г. Саратов |
|
09 марта 2016 г. |
Дело N А06-6767/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена "02" марта 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен "09" марта 2016 года.
Двенадцатый арбитражный апелляционный суд в составе
председательствующего судьи Цуцковой М.Г.,
судей Кузьмичева С.А., Смирникова А.В.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Комаровым А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Двенадцатого арбитражного апелляционного суда апелляционную жалобу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 декабря 2015 года по делу N А06-6767/2015 (судья Колмакова Н.Н.)
по заявлению государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" (416370, Астраханская область, Икрянинский район, с. Икряное, ул. Мира, д. 36, ИНН 3004001272, ОГРН 1023001942688)
к Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (416370, Астраханская область, с. Икряное, ул. О. Кошевого, д. 5, ИНН 3004006168, ОГРН 1023001941500)
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Министерство здравоохранения Астраханской области (414056, г. Астрахань, ул. Татищева, 16 В, ИНН 3015068159, ОГРН 1053000013076)
о признании недействительным ненормативного акта в части,
без участия в судебном заседании представителей: государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница", Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области, Министерства здравоохранения Астраханской области (почтовые уведомления N 91785, N 91786, сведения с сайта Почта России о вручении почтового уведомления N41003193917879 приобщены к материалам дела),
УСТАНОВИЛ:
Государственное бюджетное учреждение здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" (далее - учреждение здравоохранения, больница) обратилось в арбитражный суд с заявлением к Управлению Пенсионного Фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области (далее - управление, административный орган) о признании недействительным решения от 19.05.2015 N 04000415РВ0000133 в части начисления недоимки по страховым взносам в размере 2 458 556, 51 руб., штрафа в размере 491 711, 31 руб., пени в размере 370 741, 91 руб., штрафа в размере 213 764, 91 руб. (с учетом уточнения в порядке ст. 49 АПК РФ, принятого судом).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17 декабря 2015 года по делу N А06-6767/2015 решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах от 19.05.2015 N 04000415РВ0000133 в части начисления недоимки по страховым взносам в размере 2 458 556, 51 руб., штрафа в размере 491 711, 31 руб., пени в размере 370 741, 91 руб., штрафа в размере 213 764, 91 руб. признано недействительным.
С Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области в пользу Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" взысканы судебные расходы по уплате госпошлины в размере 3 000 рублей.
Не согласившись с принятым решением, Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области обратилась в Двенадцатый арбитражный апелляционный суд с жалобой, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, по основаниям, изложенным в апелляционной жалобе.
Государственным бюджетным учреждением здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" представлен письменный отзыв на апелляционную жалобу, в котором учреждение просит решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Апелляционная жалоба рассмотрена в отсутствие представителей государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница", Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области, Министерства здравоохранения Астраханской области, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания (п.1 ст. 123, п.3 ст.156 АПК РФ).
Законность и обоснованность принятого решения проверена арбитражным судом апелляционной инстанции в порядке ст.ст. 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
При рассмотрении апелляционной жалобы установлены следующие обстоятельства.
Как следует из материалов дела, УПФР в Икрянинском районе Астраханской области проведена выездная проверка учреждения на предмет правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование за период с 01.01.2012 по 31.12.2014, по результатам которой составлен акт от 16.04.2015 N 04000414АВ0000126.
В ходе проверки органом пенсионного фонда установлено, что ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" за период с 01.01.2012 по 31.12.2014 в результате занижения базы для начисления страховых взносов в 2012-2014 годах в сумме 2 464 290,44 руб. не уплачены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 2 050 071,33 руб., страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд обязательного медицинского страхования в сумме 414 219,11 руб.
19 мая 2015 года по результатам рассмотрения акта и других материалов проверки УПФР в Икрянинском районе Астраханской области принято решение N 04000415РВ0000133 о привлечении учреждения к ответственности по части 1 статьи 47 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ) за неуплату страховых взносов в результате занижения базы для исчисления страховых взносов в виде штрафа в размере 492 858,07 руб. Кроме того, данным решением учреждению предложено уплатить недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 2 050 071,33 руб., недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в размере 414 219,11 руб., начислены пени в размере 371 222,29 руб.
Полагая, что решения УПФР в Икрянинском районе Астраханской области в части начисления недоимки по страховым взносам в размере 2 458 556, 51 руб., штрафа в размере 491 711, 31 руб., пени в размере 370 741, 91 руб., штрафа в размере 213 764, 91 руб. является незаконным, нарушает права и охраняемые законом интересы заявителя, ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" обратилось в арбитражный суд с соответствующим заявлением.
Удовлетворяя требования заявителя, Арбитражный суд Астраханской области пришел к выводу о том, что выплаты, производимые учреждением на основании постановления Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области", постановления Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П "О порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания общеобразовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта", являются компенсационными выплатами, связанными с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, и в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами.
Кроме того, суд первой инстанции полагает, что денежные средства, выплаченные учреждением здравоохранения своим работникам при направлении их в служебные командировки, представляют собой возмещение в установленном размере расходов работника, связанных с необходимостью выполнять трудовые функций вне места постоянной работы, и представляют собой компенсацию, предусмотренную подпунктом "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Закона N 212-ФЗ, следовательно, не подлежат обложению страховыми взносами.
Исследовав материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и отзыва на нее, проверив правильность применения арбитражным судом норм материального и соблюдение норм процессуального права, арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Частью 1 статьи 7 от 24.07.2009 N 212-ФЗ установлено, что объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.
В соответствии со статьей 15 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения - это отношения, основанные на соглашении между работниками и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором.
Согласно статье 16 Трудового кодекса Российской Федерации трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации а также в результате назначения на должность или утверждения в должности.
Из изложенного следует, что объектом обложения страховыми взносами признаются выплаты, являющиеся оплатой труда.
Статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заработная плата (оплата труда работника) - это вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).
В целях усиления социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области, осуществляющих медицинскую или фармацевтическую деятельность в государственных бюджетных учреждениях здравоохранения Астраханской области, закрепления их в системе здравоохранения и обеспечения медицинскими кадрами государственных бюджетных учреждений здравоохранения Правительством Астраханской области для молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области Постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" установлены меры социальной поддержки в виде единовременного пособия из бюджета Астраханской области из расчета 30 000 руб. и 50 000 руб. на одного медицинского работника.
Постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П "О порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания общеобразовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта" соответствующим категориям медицинских работников установлены единовременные компенсационные выплаты в размере 1 000 000 руб. и 500 000 руб.
В силу пункта 6.1 Порядка предоставления мер социальной поддержки молодым специалистам системы здравоохранения Астраханской области, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П, финансирование мер социальной поддержки осуществляется министерством в виде предоставления из бюджета Астраханской области медицинским учреждениям в установленном порядке субсидии на иные цели.
Согласно пункту 7 Порядка предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания образовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта, утвержденного постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 N 229-П, министерство в течение 15 рабочих дней со дня поступления документов, указанных в пункте 6 Порядка, рассматривает документы и принимает решение о предоставлении выплаты или об отказе в ее предоставлении в форме правового акта министерства.
Судом первой инстанции установлено и подтверждено материалами дела, что 2012 - 2013 годах произведены выплаты единовременных пособий на основании Постановлений Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П "О мерах социальной поддержки молодых специалистов системы здравоохранения Астраханской области" и от 21.03.2013 N 70-П "О единовременных компенсационных выплатах медицинским работникам в 2013 году" работникам ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" Нургалиевой А.И., Садретдиновой Г.Т., на основании Постановления Правительства Астраханской области от 05.06.2012 г. N 229-П "О порядке предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам в возрасте до 35 лет, прибывшим в 2011-2012 годах после окончания общеобразовательного учреждения высшего или среднего профессионального образования на работу в сельскую местность и (или) переехавшим на работу в сельскую местность из другого населенного пункта" произведены единовременные компенсационные выплаты работникам ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" Золину Д.В., Темирсултановой Л.О., Кадыровой А.М., Вихляевой И.А., Павловой В.Н., Степановой О.Н., Аникиной Т.Н., Игнатьевой А.В., Конкиной Н.В., Кожевниковой И.В., Куаналиевой Р.А., Деревяновой Е.П., Бердиевой Ф.И., Расуловой (Меликовой) Э.Р., Сумбаевой Н.А., Ивакиной О.В., Джумалиевой С.В., Шникеевой Д.З., Нурумовой А.Ф.
Суд апелляционной инстанции полагает верным вывод суда первой инстанции о том, что в рассматриваемом случае учреждение не является плательщиком страховых взносов, так как предоставление ежемесячной денежной выплаты в пользу физического лица не предусмотрено трудовым договором между работодателем и сотрудником, и выплачивается не в рамках трудовых отношений.
Данное обязательство возникает между органом исполнительной власти (министерством здравоохранения Астраханской области) и работниками, замещающими врачебные должности, должности среднего и младшего медицинского персонала учреждения.
Предоставление указанных денежных выплат, предусмотренных постановлением Правительства Астраханской области от 11.08.2010 N 361-П, постановлением Правительства Астраханской области от 05.06.2012 г. N 229-П, относится к расходным обязательствам Астраханской области и финансируется за счет средств областного бюджета.
Таким образом, как обоснованно указал суд первой инстанции, единовременные пособия и единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам не являются вознаграждением в рамках трудового договора (трудовых отношений), поскольку в силу их характера не являются оплатой труда (вознаграждением за труд) работников, как она определена статьей 129 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно подпункту "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ все виды установленных законодательством Российской Федерации, законодательными актами субъектов Российской Федерации, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей, в том числе в связи с переездом на работу в другую местность, за исключением выплат в денежной форме за работу с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями труда, кроме компенсационных выплат в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов, выплат в иностранной валюте взамен суточных, производимых в соответствии с законодательством Российской Федерации российскими судоходными компаниями членам экипажей судов заграничного плавания, а также выплат в иностранной валюте личному составу экипажей российских воздушных судов, выполняющих международные рейсы, компенсационных выплат за неиспользованный отпуск, не связанных с увольнением работников, не подлежат обложению страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.
Таким образом, от обложения страховыми взносами освобождаются все виды компенсационных выплат, связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации), которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, в том числе Трудовым кодексом Российской Федерации, при этом перечень обусловленных законодательством исключений из этого правила носит исчерпывающий характер и расширительному толкованию не подлежит.
Поскольку единовременные пособия и единовременные компенсационные выплаты медицинским работникам не являются вознаграждением за труд, носят единовременный и исключительно компенсационный характер, данные выплаты в силу подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ не подлежат обложению страховыми взносами, что исключает начисление недоимки по страховым взносам, пеней и штрафа.
В отношении возмещения ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" расходов, связанных со служебными командировками арбитражный суд апелляционной инстанции пришел к следующему выводу.
Объектом обложения страховыми взносами для организаций согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг.
Подпункта "и" пункта 2 части 1 статьи 9 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ предусмотрено, что не подлежат обложению страховыми взносами для организаций все виды установленных законодательством РФ компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с выполнением физическим лицом трудовых обязанностей.
Согласно статье 167 Трудового кодекса Российской Федерации, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется, в том числе, возмещение расходов, связанных со служебной командировкой.
В случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику, в том числе и расходы по проезду (статья 168 Трудового кодекса Российской Федерации).
Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.
Приказами Государственного бюджетного учреждения здравоохранения Астраханской области "Икрянинская районная больница" N 5п1 от 16.01.2012, N 8 от 14.01.2013, N 3 от 09.01.2014 установлено, что, если сотрудник не может предоставить документы о проведенной командировке, то с разрешения главного врача ему оплачивается минимальная стоимость проезда от места постоянной работы до места командировки, определяемая по справочникам пассажирских перевозок на железнодорожном пассажирском (в плацкартном вагоне) и автомобильном транспорте общего пользования (кроме такси).
В соответствии с п. 1 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729, возмещение расходов по проезду к месту служебной командировки и обратно к месту постоянной работы, при отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, осуществляется в размере минимальной стоимости проезда: автомобильным транспортом - в автобусе общего типа.
Таким образом, как верно указал суд первой инстанции, работнику гарантировано возмещение расходов на проезд к месту служебной командировки и необходимым минимумом для возмещения указанных расходов является установленная постановлением Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 категория транспорта, в оспариваемых случаях - это автобус общего типа.
При отсутствии проездных документов, подтверждающих произведенные расходы, сотрудниками Учреждения здравоохранения в соответствии с требованиями п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.10.2002 N 729 и локальными нормативными актами приобщались справки о стоимости проезда. Все справки получены у официального перевозчика, имели необходимые реквизиты и заверены подписями должностных лиц.
Сам факт служебных командировок и то, что расходы были возмещены в размере, не превышающем норм, установленных локальным нормативным актом, в судебном заседании не оспаривались.
При указанных обстоятельствах суд первой инстанции правомерно удовлетворил заявленные ГБУЗ АО "Икрянинская районная больница" требования.
Нормы материального права применены Арбитражным судом Астраханской области правильно. Нарушений норм процессуального права, являющихся в силу части 4 статьи 270 АПК РФ безусловными основаниями для отмены принятого судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
С учетом изложенного апелляционная жалоба Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области социального страхования Российской Федерации не подлежит удовлетворению.
В силу подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Икрянинском районе Астраханской области освобождено от уплаты госпошлины при обращении в арбитражный суд с апелляционной жалобой, в связи с чем, вопрос о распределении судебных расходов в данной части рассмотрению не подлежит.
Руководствуясь статьями 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Астраханской области от 17 декабря 2015 года по делу N А06-6767/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Арбитражный суд Поволжского округа путём подачи кассационной жалобы через суд первой инстанции, принявший решение, в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления постановления в законную силу.
Председательствующий |
М.Г. Цуцкова |
Судьи |
С.А. Кузьмичев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А06-6767/2015
Истец: ГБУЗ АО "Икрянинская Районная больница"
Ответчик: Управление Пенсионного фонда РФ (ГУ) в Икрянинском районе Астраханской области, УПФР в Икрянинском районе Астраханской области
Третье лицо: Министерство здравоохранения Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
11.09.2017 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-24070/17
02.06.2017 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-5322/17
22.03.2017 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6767/15
19.07.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-10303/16
09.03.2016 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1067/16
17.12.2015 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-6767/15