконного (нецелевого) использования земельных участков (пункты 2.1, 3.3.2, 4.1 Приложения N 1).
Принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, суд первой инстанции правомерно указал на отсутствие правовых и фактических оснований для вывода о незаконности оспариваемых действий ответчиков. Доказательств обратного в материалы дела не представлено.
Таким образом, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным и обоснованным, поскольку оно принято по представленному и рассмотренному заявлению, с учетом фактических обстоятельств, материалов дела и действующего законодательства.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 07.12.2015 по делу N А40-138447/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
С.Л. Захаров |
Судьи |
В.А. Свиридов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-138447/2015
Истец: ОАО "Центр комплектации учебных заведений", ОАО Центр комплектации учебных заведений
Ответчик: ГБУ " Автомобильные дороги Северо-Восточного административного округа", ГБУ Автомобильные дороги СВАО, Госинспекция по контролю за использованием объектов недвижимости г. Москвы, Государственная инспекция по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы, ДГИ г. Москвы, Департамент городского имущества, Правительство г. Москвы, Правительство Москвы, Префектура СВАО г. Москвы, УПРАВА РАЙОНА СВИБЛОВО Г. МОСКВЫ
Третье лицо: Управление Росреестра по г. Москве, УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ, КАДАСТРА И КАРТОГРАФИИ ПО МОСКВЕ, Федеральное агенство по управлению государственным имуществом, Федеральное агентство по управлению государственным имуществом