Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2016 г. N Ф05-7283/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Требование: о признании незаконными действий
Вывод суда: жалоба заявителя оставлена без удовлетворения, решение суда первой инстанции оставлено в силе
г.Москва |
|
10 марта 2016 г. |
Дело N А40-183594/15 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 февраля 2016 года.
Постановление изготовлено в полном объеме 10 марта 2016 года.
Девятый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Цымбаренко И.Б.,
судей: |
Бекетовой И.В., Якутова Э.В., |
при ведении протокола |
секретарем судебного заседания Сатаевым Д.Ш., |
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Межрегионального операционного управления Федерального казначейства
на решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2015 по делу N А40-183594/15 судьи Позднякова В.Д.
по заявлению Минобороны России (ОГРН 1037700255284)
к Межрегиональному операционному УФК (ОГРН 1117746430570)
третье лицо: ГУП г.Москвы "Мосгортранс" (ОГРН 1037739376223)
о признании незаконными действий, выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС N 005501768 от 15.10.2012 к исполнению,
при участии:
от заявителя: |
Стручкова Т.С. по дов. от 20.10.2015; Сенина М.Г. по дов. от 20.10.2015; |
от ответчика: |
Унанян О.А. по дов. от 11.01.2016; Редкова Д.И. по дов. от 11.01.2016; |
от третьего лица: |
не явился, извещен; |
УСТАНОВИЛ:
Минобороны России (заявитель) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст.49 АПК РФ заявлением о признании незаконными действий Межрегионального операционного управления Федерального казначейства (ответчик), выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС N 005501768 от 15.10.2012 к исполнению, а также уведомления Межрегионального операционного управления Федерального казначейства от 18.08.2015 N УПЛ-15-4446.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 26.11.2015 заявленные требования удовлетворены в полном объеме.
Не согласившись с данным судебным актом, ответчик подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В судебном заседании представитель ответчика доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, изложил свою позицию, указанную в апелляционной жалобе, просил отменить решение суда первой инстанции, поскольку считает его незаконным и необоснованным, и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Представитель заявителя в судебном заседании поддержал решение суда первой инстанции, с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, а в удовлетворении апелляционной жалобы - отказать, изложил свои доводы, указанные в письменных объяснениях.
Представитель третьего лица, извещенного надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, в судебное заседание не явился. В соответствии со ст.156 АПК РФ дело рассмотрено без его участия.
Проверив законность и обоснованность решения в соответствии со ст.ст.266 и 268 АПК РФ, Девятый арбитражный апелляционный суд с учетом исследованных доказательств по делу и доводов апелляционной жалобы не находит оснований для отмены судебного акта.
Как усматривается из материалов дела, решением Арбитражного суда города Москвы от 13.07.2012 по делу N А40-58501/12 с Войсковой части N 83466 Министерства обороны Российской Федерации в пользу ГУП "Мосгортранс" в лице Филиала 10-й автобусный парк взыскана задолженность в размере 49 094, 98 руб.
15.10.2012 на основании данного судебного акта Арбитражным судом города Москвы выдан исполнительный лист серии АС N 005501768.
17.08.2015 указанный исполнительный документ серии АС N 005501768 поступил в Межрегиональное операционное УФК.
В соответствии с п.2 ст.242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) Межрегиональное операционное УФК уведомлением от 18.08.2015 N УПЛ-15-4446 уведомило Минобороны России о поступлении исполнительного документа.
Указанное уведомление было получено Минобороны России 19.08.2015.
Данные обстоятельства явились основанием для обращения Минобороны РОссии в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Обращаясь с настоящим заявлением в суд, заявитель указывает на незаконность действий ответчика, выразившихся в принятии исполнительного листа серии АС N 005501768 от 15.10.2012 к исполнению, а также уведомления о поступлении исполнительного документа.
Срок, предусмотренный п.4 ст.198 АПК РФ, заявителем соблюден.
Согласно ч.1 ст.4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в порядке, установленном настоящим Кодексом.
В соответствии с ч.1 ст.198 АПК РФ заинтересованные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закон у или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Основаниями для принятия арбитражным судом решения о признании акта государственного органа и органа местного самоуправления недействительным (решения или действия - незаконным) являются одновременно как несоответствие акта закону или иному правовому акту (незаконность акта), так и нарушение актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
Рассматривая спор, арбитражный суд первой инстанции пришел к правильному выводу о наличии совокупности предусмотренных ст.198 АПК РФ условий, необходимых для удовлетворения заявленных Минобороны России требований.
Доводы апелляционной жалобы о незаконности решения суда первой инстанции признаются коллегией несостоятельными.
Так, правовые отношения, связанные с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, регулируются Главой 24.1 БК РФ.
Согласно п.1 ст.242.3 БК РФ исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального казенного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевого счета для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета.
Пункт 3 статьи 242.1 БК РФ содержит перечень оснований для возврата взыскателю органом Федерального казначейства документов, поступивших на исполнение.
Данный перечень является исчерпывающим.
Федеральным законом от 07.05.2013 N 104-ФЗ "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием бюджетного процесса" в п.3 ст.242.1 БК РФ внесены изменения, согласно которым орган Федерального казначейства возвращает взыскателю документы, предоставленные в соответствии с п.п.1 и 2 ст.242.1 БК РФ, в связи с отсутствием открытых лицевых счетов должника.
Таким образом, как правильно указал суд в своем решении, в настоящее время БК РФ содержит прямую норму (п.3 ст.242.1), обязывающую территориальный орган Федерального казначейства, в котором не открыт лицевой счет должника, возвратить исполнительный документ без исполнения.
Аналогичная норма содержится в п.14 Административного регламента исполнения Федеральным казначейством государственной функции организации исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, утвержденного Приказом Минфина России от 22.09.2008 N 99н.
Лицевой счет получателя бюджетных средств Федерального бюджетного учреждения "Войсковая часть N 83466" в Межрегиональном операционном УФК, а также иных органах Федерального казначейства не открыт.
На основании п.1 ст.239 БК РФ обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебного акта.
Учитывая, что другие должники, равно как и указание на субсидиарную ответственность в решении суда по данному делу, отсутствуют, а орган Федерального казначейства не уполномочен самостоятельно определять возможных должников, у Межрегионального операционного УФК не имеется законных оснований для исполнения требований, указанных в исполнительном листе серии АС N 005501768, так как судебным актом не предусмотрено возложение обязательств по исполнению решения суда на Министерство обороны Российской Федерации или других должников.
При этом не может быть принят к исполнению исполнительный лист серии АС N 006951319 в Межрегиональное операционное УФК как к органу Федерального казначейства, в котором открыт лицевой счет главному распорядителю средств федерального бюджета Министерства обороны Российской Федерации.
Согласно п.1 разд.1 Положения о Межрегиональном операционном УФК, утвержденного Приказом Федерального казначейства от 17.05.2011 N 185, Межрегиональное операционное УФК является межрегиональным территориальным органом Федерального казначейства, осуществляющим свою деятельность в отношении главных распорядителей средств федерального бюджета, главных администраторов доходов федерального бюджета, главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, финансовых органов субъектов Российской Федерации и органов управления государственными внебюджетными фондами Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации не предусмотрено разделение органов Федерального казначейства на территориальные органы Федерального казначейства и органы Федерального казначейства, в которых открыт лицевой счет главного распорядителя средств федерального бюджета.
Таким образом, Межрегиональное операционное УФК является территориальным органом Федерального казначейства, то есть на него также распространяется п.3 ст.242.1 БК РФ.
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемые действия и уведомление ответчика не соответствуют закону и нарушают права и законные интересы заявителя, что свидетельствует о наличии совокупности условий, необходимых для удовлетворения заявленных Минобороны России требований.
Кроме того, в соответствии с п.3 ч.4 ст.201 АПК РФ суд обоснованно обязал Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства в месячный срок со дня вступления в законную силу судебного акта устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя вернув перечисленные на основании платежного поручения от 05.11.2015 N 445531 денежные средства в размере 49 094, 98 руб. на лицевой счет Министерства обороны Российской Федерации, открытый в Межрегиональном операционном управлении Федерального казначейства.
Доводы апелляционной жалобы, связанные с иным толкованием норм права, не могут служить основанием для отмены решения суда, поскольку они не опровергают выводы суда первой инстанции и не свидетельствуют о наличии оснований для отмены принятого по делу судебного акта.
Нормы материального права применены судом правильно.
Нарушений норм процессуального права, влекущих безусловную отмену судебного акта, не установлено.
При таких данных, апелляционный суд считает решение суда по настоящему делу законным, обоснованным и не находит оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Руководствуясь ст.ст.266, 268, 269, 271 АПК РФ, суд апелляционной инстанции
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда г.Москвы от 26.11.2015 по делу N А40-183594/15 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение двух месяцев со дня изготовления постановления в полном объеме в Арбитражном суде Московского округа.
Председательствующий судья |
И.Б. Цымбаренко |
Судьи |
И.В. Бекетова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А40-183594/2015
Постановлением Арбитражного суда Московского округа от 17 июня 2016 г. N Ф05-7283/16 настоящее постановление оставлено без изменения
Истец: МИНИСТЕРСТВО ОБОРОНЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, Министерство обороны РФ
Ответчик: МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ ОПЕРАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА, Межрегиональное операционное управлние Федерального казначейства
Третье лицо: ГУП " Мосгортранс", ГУП " Мосгортранс" в лице филиала 10-й автобусный парк, ГУП ГОРОДА МОСКВЫ "МОСГОРТРАНС"