Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2016 г. N Ф06-9793/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным акта органа власти в отношении недвижимого имущества
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г. Самара |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А72-11495/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 29 февраля 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Рогалевой Е.М.,
судей Бажана П.В., Юдкина А.А.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Прокофьевым В.Н.,
с участием:
от ООО "СимбирскМука" - не явился, извещен,
от конкурсного управляющего ООО "СимбирскМука" Павелкина Ю.И. - не явился, извещен,
от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области - не явился, извещен,
от общества с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг" - не явился, извещен,
от Министерства экономического развития Ульяновской области - не явился, извещен,
от открытого акционерного общества энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго" - не явился, извещен,
от публичного акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице Ульяновского филиала - не явился, извещен,
от акционерного общества "Волгаторг" - не явился, извещен,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе ООО "СимбирскМука" в лице конкурсного управляющего Павелкина Ю.И.
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 декабря 2015 г. по делу N А72-11495/2015 (судья Семенова М.А.),
по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "СимбирскМука", г.Ульяновск,
о признании незаконными решения N 11864/04-2015 от 22.05.2015, предписания N 22 от 22.05.2015 по делу N 11864/04-2015,
и конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "СимбирскМука" Ю.И. Павелкина, г. Ульяновск,
о признании незаконным постановления N 139 от 21.08.2015 по делу N 12382-К/04-2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб. 00 коп.,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, г. Ульяновск; Общество с ограниченной ответственностью "ЭнергоХолдинг", г.Ульяновск; Министерство экономического развития Ульяновской области, г.Ульяновск; Открытое акционерное общество энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", г.Ульяновск; Публичное акционерное общество "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице Ульяновского филиала, г.Ульяновск; Акционерное общество "Волгаторг", г. Ульяновск,
УСТАНОВИЛ:
С учетом определения суда от 04.09.2015 об объединении дел N А72-12526/2015 и N А72-11495/2015 в одно производство с присвоением объединенному делу номера А72-11495/2015, с заявлениями к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - Управление) обратились:
1) Общество с ограниченной ответственностью (далее - ООО) "СимбирскМука":
- о признании незаконными решения N 11864/04-2015 от 22.05.2015, предписания N 22 от 22.05.2015 по делу N 11864/04-2015;
2) Конкурсный управляющий ООО "СимбирскМука" Ю.И. Павелкин (далее -Ю.И. Павелкин):
- о признании незаконным постановления N 139 от 21.08.2015 по делу N 12382-К/04-2015 о привлечении к административной ответственности по ч. 1 ст.14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 15 000 руб. 00 коп.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 22 декабря 2015 г. в удовлетворении требований общества с ограниченной ответственностью "СимбирскМука" о признании незаконными решения N 11864/04-2015 от 22.05.2015 и предписания N 22 от 22.05.2015, вынесенных Управлением Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области по делу N 11864/04-2015, отказано, в части требований конкурсного управляющего Общества с ограниченной ответственностью "СимбирскМука" Ю.И. Павелкина о признании незаконным постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области N 139 от 21.08.2015 по делу N 12382-К/04-2015 о привлечении Ю.И. Павелкина к административной ответственности по части 1 статьи 14.31 КоАП РФ в виде штрафа в размере 15 000 руб. 00 коп. производство по делу прекращено.
Не согласившись с выводами суда в части отказа в признании незаконными решения, предписания, конкурсный управляющий ООО "СимбирскМука" Павелкин Ю.И. подал апелляционную жалобу, в которой просит решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22.12.2015 г. но делу N А72-11495/2015 отменить в части, вынести по делу новый судебный акт: признать незаконным решение Комиссии Управления ФАС по Ульяновской области от 22.05.2015 г. по делу N 11864/04-2015 и предписание N 22 от 22.05.2015 г. по делу N 11864/04-2015.
В апелляционной жалобе указывает, что ООО "СимбирскМука": не занимает доминирующего положения на рынке передачи электроэнергии; не ограничивает, не устраняет и не предпринимает меры к недопущению конкуренции; не ущемляет интересы ООО "ЭнергоХолдинг"; по экономическим и технологическим причинам не имеет возможности технологического присоединения; находится в конкурсном производстве и согласно Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)" не имеет права на расход денежных средств не связанных с процедурой банкротства.
Также, по мнению подателя жалобы, ООО "ЭнергоХолдинг" злоупотребляет правом.
Податель жалобы считает, что согласно Федерального закона "О защите конкуренции" и Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве) на ООО "СимбирскМука" не может быть возложена обязанность по технологическому присоединению третьих лиц.
В судебное заседание конкурсный управляющий ООО "СимбирскМука" Павелкин Ю.И. не явился, о дне и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Конкурсный управляющий ООО "СимбирскМука" Павелкин Ю.И. заявил ходатайство об отложении рассмотрения дела в связи с тем, что на момент рассмотрения дела он будет находиться за пределами России.
Указанное ходатайство отклонено апелляционным судом, о чем вынесено протокольное определение, поскольку не представлены доказательства невозможности поручения ведения дела конкурсного управляющего своему представителю.
Представители других лиц, участвующих в деле, в судебное заседание не явились, о дне и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом.
В соответствии со ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрение дела проведено в отсутствие неявившихся представителей.
При отсутствии возражений лиц, участвующих в деле, арбитражным апелляционным судом в соответствии со ст. 268 АПК РФ проверена законность и обоснованность решения только в обжалуемой части.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, суд апелляционной инстанции считает решение суда первой инстанции в обжалуемой части законным и обоснованным, а апелляционную жалобу - не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в Управление поступило заявление ООО "ЭнергоХолдинг" (вх. от 10.12.2014 N 10472) на неправомерные действия ООО "СимбирскМука" по уклонению от представления проекта договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям в адрес ООО "ЭнергоХолдинг".
12.01.2015 на основании части 1 статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) Управление выдало ООО "СимбирскМука" предупреждение о прекращении указанных действий путем направления в адрес ООО "ЭнергоХолдинг" ответа на заявку на технологическое присоединение в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, которым утверждены, в том числе, Правила недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила доступа N 861).
02.02.2015 в Управление поступило письмо ООО "СимбирскМука" об исполнении предупреждения - путем направления 28.01.2015 в адрес ООО "ЭнергоХолдинг" письма о том, что все мощности подстанции распределены по субабонентам. Из содержания письма следует, что необходима реконструкция подстанции ООО "СимбирскМука" путем строительства дополнительных мощностей, при этом ООО "СимбирскМука" находится в конкурсном производстве, никакое строительство невозможно, в связи с чем присоединение ООО "ЭнергоХолдинг" к подстанции ООО "СимбирскМука" невозможно.
06.02.2015 (вх. N 855) в Управление поступило заявление ООО "ЭнергоХолдинг" на действия ООО "СимбирскМука" по уклонению в заключении договора об осуществлении технологического присоединения.
По результатам рассмотрения заявления приказом от 10.02.2015 N 11 возбуждено дело по признакам нарушения ООО "СимбирскМука" пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ООО "ЭнергоХолдинг".
Управлением были привлечены к участию в рассмотрении антимонопольного дела в качестве лиц, располагающих сведениями о рассматриваемых комиссией обстоятельствах, Администрация МО "город Ульяновск", Министерство экономического развития Ульяновской области, ОАО "Ульяновскэнерго".
22.05.2015 комиссия Управления приняла оспариваемое решение:
1. Признать действия Общества, выразившиеся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ООО "ЭнергоХолдинг", нарушением пункта 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
2. Выдать Обществу предписание.
3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 14.21 КоАП РФ.
22.05.2015 Обществу выдано оспариваемое предписание N 22, которым Общество обязано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания направить в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств объекта ООО "ЭнергоХолдинг" к электрическим сетям ООО "СимбирскМука".
Указанные решение и предписание обжалованы Обществом в арбитражный суд.
При принятии решения об отказе в удовлетворении заявленных требований в части обжалования решения и предписания суд первой инстанции правомерно исходил из следующих обстоятельств.
Согласно пункту 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные отказ либо уклонение от заключения договора с отдельными покупателями (заказчиками) в случае наличия возможности производства или поставок соответствующего товара, а также в случае, если такой отказ или такое уклонение прямо не предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях", услуги по передаче электрической энергии относятся к сфере деятельности субъектов естественных монополий.
В части 5 статьи 5 Закона о защите конкуренции установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
В статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" услуги по передаче электрической энергии определены как комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе, по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с требованиями технических регламентов.
В соответствии с Правилами доступа N 861, сетевой организацией является организация, владеющая на праве собственности, или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такая организация оказывает услуги по передаче электрической энергии и осуществляет в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Судом верно отмечено в решении, что из смысла указанных норм следует, что потребность в технологическом присоединении энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям носит подчиненный характер по отношению к услуге по передаче электрической энергии. Технологическое присоединение является неотъемлемой организационно-технической предпосылкой, необходимой для оказания заинтересованным лицам сетевой организацией услуг по передаче электрической энергии и осуществляется силами сетевой организации.
В соответствии с п. 10 Правил доступа N 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара - рынком услуг по передаче электрической энергии. Исходя из смысла норм действующего законодательства, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Судом правильно установлено, что ООО "СимбирскМука" является сетевой организацией, имеет во владении объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 22.12.2014 N 06-938 "Об утверждении стандартизированных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Общества с ООО "СимбирскМука" на 2015 год" для ООО "СимбирскМука" утверждены стандартизированные тарифные ставки для определения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, формулы платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям ООО "СимбирскМука".
С учетом изложенного, ООО "СимбирскМука" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Таким образом, на ООО "СимбирскМука" распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Из материалов дела следует, что 25.08.2014 ООО "ЭнергоХолдинг" обратилось с заявкой на технологическое присоединение к электрическим сетям ООО "СимбирскМука" проектируемой ТП (6/0,4кВ) по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 46В. Заявка получена ООО "СимбирскМука" 01.09.2014.
05.09.2014 ООО "СимбирскМука" в ответе указало, что имеющиеся мощности распределены по субабонентам и свободных мощностей Общество не имеет, в связи с чем, присоединение к подстанции невозможно. Доказательства направления ООО "ЭнергоХолдинг" ответа на заявку не представлены.
09.10.2014 ООО "ЭнергоХолдинг" направлено дополнение к заявке. Дополнение к заявке получено ООО "СимбирскМука" 21.10.2014.
Порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям определен Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила присоединения N861).
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 28 Правил присоединения N 861 установлены критерии наличия технической возможности технологического присоединения, которыми являются:
а) сохранение условий электроснабжения (установленной категории надежности электроснабжения и сохранения качества электроэнергии) для прочих потребителей, энергопринимающие установки которых на момент подачи заявки заявителя присоединены к электрическим сетям сетевой организации или смежных сетевых организаций;
б) отсутствие ограничений на максимальную мощность в объектах электросетевого хозяйства, к которым надлежит произвести технологическое присоединение; в) отсутствие необходимости реконструкции или расширения (сооружения новых) объектов электросетевого хозяйства смежных сетевых организаций либо строительства (реконструкции) генерирующих объектов для удовлетворения потребности заявителя.
В случае несоблюдения любого из указанных в пункте 28 настоящих Правил критериев считается, что техническая возможность технологического присоединения отсутствует (пункт 29 Правил присоединения N 861).
ООО "СимбирскМука" в пояснениях указало, что подстанция ООО "СимбирскМука" имеет два трансформатора общей мощностью 10,08 МВт, относится ко 2-й категории. Мощности трансформатора распределены между абонентами.
Согласно акту разграничения границ балансовой принадлежности электросетей и эксплуатационной ответственности сторон от 19.11.2012 N МР/120/12/356 между ОАО "МРСК Волги" и ООО "СимбирскМука" максимальная мощность выполненного присоединения ООО "СимбирскМука" по ВЛ-110 кВ "Ульяновск-Ишеевка" - 6,3 МВт, по ВЛ-0110 кВ "Ульяновск-Цильна" - 6,3 МВт.
Дополнительные соглашением от 25.03.2014 N 8 к договору оказания услуг по передаче электрической энергии N 688/54-09-УРС от 03.09.2009 между ОАО "МРСК Волги" и ООО "СимбирскМука" согласован перечень точек присоединения и точек поставки электроэнергии и их техническое характеристики. Величина максимальной мощности ООО "СимбирскМука" составляет 6,3 МВт. К объектам электросетевого хозяйства ООО "СимбирскМука" присоединены следующие потребители: ЗАО "УМ N 5" с максимальной мощностью 0,8 МВт, ЗАО "УМ N 2" - 0,64 МВт, ООО "СИЛИТ" -1,008 МВт, ООО "АвтоРай" - 0,504 МВт, ООО "Газпром трансгаз Самара" - 0,005 МВт, ОАО "МТС" - 0,005 МВт, ОАО "Вымпел-коммуникации" - 0,005 МВт, ОАО "СМАРТС" - 0,005 МВт, ООО "ТСК 73" - 0,252 МВт.
Приложением N 1 от 05.02.2014 к договору купли-продажи электрической энергии от 01.01.2011 N 000674КО между ОАО "Ульяновскэнерго" и ООО "СимбирскМука" согласован перечень точек поставки ООО "СимбирскМука". Величина максимальной мощности ООО "СимбирскМука" составляет 6,3 МВт. К объектам электросетевого хозяйства ООО "СимбирскМука" присоединены следующие потребители: ЗАО "УМ N 5" с максимальной мощностью 800 кВт, ЗАО "УМ N 2" - 320 кВт, ООО "СИЛИТ" -800 кВт, ООО "АвтоРай" - 252 кВт, ООО "Газпром трансгаз Самара" - 80 кВт, ОАО "МТС" - 10 кВт, ОАО "Вымпел-коммуникации" - 12 кВт, ОАО "СМАРТС" - 6 кВт.
Средне-Поволжское управление Ростехнадзора в письме от 24.03.2015 N 01-14/703 указывает, что по представленным ООО "СимбирскМука" сведениям техническая возможность технологического присоединения энергопринимающего устройства ООО "ЭнергоХолдинг" (запрашиваемая мощность 1000 кВт) к электрическим сетям ООО "СимбирскМука" по критериям, указанным в подпунктах "а"-"в" п. 28 Правил присоединения N 861, отсутствует.
Судом первой инстанции правильно учтено, что пунктом 30 Правил присоединения N 861 установлено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Согласно п. 30.1 Правил присоединения N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил присоединения N 861 инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил присоединения N 861, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту.
Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления. Инвестиционная программа, в которую были бы включены мероприятия по строительству (реконструкции) трансформаторной подстанции, отсутствует.
ООО "СимбирскМука" с письменным обращением в регулирующий орган на установление тарифа на технологическое присоединение ООО "ЭнергоХолдинг" по индивидуальному проекту не обращалось.
Таким образом, отказ ООО "СимбирскМука" в технологическом присоединении к подстанции не правомерен.
20.04.2015 Управление на основании части 1 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции выдало ООО "СимбирскМука" предупреждение о прекращении действий, выразившихся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения проектируемой ТП по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 46В к электрическим сетям ООО "СимбирскМука", с ООО "ЭнергоХолдинг", имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, путем направления в адрес ООО "ЭнергоХолдинг" ответа на заявку на технологическое присоединение в соответствии с Правилами присоединения N 861 (в связи с представлением ООО "ЭнергоХолдинг" приложения к заявке, противоречащего её содержанию).
15.04.2015 ООО "ЭнергоХолдинг" направлена в адрес ООО "СимбирскМука" скорректированная однолинейная схема энергопринимающих устройств ООО "ЭнергоХолдинг" по уровню напряжения - 10 кВт. Указанное письмо получено ООО "СимбирскМука" 15.04.2015.
29.04.2015 ООО "СимбирскМука" во исполнение предупреждения антимонопольного органа с учетом письма ООО "ЭнергоХолдинг" от 15.04.2105 направлено письмо в адрес ООО "ЭнергоХолдинг" об отсутствии свободной мощности для технологического присоединения и невозможности реконструкции подстанции, в связи с чем присоединение ООО "ЭнергоХолдинг" к подстанции невозможно.
Судом верно указано на то, что при данных обстоятельствах выданное предупреждение ООО "СимбирскМука" не исполнено, и что действия ООО "СимбирскМука", выразившиеся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения с ООО "ЭнергоХолдинг", нарушают антимонопольное законодательство, а также ущемляют законные интересы "ЭнергоХолдинг", так как следствием уклонения от заключения договора об осуществлении технологического присоединения является невозможность пользования электрической энергией.
Довод ООО "СимбирскМука" об отсутствии обязанности осуществить технологическое присоединение в связи с тем, что ООО "СимбирскМука" не занимает доминирующее положение на рынке и имеются другие сетевые организации, к которым возможно присоединиться, опровергается материалами дела.
Кроме того, согласно п. 8 Правил присоединения N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил.
Согласно п. 8 (1) Правил присоединения N 861 если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них.
Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту.
Таким образом, ООО "ЭнергоХолдинг" имело право направить заявку на технологическое присоединение в адрес ООО "СимбирскМука", а на ООО "СимбирскМука" возложена обязанность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям.
Судом правильно отмечено в решении, что довод ООО "СимбирскМука" о невозможности осуществить реконструкцию подстанции в связи с нахождением Общества в конкурсном производстве, несостоятелен, поскольку обязанность осуществить технологическое присоединение возложена на ООО "СимбирскМука" Правилами присоединения N 861.
Судом правильно установлено, что электрическая подстанция ПС 110/10 не принадлежит ООО "СимбирскМука" на праве собственности, заявитель эксплуатирует ее по договору аренды с ООО "Волгаторг", следовательно, она не входит в конкурсную массу предприятия-должника, поэтому являются несостоятельными ссылки ООО "СимбирскМука" об особом статусе в рассматриваемых обстоятельствах ООО "СимбирскМука" по Федеральному закону от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)".
Судом учтено, что ООО "СимбирскМука" ссылается также на то, что на основании уведомления от 26.10.2015 N 06-1681 Департамента по регулированию цен и тарифов Министерства экономического развития Ульяновской области ООО "СимбирскМука" с 01.01.2016 не будет относиться к территориальным сетевым организациям на основании пункта 24 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в элктроэнергетике, утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2011 N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" с учетом представленных ООО "СимбирскМука" материалов.
Судом верно учтено в этой связи, что обращение ООО "ЭнергоХолдинг" поступило в ООО "СимбирскМука" 25.08.2014, при этом Общество не исполнило свои обязанности по его заявлению, предусмотренные вышеприведенными нормами.
С учетом изложенного судом сделан правильный вывод о том, что следует отказать ООО "СимбирскМука" в удовлетворении требований о признании незаконными решения N 11864/04-2015 от 22.05.2015 и предписания N 22 от 22.05.2015 по делу N 11864/04-2015 Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, поскольку они соответствуют вышеприведенным нормам и не нарушают права и интересы Общества.
Доводы подателя жалобы отклоняются арбитражным апелляционным судом в связи со следующим.
В соответствии с п. 10 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, договор на оказание услуг по передаче электрической энергии не может быть заключен ранее договора на технологическое присоединение энергопринимающих устройств физических и юридических лиц к электрическим сетям.
Таким образом, услуги по технологическому присоединению являются составной частью услуг по передаче электрической энергии и охватываются единой сферой обращения товара -рынком услуг по передаче электрической энергии. Исходя из смысла норм действующего законодательства, данная услуга может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
ООО "СимбирскМука" является сетевой организацией, имеет во владении объекты электросетевого хозяйства, посредством которых осуществляет деятельность по передаче электрической энергии.
Приказом Министерства экономического развития Ульяновской области от 22.12.2014 N 06-938 "Об утверждении стандартизированных ставок, ставок за единицу максимальной мощности, формул платы за технологическое присоединение к электрическим сетям Общества с ООО "СимбирскМука" на 2015 год" для ООО "СимбирскМука" утверждены стандартизированные тарифные ставки для определения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, ставки за единицу максимальной мощности для определения платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, формулы платы за технологическое присоединение энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям ООО "СимбирскМука".
Соответственно, ООО "СимбирскМука" занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах принадлежащих ему электрических сетей.
Таким образом, на ООО "СимбирскМука" распространяются запреты, установленные частью 1 статьи 10 Закона "О защите конкуренции".
Сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им Правил N 861 и наличии технической возможности технологического присоединения.
Пунктом 30 Правил N 861 установлено, что в случае если у сетевой организации отсутствует техническая возможность технологического присоединения энергопринимающих устройств, указанных в заявке, технологическое присоединение осуществляется по индивидуальному проекту в порядке, установленном настоящими Правилами, с учетом особенностей, установленных настоящим разделом.
Согласно п. 30.1 Правил N 861, если присоединение энергопринимающих устройств требует строительства (реконструкции) объекта электросетевого хозяйства, не включенного в указанные в пункте 29 Правил N 861 инвестиционные программы на очередной период регулирования, и (или) строительства (реконструкции) генерирующего объекта, не включенного в обязательства производителей электрической энергии по предоставлению мощности, либо если поступила заявка на технологическое присоединение в соответствии с пунктом 34 Правил N 861, сетевая организация в 30-дневный срок после получения заявки направляет в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов заявление об установлении платы за технологическое присоединение по индивидуальному проекту. Сетевая организация уведомляет заявителя о направлении заявления об установлении платы с приложенными к нему материалами в уполномоченный орган исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в срок не позднее 3 рабочих дней со дня их направления. Инвестиционная программа, в которую были бы включены мероприятия по строительству (реконструкции) трансформаторной подстанции, отсутствует.
ООО "СимбирскМука" с письменным обращением в регулирующий орган на установление тарифа на технологическое присоединение ООО "ЭнергоХолдинг" по индивидуальному проекту не обращалось.
Таким образом, отказ ООО "СимбирскМука" в технологическом присоединении к подстанции не правомерен.
20.04.2015 Ульяновским УФАС России на основании части 1 статьи 39.1 Закона "О защите конкуренции" выдано ООО "СимбирскМука" предупреждение о прекращении действий, выразившихся в уклонении от заключения договора об осуществлении технологического присоединения проектируемой ТП по адресу: г. Ульяновск, ул. Московское шоссе, 46В к электрическим сетям ООО "СимбирскМука", с ООО "ЭнергоХолдинг", имеющих признаки нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", путем направления в адрес ООО "ЭнергоХолдинг" ответа на заявку на технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (в связи с представлением ООО "ЭнергоХолдинг" приложения к заявке, противоречащего её содержанию).
29.04.2015 ООО "СимбирскМука" во исполнение предупреждения антимонопольного органа с учетом письма ООО "ЭнергоХолдинг" от 15.04.2105 направлено письмо в адрес ООО "ЭнергоХолдинг" об отсутствии свободной мощности для технологического присоединения и невозможности реконструкции подстанции, в связи с чем присоединение ООО "ЭнергоХолдинг" к подстанции невозможно.
Таким образом, предупреждение ООО "СимбирскМука" не исполнено.
Довод ООО "СимбирскМука" об отсутствии обязанности осуществить технологическое присоединение в связи с тем, что ООО "СимбирскМука" не занимает доминирующее положение на рынке и имеются другие сетевые организации, к которым возможно присоединиться, опровергается материалами дела. Кроме того, согласно п. 8 Правил N 861 для заключения договора заявитель направляет заявку в сетевую организацию, объекты электросетевого хозяйства которой расположены на наименьшем расстоянии от границ участка заявителя, с учетом условий, установленных пунктом 8(1) настоящих Правил. Согласно п. 8 (1) Правил N 861, если на расстоянии менее 300 метров от границ участка заявителя находятся объекты электросетевого хозяйства нескольких сетевых организаций, заявитель вправе направить заявку в любую из них. Эти положения не распространяются на заявителей, имеющих намерение осуществить технологическое присоединение энергопринимающих устройств по индивидуальному проекту. Таким образом, ООО "ЭнергоХолдинг" имело право направить заявку на технологическое присоединение в адрес ООО "СимбирскМука", а на ООО "СимбирскМука" возложена обязанность осуществить технологическое присоединение к электрическим сетям.
Довод ООО "СимбирскМука" о невозможности осуществить реконструкцию подстанции в связи с нахождением Общества в конкурсном производстве, не состоятелен. Обязанность осуществить технологическое присоединение возложена на ООО "СимбирскМука" Правилами N 861.
Довод ООО "СимбирскМука" об отсутствии экономической возможности осуществить технологическое присоединение, не состоятелен.
Согласно п. 23.2 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" затраты на проведение мероприятий по технологическому присоединению, в том числе расходы сетевой организации на строительство и (или) реконструкцию необходимых для технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства, включаются в расходы сетевой организации, учитываемые при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии и (или) платы за технологическое присоединение. Таким образом, по каждому факту присоединения к электрическим сетям регулирующий орган устанавливает плату за технологическое присоединение в размере, необходимом для осуществления мероприятий по технологическому присоединению.
Другие доводы, приведенные подателем жалобы в апелляционной жалобе, основаны на ошибочном толковании закона и не опровергают обстоятельств, установленных судом первой инстанции при рассмотрении настоящего дела, и, соответственно, не влияют на законность принятого судом решения.
C позиции изложенных обстоятельств суд апелляционной инстанции считает, что суд первой инстанции полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил все имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а потому решение арбитражного суда первой инстанции в обжалуемой части следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Таким образом, оснований для отмены решения суда в обжалуемой части не имеется.
Расходы по госпошлине распределяются между лицами, участвующими в деле, в соответствии со ст. 110 АПК РФ.
Руководствуясь ст.ст. 101, 110, 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Ульяновской области от 22 декабря 2015 г. по делу N А72-11495/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Взыскать с ООО "СимбирскМука" в лице конкурсного управляющего Павелкина Ю.И. в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 1 500 руб. за рассмотрение апелляционной жалобы.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.М. Рогалева |
Судьи |
П.В. Бажан |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-11495/2015
Постановлением Арбитражного суда Поволжского округа от 30 июня 2016 г. N Ф06-9793/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: Конкурсный управляющий ООО "СимбирскМука" Павелкин Ю. И., ООО "СимбирскМука"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, УФАС по Ульяновской области
Третье лицо: АО "Волгаторг", Министерство экономического развития Ульяновской области, ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", ОАО энергетики и электрификации Ульяновской области "Ульяновскэнерго", ООО "ЭнергоХолдинг", ООО ЭнергоХолдинг, ПАО "МЕЖРЕГИОНАЛЬНАЯ РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНАЯ СЕТЕВАЯ КОМПАНИЯ ВОЛГИ", ПАО "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице Ульяновского филиала, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ульяновской области, Департамент по регулированию цен и тарифов Министерства экономики Ульяновской области