город Ростов-на-Дону |
|
04 марта 2016 г. |
дело N А32-42840/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 03 марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 04 марта 2016 года.
Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Смотровой Н.Н.
судей Соловьевой М.В., Сурмаляна Г.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шемшиленко А.А.
при участии:
от заявителя: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
от заинтересованного лица: представитель не явился, извещен надлежащим образом;
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу открытого акционерного общества "НЭСК-электросети"
на решение Арбитражного суда Краснодарского края
от 15.12.2015 по делу N А32-42840/2015
по заявлению открытого акционерного общества "НЭСК-электросети"
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
о признании решения и предписания незаконными,
принятое судьей Лесных А.В.
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "НЭСК-электросети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Краснодарского края с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю (далее - управление) о признании незаконным решения от 21.08.2015 по делу о нарушении антимонопольного законодательства N 195/2015 и предписания от 21.08.2015 N 41-195/2015 недействительными.
Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 в удовлетворении заявленных требований отказано. Суд пришел к выводу о доказанности факта нарушения обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон N 135-ФЗ), выразившегося в не исполнении обязательств по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств Петерс А.Я.
Не согласившись с принятым судебным актом, общество подало в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции по делу отменить, ссылаясь на несоответствие выводов, изложенных в решении, обстоятельствам дела.
Законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения проверяется Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в соответствии с главой 34 АПК РФ.
Лица, участвующие в деле, своих представителей в судебное заседание не направили, о месте, дате и времени его проведения извещены надлежащим образом, в связи с чем, на основании части 3 статьи 156 АПК РФ судебное заседание проведено без их участия.
Изучив материалы дела, оценив доводы апелляционной жалобы, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, в управление поступило обращение Петерс А.Я. на бездействие общества, выразившееся в неисполнении сетевой организацией мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 20.06.2013 N 1-38-13-1606.
Управлением по заявлению Петерса А.Я. на бездействие общества, выразившееся в неисполнении обществом мероприятий по технологическому присоединению в рамках взятых на себя обязательств по договору на технологическое присоединение к электрической сети от 20.06.2013 N 1-38-13-1606, возбуждено дело N 195/2015 о нарушении антимонопольного законодательства.
По итогам рассмотрения дела N 195/2015 комиссией управления в действиях общества установлен факт нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившегося в ущемлении интересов Петерса А.Я. путем неисполнения обществом мероприятий по технологическому присоединению в рамках, взятых на себя обязательств, согласно договору на технологическое присоединение к электрической сети от 20.06.2013 N 1-38-13-1606 в срок, предусмотренный п. 16 Правил технологического присоединения N 861 и п. 5 договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сети; решено выдать обществу предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства путем совершения следующих действий: в срок до 07.12.2015 АО "НЭСК-электросети" выполнить технические условия от 20.06.2013 N 1-38-13-1606 в части обязательств, возложенных на АО "НЭСК-электросети", включая осуществление фактического присоединения Объекта Петерса А.Я.
21.08.2015 заинтересованным лицом вынесено решение и предписание об устранении нарушения антимонопольного законодательства
Не согласившись с решением и предписанием, общество обратилось в суд с настоящим заявлением.
Повторно изучив материалы дела, суд апелляционной инстанции не находит достаточных оснований для отмены решения суда первой инстанции, которым обществу отказано в удовлетворении заявленных требований.
В частности, согласно части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 АПК РФ заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, подлежи удовлетворению только при одновременном наличии двух условий: 1) если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому ак-ту; 2) если оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Наличие данных условий недействительности решения и предписания антимонопольного органа не подтверждено материалами дела.
Принимая решение по делу, суд первой инстанции пришел к правильному выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований общества, при этом правомерно исходил из следующего.
Частью 1 статьи 10 закона N 135-ФЗ установлен запрет на действия (бездействие) хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Частью 1 статьи 26 Федерального закона N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон N 35-ФЗ), предусмотрено, что технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, и носит однократный характер.
Правила технологического присоединения утверждены Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения, Правила N 861).
В соответствии с пунктом 1 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче, утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила технологического присоединения), сетевые организации - это организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии и осуществляют в установленном порядке технологическое присоединение энергопринимающих устройств (энергетических установок) юридических и физических лиц к электрическим сетям.
Услуга по технологическому присоединению к электрическим сетям может быть оказана только сетевой организацией, к электрическим сетям которой потребитель намерен подключить принадлежащие ему энергопринимающие устройства.
Передача электрической энергии неразрывно связана с технологическим присоединением к электрическим сетям, мероприятия по технологическому присоединению к электрической сети осуществляются непосредственно с целью последующей передачи электрической энергии для потребителя (технологическое присоединение является обязательной составной частью единого технологического процесса по оказанию услуг по передаче электрической энергии); возможность заключения договора на передачу электроэнергии обусловлена необходимостью заключения обязательного для сетевой организации договора на технологическое присоединение.
Общество включено в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль по виду услуг - услуги по передаче электрической энергии.
Согласно части 5 статьи 5 Закона N 135- ФЗ, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.
Материалами дела подтверждается, что общество занимает доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии в границах эксплуатируемых объектов электросетевого хозяйства, расположенных на территории муниципального образования город Краснодар с долей 100 %.
Правилами технологического присоединения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 N 861, определен порядок технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии к электрическим сетям, регламентирована процедура присоединения энергопринимающих устройств к электрическим сетям сетевой организации (далее - технологическое присоединение), определены существенные условия договора об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям (далее - договор), установлены требования к выдаче технических условий, в том числе индивидуальных, для присоединения к электрическим сетям (далее - технические условия), критерии наличия (отсутствия) технической возможности технологического присоединения и особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей посредством перераспределения присоединенной мощности между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями.
Пунктом 3 Правил технологического присоединения установлено, что сетевая организация обязана выполнить в отношении любого обратившегося к ней лица мероприятия по технологическому присоединению при условии соблюдения им настоящих Правил и наличии технической возможности технологического присоединения. Независимо от наличия или отсутствия технической возможности технологического присоединения на дату обращения заявителя сетевая организация обязана заключить договор с лицами, указанными в пунктах 12.1, 14 и 34 настоящих Правил, обратившимися в сетевую организацию с заявкой на технологическое присоединение энергопринимающих устройств, принадлежащих им на праве собственности или и на ином предусмотренном законом основании (далее - заявка), а также выполнить в отношении энергопринимающих устройств таких лиц мероприятия по технологическому присоединению.
Пунктом 6 Правил установлено, что технологическое присоединение осуществляется на основании договора, заключаемого между сетевой организацией и юридическим или физическим лицом, в сроки, установленные настоящими Правилами. Заключение договора является обязательным для сетевой организации.
Как усматривается из материалов дела, между подателем жалобы Петерс А.Я. и обществом заключен договор на технологическое присоединение к электрической сети от 20.06.2013 N 1-38-13-1606.
Предметом указанного Договора является обязанность Сетевой организации (общества) осуществить технологическое присоединение ЭПУ Заявителя, расположенное по адресу: г. Краснодар, ул.Вечная, д. 18 (далее - Объект).
Пункт 6 Договора предусматривает, что сетевая организация обязана надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на сетевую организацию мероприятий по технологическому присоединению.
В соответствии с п. 8 Договора Заявитель обязан надлежащим образом исполнить обязательства по настоящему договору, в том числе по выполнению возложенных на заявителя мероприятий по технологическому присоединению и уведомить сетевую организацию о выполнении технических условий.
Пункт 5 Договора предусматривает, что срок выполнения мероприятий по технологическому присоединению составляет 6 месяцев со дня заключения договора. Договор на технологическое присоединение к электрическим сетям между заявителем и сетевой организацией, заключен 20.06.2013, следовательно, срок выполнения мероприятий - до 20.12.2013.
Из материалов дела следует, что заявитель в связи с выполнением возложенного на него технического условия обязательств, в адрес общества направил сведения и документы, необходимые для технологического присоединения к сетям объекта энергопотребления.
Гражданин направил уведомление о выполнении мероприятий, возложенных на гражданина, в полном объеме (вх. общества от 18.07.2014 N 2420). Гражданин также в полном объеме оплатил оплату по договору от 20.06.2013 N 1-38-13-1606, о чем свидетельствует квитанция.
Однако общество принятые в соответствии с заключенным договором на технологическое присоединение к электрической сети от 20.06.2013 N 1-38-13-1606 и Техническими условиями обязательства по технологическому присоединению энергопринимающих устройств заказчика не выполнила в установленный в договоре срок, в связи с чем, гражданин обратился в антимонопольный орган с жалобой на действия общества.
В соответствии с п.п. "б" п. 16 Правил технологического присоединения, срок выполнения мероприятий составляет шесть месяцев с момента подписания договора - для заявителей, максимальная мощность которых составляет до 15 кВт включительно (с учетом ранее присоединенной в данной точке присоединения мощности) и которые будут использоваться для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, электроснабжение которых предусматривается по одному источнику, в случае технологического присоединения к сетям классом напряжения до 20 кВт включительно, если расстояние от существующих электрических сетей необходимого класса напряжения до границ участка Заявителя составляет не более 300 м. в городах и поселках городского типа и не более 500-м. в сельской местности.
Для целей настоящих Правил под фактическим присоединением понимается комплекс технических и организационных мероприятий, обеспечивающих физическое соединение (контакт) объектов электросетевого хозяйства сетевой организации, в которую была подана заявка, и объектов заявителя (энергопринимающих устройств) без осуществления фактической подачи (приема) напряжения и мощности на объекты заявителя (фиксация коммутационного аппарата в положении "отключено").
Судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что в установленные законодательством сроки общество не исполнила обязательства по фактическому присоединению объекта Петерс А.Я к электрическим сетям в соответствии с Правилами технологического присоединения, а так же согласно условиям договора от 20.06.2013 N 1-38-13-1606 (6 месяцев с даты заключения договора), что в свою очередь ставит общество в более выгодное положение по сравнению с гражданином, а так же препятствует дальнейшему осуществлению энергоснабжения объекта Петерс А.Я., поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договора энергоснабжения.
Вина общества в совершении правонарушения является доказанной, поскольку в материалах дела отсутствуют сведения о принятии обществом всех зависящих от него мер для соблюдения антимонопольного законодательства Российской Федерации.
Общества документально не подтвердило наличия обстоятельств объективно препятствовавших ему своевременно осуществить технологическое присоединение в соответствии с Правилами технологического присоединения и условиями заключенного договора при соблюдении баланса интересов заказчика (гражданина) и сетевой организации.
Таким образом, обстоятельства, на которые ссылается общество не могут свидетельствовать о принятии обществом в полном объёме всех мер для соблюдения требований действующего законодательства и отсутствия в его деяниях при указанных обстоятельствах нарушения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
Доказательств, свидетельствующих об ином, в материалах дела не имеется.
Таким образом, обществом в нарушение положений Правил технологического присоединения по истечении срока - 6 месяцев с даты заключения договора на технологическое присоединение - не обеспечено исполнение обязательств, определенных техническими условиями и не осуществлены действия по фактическому присоединению объектов заявителя к электрическим сетям (включая урегулирование отношений с иными лицами).
Бездействие общества по неосуществлению мероприятий по технологическому присоединению в рамках указанного договора на технологическое присоединение фактически лишает Петерс А.Я. возможности в потреблении электроэнергии, поскольку в отсутствие надлежащего технологического присоединения невозможно заключение договоров энергоснабжения с энергоснабжающей организацией.
Учитывая, что материалами дела подтверждается нарушение общества установленного законом срока на технологическое присоединение к электрической сети, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что действия общества, занимающего доминирующее положение на рынке услуг по передаче электрической энергии, нарушают положения части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
В этой связи, у антимонопольного органа имелось достаточно правовых оснований для вынесения оспариваемого решения от 21.08.2015 N 195/2015 и выдачи предписания N 41-195/2015 от 21.08.2015. В связи с этим суд первой инстанции правомерно отказал обществу в признании их незаконными. При таких обстоятельствах решение суда первой инстанции не подлежит отмене, апелляционная жалоба отклоняется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 258, 269 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Краснодарского края от 15.12.2015 по делу N А32-42840/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу оставить без удовлетворения.
Постановление может быть обжаловано в порядке, определенном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа.
Председательствующий |
Н.Н. Смотрова |
Судьи |
М.В. Соловьева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А32-42840/2015
Истец: АО "НЭСК-электросети", ОАО "НЭСК-электросети"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю
Третье лицо: Управление Федеральной антимонопольной службы по Кк