г.Москва |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А43-27432/2015 |
Первый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Урлекова В.Н., судей Белышковой М.Б., Гущиной А.М., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Семиной И.А., рассмотрел в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации на решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2015 по делу N А43-27432/2015, принятое судьей Соколовой Л.В., по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации о привлечении Закрытого акционерного общества "Московская акционерная страховая компания" (, ул.Малая Ордынка, 50, ИНН 7709031643, ОГРН 1027739099629) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В судебном заседании участвует представитель:
от закрытого акционерного общества "Московская акционерная страховая компания" - Назаров Н.В. по доверенности от 27.11.2015 N 2685(А) сроком действия один год.
Центральный банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации надлежащим образом извещен о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы (уведомление N 86811), явку полномочного представителя в судебное заседание не обеспечил, письмом от 25.02.2016 N Т4-25-3-5/5877 (входящий N 01АП-858/16 от 26.02.2016) просит рассмотреть апелляционную жалобу в отсутствие представителя.
Изучив материалы дела, Первый арбитражный апелляционный суд установил следующее.
Центральный банк Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее - Банк, административный орган) обратился в Арбитражный суд Нижегородской области с заявлением о привлечении закрытого акционерного общества "Московская акционерная страховая компания", (далее - ЗАО "МАКС", общество) к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В обоснование своего заявления административный орган указал на нарушение обществом положений Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", и мотивировал это тем, что общество при осуществлении страховой деятельности по лицензии N С 1427 77 на осуществление страховой деятельности, в том числе страхования средств наземного транспорта, обусловило для страхователя Васильева Д.В., обратившегося к страховщику с офертой о заключении публичного договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (договора ОСАГО), для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, заключение договора ОСАГО при условии заключения договора добровольного страхования жизни, то есть навязало страхователю дополнительную страховую услугу.
Решением Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2015 в удовлетворении заявленного требования Банку отказано.
Не согласившись с принятым судебным актом, административный орган обратился в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить упомянутое выше решение.
Законность принятого Арбитражным судом Нижегородской области решения проверена Первым арбитражным апелляционным судом в порядке, установленном в статьях 259, 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 22.06.2015 в адрес Банка России поступило обращение гражданина Васильева Д.В. о нарушении ЗАО "МАКС" требований страхового законодательства.
Административный орган провел проверку деятельности ЗАО "Росгосстрах" и выявил нарушение обществом требований пункта 3 статьи 1, пункта 4 статьи 3, пункта 5 статьи 30 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации", статей 5, 15 Федерального закона от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", статей 426, 935, 938 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Усмотрев в действиях ЗАО "МАКС" признаки состава правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, начальник отдела по работе с обращениями потребителей финансовых услуг и инвесторов Управления Службы по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров Банка России в Приволжском федеральном округе 09.10.2015 составил в отношении страховщика протокол N С59-7-2-5/22223 об административном правонарушении, а уполномоченное должностное лицо (заместитель начальника Управления) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении лицензиата к административной ответственности.
Арбитражный суд Нижегородской области, пришел к выводу о недоказанности в действиях общества события и состава вменяемого ему административного правонарушения.
Рассмотрев апелляционную жалобу, Первый арбитражный апелляционный суд не нашел оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Часть 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), в виде предупреждения или наложения административного штрафа на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объектом данного правонарушения являются общественные отношения, складывающиеся при осуществлении предпринимательской деятельности конкретного вида, требующего согласно действующему законодательству наличия специального разрешения (лицензии), а объективная сторона состоит в нарушении при такой деятельности предусмотренных специальным разрешением (лицензией) условий.
Согласно статье 32 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" деятельность по осуществлению страхования является лицензируемой.
Право на осуществление деятельности в сфере страхового дела предоставляется только субъекту страхового дела, получившему лицензию. Тем самым страховая деятельность подлежит обязательному лицензированию. При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.
Такие условия установлены Законом об организации страхового дела, пункт 5 статьи 30 которого обязывает субъектов страхового дела соблюдать требования страхового законодательства. Данное требование является общим независимо от вида страхования.
Под страховым законодательством в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 N 4015-1 "Об организации страхового дела в Российской Федерации" понимаются федеральные законы и нормативные акты Банка России, а в случаях, предусмотренных федеральными законами, - принимаемые в соответствии с ними нормативные правовые акты, которыми регулируются, в том числе отношения между лицами, осуществляющими виды деятельности в сфере страхового дела, или с их участием.
Из совокупности указанных норм следует, что соблюдение страховщиком лицензионных требований, прежде всего, означает соблюдение им при осуществлении деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, норм указанных выше законов и подзаконных актов в целом.
Одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (Федеральный закон от 25.04.2002 N 40-ФЗ "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", далее -Закон об ОСАГО).
Договор ОСАГО заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО, и является публичным (статья 426 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Таким образом, страховщик не имеет права отказывать владельцу транспортного средства в заключении договора ОСАГО, а равно заключать такой договор в порядке и(или) на условиях, не предусмотренных Законом об ОСАГО.
Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом. Применение уполномоченным на то органом или должностным лицом административного наказания осуществляется в пределах компетенции указанных органа или должностного лица в соответствии с законом.
В силу изложенного, установленный законом порядок реализации административной ответственности является обязательным для органов и должностных лиц, рассматривающих дело об административном правонарушении и назначающих административные наказания. Несоблюдение этого порядка свидетельствовало бы о том, что административное наказание применено незаконно независимо от того, совершило или нет лицо, привлекаемое к административной ответственности, административное правонарушение.
Фактическим основанием административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения, под которым в части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое этим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность. При этом в силу части 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдению правил и норм, невыполнение которых образует признаки объективной стороны административного правонарушения, однако указанное лицо не предприняло всех зависящих от него мер для предотвращения нарушения упомянутых правил и норм.
Согласно положениям статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по каждому делу об административном правонарушении выяснению подлежат, в том числе, событие, состав административного правонарушения, вина лица, привлекаемого к административной ответственности.
Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, должны быть доказаны в надлежащей процедуре.
Бремя доказывания упомянутых обстоятельств распределяется по делам, разрешаемым арбитражными судами Российской Федерации, в соответствии с правилами арбитражного процессуального законодательства.
Так, согласно части 1 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дела о привлечении к административной ответственности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, отнесенные федеральным законом к подведомственности арбитражных судов, рассматриваются по общим правилам искового производства, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными этим Кодексом и федеральным законом об административных правонарушениях.
По правилам части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом по делам о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для составления протокола об административном правонарушении, не может быть возложена на лицо, привлекаемое к административной ответственности (часть 5 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Недоказанность заявителем события и состава административного правонарушения является основанием для вынесения судом решения об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности по правилам части 6 статьи 205 и части 2 статьи 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, протокол об административном правонарушении от 09.10.2015 N С59-7-2-5/22223 составлен должностным лицом банка исключительно на основании заявления Васильева Д.В. и протокола его опроса. Никаких иных процессуальных действий по сбору и фиксации доказательств в рамках возбужденного дела об административном правонарушении административным органом не осуществлялось.
В свою очередь в материалах административного дела имеются показания и.о. директора филиала ЗАО "МАКС" в г.Чебоксары Судьбиной М.С., согласно которым договоры ОСАГО в филиале оформляются в свободном режиме без обязательного заключения других договоров добровольного страхования. При этом, Судьбина М.С. также предупреждена об ответственности за дачу заведомо ложных показаний.
Кроме того, материалы дела не содержат сведений о попытках со стороны Васильева Д.В. в последующем расторгнуть договор добровольного страхования от несчастных случаев.
В страховой орган с заявлением о неправомерных действиях сотрудников при оформлении полиса ОСАГО и заключении дополнительного договора Васильев Д.В. не обращался. Напротив, в материалах дела имеется обращение страхователя в страховую компанию, в котором Васильев Д.В. при заключении договоров ОСАГО не согласен с примененными коэффициентами и расчетами страховых премий.
Проанализировав вышеперечисленные нормы права в совокупности с фактическими обстоятельствами дела, суд первой инстанции пришел к верному выводу о том, что административному органу следовало представить достоверные доказательства, подтверждающие вину общества в совершении вменяемого ему правонарушения, то есть доказательства навязывания страхователю дополнительной страховой услуги.
В силу части 4 статьи 1.5 КоАП, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации доказательства, представленные в материалы дела, сделал верный вывод о том, что административный орган не доказал наличие события и состава вменяемого обществу административного правонарушения, в связи с чем отсутствуют основания для его привлечения к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП Российской Федерации.
В связи с вышеизложенным апелляционная жалоба Банка подлежит отклонению.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловными основаниями для отмены судебного акта, Арбитражным судом Нижегородской области не допущено.
Вопрос о взыскании расходов по государственной пошлине по апелляционной жалобе не рассматривался, так как в соответствии со статьей 30.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 268, 269 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Нижегородской области от 18.12.2015 по делу N А43-27432/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Центрального банка Российской Федерации в лице Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.Н. Урлеков |
Судьи |
М.Б. Белышкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А43-27432/2015
Истец: Центральный банк Российской Федерации в лице ВолгоВятского главного управления ЦБ РФ
Ответчик: ЗАО "Московская Акционерная Страховая компания"
Третье лицо: Васильев Д. В.