г. Вологда |
|
02 марта 2016 г. |
Дело N А52-2866/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
В полном объёме постановление изготовлено 02 марта 2016 года.
Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего Мурахиной Н.В., судей Докшиной А.Ю. и Осокиной Н.Н.
при ведении протокола секретарем судебного заседания Леоновой А.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение Арбитражного суда Псковской области от 19 ноября 2015 года по делу N А52-2866/2015 (судья Самойлова Т.Ю.),
установил:
муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Естественно-математический лицей N 20" (ОГРН 1026000980488, ИНН 6027014890; место нахождения: 180019, город Псков, улица Текстильная, дом 18; далее - лицей, МБОУ "ЕМЛ N 20") обратилось в Арбитражный суд Псковской области с заявлением к Государственному учреждению - Псковскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (ОГРН 1026000963526, ИНН 6027001299; место нахождения: 180017, город Псков, улица Кузнецкая, дом 7; далее - учреждение, фонд) о признании частично недействительными решений от 13.01.2015 N 118-осс-д и N 147 н/с.
Решением Арбитражного суда Псковской области от 19 ноября 2015 года по делу N А52-2866/2015 заявленные требования удовлетворены.
Фонд с судебным актом не согласился и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить. В обоснование жалобы указывает на неправильное применение судом первой инстанции норм материального права. Полагает, что из обложения страховыми взносами исключены лишь те выплаты, которые являются государственными пособиями, установленные федеральным законодательством Российской Федерации.
МБОУ "ЕМЛ N 20" в отзыве на жалобу с изложенными в ней доводами не согласилось, просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы, представителей в суд не направили, в связи с этим дело рассмотрено в их отсутствие в соответствии со статьями 123, 156, 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Исследовав доказательства по делу, проверив законность и обоснованность решения суда, изучив доводы жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела, по результатам проведенной на оснований решений от 01.06.2015 N 404осс-д и N 404н/с выездной документарной проверки деятельности лицея по вопросам правильности начисления, уплаты страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, а также на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве фондом составлены акты от 05.06.2015 N 404осс-д и N 404н/с, а также вынесены решения от 01.07.2015 N 147 н/с и от 01.07.2015 N 118.
В соответствии решением от 01.07.2015 N 147н/с лицей привлечен к ответственности по пункту 1 статьи 19 Федерального закона от 24.07.1998 N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний" (далее - Закон N 125-ФЗ) в виде штрафа в размере 493 руб. 54 коп.. Кроме того, МБОУ "ЕМЛ N 20" предложено перечислить 2467 руб. 73 коп. недоимки и начислены пени в сумме 277 руб. 77 коп. (том 1, листы 12-13).
Решением от 01.07.2015 N 118 осс/д лицей привлечен к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Закон N 212-ФЗ) в виде штрафа в размере 7156 руб. 39 коп. Лицею также предложено уплатить 35 781 руб. 96 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности в связи с материнством и начислены пени по состоянию на 31.12.2014 в размере 4200 руб. 47 коп. (том 1, листы 9-11).
Не согласившись с указанными решениями фонда, лицей обратился в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительным в части, а именно:
решения от 01.07.2015 N 143н/с в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 35 133 руб. 04 коп., штрафа в размере 7026 руб. 61 коп., а также причитающихся на указанную сумму недоимки пеней;
решения от 01.07.2015 N 147 н/с в части доначисления недоимки по страховым взносам в размере 2422 руб. 97 коп., штрафа в размере 484 руб. 59 коп. и причитающихся на указанную сумму недоимки пеней.
Суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные требования.
Из части 1 статьи 198 АПК РФ следует, что для признания ненормативного правового акта государственного органа недействительным необходимо наличие двух факторов: несоответствия оспариваемого акта действующему законодательству и нарушения в результате его принятия прав и законных интересов заявителя.
На основании части 1 статьи 65, части 5 статьи 200 названного Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами оспариваемых актов, решений, возлагается на соответствующие органы.
В силу статьи 1 Федерального закона от 16.07.1999 N 165-ФЗ "Об основах обязательного социального страхования" (далее - Закон N 165-ФЗ) обязательное социальное страхование представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие достижения пенсионного возраста, наступления инвалидности, потери кормильца, заболевания, травмы, несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, беременности и родов, рождения ребенка (детей), ухода за ребенком в возрасте до полутора лет и других событий, установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании.
Подпунктом 1 пункта 1 статьи 9 этого Закона предусмотрено, что отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора, у застрахованных лиц - по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения трудового договора с работодателем.
Согласно статье 20 Закона N 165-ФЗ уплата страховых взносов осуществляется страхователями в соответствии с Федеральным законом "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" и (или) федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
Частью 1 статьи 7 Закона N 212- ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, к которым относится и лицей, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона).
В силу части 1 статьи 8 Закона N 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов - организаций определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 этого Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 20.1 N 125-ФЗ объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты и иные вознаграждения, выплачиваемые страхователями в пользу застрахованных в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, если в соответствии с гражданско-правовым договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.
Пунктом 2 статьи 20.1 Закона N 125-ФЗ определено, что база для начисления страховых взносов определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, начисленных страхователями в пользу застрахованных, за исключением сумм, указанных в статье 20.2 этого Федерального закона.
В рассматриваемом случае действительно спорные выплаты произведены педагогическим работникам лицея, с которыми заключены трудовые договоры.
Вместе с тем, как правильно отметил суд первой инстанции, сам по себе факт наличия трудовых отношений между работодателем и его работниками не свидетельствует о том, что все выплаты работникам представляют собой оплату их труда.
Статья 15 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - ТрК РФ, Трудовой кодекс) определяет трудовые отношения как отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с настоящим Кодексом, а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Согласно абзацу первому статьи 129 ТрК РФ заработная плата - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В силу статьи 135 ТрК РФ заработная плата работнику устанавливается трудовым договором в соответствии с действующими у данного работодателя системами оплаты труда. Системы оплаты труда, включая размеры тарифных ставок, окладов, доплат и надбавок компенсационного характера, системы доплат и надбавок стимулирующего характера и системы премирования устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.
Руководствуясь вышеназванными нормативными правовыми положениями в части выплаты муниципальных денежный поощрений (в оспариваемых решениях - гранты) суд при принятии решения правомерно исходил из следующего.
Постановлением администрации города Пскова от 05.03.2012 N 444 утверждено Положение о порядке конкурсного отбора талантливой молодежи, обучающейся в муниципальных образовательных учреждениях в рамках долгосрочной целевой программы муниципального образования "Город Псков" "Развитие системы образования" (далее - Положение о порядке конкурсного отбора).
В соответствии с пунктом 1 указанного Положения оно определяет порядок конкурсного отбора талантливой молодежи, обучающейся в муниципальных образовательных учреждениях, для определения им поддержки в форме разового денежного поощрения в рамках долгосрочной целевой программы муниципального образования "Город Псков" "Развитие системы образования города Пскова на 2012-2014 годы" из средств бюджета города Пскова, предусмотренных в сфере "Образование" по программе.
В Положении о порядке конкурсного отбора определено, что организатором конкурсного отбора является Управление образования администрации города Пскова; конкурсная комиссия формируется из представителей педагогической общественности и утверждается приказом Управления образования администрации города Пскова; конкурсная комиссия определяет победителей; итоги конкурсного отбора утверждаются приказом Управления образования администрации города Пскова.
На основании приказа Управления образования администрации города Пскова от 27.11.2013 N 496 победителями и получателями муниципального денежного поощрения в 2013 году стали в том числе учителя МБОУ "ЕМЛ N 20" (том 1, листы 83-84).
Согласно указанному приказу Финансовым управлением администрации города Пскова перечислены денежные средства победителям конкурса - учителям лицея (том 1, листы 86-88).
Вместе с тем, как обоснованно отметил суд первой инстанции, в отношении указанных выплат лицей не является плательщиком страховых взносов, поскольку таковые произведены вне рамок трудовых отношений, их получение работником не обусловлено выполнением со стороны учителя каких-либо работ или услуг, составляющих трудовую функцию, предусмотренную трудовым договором с работодателем.
Как следует из названных правовых актов и это установлено материалами дела, получателями муниципального поощрения стали победители конкурса, им выплачено поощрение в соответствии с приказом Управления образования города Пскова, которое работодателем для поощренных педагогических работников не является.
В силу пункта 13 Положения о конкурсном отборе денежные вознаграждения победителям конкурсного отбора перечисляются на их лицевые счета, открытые в соответствии с действующим законодательством, через бухгалтерии образовательных учреждений; основанием выплаты денежного вознаграждения является приказ Управления образования администрации города Пскова, то есть заявитель не участвовал в распределении денежных поощрений и не принимал решения об их выплате.
Помимо того, финансирование указанных денежных выплат производилось за счет целевой муниципальной программы "Город Псков" "Развитие системы образования города Пскова на 2012-2014 годы", то есть за счет целевого источника местного бюджета.
В связи с этим суд правильно отметил, что указанные обстоятельства свидетельствуют об отсутствии при выплате и получении денежных поощрений признаков отношений работника и работодателя по трудовому договору.
Следовательно, выплаты муниципального денежного поощрения педагогическим работникам муниципальных образовательных учреждений, произведенные в соответствии с постановлением администрации города Пскова от 05.03.2012 N 444, не соответствуют критериям объекта обложения страховыми взносами, установленным в части 1 статьи 7 Закона N 212-ФЗ и в статье 20.1 Закона N 125-ФЗ, и не подлежат обложению страховыми взносами.
В отношении выплат в виде единовременных пособий молодым специалистам и единовременных пособий педагогическим работникам при увольнении в связи с выходом на пенсию суд также пришел к обоснованному выводу о правомерности требований лицея.
Пунктом 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, статьей 20.2 Закона N 125-ФЗ определено, что не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона, государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по безработице, а также пособия и иные виды обязательного страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию.
В проверяемом периоде в соответствии со статьей 31 Закона Псковской области "Об образовании в Псковской области" от 20.02.2002 N 175-ОЗ (утратил силу 07.05.2014 в связи с принятием Закона N 1385-ОЗ), статьей 10 Закона Псковской области "Об образовании в Псковской области" от 07.05.2014 N1385-ОЗ были установлены следующие меры социальной поддержки:
- педагогическим работникам, работающим по окончании образовательного учреждения среднего или высшего профессионального образования в областном образовательном учреждении или муниципальном образовательном учреждении и имеющим стаж педагогической работы со дня выдачи документа об окончании образовательного учреждения среднего или высшего профессионального образования до трех лет, ежегодно в течение первых трех лет работы предоставляется денежное пособие в размере пятидесяти тысяч рублей (пункт 4.1 части 4 статьи 10 Закона области N 175-ОЗ);
- выплата единовременного выходного пособия в размере шестидесяти тысяч рублей педагогическим работникам при увольнении из областного образовательного учреждения и муниципального образовательного учреждения в связи с выходом на пенсию и наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет (пункт 3 части 1 статьи 31 Закона области N 175-ОЗ);
- педагогическим работникам государственных образовательных организаций области и муниципальных образовательных организаций, впервые получившим высшее или среднее профессиональное образование и приступившим к педагогической деятельности в образовательных организациях не позднее трех лет после получения документа о высшем или среднем профессиональном образовании, а также имеющим стаж педагогической работы со дня выдачи указанного документа до трех лет, ежегодно в течение первых трех лет работы в образовательной организации за счет средств областного бюджета производится выплата денежного пособия в размере 50 000 рублей (пункт 1 части 1 статьи 10 Закона области N 1385-ОЗ);
- педагогическим работникам государственных образовательных организаций области и муниципальных образовательных организаций при увольнении в связи с выходом на пенсию при наличии стажа педагогической деятельности не менее 25 лет за счет средств областного бюджета производится выплата единовременного выходного пособия в размере 60 000 руб. (пункт 4 части 1 статьи 10 Закона области N 1385-ОЗ, утратил силу с 01.01.2015).
Таким образом, меры социальной поддержки, установленные Законом Псковской области "Об образовании Псковской области", по характеру и существу выплат являются государственными пособиями, выплачиваемыми в соответствии с законодательным актом субъекта Российской Федерации, что в силу пункта 1 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, подпункта 1 пункта 1 статьи 20.2 Закона N 125-ФЗ исключает такие выплаты из объекта обложения страховыми взносами.
Довод подателя жалобы о том, что из обложения страховыми взносами исключены лишь те выплаты, которые являются государственными пособиями, установленными только федеральным законодательством Российской Федерации, основан на неправильном толковании приведенных выше норм Закона N 125-ФЗ и Закона N 212-ФЗ, в связи с этим не принимается апелляционной коллегией.
Помимо этого, суд правильно отметил, что указанные выплаты не подпадают под критерии оплаты труда, соответственно не относятся к выплатам в рамках трудовых отношений.
Постановлением администрации Псковской области от 23.10.2009 N 413 определены условия и порядок назначения и выплаты денежного пособия педагогическим работникам областных и муниципальных образовательных учреждений, работающим по окончании образовательного учреждения и имеющим стаж педагогической работы до трех лет.
Выплаты учителям - молодым специалистам производились в лицее по заявлениям педагогических работников на основании приказов заявителя, издаваемых в соответствии с указанным постановлением администрации Псковской области, выплаты перечислялись на счета банковских карт работников (том 1, листы 18-25).
Единовременное пособие педагогическим работникам в связи с выходом на пенсию выплачивалось в соответствии с Законом Псковской области "Об образовании в Псковской области" на основании заявления, оформлялось приказом учреждения и перечислялось работникам (том 1, листы 26-32).
Такой порядок рассматриваемых выплат подтвержден материалами дела, спора о порядке оформления выплат между сторонами не имеется.
Указанные выплаты не включены в трудовые договоры, что следует из выборочно представленных заявителем трудовых договоров и не оспаривается ответчиком.
Кроме того, в соответствии с Положением о порядке исчисления заработной платы в МБОУ "ЕМЛ N 20" оплата труда работников в данном муниципальном образовательном учреждении состоит из должностного оклада, компенсационных и стимулирующих выплат, поименованных в пунктах 12 и 18 данного Положения, перечень этих выплат исчерпывающий, единовременных выплат молодым специалистам и выплат пособий в связи с выходом на пенсию в этом перечне нет.
Представленными в материалы дела планом финансово-хозяйственной деятельности на 2013 год, отчетом об исполнении плана финансово-хозяйственной деятельности по состоянию на 01.01.2014 подтверждается, что средства на выплату заработной платы и на социальные выплаты предусматриваются по разным кодам бюджетной классификации (211 и 262 соответственно).
При изложенных обстоятельствах суд первой инстанции правильно отметил, что спорные выплаты не связаны с исполнением педагогическими работниками трудовых обязанностей, не являются стимулирующими, не зависят от квалификации работников, сложности, качества, количества, условий выполнения самой работы и стажа, не являются оплатой труда работников (вознаграждением за труд).
Таким образом, эти выплаты не являются объектом обложения страховыми взносами и не подлежат включению в базу для начисления страховых взносов.
Доказательств, свидетельствующих о том, что такие выплаты являются оплатой труда работников, то есть носили систематический характер, зависели от трудового вклада работников, сложности, количества и качества выполняемой работы, исчислялись исходя из установленных окладов, тарифов, надбавок, периода трудового стажа, учреждением в порядке части 1 статьи 65 АПК РФ не представлено.
При таких обстоятельствах следует признать, что суд обоснованно признал оспариваемые решения учреждения в указанной выше части незаконными.
Доводы апелляционной жалобы основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, они не опровергают выводов суда первой инстанции, а, по сути, выражают несогласие с указанными выводами, что не может являться основанием для отмены обжалуемого судебного акта.
Иных, влекущих отмену или изменение обжалуемого судебного акта, доводов апелляционная жалоба заявителя не содержит.
Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции в полном объеме на основе доказательств, оцененных в соответствии с правилами, определенными статьей 71 АПК РФ.
Оснований для отмены судебного акта не усматривается.
Руководствуясь статьями 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд
постановил:
решение Арбитражного суда Псковской области от 19 ноября 2015 года по делу N А52-2866/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного учреждения - Псковского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Северо-Западного округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня его принятия.
Председательствующий |
Н.В. Мурахина |
Судьи |
А.Ю. Докшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А52-2866/2015
Истец: Муниципальное бюджетное образовательное учреждение "Естественно-математический лицей N 20
Ответчик: ГУ Псковское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации