г. Владимир |
|
09 марта 2016 г. |
Дело N А79-8644/2015 |
Резолютивная часть постановления объявлена 29 февраля 2016 года.
Полный текст постановления изготовлен 09 марта 2016 года.
Первый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего судьи Наумовой Е.Н., судей Максимовой М.А., Мальковой Д.Г., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кочуевой К.Э.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Чувашмясопром" на решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.12.2015 по делу N А79-8644/2015, принятое судьей Новожениной О.А.,
по иску товарищества собственников жилья "Эгер", г. Чебоксары, ОГРН 1072100000675, ИНН 2130017672, к обществу с ограниченной ответственностью "Фирма "Чувашмясопром", г.Чебоксары, ОГРН 1022100981385, ИНН 2127002161, третье лицо - индивидуальный предприниматель Степанов Михаил Иванович, г. Чебоксары,
о демонтаже вывески,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом,
установил.
Товарищество собственников жилья "Эгер" обратилось в арбитражный суд с иском о понуждении общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Чувашмясопром" демонтировать со стены многоквартирного дома N 42 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары со стороны Эгерского бульвара, напротив дома N 44 по Эгерскому бульвару вывеску с надписью "ВИНОГРАД".
Заявленное требование обосновано положениями статей 247, 290 Гражданского кодекса Российской Федерации и мотивировано отсутствием правовых оснований для размещения ответчиком вывески "ВИНОГРАД".
Определением от 22.10.2015 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен индивидуальный предприниматель Степанов Михаил Иванович, являющийся собственником нежилого помещения, над входом в которое размещена спорная вывеска.
Решением от 07.12.2015 Арбитражный суд Чувашской Республики удовлетворил исковые требования.
Не согласившись с принятым по делу решением, ООО "Фирма "Чувашмясопром" обратилось в Первый арбитражный апелляционный суд с апелляционной жалобой, в которой просит решение отменить.
Заявитель указывает, что спорная вывеска не является рекламной, что подтверждается письмом МУП "Городская реклама" от 25.11.2015 N 1217.
Пояснил, что помещение, в котором расположен магазин "Виноград" принадлежит на праве собственности третьему лицу, ответчик арендует указанное помещение по договору аренды от 09.09.2014, конструкция располагается на той части жилого дома, которая арендована у третьего лица.
Ссылается на нерассмотрение судом ходатайства о направлении запроса в МУП "Городская реклама" для выяснения вопроса, является ли спорная вывеска рекламной.
Также пояснил, что в нарушение норм процессуального права судом не было предложено сторонам выступить в прениях и репликах.
ТСЖ "Эгер" в отзыве на апелляционную жалобу указало на законность и обоснованность решения, просило оставить апелляционную жалобу без удовлетворения, а также о рассмотрении дела в отсутствие своего представителя.
ИП Степанов Михаил Иванович в отзыве на апелляционную жалобу оставил вопрос об ее удовлетворении на усмотрение суда.
Лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом, явку полномочных представителей в судебное заседание не обеспечили.
В соответствии со статьей 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, по имеющимся в нем материалам.
Законность и обоснованность принятого по делу решения проверены Первым арбитражным апелляционным судом в порядке главы 34 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Повторно рассмотрев дело, проверив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, 23.03.2007 Минюстом Российской Федерации в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о некоммерческой организации - ТСЖ "Эгер".
Согласно уставу, утвержденному протоколом общего собрания членов ТСЖ "Эгер" от 26.07.2015, товарищество является некоммерческой организацией, объединением собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме (пункт 2.1).
Решением от 25 декабря 2010 года общего собрания собственников помещений жилого многоквартирного дома по адресу: Россия, Чувашская Республика, г. Чебоксары, Эгерский бульвар, д. 42, проведённого в форме заочного голосования, в соответствии со статьей 47 Жилищного кодекса Российской Федерации определена возможность сдачи в аренду (предоставлении права возмездного пользования) общедомового имущества (части конструктивных элементов общедомового имущества) жилого многоквартирного дома по адресу: г.Чебоксары, Эгерский бульвар, д. 42. Дополнительные доходы, полученные от сдачи в аренду (предоставления права возмездного пользования) направлять строго на пополнение целевых фондов содержания жилья и текущего ремонта и использовать на содержание общедомового имущества и благоустройство придомовой территории.
13.11.2008 Управлением Федеральной регистрационной службы по Чувашской Республике на основании договора долевого строительства нежилого помещения от 11.04.2006 в Единый государственный реестр прав внесена запись о государственной регистрации права собственности Степанова М.И. в отношении нежилого помещения общей площадью 116,8 кв.м, этаж 1, адрес объекта: г. Чебоксары, бульвар Эгерский, д.42, пом. 4.
По договору аренды от 09.09.2014 указанное нежилое помещение индивидуальным предпринимателем Степановым М.И. передано ООО "Фирма "Чувашмясопром" во временное владение и пользование (в аренду) сроком до 09.09.2019 для осуществления коммерческой деятельности по реализации алкогольной продукции и продуктов питания.
Помещение передано арендатору по акту приема-передачи нежилого помещения от 09.09.2014.
ООО "Фирма "Чувашмясопром" в процессе пользования помещением на фасаде многоквартирного дома N 42 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары размещены конструкции, содержащие словесные сочетания "ВИНОГРАД", "напитки со всего мира".
На требования ТСЖ "Эгер" о заключении договора аренды общего имущества многоквартирного дома для размещения вывески "ВИНОГРАД" письмом от 13 июня 2015 года ООО "Фирма "Чувашмясопром" ответило отказом.
Ссылаясь на то, что на размещение спорных вывесок не было получено согласие собственников помещений многоквартирного дома, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Разрешая настоящий спор, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что спорная вывеска не отвечает признакам информационной вывески.
В силу статьи 3 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" под рекламной понимается информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средство его индивидуализации, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама; товар - продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владельцем рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) является собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Закона Российской Федерации N 3020-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей" изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске.
Назначение информации такого характера состоит в извещении неопределенного круга лиц о фактическом местонахождении юридического лица и (или) обозначении места входа.
В соответствии со статьей 54 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо имеет свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму.
Допускается размещать на вывеске зарегистрированные в установленном порядке товарные знаки, логотипы и знаки обслуживания данного предприятия, а также декоративные элементы. Иная информация, размещенная на вывеске, считается рекламной.
Информационные вывески должны размещаться у входа в предприятие либо на двери входа так, чтобы их хорошо видели посетители. Информационные вывески могут быть заменены надписями на стекле витрины, входной двери.
Судом установлено, что вход в помещение, занимаемое ответчиком, содержит вывеску, содержащую информацию о юридическом лице, виде деятельности, графике работы, а также иную информацию, что согласуется с требованиями Закона Российской Федерации N 3020-1 от 07.02.1992 "О защите прав потребителей".
Вместе с тем спорные конструкции, размещенные над входом в помещение, занимаемое ответчиком, нельзя отнести к вывескам в том понимании, как это трактуется в статье 2 Закона о рекламе. На данных конструкциях отсутствует ссылка на фирменное наименование предприятия, включающее в себя указание на организационно-правовую форму, нанесенные на них надписи не могут рассматриваться в качестве фирменного наименования организации; размещены с целью привлечения внимания именно к деятельности, а не наименованию юридического лица; конструкции не содержат всех необходимых сведений, предусмотренных Законом о защите прав потребителей, размещены при соблюдении ответчиком процедуры их установки как рекламных конструкций.
Следовательно, исходя из позиции, изложенной в определении Верховного Суда Российской Федерации N 303-ЭС14-395 от 18.11.2014, названные признаки не позволяют отнести спорные конструкции к информационным вывескам.
В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является восстановление положения, существовавшего до нарушения права, и пресечение действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Статьей 304 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 290 Гражданского кодекса Российской Федерации собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.
В силу положений статьи 246 Гражданского кодекса Российской Федерации распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников.
Как следует из пункта 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы), а также крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование, находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.
В силу части 5 статьи 19 Федерального закона N 38-ФЗ от 13.03.2006 "О рекламе" установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества.
В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. По окончании срока действия договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции обязательства сторон по договору прекращаются. Субъекты Российской Федерации устанавливают предельные сроки, на которые могут заключаться договоры на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, в зависимости от типов и видов рекламных конструкций и применяемых технологий демонстрации рекламы, но не менее чем на пять лет и не более чем на десять лет. Конкретные сроки договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции на земельном участке, здании или ином недвижимом имуществе, находящихся в государственной или муниципальной собственности, либо на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, устанавливаются соответственно органом исполнительной власти, органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа в зависимости от типа и вида рекламной конструкции, применяемых технологий демонстрации рекламы в границах соответствующих предельных сроков. Заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции осуществляется в соответствии с нормами настоящего Федерального закона и гражданского законодательства. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5-7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
В силу вышеизложенных норм права ответчик обязан был получить разрешение собственников общего имущества многоквартирного жилого дома, расположенного по адресу: г. Чебоксары, Эгерский бульвар, д.42, на размещение на общем имуществе дома спорных конструкций.
Вместе с тем в материалах дела отсутствуют доказательства принятия собственниками многоквартирного жилого дома решения о размещении на общем имуществе дома спорных конструкций.
Договор аренды от 09.09.2014 помещения не является основанием для размещения вывески на общем имуществе дома.
В связи с этим требование о демонтаже стеновой панели (центральная часть - световой короб из композитных панелей со световыми буквами "Виноград" размером 5800 * 800 мм; боковая часть - световой короб из композитных панелей со световым логотипом "Виноград" размером 800 * 800 мм), размещенной на наружной стене дома N 42 по Эгерскому бульвару г. Чебоксары, удовлетворено судом первой инстанции правомерно.
Исследовав материалы дела, проверив доводы заявителя, изложенные в апелляционной жалобе, суд апелляционной инстанции считает обоснованным решение суда первой инстанции об удовлетворении исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы проверены судом апелляционной инстанции и отклонены как не влияющие на законность принятого судебного акта, не позволяют отнести спорные конструкции к информационным вывескам.
Ссылка заявителя на письмо МУП "Городская реклама" N 1217 от 25.11.2015 отклоняется, поскольку указанное письмо не имеет для суда заранее установленной силы.
Суд первой инстанции, оценив по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства, пришел к обоснованному выводу о том, что спорные конструкции к информационным вывескам не относятся.
Довод ответчика о том, что суд не предоставил сторонам возможность выступить в прениях, не свидетельствуют о наличии нарушений норм процессуального права, являющихся безусловными основаниями для отмены судебного акта или повлекших принятие неправильного решения.
Судом первой инстанции верно установлены фактические обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, дана правильная оценка доказательствам и доводам участвующих в деле лиц.
Обжалуемый судебный акт соответствует нормам материального права, а содержащиеся в нем выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам. Нарушений норм процессуального права, являющихся согласно части 4 статьи 270 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены судебного акта, судом апелляционной инстанции не установлено.
Согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя апелляционной жалобы.
Руководствуясь статьями 176, 258, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Первый арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Чувашской Республики от 07.12.2015 по делу N А79-8644/2015 оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Фирма "Чувашмясопром" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Постановление может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в двухмесячный срок со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Е.Н. Наумова |
Судьи |
М.А. Максимова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А79-8644/2015
Истец: ТСЖ "Эгер"
Ответчик: ООО "Фирма "Чувашмясопром"
Третье лицо: ИП Степанов Михаил Иванович