г. Самара |
|
03 марта 2016 г. |
Дело N А72-12679/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 29 февраля 2016 года.
Постановление в полном объеме изготовлено: 03 марта 2016 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего судьи Драгоценновой И.С.,
судей Юдкина А.А., Филипповой Е.Г.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Лаврской Е.В.,
без участия в судебном заседании представителей лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда, в зале N 3, дело по апелляционной жалобе Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 декабря 2015 года по делу N А72-12679/2015 (судья Лубянова О.А.),
принятое по заявлению Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска,
об отмене решения УФАС по Ульяновской области от 26.08.2015 по делу N 12479/04-2015 и предписания N 83 от 31.08.2015,
заинтересованные лица:
Управление федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора:
- Общество с ограниченной ответственностью "Строительная компания "Клеймо мастера",
объединенное дело по заявлению:
Общества с ограниченной ответственностью "Технологии гостеприимства"
о приостановлении действия оспариваемого решения в части выдачи предписания об отмене протокола N 1
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Технологии гостеприимства" (ОГРН 1147325004760, ИНН 7325130559), г.Ульяновск,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г.Ульяновск,
третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора: администрация города Ульяновска, г.Ульяновск,
Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации г.Ульяновска. г.Ульяновск,
о признании незаконным решения от 26.08.2015 по делу N 12479/04-2015 в части отмены полностью протокола от 20.08.2015 N 1, признании жалобы обоснованной в отношении лотов N 1 и N 6,
УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска обратился в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением об отмене решения УФАС по Ульяновской области от 26.08.2015 по делу N 12479/04-2015 и предписания N 83 от 31.08.2015 (дело N А72-12679/2015).
В Арбитражный суд Ульяновской области обратилось Общество с ограниченной ответственностью "Технологии гостеприимства" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о признании незаконным решения от 26.08.2015 по делу N 12479/04-2015 в части отмены полностью протокола от 20.08.2015 N 1, признании жалобы обоснованной в отношении лотов N 1 и N 6 (дело N А72-12697/2015).
Определением от 23.09.2015 суд объединил дела N А72-12679/2015 и N А72-12697/2015 в одно производство для совместного рассмотрения.
Определением от 28.10.2015 суд удовлетворил ходатайство заявителя (Комитет) об уточнении заявленных требований, заявитель просил:
- признать решение комиссии УФАС по Ульяновской области от 26.08.2015 по делу N А72-12479/04-2015 незаконным,
- признать предписание N 83 от 31.08.2015 незаконным.
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 02 декабря 2015 года заявленные требования оставлены без удовлетворения.
Не согласившись с выводами суда, Комитет по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства Администрации города Ульяновска подал апелляционную жалобу, в которой просит решение суда первой инстанции отменить, жалобу - удовлетворить. Решение комиссии УФАС по Ульяновской области от 26.08.2015 и предписание N 83 от 31.08.2015 признать незаконными.
В обоснование доводов жалобы ссылается на неправильное применение судом норм материального права, неполное выяснение обстоятельств дела.
В жалобе указывает на то, что жалоба ООО "СК "Клеймо мастера" является необоснованной, поскольку права и законные интересы общества действиями комитета не нарушены. ООО "СК "Клеймо мастера" участия в спорном аукционе не принимало, заявки на участие в аукционе не подавало.
Кроме того, ссылается на то, что вопрос о действительности аукциона остался открытым, поскольку отменив протокол N 1 от 20.08.2015 г. комитет, тем самым не отменит аукцион.
УФАС по Ульяновской области апелляционную жалобу отклонило по мотивам, изложенным в отзыве на нее.
В судебное заседание представители лиц, участвующих в деле, не явились, о месте и времени судебного разбирательства надлежаще извещены, в связи с чем, апелляционная жалоба в соответствии со статьями 123, 156 АПК РФ рассмотрена в их отсутствие.
Апелляционная жалоба на судебный акт арбитражного суда Ульяновской области рассмотрена в порядке, установленном ст.ст.266-268 АПК РФ.
Исследовав доказательства по делу с учетом доводов апелляционной жалобы, отзыва, суд апелляционной инстанции пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения апелляционной жалобы.
Материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.
16.07.2015 на сайте torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение и аукционная документация по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков по лотам N N 1-6, расположенных в городе Ульяновске (дата окончания приема заявок - 19.08.2015, дата проведения аукциона - 21.08.2015) (извещение N 160715/0037140/03).
18.08.2015 ООО "СК "Клеймо мастера" обратилось в УФАС по Ульяновской области с жалобой на действия организатора торгов.
26.08.2015 УФАС по Ульяновской области вынесено решение по делу N 12479/04-2015, в соответствии с которым действия Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска при организации и проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (извещение N 160715/0037140/03) признаны нарушением части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
31.08.2015 УФАС по Ульяновской области в отношении Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска выдано предписание N 83, которым предписано в срок до 07.09.2015 прекратить нарушение части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции", выразившееся в размещении информационного сообщения и документации по проведению аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков с нарушением требований ст.ст. 39.8, 39.11 Земельного кодекса РФ (извещение N 160715/0037140/03, официальный сайт torgi.gov.ru).
Заявитель, полагая, что решение и предписание противоречат закону и нарушают его права, заявитель обратился в суд с настоящим заявлением.
Судом первой инстанции в обжалуемом решении приведены мотивы и ссылки на нормативно-правовые акты, на основании которых отказано в удовлетворении заявления.
Анализируя и оценивая представленные сторонами в материалы дела доказательства, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Частью 21 статья 39.11 Земельного Кодекса РФ определено, что извещение о проведении аукциона должно содержать сведения в том числе:
- о технических условиях подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, предусматривающих предельную свободную мощность существующих сетей, максимальную нагрузку и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, о сроке действия технических условий, о плате за подключение (технологическое присоединение) на дату опубликования указанного извещения (за исключением случаев, если в соответствии с основным видом разрешенного использования земельного участка не предусматривается строительство здания, сооружения, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства);
- о размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка;
- о сроке аренды земельного участка в случае проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка. При этом срок аренды такого земельного участка устанавливается с учетом ограничений, предусмотренных пунктами 8 и 9 статьи 39.8 настоящего Кодекса;
- о размере ежегодной арендной платы при предоставлении земельного участка юридическому лицу в аренду для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства, за исключением первого арендного платежа, размер которого определяется по результатам аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства. При этом размер ежегодной арендной платы, если предметом аукциона является размер первого арендного платежа, определяется в порядке, установленном для определения арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Указанные условия являются обязательными к включению в извещение.
Из материалов дела следует, что 16.07.2015 на сайте torgi.gov.ru опубликовано информационное сообщение и аукционная документация по проведению открытого аукциона на право заключения договора аренды земельных участков по лотам N N 1-6, расположенных в городе Ульяновске (дата окончания приема заявок - 19.08.2015, дата проведения аукциона - 21.08.2015) (извещение N 160715/0037140/03).
В информационном сообщении о проведении торгов по лоту N 1 указано: земельный участок из состава земель населенных пунктов, кадастровый номер 73:19:071701:1580, расположенный по адресу: г.Ульяновск, Засвияжский район, с.Кротовка, западнее земельного участка по ул. Лесной, д. 44, целевое назначение земельного участка - под индивидуальное жилищное строительство, срок действия договора аренды установлен 10 лет.
Однако, согласно п.3 ст. 610 Гражданского кодекса Российской Федерации максимальные (предельные) сроки договора для отдельных видов аренды, а также для аренды отдельных видов имущества могут устанавливаться только законом.
Согласно части 1 статьи 39.8 Земельного Кодекса РФ условия договора аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, определяются гражданским законодательством, настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
В пункте 3 части 8 статьи 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается на срок двадцать лет в случае предоставления гражданину земельного участка для индивидуального жилищного строительства или земельного участка в границах населенного пункта для ведения личного подсобного хозяйства.
Судом установлено, что в извещении о проведении аукциона в отношении лота N 1 в графе "Способ продажи" указано: аукцион открытый по составу участников.
Следовательно, в данном случае Комитет не вправе был устанавливать иной срок аренды земельного участка под индивидуальное жилищное строительство.
В соответствии с частью 21 статьи 39.12 Земельного кодекса Российской Федерации извещение о проведении аукциона должно содержать, в том числе размере задатка, порядке его внесения участниками аукциона и возврата им задатка, банковских реквизитах счета для перечисления задатка.
Как верно указал суд, из смысла указанной статьи следует, что размер задатка определяется организатором аукциона самостоятельно. Каких-либо ограничений по размеру задатка в соотношении к начальной цене предмета аукциона действующее законодательство не содержит.
Также по данному лоту установлена сумма задатка 200 000,00 руб., начальная цена предмета аукциона установлена в размере 50 348,8 рублей.
Указанное, как верно указал суд, свидетельствует о неправомерности довода ООО "СК "Клеймо мастера" (податель жалобы), касающегося необоснованного установления суммы задатка по лоту N 1.
По лоту N 6: земельный участок из состава земель населённых пунктов, под строительство объекта социального и коммунального назначения, кадастровый номер 73:24:021115:1763, расположенный по адресу: г. Ульяновск, Заволжский район, юго-западнее земельного участка по проспекту Созидателей с кадастровым номером 73:24:021115:514, не указана информация о плате за подключение (технологическое присоединение).
Согласно подпункту 4 пункта 8 статьи 39.11 Земельного кодекса Российской Федерации земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, не может быть предметом аукциона, если в отношении земельного участка отсутствуют сведения о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, за исключением случаев, если в соответствии с разрешенным использованием земельного участка не предусматривается возможность строительства зданий, сооружений, и случаев проведения аукциона на право заключения договора аренды земельного участка для комплексного освоения территории или ведения дачного хозяйства.
Исходя из положений указанной нормы Земельного кодекса Российской Федерации информация о технических условиях подключения объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и о плате за подключение является требованием о предоставлении исчерпывающих сведений о возможности застройки участка, соответственно, данная информация должна быть доведена до всех заинтересованных лиц, желающих принять участие в аукционе.
В соответствии с пунктом 2 "Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения", утвержденных постановлением Правительства РФ от 13.02.2006 N 83 "сети инженерно-технического обеспечения" - совокупность имущественных объектов, непосредственно используемых в процессе тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения.
Таким образом, земельный участок не может быть предметом аукциона в случае отсутствия сведений о технических условиях подключения (технологического присоединения) объектов к сетям тепло-, газо-, водоснабжения и водоотведения, электроснабжения.
Из содержания извещения от 16.07.2015, размещенного на сайте torgi.gov.ra, следует, что опубликована информация лишь о технических условиях на подключение водоснабжения и водоотведения, при этом, в отношении сетей тепло и газоснабжения нет указания и на заключение о невозможности подключения (технологического присоединения) объекта капитального строительства к каким-либо сетям инженерно-технического обеспечения не только по лоту N 1, но и по всем остальным лотам.
Однако, не представлены доказательства получения такой информации от организаций, осуществляющих эксплуатацию сетей инженерно - технического обеспечения.
Неуказание в извещении о проведении торгов информации о плате за подключение (технологическое присоединение) является нарушением требований статьи 39.11 Земельного Кодекса РФ.
Кроме того, в сведениях о технических условиях на подключение должны быть, согласно пункту 4 части 21 статьи 39.11 ЗК РФ, указаны также максимальная нагрузка и сроки подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, срок действия технических условий.
Однако, данная информация ни по одному лоту не указана и в отношении технических условий на подключение к сетям водоснабжения и водоотведения, на которые имеется ссылка в извещении.
Суд апелляционной инстанции приходит к аналогичному выводу о том, что в данном случае КУГИГ обязано было отказаться от проведения аукциона, выявив отсутствие вышеуказанных данных.
Согласно части 22 статьи 39.11 Земельного Кодекса РФ обязательным приложением к размещенному на официальном сайте извещению о проведении аукциона является проект договора купли - продажи или проект договора аренды земельного участка.
07.08.2015 в извещение о проведении торгов внесены изменения, касающиеся установления порядка и срока внесения арендных платежей. Внесение изменений в извещение о проведении торгов осуществлено без продления срока для подачи заявки на участие в аукционе.
Согласно внесенным изменениям в извещение о проведении торгов от 07.08.2015 установлен следующий порядок и срок внесения арендных платежей: "Размер ежемесячного арендного платежа устанавливается как частное от размера арендного платежа за весь срок аренды, установленного договором, за вычетом внесенной суммы задатка, поделенного на количество месяцев аренды, установленных договором. Арендная плата исчисляется с даты подписания договора аренды сторонами, при этом, первый арендный платеж вносится арендатором в месяце, следующим за месяцем заключения договора аренды земельного участка", противоречит проекту договора аренды земельного участка.
В указанный проект договора аренды земельного участка вышеизложенные изменения организатором торгов не вносились.
Пунктом 3.2 проекта договора предусмотрено следующее: "Внесенный Арендатором (участником аукциона) задаток в размере ___ рублей засчитан в счет оплаты земельного участка, указанного в п. 3.1 настоящего договора.
Арендная плата вносится Арендатором ежемесячно до 10 числа следующего за отчетным, за декабрь - до 25 декабря текущего месяца...".
Исходя из указанных обстоятельств, УФАС по Ульяновской области сделан правомерный вывод о том, что внесение изменений в извещение о проведении торгов, устанавливающих иной порядок и сроки арендных платежей, противоречит проекту договора аренды земельного участка, опубликованному на torgi.gov.ru.
Указанные действия организаторов торгов в части внесения изменений в условия договора аренды нарушают права и законные интересы неопределенного круга лиц - потенциальных участников аукциона, которые поставлены в условия неопределенности относительно условий о внесении арендных платежей, создают условия для ограничения конкуренции.
В соответствии с частью 1 статьи 614 Гражданского Кодекса РФ порядок, условия и сроки внесения арендной платы определяются договором аренды.
Внесение изменений в порядок, условия внесения арендной платы должны быть внесены в проект договора аренды земельного участка, однако, организатором торгов это не было сделано.
Суд апелляционной инстанции соглашается с выводом суда первой инстанции о правомерности вывода УФАС по Ульяновской области о том, что Комитетом допущено нарушение порядка размещения информации о проведении торгов, установленные статьей 39.11 Земельного Кодекса РФ.
Частью 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции" установлен запрет на осуществление действий, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что действия Комитета по управлению городским имуществом, земельными ресурсами, архитектуры и градостроительства администрации города Ульяновска при организации и проведении аукциона на право заключения договоров аренды земельных участков (извещение N 160715/0037140/03) являются нарушением части 1 статьи 17 Закона "О защите конкуренции".
Отклоняя довод заявителя о том, что у антимонопольного органа отсутствовали основания для рассмотрения жалобы по существу, суд правомерно исходил из следующего.
В части 1 статьи 18.1 Закона "О защите конкуренции" установлено, что по правилам указанной статьи антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов или в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции).
Полномочия антимонопольного органа по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры обязательных в соответствии с законодательством Российской Федерации торгов, продажи государственного или муниципального имущества определены пунктом 4.2 части 1 статьи 23 Закона "О защите конкуренции".
Судом верно указано, что в данном случае для признания жалобы обоснованной и выдачи предписания достаточно установления нарушения требований статей 39.8, 39.11 и 39.12 Земельного Кодекса РФ при организации проведении аукциона.
Таким образом, несмотря на то, что ООО "СК "Клеймо мастера" не подавало заявку на участие в рассматриваемом аукционе, оно, в силу положений части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, имело право на подачу жалобы на действия организатора торгов, поскольку его права и законные интересы могли быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.
Отклоняя довод Комитета о том, что антимонопольный орган неправомерно снизил срок для исполнения предписания, суд обоснованно руководствовался следующим.
Пунктом 3.1 части 1 статьи 23 Закона "О защите конкуренции" установлено, что антимонопольный орган выдает организатору торгов, конкурсной или аукционной комиссии, продавцу государственного или муниципального имущества, организатору продажи обязательные для исполнения предписания о совершении действий, направленных на устранение нарушений порядка организации, проведения торгов, продажи государственного или муниципального имущества, порядка заключения договоров по результатам торгов или в случае признания торгов несостоявшимися, в том числе предписания об отмене протоколов, составленных в ходе проведения торгов, о внесении изменений в документацию о торгах, извещение о проведении торгов, об аннулировании торгов.
Следовательно, выдача предписания и выбор способа устранения выявленных нарушений, исходя из фактических обстоятельств дела, относится к установленным законом полномочиям антимонопольного органа. В данном случае, антимонопольный орган, признав жалобу ООО "СК "Клеймо мастера" обоснованной, правомерно принял оспариваемое решение и выдал соответствующее предписание.
Срок на обжалование предписания, установленный статьей 52 Закона о защите конкуренции и срок исполнения предписания являются разными. Один срок от другого не зависит.
В данном случае установленный антимонопольным органом в предписании семидневный срок является достаточным для исполнения предписания. Доказательства подтверждающее обратное суду не представлены.
Действующим законодательством не предусмотрено право антимонопольного органа выдавать предписания об отмене протокола в части.
При указанных обстоятельствах, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу, что заявителем не подтверждено наличие оснований для удовлетворения заявленных требований.
Доводы апелляционной жалобы, сводящиеся фактически к повторению утверждений исследованных и правомерно отклоненных арбитражным судом первой инстанции, не могут служить основанием для отмены или изменения судебного акта, поскольку не свидетельствуют о нарушении судом норм материального и процессуального права.
При таких обстоятельствах суд апелляционной инстанции полагает, что суд первой инстанции принял законное и обоснованное решение, полно и правильно установил обстоятельства дела, применил нормы материального права, подлежащие применению, и не допустил нарушения процессуального закона, в связи с чем, оснований для отмены или изменения судебного акта не имеется.
Нарушений норм процессуального права, предусмотренных ч. 4 ст. 270 АПК РФ и влекущих безусловную отмену судебного акта, коллегией не установлено.
Решение арбитражного суда первой инстанции следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 266-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 02 декабря 2015 года по делу N А72-12679/2015 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
И.С. Драгоценнова |
Судьи |
А.А. Юдкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А72-12679/2015
Истец: КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ, ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, ООО "ТЕХНОЛОГИИ ГОСТЕПРИИМСТВА"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, Управление Федеральной антимонопольной службы России по Ульяновской области
Третье лицо: Администрация города Ульяновск, Администрация города Ульяновска, КОМИТЕТ ПО УПРАВЛЕНИЮ ГОРОДСКИМ ИМУЩЕСТВОМ, ЗЕМЕЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ, АРХИТЕКТУРЫ И ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА, ООО "Строительная компания "Клеймо мастера", ООО "Технологии гостеприимства", ООО СК "Клеймо Мастера", Администрация г. Ульяновска
Хронология рассмотрения дела:
20.06.2016 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-9199/16
03.03.2016 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-409/16
02.12.2015 Решение Арбитражного суда Ульяновской области N А72-12679/15
03.11.2015 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14581/15