Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 5 июля 2016 г. N Ф10-1948/16 настоящее постановление отменено
г. Тула |
|
29 февраля 2016 г. |
Дело N А62-1114/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19.02.2016.
Постановление изготовлено в полном объеме 29.02.2016.
Двадцатый арбитражный апелляционный суд в составе председательствующего судьи Мордасова Е.В., судей Еремичевой Н.В. и Заикиной Н.В., при ведении протокола судебного заседания секретарем Лаврухиной А.Н., при участии представителей индивидуального предпринимателя Кравцовой Галины Леонидовны - Алексеевой Т.Л. (доверенность от 18.03.2015), Маякиной О.В. (доверенность от 18.03.2015), общества с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" - Маякиной О.В. (доверенность от 18.03.2015), Авсюкова К.С. (доверенность от 01.10.2015), от общества с ограниченной ответственностью "Конкорд" - Киселевой И.С.(доверенность от 08.02.2016), в отсутствие других извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания участвующих в деле лиц, при рассмотрении в открытом судебном заседании заявления общества с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" (ОГРН 1106732002211, ИНН 6732002222), закрытого акционерного общества "Центроэлектромонтаж" (ОГРН 1026701423176, ИНН 6731040730) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340), администрации города Смоленска (ОГРН 1026701449719, ИНН 6730012070), третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: открытое акционерное общество "Промтехмонтаж" (ОГРН 1026701428115, ИНН 6731032190), общество с ограниченной ответственностью "Конкорд" (ОГРН 1026701430623, ИНН 6730005732), Язепов Сергей Викторович, Козлова Елена Викторовна, о признании недействительными решений от 21.11.2014 N 67/14-74356, от 18.11.2014 N 67/14-73224, о признании недействительной схемы (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонной площадкой для производства и складирования автодорожного сообщения по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9 а, утвержденной заместителем Главы г. Смоленска 17.02.2012, об обязании аннулировать в Государственном кадастре недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества с кадастровым номером 67:27:0031004:431, земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:432, установил следующее.
Индивидуальный предприниматель Кравцова Галина Леонидовна (далее - предприниматель), общество с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" (далее - ООО "СмолСтройСервис"), закрытое акционерное общество "Центроэлектромонтаж" (далее - ЗАО "СмолСтройСервис") обратились в арбитражный суд с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице филиала ФГБУ "ФКП Росреестра" по Смоленской области (далее - учреждение), администрации города Смоленска (далее - администрация) со следующими уточненными в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) требованиями:
- признать недействительным решение учреждения от 21.11.2014 N 67/14-74356, связанное с осуществлением действий по постановке на учет земельного участка площадью 3 126 +/- 20 кв. м разрешенное использование: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения с кадастровым номером 67:27:0031004:432;
- признать недействительным решение учреждения от 18.11.2014 N 67/14-73224, связанное с осуществлением действий по постановке на учет объекта - асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения площадью 3 126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431.
- признать недействительной схему (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонную площадку для производства и складирования автодорожного сообщения по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9 а, утвержденную заместителем главы г. Смоленска 17.02.2012.
- обязать учреждение аннулировать в Государственном кадастре недвижимости (далее - ГКН) сведения об объекте недвижимого имущества площадью 3 126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431, земельном участке площадью 3 126 +/- 20 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:432.
Решением суда от 14.08.2015 заявленные требования удовлетворены частично:
- признано недействительным решение учреждения от 18.11.2014 N 67/14-73224 о постановке на учет объекта недвижимости - асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения площадью 3 126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431;
- признано недействительным решение учреждения от 21.11.2014 N 67/14-74356 о постановке на учет земельного участка площадью 3 126 +/- 20 кв. м, разрешенное использование: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения, с кадастровым номером 67:27:0031004:432;.
- суд обязал учреждение в течение 15 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда аннулировать в ГКН сведения об объекте недвижимого имущества площадью 3 126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431, о земельном участке площадью 3 126 +/- 20 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:432.
Не согласившись с решением суда, учреждение и открытое акционерное общество "Промтехмонтаж" (далее - ООО "Промтехмонтаж") обратились в Двадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобами, в которых просят его отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявления.
Предпринимателем и ООО "СмолСтройСервис" представлены отзывы на апелляционные жалобы с дополнением, в которых возражали против их доводов, решение суда просили оставить без изменения, а жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционных жалоб и изложенные в отзывах возражения, Двадцатый арбитражный апелляционный суд посчитал необходимым перейти к рассмотрению дела по правилам, установленным для рассмотрения дела в суде первой инстанции, по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 268 Кодекса апелляционный суд рассматривает дело повторно по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам.
В соответствии с частью 1 статьи 268 Кодекса при наличии оснований, предусмотренных частью 4 статьи 270 Кодекса, арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления апелляционной жалобы вместе с делом в арбитражный суд апелляционной инстанции. О переходе к рассмотрению дела по правилам суда первой инстанции выносится определение с указанием действий лиц, участвующих в деле, и сроков осуществления этих действий.
Как следует из материалов дела, ОАО "Промтехмонтаж" 06.05.2015 зарегистрировало право собственности на объект - асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения площадью 3 126 кв. м. Впоследствии, 11.06.2015 было зарегистрировано право долевой собственности на объект - асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения площадью 3 126 кв. м, за Язеповым Сергеем Викторовичем и Козловой Еленой Викторовной.
Таким образом, решение арбитражного суда первой инстанции по настоящему делу непосредственно затрагивало права и законные интересы Язепова Сергея Викторовича и Козловой Елены Викторовны, которые к участию в деле не привлечены, соответственно у них отсутствовала возможность реализовать право на судебную защиту.
На основании изложенного определением Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.11.2015, апелляционный суд перешел к рассмотрению настоящего дела по правилам, установленным Кодексом для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции.
Язепов Сергей Викторович и Козлова Елена Викторовна представили отзыв на исковое заявление.
Истцы просили не рассматривать уточнение исковых требований, представленных в судебном заседании 15.12.2015, указали на то, что настаивают на требованиях в той формулировке, в которой они были рассмотрены арбитражным судом области.
Как следует из материалов дела, на основании технического плана здания, сооружения, помещения от 02.06.2014 учреждения от 18.11.2014 N 67/14-73224 поставлен на учет объект - асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения площадью 3 126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431.
Решением учреждения от 21.11.2014 N 67/14-74356 поставлен на учет земельный участок площадью 3 126 +/- 20 кв. м, разрешенное использование: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения с кадастровым номером 67:27:0031004:432.
Данное решение, принято на основании межевого плана от 19.11.2014. В кадастровом деле объекта недвижимости 67:27:0031004:432 имеется копия схемы (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонную площадку для производства и складирования автодорожного сообщения по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9а, утвержденной заместителем Главы г. Смоленска 17.02.2012. В акте определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432 в качестве разрешенного использования указано: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения, документ - основание: схема (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории от 17.02.2012.
Из схемы расположения объекта недвижимого имущества, являющегося частью кадастрового паспорта, усматривается, что указанный объект расположен на земельном участке, граничащим с земельными участками с кадастровыми номерами 67:27:0031004:13, 67:27:0031004:3, 67:27:0031004:52, 67:27:0031004:25, 67:27:0031004:27, 67:27:0031004:119.
Предприниматель является собственником объекта недвижимого имущества - производственной мастерской и земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:13, расположенных по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д.9, о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним внесены записи о регистрации от 16.01.2013 N 67-67-01/271/2012-950 (производственная мастерская), от 16.01.2013 N 67-67-01/271/2012-951 (земельный участок).
ООО "СмолСтройСервис" является арендатором части здания и земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:13 на основании договоров аренды от 01.07.2013, от 15.01.2015.
ЗАО "Центроэлектромонтаж" является собственником объектов недвижимого имущества, расположенных на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:3, находящемся в общей долевой собственности ЗАО "Центроэлектромонтаж", расположенном по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, о чем внесена запись в ЕГРП N 67-67-01/023/2008-158 о праве общей долевой собственности на земельный участок.
Полагая решения учреждения по постановки земельного участка и асфальтовой площадки на учет в ГКН нарушающими права, заявители обратились в суд с рассматриваемыми требованиями.
Согласно части 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Закон N 221-ФЗ) государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее - кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее - уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
В соответствии с частью 1 статьи 16 Закона N 221-ФЗ кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 9, 11-21.1, 25-30 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.
В силу частей 2-6 статьи 20 Закона N 221-ФЗ с заявлениями о кадастровом учете вправе обратиться правообладатели объектов недвижимости.
В соответствии частью 1, 4, 8 статьи 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
Образование земельных участков допускается при наличии в письменной форме согласия землепользователей, землевладельцев, арендаторов, залогодержателей исходных земельных участков. Такое согласие не требуется в следующих случаях: образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и предоставленных государственным или муниципальным унитарным предприятиям, государственным или муниципальным учреждениям; образование земельных участков на основании решения суда, предусматривающего раздел, объединение, перераспределение или выдел земельных участков в обязательном порядке; образование земельных участков в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд.
Споры об образовании земельных участков рассматриваются в судебном порядке.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов: проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации; проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков; утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего ЗК РФ.
Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.
Согласно частям 1, 2, 4, 5 и 6 статьи 11.9 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, в отношении которых в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности устанавливаются градостроительные регламенты, определяются такими градостроительными регламентами.
Предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, на которые действие градостроительных регламентов не распространяется или в отношении которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяются в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Не допускается образование земельных участков, если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на таких земельных участках объектов недвижимости.
Не допускается раздел, перераспределение или выдел земельных участков, если сохраняемые в отношении образуемых земельных участков обременения (ограничения) не позволяют использовать указанные земельные участки в соответствии с разрешенным использованием.
Образование земельных участков не должно приводить к вклиниванию, вкрапливанию, изломанности границ, чересполосице, невозможности размещения объектов недвижимости и другим препятствующим рациональному использованию и охране земель недостаткам, а также нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с пунктами 8, 9 части 1 статьи 22 Закона N 221-ФЗ, если иное не следует из настоящего Федерального закона, необходимые для кадастрового учета документы представляются заявителем вместе с заявлением. Необходимыми для кадастрового учета документами являются, в том числе: копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом принадлежность земельного участка к определенной категории земель (при кадастровом учете в связи с изменением указанных в пункте 13 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений о земельном участке), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона; копия документа, подтверждающего в соответствии с федеральным законом установленное разрешенное использование земельного участка (при кадастровом учете земельного участка в связи с изменением указанных в пункте 14 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений), - запрашивается органом кадастрового учета в порядке, установленном частью 5 статьи 16 настоящего Федерального закона.
Согласно пунктам 2 и 3 части 2, части 2.1 статьи 26 Закона N 221-ФЗ осуществление кадастрового учета приостанавливается в случае, если: одна из границ земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, пересекает одну из границ другого земельного участка, сведения о котором содержатся в государственном кадастре недвижимости (за исключением случая, если другой земельный участок является преобразуемым объектом недвижимости); местоположение помещения, о кадастровом учете которого представлено заявление, в соответствии с кадастровыми сведениями частично или полностью совпадает с местоположением другого помещения (за исключением случаев, если другое помещение является преобразуемым объектом недвижимости, а также если совпадает местоположение квартиры и комнаты в ней).
Орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления постановки на учет земельного участка также в случае, если доступ (проход или проезд от земельных участков общего пользования) к образуемому или изменяемому земельному участку не будет обеспечен, в том числе путем установления сервитута.
В порядке пунктов 1, 9 части 2 и пункта 9 части 3 статьи 27 Закона N 221-ФЗ орган кадастрового учета принимает решение об отказе в осуществлении кадастрового учета в случае, если: имущество, о кадастровом учете которого представлено заявление, не является объектом недвижимости, кадастровый учет которого осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом; на момент подачи заявления о кадастровом учете земельного участка истек срок действия утвержденной схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при условии, что образование земельного участка, о кадастровом учете которого подано заявление, осуществляется на основании данной схемы.
Орган кадастрового учета принимает решение об отказе в постановке на учет земельного участка также в случае, если: граница земельного участка, о кадастровом учете которого представлено заявление, не считается согласованной, если такое согласование предусмотрено настоящим Федеральным законом, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом.
Согласно статье 37 Закона N 221-ФЗ результатом кадастровых работ индивидуального предпринимателя, указанного в статье 32 настоящего Федерального закона, или юридического лица, указанного в статье 33 настоящего Федерального закона, является межевой план, технический план или акт обследования.
В случае образования земельного участка в соответствии с утвержденными схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, проектом межевания территории, проектной документацией о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков обязательным приложением к межевому плану является данная схема, этот проект или эта проектная документация, за исключением случая, если проект межевания территории уже представлялся в орган кадастрового учета (пункт 6.1 статьи 38 Закона N 221-ФЗ).
Согласно частям 1, 2 и пунктам 1, 4 части 3 статьи 39 Закона N 221-ФЗ местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию (далее - согласование местоположения границ) с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (далее - заинтересованные лица), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.
Предметом указанного в части 1 настоящей статьи согласования с заинтересованным лицом при выполнении кадастровых работ является определение местоположения границы такого земельного участка, одновременно являющейся границей другого принадлежащего этому заинтересованному лицу земельного участка. Заинтересованное лицо не вправе представлять возражения относительно местоположения частей границ, не являющихся одновременно частями границ принадлежащего ему земельного участка, или согласовывать местоположение границ на возмездной основе.
Согласование местоположения границ проводится с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, не являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).
Согласно частям 1 и 2 статьи 40 Закона N 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.
Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением предусмотренного частью 3 настоящей статьи случая. Реквизиты документов, удостоверяющих личность таких заинтересованных лиц или их представителей, с указанием реквизитов документов, подтверждающих полномочия представителей заинтересованных лиц, указываются в акте согласования местоположения границ.
Решением учреждения от 21.11.2014 N 67/14-74356 поставлен на учет земельный участок площадью 3126+/-20 кв. м разрешенное использование: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения с кадастровым номером 67:27:0031004:432.
Данное решение принято на основании межевого плана от 19.11.2014. В кадастровом деле объекта недвижимости 67:27:0031004:432 имеется копия схемы (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонную площадку для производства и складирования автодорожного сообщения по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9 а, утвержденной заместителем Главы г. Смоленска 17.02.2012. В акте определения кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432 в качестве разрешенного использования указано: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения, документ - основание: схема (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории от 17.02.2012.
Территория, из которой сформирован земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:432, является территорией общего пользования - проездом.
Согласно постановлению администрации Смоленской области от 20.02.2009 N 86 "Об утверждении Положения о Департаменте имущественных и земельных отношений Смоленской области" департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области являлся уполномоченным органом исполнительной власти Смоленской области, осуществляющим исполнительно-распорядительные функции в сфере управления и распоряжения государственной собственностью Смоленской области, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске.
Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившим в силу 01.03.2015, Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" дополнен статьей 3.3, согласно которой распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления городского округа в отношении земельных участков, расположенных на территории городского округа.
Согласно решению Смоленского городского Совета от 20.02.2015 N 1323 "Об определении уполномоченного органа на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска", вступившего в силу 01.03.2015, администрация города Смоленска определена уполномоченным органом на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории города Смоленска.
Таким образом, полномочия Департамента по управлению и распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в административном центре Смоленской области - городе-герое Смоленске, переданы администрации города Смоленска с 01.03.2015.
ООО "МФЦ Бином" подготовлен технический отчет по материалам обследования подъездных путей к зданиям, расположенным в границах земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0031004:13, 67:27:0031004:3.
Целью обследования является установление факта использования заказчиками территории общего пользования, из которой сформирован земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:432, имеющий смежные границы с земельными участками с кадастровыми номерами 67:27:0031004:13 и 67:27:0031004:3, определение параметров территории, необходимой для ведения хозяйственной деятельности, возможных вариантов доступа к земельным участкам.
Согласно отчету для доступа к земельным участкам с кадастровыми номерами 67:27:0031004:3 и 67:27:0031004:13 собственники и арендаторы используют территорию земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432, сформированного из земель общего пользования. Использованием земель общего пользования является, в том числе, обеспечение проезда, прохода к земельным участкам. Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432 - "асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения" не предполагает его использование в качестве проезда, прохода. Следовательно, нарушаются права и интересы смежных землепользователей (земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:0031004:3 и 67:27:0031004:13), связанные с возможностью эксплуатации зданий, расположенных на земельных участках, в соответствии с их назначением.
Доступ к земельным участкам с кадастровыми номерами 67:27:0031004:3 и 67:27:0031004:13 осуществляется с использованием территории земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432. Доступ посредством других смежных земельных участков невозможен. Доступ посредством земель общего пользования невозможен в связи с отсутствием общих границ с вышеуказанными землями.
Для ведения хозяйственной деятельности (в том числе осуществления погрузочно-разгрузочных работ) собственнику и арендатору здания производственной мастерской, расположенной на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:13, необходимо использование помимо территории земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432, части земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:52, вошедшей в состав земельного участка в связи с изменением его границ по решению учреждения от 17.07.2014 N 67/14-44683.
Восстановление в ГКН местоположения границ земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:52 площадью 15 800 кв. м до его изменения по решению учреждения от 17.07.2014 N 67/14-44683 исключит необходимость использования собственником и арендатором здания производственной мастерской, расположенного на земельном участке с кадастровым номером 67:27:0031004:13, части земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:52, относившейся до принятия вышеуказанного решения к землям общего пользования.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.04.2013 по делу N А62-8191/2012 установлено, что на основании схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:00331004:52 и 67:27:0031004:13, существующий между ними проезд имеет асфальтовое покрытие шириной 7-9 метров, основным назначением которого является проезд к зданиям, расположенным на прилегающих к нему участках, в частности, к зданию производственной мастерской N 9-А, расположенного на арендованном заявителем участке 67:27:0031004:13.
Факт существования для земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:13 указанного проезда к зданию производственной мастерской для большегрузных транспортных средств как единственного возможного подтверждается сведениями, содержащимися в схемах расположения земельных участков, техническом отчете по материалам обследования подъездных путей к зданию, расположенному по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9-А, подготовленном Производственным кооперативом "Проектировщик" (свидетельство N 0055-2011-6731003576-П-3).
Таким образом, материалами дела, а также решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.04.2013 по делу N А62-8191/2012 установлено, что территория, из которой сформирован земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:432, является территорией общего пользования - проездом к зданиям, расположенным на прилегающих к нему участках (в том числе, участках с кадастровыми номерами 67:27:00331004:52 и 67:27:0031004:13), в частности, к зданию производственной мастерской N 9-А, расположенной на участке 67:27:0031004:13, принадлежащих предпринимателю.
Утвержденная схема расположения земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432, на основании которой допускается образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, отсутствует, что в порядке статьи 27 Закона N 221-ФЗ является основанием для отказа в осуществлении кадастрового участка под асфальтировано-бетонную площадку.
Оригинал схемы (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонную площадку для производства и складирования автодорожного сообщения по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д.9а, утвержденной заместителем Главы г. Смоленска 17.02.2012, в материалы дела не представлен.
Из пояснений администрации следует, что схема расположения земельного участка по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, с кадастровым номером 67:27:003 10 04:432 не согласовывалась и не утверждалась администрацией города Смоленска.
Образованный земельный участок с кадастровым номером 67:27:0031004:432 с разрешенным использованием: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения не позволяет использовать проезд в соответствии с разрешенным использованием.
Согласование местоположения границ участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432 с лицами, обладающими смежными земельными участками, в кадастровом деле отсутствует.
У органа кадастрового учета не имелось оснований полагать, что постановка на кадастровый учет участка с кадастровым номером 67:27:0031004:432 не затрагивает интересов заявителей и может быть произведено без согласования с ними.
Как указывалось выше на основании технического плана здания, сооружения, помещения от 02.06.2014 оспариваемым решением учреждения от 18.11.2014 N 67/14-73224 поставлен на учет объект - асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения площадью 3 126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431.
В силу пункта 1 статьи 130 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) понятие объекта недвижимости является правовой категорией, определяется совокупностью признаков и позволяющей считать имущество объектом гражданских прав.
Из правовой позиции, сформулированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.01.2012 N 4777/08 следует, что асфальтовое покрытие как объект - сооружение не имеет самостоятельного функционального назначения, создано исключительно в целях улучшения качества земель и обслуживает только земельный участок, на котором расположено, поэтому является его неотъемлемой частью и не может в силу статей 128, 130 ГК РФ относиться к недвижимому имуществу.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Смоленской области от 29.04.2013 по делу N А62-8191/2012 установлено, что на основании схем расположения земельных участков с кадастровыми номерами 67:27:00331004:52 и 67:27:0031004:13, существующий между ними проезд имеет асфальтовое покрытие шириной 7-9 метров, основным назначением которого является проезд к зданиям, расположенным на прилегающих к нему участках, в частности, к зданию производственной мастерской N 9-А, расположенного на арендованном заявителем участке 67:27:0031004:13.
Факт того, что спорный проезд является для земельного участка с кадастровым номером 67:27:0031004:13 и расположенной на нём производственной мастерской единственно возможным подъездом для транспортных средств подтверждается сведениями, содержащимися в схемах расположения земельных участков, техническом отчете по материалам обследования подъездных путей к зданию, расположенному по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9-А, подготовленном производственным кооперативом "Проектировщик" (свидетельство N 0055-2011-6731003576-П-3).
В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" постановка на кадастровый учет (включение в государственный кадастр недвижимости) подлежат только индивидуально-определенные вещи, в полной мере отвечающие признакам недвижимого имущества и в силу положений статьи 131 ГК РФ государственной регистрации подлежат права только на объекты недвижимого имущества.
Поскольку спорное сооружение "площадка" не являлось объектом недвижимости, оно не подлежало внесению в государственный кадастр недвижимости.
Данный подход согласуется с позицией Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 20.11.2015 N 306КГ15-14439 по делу N А55-32680/2012.
В целях восстановления прав заявителей нарушенных незаконной постановкой на кадастровый учет объекта, суд приходит к выводу о необходимости обязания кадастровой палаты снять указанное сооружение с кадастрового учета.
С учетом изложенного, указанные обстоятельства являются основанием для отказа в осуществлении кадастрового учета асфальтировано-бетонной площадки и участка под ней в порядке статьи 27 Закона N 221-ФЗ, в связи с чем решения кадастровой палаты от 21.112014 N 67/14-74356, от 18.11.2014 N 67/14-73224 не соответствуют требованиям Закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ и нарушают права и законные интересы заявителей, что является основанием для признания их недействительными.
В связи с отсутствием в материалах дела оригинала схемы (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонную площадку для производства и складирования автодорожного сообщения по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д.9а, утвержденной заместителем Главы г. Смоленска 17.02.2012, а также сведений о согласовании и утверждении Администрацией города Смоленска указанной схемы, основания для удовлетворения требования о признании недействительной схемы (учетный номер 3892) расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонную площадку от 17.02.2012 отсутствуют.
Довод учреждения о том, что к моменту обращения заявителей (24.02.2015) истек трехмесячный срок на обращение в суд, предусмотренный статьей 198 Кодекса, не принимается судом, так как из материалов дела следует, что заявителям стало известно о внесении сведений в ГКН и постановке на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества (сооружения) - асфальтировано-бетонной площадки, выдаче кадастрового паспорта на объект и присвоении 18.11.2014 кадастрового номера объекту 67:27:0031004:431 только из ответа прокуратуры Промышленного района г. Смоленска и после ознакомления с материалами проверки 30.12.2014.
В силу статьи 110 Кодекса с учреждения в пользу ООО "СмолСтройСервис" подлежит взысканию 6 000 руб. в возмещение расходов по уплате государственной пошлины.
По правилам статьи 110 Кодекса расходы ООО "Промтехмонтаж" по уплате государственной пошлины за подачу апелляционной жалобы подлежат отнесению на данное общество.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 110, 266, 268, 269, 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Двадцатый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Смоленской области от 14.08.2015 по делу N А62-1114/2015 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области от 18.11.2014 N 67/14-73224 о постановке на учет объекта недвижимости - асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения площадью 3126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431.
Признать недействительным решение Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области от 21.11.2014 N 67/14-74356 о постановке на учет земельного участка площадью 3126 +/- 20 кв. м, разрешенное использование: асфальтировано-бетонная площадка для производства и складирования автодорожного сообщения, с кадастровым номером 67:27:0031004:432.
Обязать Федеральное государственное бюджетное учреждение "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области" в течение 15 календарных дней с даты вступления в законную силу решения суда по настоящему делу аннулировать в Государственном кадастре недвижимости сведения об объекте недвижимого имущества площадью 3126 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:431, о земельном участке площадью 3126 +/- 20 кв. м с кадастровым номером 67:27:0031004:432.
В удовлетворении требования о признании недействительной схемы расположения земельного участка на кадастровом плане (карте) территории под асфальтировано-бетонную площадку для производства и складирования автодорожного сообщения по адресу: г. Смоленск, ул. Индустриальная, д. 9а, утвержденной заместителем главы г. Смоленска 17.02.2012 (учетный номер 3892), отказать.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" в лице Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области" (ОГРН 1027700485757, ИНН 7705401340) в пользу общества с ограниченной ответственностью "СмолСтройСервис" (ОГРН 1106732002211, ИНН6732002222) судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 6000 руб.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Центрального округа в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме. В соответствии с пунктом 1 статьи 275 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба на постановление суда подается через арбитражный суд первой инстанции.
Председательствующий |
Е.В. Мордасов |
Судьи |
Н.В. Еремичева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А62-1114/2015
Постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 5 июля 2016 г. N Ф10-1948/16 настоящее постановление отменено
Истец: ЗАО "Центроэлектромонтаж", ИП Кравцова Галина Леонидовна, Кравцова Галина Леонидовна, ООО "СмолСтройСервис"
Ответчик: Администрация г. Смоленска, Администрация города Смоленска, ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Смоленской области (ФГБУ ФКП Росреестра), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии", Филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Смоленской области
Третье лицо: Департамент имущественных и земельных отношений Смоленской области, Козлова Елена Викторовна, ОАО "Промтехмонтаж", ООО "КОНКОРД", Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Смоленской области, Язепов Сергей Викторович
Хронология рассмотрения дела:
16.07.2018 Определение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1114/15
12.03.2018 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6200/15
14.12.2017 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6200/15
05.07.2016 Постановление Арбитражного суда Центрального округа N Ф10-1948/16
29.02.2016 Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6200/15
24.11.2015 Определение Двадцатого арбитражного апелляционного суда N 20АП-6200/15
14.08.2015 Решение Арбитражного суда Смоленской области N А62-1114/15