г. Москва |
|
2 марта 2016 г. |
Дело N А40-145286/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 02 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Яковлевой Л.Г.,
судей: |
Кочешковой М.В., Румянцева П.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Рясиной П.В., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ООО Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН"
на решение Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2015 по делу N А40-145286/15, судьи Каменской О.В. (21-1188)
по заявлению ООО Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН" (ОГРН 1107746952257; 127081, г.Москва, ул. Молодцова, д. 14А)
к Департаменту городского имущества города Москвы
о признании незаконным отказа,
при участии:
от заявителя: |
Гришин А.А. по дов. от 24.12.2014; |
от заинтересованного лица: |
Осипова А.И. по дов. от 24.12.2015; |
УСТАНОВИЛ:
ООО Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН" обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Департаменту городского имущества города Москвы о признании незаконными, оформленными письмами от 23.04.2015 N 33-5-5586/15-(0)-1 отказ в предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", обязании устранить допущенные нарушения и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении объектов недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, Д.14А, соор. 3, 4, стр. 1, 7, 8, 9, принадлежащих на праве собственности ООО ПТФ "Даймон"; от 23.04.2015 N 33-5-5590/15-(0)-1 отказ в предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", обязании устранить допущенные нарушения и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении объектов недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, д. 14А, стр. 2, 3, 4, принадлежащих на праве собственности ООО ПТФ "Даймон".
Решением Арбитражного суда г. Москвы от 06.11.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано в полном объеме.
Заявитель не согласился с решением суда и обратился с апелляционной жалобой, в которой просит его отменить, поскольку считает его необоснованным и незаконным, принятым в нарушение норм материального и процессуального права.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции заявитель поддержал доводы апелляционной жалобы, просил отменить решение суда, принять новый судебный акт, которым удовлетворить требования заявителя в полном объеме.
Ответчик представил возражения на апелляционную жалобу, в которых просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения, в судебном заседании суда апелляционной инстанции поддержал свою позицию по спору, просил решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Законность и обоснованность принятого решения проверены судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 266, 268 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Апелляционный суд, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, доводы апелляционной жалобы, выслушал представителей участвующих в деле лиц, считает необходимым отменить обжалованное решение, в силу следующего.
Из материалов дела усматривается, что ООО Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН" является собственником следующих объектов недвижимости: соор. 3, 4, стр. 1, 7, 8, 9 и стр. 2, 3, 4 по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, д. 14А.
Право собственности зарегистрировано Управлением Росреестра по Москве 10.03.2011 и 03.03.2011 (номера регистрации 77-77-22/003/2011-327, 77-77-22/003/2011-324, 77-77-02/001/2011-611, 77-77-02/001/2011-613, 77-77-02/001/2011-609, 77-77-02/001/2011-610, 77-77-02/001/2011-612, 77-77-02/001/2011-647, 77-77-02/001/2011-650, свидетельства о государственной регистрации права N 77-АН 155238, 77-АН 155240, 77-АН 116549, 77-АН 116547, 77-АН 116551, 77-АН 116550, 77-АН 116548, 77-АН 116545, 77-АН 116544 выданы Управлением Росреестра по Москве 10.03.2011 и 03.03.2011 соответственно).
В целях оформления земельно-правовых отношений на земельный участок, расположенный под указанными зданиями, общество обратилось в службу "одного окна" Департамента городского имущества г.Москвы с заявлениями от 03.03.2015 вх. N 33-5-5590/15-(1)-0, N 33-5-5590/15-(0)-1 о предоставлении государственной услуги: "выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории", расположенного по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, д. 14 А.
Письмами Департамента от 23.04.2015 N 33-5-5586/15-(0)-1, N 33-5-5590/15-(0)-1 заявителю было отказано в предоставлении государственной услуги в соответствии с пунктом 2.10.1.5 Административного регламента. Основанием для отказа в предоставлении государственной услуги является наличие составленного Государственной инспекцией по контролю за использованием объектов недвижимости города Москвы акта о подтверждении факта незаконного (нецелевого) использования земельного участка, находящегося в собственности города Москвы, и земельного участка, находящегося на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена, и (или) акта о подтверждении факта наличия незаконно размещенного объекта недвижимости на земельном участке, находящемся в собственности города Москвы, и земельном участке, находящемся на территории города Москвы, государственная собственность на которые не разграничена.
Указанный отказ Департамента явился основанием для обращения общества с настоящим заявлением в арбитражный суд.
В соответствии с ч. 1 ст. 198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Так, на основании п. 1 ст. 552 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору продажи здания, сооружения или другой недвижимости покупателю одновременно с передачей права собственности на такую недвижимость передаются права на земельный участок, занятый такой недвижимостью и необходимый для ее использования.
В соответствии с указанной нормой и ст. 35 Земельного кодекса Российской Федерации собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования.
Юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, согласно п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
В силу п. 3 ст. 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" собственники объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной или муниципальной собственности, обязаны либо взять в аренду, либо приобрести у государства или муниципального образования указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со ст.ст. 9, 10 и 11 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, заявитель как собственник недвижимого имущества имеет право пользования земельным участком, занятым принадлежащим ему объектом недвижимости, в связи с чем, учитывая положения п. 1 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации и разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенные в постановлении Пленума от 24.03.2005 N 11, заявитель вправе обратиться за землеустроительной документацией на земельный участок, расположенный под зданием.
Для приобретения прав на земельный участок лица, указанные в настоящей статье, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 Земельного кодекса Российской Федерации с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Перечень документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений. Исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя предоставление дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем (п. 5 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации).
Сведений о недостаточности документов в оспариваемом отказе не содержится.
В соответствии с абз. 1 и 2 п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации в случае отсутствия кадастровой карты (плана) земельного участка орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица на основании дежурной кадастровой карты (плана), содержащей сведения о местоположении земельного участка, и градостроительной документации в месячный срок со дня поступления указанного заявления обеспечивает изготовление кадастровой карты (плана) земельного участка и утверждает проект его границ. Границы и размеры земельного участка определяются с учетом фактически используемой площади земельного участка в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Границы земельного участка устанавливаются с учетом красных линий, границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
При таких данных, утверждение схемы расположения земельного участка под зданием, принадлежащем на праве собственности заявителю, по смыслу п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации является обязанностью государственного органа и необходимой предпосылкой для подачи документов на оформление земельного участка в собственность или аренду.
Обстоятельства, указанные ответчиком в оспариваемом отказе, не могут являться основанием для ограничения гарантированного федеральным законодательством права лица на постановку земельного участка на кадастровый учет (п. 7 ст. 36 Земельного кодекса Российской Федерации), поскольку в качестве таковых Земельным кодексом Российской Федерации не предусмотрены.
При этом права собственности заявителя на указанные здания оформлены, в установленном порядке, никем не оспорены, зарегистрированы в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в связи с чем ссылки ответчика на наличие признаков самовольной постройки сами по себе не свидетельствуют о законности оспариваемого отказа.
Таким образом, Департаментом не доказано наличие законных оснований для принятия оспариваемого отказа.
Ранее между Департаментом и заявителем был заключен краткосрочный договор аренды от 31.07.2000 N М-02-505796 земельного участка с кадастровым номером 77:02:0005005:11 для использования территории и эксплуатации зданий базы стеклотары сроком до 04.08.2007.
При таких обстоятельствах, суд апелляционной инстанции считает, что решение суда первой инстанции подлежит отмене, как не соответствующее материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем апелляционная жалоба подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 266, 268, 269, 270, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Девятый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда г.Москвы от 06.11.2015 по делу N А40-145286/15 отменить.
Признать незаконным оформленный письмом Департамента городского имущества города Москвы от 23.04.2015 г. N 33-5-5586/15-(0)-1 отказ ООО ПТФ "Даймон" в предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении объектов недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, д. 14А, соор. 3, 4, стр. 1,7,8,9, принадлежащих на праве собственности ООО ПТФ "Даймон".
Признать незаконным оформленный письмом Департамента городского имущества города Москвы от 23.04.2015 г. N 33-5-5590/15-(0)-1 отказ ООО ПТФ "Даймон" в предоставлении государственной услуги "Выдача распоряжения об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории".
Обязать Департамент городского имущества города Москвы устранить допущенные нарушения и утвердить схему расположения земельного участка на кадастровой карте (плане) территории в отношении объектов недвижимости по адресу: г. Москва, ул. Молодцова, д. 14А, стр. 2,3,4, принадлежащих на праве собственности ООО ПТФ "Даймон".
Взыскать с Департамента городского имущества города Москвы в пользу ООО Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН" расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей по иску и 1 500 рублей по апелляционной жалобе.
Возвратить ООО Производственно-торговая фирма "ДАЙМОН" из федерального бюджета государственную пошлину в размере 1 500 рублей по апелляционной жалобе, как излишне уплаченную.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражный суд Московского округа.
Председательствующий судья |
Л.Г. Яковлева |
Судьи |
М.В. Кочешкова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-145286/2015
Истец: ООО производственно-торговая Фирма "Даймон"
Ответчик: Департамент городского имущеста города Москвы, ДЕПАРТАМЕНТ ГОРОДСКОГО ИМУЩЕСТВА ГОРОДА МОСКВЫ